Семинар №2. Тема 4 Социальная типология личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №2. Тема 4 Социальная типология личности



 

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения и развития типологии личности (гуморальный подход, психосоматический подход к типологии темпераментов в исследованиях Э. Кречмера, У. Шелдона).

2. Аполлонический и дионисийский типы личности в философии Ф.Ницше.

3. Психологические типы К. Юнга.

4. Культурфилософская интерпретация основных типов человеческого существования в главном труде Э. Шпрангера «Жизненные формы».

5. Типология социальных характеров Э. Фромма.

6. Социологическая типология личностей Р. Мертона.

 

Литература:

 

1. Маклаков, А.Г. «Общая психология», Издательство: Питер. Год: 2001. Страниц: 592.

2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с.

3. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки.

4. Юнг, К. Психологические типы.

5. Шпрангер, Э. Жизненные формы.

 

 

Тестовые задания по теме:

1. В каком из типов восприятия мира по Ф.Ницше господствует иррациональное, основанное на приоритете чувственного, женского, начало?

А. аполлоническое

Б. дионисийское

В. и в том и в другом в равной степени.

 

2. Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является:

А. способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка.

Б. воспринимать мир как господствующую рациональность.

В. воплощать в жизнь принцип индивидуализма.

 

3. Подчинение Диониса Аполлону мо мнению Ф. Ницше рождает в искусстве:

А. трагедию

Б. комедию

В. музыку

 

4. Соотнесите представленные типы жидкостей с соответствующим типом темперамента так, чтобы это отвечало воззрениям Гиппократа.

А. кровь 1. флегматик

Б. желтая желчь 2. холерик

В. слизь 3. меланхолик

Г.черная желчь 4. сангвиник

 

5. Кто из философов 18 века дал развернутые портреты всех четырех типов темпераментов: сангвиника, меланхолика, холерика и флегматика?

А. Ф.Шиллер

Б. Ф Ницше

В. И.Кант

Г. У. Джеймс

 

6. Какие три психосоматических типа личности выделил Э. Кречмер на основании определенного типа телосложения?

А. эндоморфный, мезоморфный, экзоморфный.

Б. пикник, астеник, атлетик

В. стихийно-обыденный, функциональный, созерцательный

 

7. Для какого типа личности по Шелдону характерно «заторможенность в движениях, скрытность чувств, непредсказуемое поведение».

А. Эдоморфный тип

Б. Мезоморфный тип

В. Экзоморфный тип

 

8. Соотнесите правильно предложенные К. Юнгом характеристики интраверсийной (И) и экстраверсийной (Э) установки личности.

 

Эктраверт Интроверт
нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению, проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей,
способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них,
имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным, желание влиять и оказываться под влиянием событий,
не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины,   способность постигать объект осуществляется не благодаря страху, а по причине того, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим
легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств, сильная склонность демонстрировать самого себя,
совесть в значительной степени зависит от общественного мнения. окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что в конце концов сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться внутри

 

 

9. На основании, какого объективного основания, независимого от субъекта и противостоящего ему, Э. Шпрангер выделял типы индивидуальностей?

А.социального характера

Б.темперамента

В.ценностей

 

10. Соотнесите важнейшие принципы жизни личности с типом индивидуальности по Э. Шпрангеру.

теоретическая человек, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей, что обеспечивается постоянным совершенствованием души
экономическая человек отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте
эстетическая человек живёт и действует ради любви к людям, вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью
социальная человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию
религиозная человек живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей
политическая человек, который во всех жизненных связях на первое место ставит полезность

11. Для какого социального характера по Э. Фромму будет характерно «найти кого-нибудь, кто предоставит нужную информацию, не прилагая ни малейших усилий самостоятельно»

А. рецептивная ориентация

Б. эксплуататорская

В. стяжательная

Г. рыночная

Д. плодотворная

12. Какой тип социального характера по Э. Фромму должен быть преобладающим?

А. рецептивная ориентация

Б. эксплуататорская

В. стяжательная

Г. рыночная

Д. плодотворная

 

13. Какой тип личности по Р. Мертону в современном фольклоре и популярной культуре помогает поддерживать "моральное состояние и самоуважение посредством изображения человека, отвергающего господствующие идеалы и выражающего к ним презрение"?

