Личность как мера эволюции общества. Этапы общественной эволюции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как мера эволюции общества. Этапы общественной эволюции



Самой устойчивой группой сообщества предлюдей - базисной, очевидно, была мать и ее детеныши. Время от времени к базисной группе приставал один или несколько взрослых самцов, круживших рядом. Другой тип базисной группы - гарем, состоявший из физически сильного самца и из нескольких самок. По времени они, видимо, появились позднее материнско-детских групп. Прежде всего, у животных образовалась потомственная связь, как минимум, двух поколений (мать-ребенок). Природа позаботилась о том, чтобы она была закреплена наиболее сильным образом - биологическим инстинктом. На следующих витках потомственная связь преобразуется в кровнородственную связь. Из нее возникает целая система родства с осознаваемыми и почитаемыми предками. Сеть родства станет первой в истории человечества социальной системой - основой и фундаментом общества людей.

Эволюционная цепочка, которая привела к возникновению первой формы настоящего общества - первобытной общины, выглядит так:

1. Стадо предлюдей (обезьянолюдей)

2. Разложение стада предлюдей (2 млн. лет назад)

3. Стадо людей (праобщина)1,5 млн. лет назад

4. Первобытная община (родоплеменной строй) 40 тыс. лет назад

5. Соседская община10 тыс. лет назад (и до XX в.)

6. Раннее и зрелое государство 5 тыс. лет назад (и до XX1 в.)

 

Питекантропы - первые истинные люди - появились в тропиках как потомки австралопитеков около 1,5 млн лет назад. Питекантроп (его подвиды - человек умелый и человек прямоходящий) первым заговорил, начал изготовлять одежду, строить хижины, расселился в регионах с холодным климатом, стал охотиться на дичь и пользоваться огнем. Время существования питекантропов выпадает на период разложения стада предлюдей и зарождения в его недрах человеческого стада. Фаза человеческого стада хронологически совпадает с другим типом человеческого существа - неандертальцем, создавшем культуру раннего плеолита. Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм - запретов (табу). Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В научной литературе можно встретить самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; бесписьменные и письменные; первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные; переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т.д. По типу производственной деятельности выделяются четыре типа обществ:

1) охотников и собирателей,

2) аграрное (доиндустриальное),

3) индустриальное,

4) постиндустриальное.

В соответствии с технологией для каждого типа общества выделяются свойственные этому типу дополнительные признаки:

1) ценности и нормы,

2) характер взаимодействия,

3) численность населения и формы поселений.

По признаку «ценности и нормы» выделяются:

1) первобытное,

2) традиционное,

3) модернистское и

4)постмодернистское общества.

По признаку «характер взаимодействия» выделяются:

1) родовое,

2) общинно сословное,

3) массовое,

4) сетевое общества.

 

Можно привести два аргумента в пользу того, что по изменению положения человека в обществе эволюцию общества можно проследить наиболее адекватно. Во-первых, если исходить из принятого ранее понимания общества как объединения людей, находящихся в скоррелированном взаимодействии, то изменения в этом взаимодействии и будут служить мерой развития (а также и регресса) общества.

Во-вторых, если сравнить прежний СССР, США и, допустим, Грецию или Испанию в тот же период, то, с точки зрения развития науки, техники и технологии США и СССР были весьма похожи (даже признав со всеми возможными оговорками отдельные преимущество США в этих сферах). Напротив, Грецию или Испанию трудно сравнить по этим сферам с двумя прежними сверхдержавами. Но с точки зрения положения человека в обществе противоположность социального устройства обеих держава очевидна, равно как видна близость США по социальному устройству с Испанией или Грецией. Поппер выделяет закрытое, открытое и абстрактное общества и характеризует их следующими чертами.

Закрытому обществу (племенному, магическому) присуще господство различных табу, жесткость которых обусловлена иррациональным или магическим отношением к ним. Магическое отношение проявляется в том, что люди не видят разницы между социальными обычаями и природными закономерностями, причем отсутствие разницы связано с тем, что и те, и другие установлены сверхъестественными силами. Люди племенного общества верят в эти силы.

В открытом обществе действие табу ослабевает, появляются рационально установленные законы, которые могут быть подвергнуты критике. Отношение к различного рода запретам становится рациональным, то есть их можно критиковать, отменять, вводить новые законы. Помимо двух сфер, ограничивающих свободу действий индивида, появляется постоянно расширяющаяся область личных решений с ее проблемами и ответственностью. Личные решения могут привести к изменению табу и политических законов. Переход от закрытого общества к открытому был начат греками, и это означает величайшую революцию, которая все еще продолжается. Ибо разрушилась вера, на которой зиждилось закрытое общество, что «племя – это все, а индивид – ничто». Стали фактом индивидуальная инициатива и самоутверждение. Что же касается абстрактного общества, то оно характерно тем, что люди перестают вступать в личные отношения, а контакты между ними осуществляются на чисто функциональной основе. Это общество людей, живущих в анонимности и одиночестве. Современное открытое общество в пределе может перейти в абстрактное, хотя в реальности этот предел никогда не будет достигнут.

Достаточно очевидно, что различия между тремя этапами социальной эволюции (представленными тремя типами общества) в конструкции Поппера определяются изменением положения человека в обществе. Об изменениях в положении человека можно судить по трем признакам. Первый признак – индивидуальная свобода («индивидуальная инициатива и самоутверждение») человека в обществе. Если в закрытом обществе эта свобода отсутствует, то в открытом она занимает все большее место в деятельности человека, стремясь к абсурдно полной в абстрактном обществе. Второй признак – причастность индивида к коллективному бытию, основанная на процессе самоидентификации члена коллектива со своей группой. И если в закрытом обществе эта самоидентификация и. соответственно, причастность к коллективной жизни почти абсолютны («племя – это все, а индивид - ничто»), то в абстрактном обществе они стремятся к нулю («анонимность и одиночество»). Третий (результирующий) признак эволюции общества, о котором Поппер говорит со всей определенностью, это постоянное расширение области личных решений человека за счет сужения сфер табу и рационально установленных законов в регуляции человеческого поведения, также свидетельствует об изменении положения человека в обществе.

