Семейно-брачные отношения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейно-брачные отношения личности



Родоначальник социологии Огюст Конт писал о большой роли семьи в воспитании, социализации и формировании личности. Исследователь определяет семейные отношения индивидов как нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии. Роль семьи — служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать врожденный эгоизм. Семья выступает у Конта «либо как спонтанный источник нашего морального воспитания, либо как естественная база нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья подготавливает общество будущего: в своем втором аспекте каждая новая семья продлевает жизнь настоящего общества». Процесс формирования семейных отношений личности, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Семья – первый коллектив, играющий огромную роль в создании здорового образа жизни. В этом заинтересовано общество и государство.

Семья – группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, имеющих общие расходы и доходы. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, поэтому семья – есть морально—правовой союз мужчины и женщины.

Семейная жизнь, ее уклад определяет здоровье членов семьи как прямо, так и косвенно. В счастливых семьях продолжительность жизни выше, а болезни встречаются реже. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям, формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющих на здоровье: режим отдыха, питания, психо-эмоциональный климат.

Счастье в семейной жизни зависит от способности сохранить в течение всей совместной жизни заботливость, доброту, внимание, ответственность, отзывчивость; умения ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета. Легкомысленное отношение к семье и браку может уродовать личную жизнь.

Основной функцией семьи является ее репродуктивная функция – это рождение и воспитание детей, обеспечивающее смену поколений, передача своим детям нравственных ценностей и норм, трудовых навыков.

Еще в середине 1980-х годов советские социологи и психологи Гозман Л.Я. и Алешина Ю.Е. при рассмотрении семьи как субъекта совместной деятельности отмечали важность социального заказа, которому эта деятельность должна отвечать. Проанализировав многочисленные научные источники, они выделили основные функции, наиболее часто приписываемые авторами семье (ниже они приводятся в порядке убывания частоты упоминания):

• порождение и воспитание детей;

• сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально- воспитательного потенциала;

• удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле и любви;

• создание условий для развития личности всех членов семьи;

• удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

• удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

• организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

• удовлетворение потребности человека в общении;

• удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними;

• удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

• социальный контроль за поведением отдельных членов семьи;

• организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

• рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д.

Роль общения в семье трудно переоценить. В.М.Бехтерев, характеризуя роль общения, оценивал его как механизм осуществления совместной деятельности и формирования ее коллективного субъекта, как условие сохранения и распространения индивидуального опыта, передачи его потомству, как обеспечение исторической преемственности общественных ценностей.

Достичь успеха в браке, а значит избежать антагонистических противоречий между супругами и развода – сложная личная и социальная проблема. Сплоченность супругов и семьи зависит как от эндогенных, так и от экзогенных факторов.

К внутренним (эндогенным) факторам относятся чувства супругов друг к другу, чувство долга по отношению к семье, общая забота о детях, взаимное стремление к социальному продвижению и благоустроенности быта, стремление оправдать ожидания родственников и более широких социальных групп, а также стремление осуществить свои мечтания в добрачный период; возможность гармоничного развития личности.

К внешним (экзогамным) факторам относятся общественные и государственные санкции, не допускающие или сильно затрудняющие развод; резкое снижение социального статуса индивида, осуществившего развод; давление экономических санкций; предъявляемое социальной средой требование заботы о детях. Конфликты в семье могут возникать между разными субъектами: между супругами, между родителями и детьми, между родственниками, они могут быть межполовыми и межпоколенными.

В ХХ и в начале нынешнего столетия к факторам разводов относятся промышленная революция, изменившая весь жизненный уклад семьи; миграция населения из сельской местности в города и процесс урбанизации, что коренным образом меняет не только образ жизни людей и их поведение, но также и структуру семьи; эмансипация женщин, повышающая уровень их самосознания и требования к традиционному браку; процессы демократизации всей социальной жизни; либерализация правового регулирования брака и развода; сексуальная революция, оказавшая мощное влияние на межполовые отношения; идивидуализация жизни и другое. Как уже говорилось, одно из последствий развода – увеличение количества неполных семей. Неполная семья ассиметрична и поэтому многие функции в ней не могут выполняться так же полноценно, как в полной благополучной семье. Увеличиваются нагрузки на одного родителя в экономической и хозяйственно-бытовой сфере; воспитание ребенка и социальный контроль за ним осуществляются единолично матерью или отцом. Не выполняются репродуктивная и сексуальная функции. Коммуникации ограничены, как и возможности рекреации. Потребности в этой деятельности могут компенсироваться лишь за пределами семьи. Но если говорить о воспитательном потенциале детей, то подчеркнем, что неполная семья со спокойной доброжелательной обстановкой обладает им в большей степени, чем полная, но неблагополучная.

Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла. Выделяют следующие этапы:

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.033 с.)