А.конформист

Б. новатор

В. ритуалист

Г. мятежник

Д.ретрист

 

14. В типологии Р.Мертона «мятяженик» это?

А. тот, кто предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов

Б. кто отвергает культурные цели и институциональные средства

В. отступление от культурного эталона, посредством институционализированного поведения

Г. человек, достигающий свои цели неинституциональными средствами

Д. лояльный член общества, принимающий и его цели, и средства.

 

Дайте ответы на вопросы:

 

1. Как на ваш взгляд, почему психосаматическая типология личности больше связана со стереотипами массового сознания, чем с реальным поведением отдельно взятого человека?

 

2. Как вы думаете, имеет ли рациональное зерно в настоящее время динисийско-аполлогическая трактовка личностей Ф.Ницше? Объясните свой ответ.

3. Почему К.Юнг утверждал, что экстраверсийная установка личности «знакома каждому»?

 

4. Какой тип индивидуальности Э. Шпрангера вам больше всего импонирует?

 

5. Как на ваш взгляд, что должно произойти в обществе, чтобы в нем распространился именно плодотворный тип социального характера Э.Фромма?

 

6. С каким типом девиантного поведения по Р. Мертону приходится жить поколению нынешнего века? И почему?

 

Приложения для подготовки к тестовому заданию.

1) На протяжении всей истории развития науки исследователи стремились упорядочить данные динамики психических процессов, выделить характерные типы темпераментов по различным основаниям.

1. Гуморальный подход - исторически первый подход к типологии темпераментов, при котором последний рассматривается в связи с преобладанием определенной жидкости в организме.

Первым такой подход выдвинул знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Во времена Гиппократа считали, что в организме имеются четыре основные жидкости, или ``соки'': кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (от лат. temрегаmentum -- смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый тип темперамента получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в данном организме. Гиппократ думал, что у сангвиников это кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (греч. сhоlе), у флегматиков - слизь (от греч. phlegma), у меланхоликов -- черная желчь (от греч. melain chole). Таким образом, были выделены четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые стали классическими. Такое представление о темпераменте сохранялось на протяжении многих столетий.

Психологический подход. Позднее появились представления о том, что с темпераментом связаны и психологические свойства индивидов. На основе этого начали составлять психологические портреты представителей каждого типа темперамента. Первым создателем таких ``портретов'' был античный врач Гален (II в. н. э.).

Наиболее развернутые психологические портреты всех четырех типов темпераментов создал немецкий философ И. Кант (ХVIII в.) По мнению И. Канта, `` сангвиника характеризует стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбудимостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что приятно. Склонности его непостоянны, и нельзя слишком много на них рассчитывать, доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

У меланхолика господствует наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает значительную силу деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-либо страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.

Флегматик характеризуется уравновешенностью. Чувствования им не овладевают быстро, флегматику не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от быстрого принятия решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо, и его не раздражают жалобы других''.

Кантовские описания темпераментов многократно повторялись в различных источниках, дополнялись тонкими наблюдениями за поведением людей в различных обстоятельствах.

 

С точки зрения психосоматической типологии психическое своеобразие людей определяется соматическим типом строения организма -- конституцией тела. Авторами психосоматического подхода являются Э. Кречмер и У. Шелдон.

Главная идея концепции Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют характерные психологические особенности. Э. Кречмер выделил три психосоматических типа личности, которые соответствуют трем типам темперамента.

Пикник (pyknos -- плотный, толстый) -- ``широкий и тяжелый'' человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее. Пикник, как правило, имеет циклотимический темперамент. Он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты. Одни циклоиды склонны к гипоманиакальности, другие -- к депрессии. В случае психического расстройства обнаруживается склонность к циркулярному или маниакально-депрессивному психозу.

Астеник, или лептосоматик (leptos -- хрупкий, soma -- тело), -- ``худой и высокий'' человек. Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку и вытянутое лицо. Астеник обладает шизотимическим темпераментом. У него контакт с людьми и вещами, как правило, ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, причем замкнутость может доходить до аутизма. Он упрям, с трудом приспосабливается к действительности, нереалистичен и склонен к абстракции. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофрении.

Атлетик (athlon -- борьба, схватка) – «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Для атлетика характерен иксотимический темперамент (от ixos -- тягучий). Он спокоен, реалистичен и по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При душевных расстройствах может неожиданно взрываться, проявляя предрасположенность к эпилепсии.