1) Общество в широком смысле понимается как объединение людей, возникшее на основе всех скоррелированных типов взаимодействия (природном, чувственном, рече-коммуникационном и т.д.), ведущим из которых является деятельностное взаимодействие, т.е. обмен результатами деятельности (продуктами и услугами).

2) Тремя основными разновидностями деятельности признаются: 1) деятельность для себя или эгодеятельность; 2) деятельность для другого (личности, общества, Бога, природы и т.д.), служебная деятельность или просто служба; 3) деятельность ради самого процесса деятельности, игровая деятельность или просто игра. Деятельность для себя обеспечивает существование деятеля, деятельность для другого (служба) дает ему смысл существования, а игра привносит в существование радость. Эгодеятельность и служебная деятельность являются разновидностями объективно необходимой деятельностью. Общество существует на основе их сочетания, но одна из разновидностей может стать господствующей и оказаться характерным признаком конкретного общества.

3) Стимулами деятельности являются потребности и ценности, причем ценности являются стимулами собственно человеческой деятельности, т.е. свободной и имеющей субъективно заданный смысл (потребности как стимулы деятельности свойственны и человеку, и животным).

4) В качестве стимулов человеческой деятельности ценности лежат в основе социальных систем. Фундаментальные ценности общества выявляются на основе представления о социальной значимости как основной личностной ценности.

5) Социальная значимость означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Противоположное понятие – социальное ничтожество. Социальная значимость является главным стимулом деятельности людей как социальных существ. Люди «в норме» избегают социального ничтожества и стремятся к социальной значимости. На уровне обыденного сознания, не понимая своего подлинного стремления, люди ориентируются на более доступные их восприятию ценности, которые названы модусами (т.е. формами проявления или существования) социальной значимости. Обретая их, например, власть или богатство, они увеличивают свою способность влиять на ход событий в обществе.

6) на основе представления о социальной значимости теоретически выявляются пять групп ценностей:

- Целевые общечеловеческие ценности индивидуального уровня, т.е. модусы социальной значимости. В их краткий перечень входят: святость, знание, мастерство, хозяйство, слава, власть, богатство. Большинство из них могут иметь различные обозначения и степень развитости. Например, слава может обозначаться как известность или популярность, богатство – как капитал или состояние, святость как праведность и т.п. В более широкий перечень входят такие модусы как потомки, а также чувства: любовь-ненависть, дружба-вражда, доверие-недоверие и т.д.

- Инструментальные ценности, имеющие социальную природу. Это свобода, право, дисциплина, долг, равенство, братство, справедливость, гуманность, милосердие, призвание и др. Их наличие необходимо для того, чтобы обеспечить хотя бы формальную возможность для всех людей обретать социальную значимость, упорядочить этот процесс, а также сделать конкуренцию из-за модусов сравнительно гуманной.

- Инструментальные ценности, природные свойства человека. В число их входят жизнь (индивидуальная жизнь как природный процесс), здоровье, красота, сила, ум, ловкость и пр. Наличие этих ценностей облегчает конкретному человеку конкуренцию из-за модусов.

- Целевые ценности, характеристики природной среды. В абстрактной форме они предстают как вещество, энергия, пространство. Крайне важно то, что они являются материальной основой таких модусов, как богатство и хозяйство.

- Высшие общечеловеческие ценности. В группу этих ценностей входят: Человечество, Человек, Общество, Личность, Природа, Мыслящий дух (Бог). В настоящее время сохранение их является непременным условием сохранения разумной жизни на Земле, носителем которой продолжало бы оставаться человечество. В сознании отдельных людей (и групп) эти ценности могут выступать в конкретизированном виде. Например, человечество может ограничиваться родным народом, Бог выступать как групповой или племенной бог, общество в виде отечества и т.п.

Дополнительным понятийным средством для построения идеальных типов является тип хозяйства. Строго говоря, это понятийное средство не входит непосредственно в деятельностно-ценностный подход. Однако без него затруднительно построить достаточно содержательный идеальный тип этапа эволюции.

С позиций деятельностно-ценностного подхода магистральный путь эволюции общества заключается в расширении возможностей приобретения человеком социальной значимости. На стадии дикости человек обретает ее чрез три основных модуса – власть, святость, мастерство – и на основе служебной деятельности. На стадии варварства все модусы становятся доступны ему на основе как служебной, так и эгодеятельности. Переход от стадии дикости к стадии варварства связан с модусом славы, который узаконивает в обществе эгодеятельность, а тем самым вводит и ценность «личность» в основание социальной системы. Период варварства характерен неустойчивостью общества, поскольку неупорядочены отношения между ценностями, разновидностями деятельности, процедурами социального признания и т.п. Порядок в обществе поддерживается с помощью грубой силы. Уменьшить применение силы можно в том случае, когда складываются естественные комплексы из основных ценностей общества, разновидностей деятельности, модусов социальной значимости, процедур социального признания и т.п. Тогда общество переходит в сравнительно устойчивое состояние, которое можно назвать цивилизацией. При этом, как сказано выше, в зависимости от выбора основной ценности – Личности или Общества – у общества есть два альтернативных пути развития: в сторону служебно-домашней и в сторону рыночной цивилизаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.014 с.)