У. Шелдон предположил, что тело и темперамент - взаимосвязанные параметры человека. Он выделил следующие основные типы темпераментов, названия которых заимствованы из эмбриологии:

Эдоморфный тип (преобладание тканей внутренних органов) характеризуется избытком жировых тканей, обладает висцеротоническим темпераментом, отличается расслабленностью, дружелюбием, эмоциональной уравновешенностью;

Мезоморфный тип (преобладание мышечных тканей) характеризуется стройным и крепким телосложением, ему соответствует соматотонический темперамент, это человек уверенный в себе, энергичный, храбрый, агрессивный;

Экзоморфный тип (преобладание кожи и нервной ткани) отличается хрупким телосложением, ему соответствует церебротонический темперамент, для него характерны заторможенность в движениях, скрытность чувств, непредсказуемое поведение.

 

2) На самом деле в искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое и дионисическое. Аполлоническое - рациональное, упорядоченное и критическое. Дионисическое - чувственное, вакхическое, опьяненное. Ницше исходит из предпосылки, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противоположные символические типы. Аполлон - это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он - источник света, носитель божественного откровения. “Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее”. Дионис же, напротив, олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис - бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. “Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном - человеком”. Чтобы показать, в чем состоят различия “аполлонического” и “дионисического” начал культуры, необходимо обратиться к понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис. Аполлон - выражение покоя и порядка, Дионис - его противоположность. Если первый - “полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов”, то второй - избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он - великолепный божественный образ этого принципа, “в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость “иллюзии”, вместе со всей ее красотой”. Дионис символизирует ужас и восторг “чудовищный ужас”, охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и “блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы”, когда нарушен принцип индивидуализма, “разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и “дерзкой модой”... каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним”. Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как “аполлоническое” и “дионисическое”. Эти начала прорываются из самой природы “без посредства художника-человека”. Человек в концепции Ф. Ницше - только “подражатель” и проводник имеющихся в природе сил: “...каждый художник является только “подражателем” и притом либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец... одновременно художником и опьянения и сна”. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Эта трагедия не только вид искусства, но и состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом. Именно трагическое мировосприятие, основанное на борьбе в культуре аполлонического и дионисийского начал, позволило, по мнению Ницше, древним грекам добиться огромных успехов. Но рационализация культуры, связанная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процветания. Задача современного искусства восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

3) Две фундаментально различные установки: экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора и в конечном итоге присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения. Моральные опасения появляются главным образом тогда, когда "другие люди знают". Религиозные убеждения такого человека определяются, так сказать, большинством голосов. Действительный субъект, экстраверт как субъективное существо, является - насколько это возможно - погруженным в темноту. Он прячет свое субъективное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению выражено очень явственно. У него нет секретов, он не может хранить их долго, поскольку всем делится с другими. Если же нечто не могущее быть упомянутым коснется его, такой человек предпочтет это забыть. Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего ни делал или ни намеревался сделать, подается убедительно и тепло. Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других - любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется "комплекс", он находит прибежище в социальном кружении, суматохе и позволяет по нескольку раз на дню быть уверяемым, что все в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины. В этой короткой статье я вынужден довольствоваться беглым очерком. Я просто намерен дать читателю некоторую идею того, что собой представляет экстраверсия, нечто, что он может привести в соответствие со своим собственным знанием о человеческой природе. Я сознательно начал с описания экстраверсии, поскольку данная установка знакома каждому, - экстраверт не только живет в этой установке, но и всячески демонстрирует ее перед своими товарищами из принципа. Кроме того, такая установка согласуется с определенными общепризнанными идеалами и моральными устоями.

Интроверсия, с другой стороны, направленная не на объект, а на субъекта и не ориентированная объектом, поддается наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не "с ней" и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительного человека. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры, или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати он невольно наносит людям обиду. Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется не благодаря страху, а по причине того, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во "всех смертных грехах", все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что в конце концов сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться внутри. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, "высокогубой" правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он сверхкритичен и в любом супе обнаружит волос. В обычных условиях он пессимистичен и обеспокоен, потому что мир и человеческие существа не добры ни на йоту и стремятся сокрушить его, так что он никогда не чувствует себя принятым и обласканным ими. Но и он сам также не приемлет этого мира, во всяком случае не до конца, не вполне, поскольку вначале все должно быть им осмыслено и обсуждено согласно собственным критическим стандартам. В конечном итоге принимаются только те вещи, из которых, по различным субъективным причинам, он может извлечь собственную выгоду.

Для него любые размышления и раздумья о самом себе - сущее удовольствие. Его собственный мир - безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания. В своем мире он чувствует себя как дома, и любые изменения в нем производит только он сам. Его лучшая работа совершается с привлечением своих собственных возможностей, по собственной инициативе и собственным путем. Если он и преуспевает после длительной и изнурительной борьбы по усвоению чего-либо чуждого ему, то способен добиться прекрасных результатов. Толпа, большинство взглядов и мнений, общественная молва, общий энтузиазм никогда не убедят его ни в чем, а, скорее, заставят укрыться еще глубже в своей скорлупе. Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности, когда он может отложить в сторону свое защитное недоверие. Поскольку такое происходит с ним нечасто, то соответственно число его друзей и знакомых очень ограничено. Так что психическая жизнь данного типа целиком разыгрывается внутри. И если там и возникают трудности и конфликты, то все двери и окна оказываются плотно закрытыми. Интроверт замыкается в себе вместе со своими комплексами, пока не заканчивает в полной изоляции. Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение дает ему возможность сделать свой вклад в жизнь сообщества. Данный тип личности оказывается жертвой многочисленных недоразумений - не из-за несправедливости, а потому что он сам вызывает их. Он не может быть также свободен от обвинений в получении тайного удовольствия от мистификации, ведь подобное недоразумение приносит ему определенное удовлетворение, поскольку подтверждает его пессимистическую точку зрения. Из всего этого нетрудно понять, почему его обвиняют в холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве и тщеславии, капризности и почему его постоянно увещевают, что преданность общественным интересам, общительность, невозмутимая изысканность и самоотверженное доверие могущественной власти являются истинными добродетелями и свидетельствуют о здоровой и энергичной жизни. Интроверт вполне достаточно понимает и признает существование вышеназванных добродетелей и допускает, что где-то, возможно, - только не в кругу его знакомых - и существуют прекрасные одухотворенные люди, которые наслаждаются неразбавленным обладанием этими идеальными качествами. Но самокритика и осознание своих собственных мотивов довольно быстро выводят его из заблуждения относительно его способности к таким добродетелям, а недоверчивый острый взгляд, обостренный беспокойством, позволяет ему постоянно обнаруживать у своих сотоварищей и сограждан ослиные уши, торчащие из-под львиной гривы. И мир, и люди являются для него возмутителями спокойствия и источником опасности, не доставляя ему соответствующего стандарта, по которому он мог бы в конечном итоге ориентироваться. Единственно, что является для него неоспоримо верным, - это его субъективный мир, который - как иногда, в моменты социальных галлюцинаций ему представляется, - является объективным. Таких людей весьма легко было бы обвинить в наихудшем виде субъективизма и в нездоровом индивидуализме, пребывай мы вне всяких сомнений по поводу существования только одного объективного мира. Но такая правда, если она и существует, аксиомой не является - это всего-навсего половина правды, другая же ее половина состоит в том, что мир также пребывает и в том виде, в каком он видится людям, и в конечном счете индивиду. Никакого мира попросту не существует и вовсе без проницательного, узнающего о нем субъекта. Последнее, сколь бы малым и незаметным оно ни представлялось, всегда является другим устоем, поддерживающим весь мост феноменального мира. Влечение к субъекту поэтому обладает той же самой валидностью, что и влечение к так называемому объективному миру, поскольку мир этот базируется на самой психической реальности. Но одновременно это и реальность со своими собственными специфическими законами, не относящимися по своей природе к производным, вторичным. Две установки, экстраверсия и интроверсия, являются противоположными формами, которые дали знать о себе не в меньшей степени и в истории человеческой мысли.

4) Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию, а именно: ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и тому подобное. В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь, образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Э. Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.

Основываясь на этих формах, он выделил следующие типы индивидуальностей: теоретический, экономический, социальный, политический, религиозный. Ниже приведены подробные характеристики указанных типов личностей.


Теоретический тип индивидуальности


Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания - истина любой ценой. Мир для него - это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику.

В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами. К данному типу индивидуальности Э. Шпрангер относил Платона и Канта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.035 с.)