Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 6 Тема 13. Качественная идентификация личности. Убеждения как мировоззренческое ядро личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Методики исследования социальных качеств и черт личности. Взаимозависимость личностных качеств. Влияние возраста, образования и пола на качественную идентификацию личности. 2. Убеждения как центральная диспозиция личности. Определение убеждений в философии, психологии и понятие социальных качеств личности в социогуманитарных науках и их роль в развитии общества.социологии. 3. Убеждения – основа социального механизма (О. Конт). 4. Предмет убеждений – ценности (М. Вебер). 5. Убеждения как идеи (Т. Парсонс). 6. Инновационные установки личности в современном белорусском обществе: социологический анализ.
Литература:
1. Галич, Л.П. Качественная идентификация молодежи как фактор самоопределения / Л.П. Галич // Актуальные вопросы образования и науки. - 2012. № 5-6 (33-34). - С. 132-140. 2. Шавель С.А. Убеждения как мировоззренческое ядро личности: историко-социологический анализ // Cоциология, №1, 2010. 3. Шавель С.А. Методологические основы оценки кадров в контексте инновационного развития// Общественная миссия социологии – Минск, 2010. 4. Шавель С.А. Потребление и стабильность общества: к методологии социологического анализа // Социология. 2009. № 3. С.18-35. 5. Шавель С.А. Социальный капитал как фактор развития человеческого потенциала // Человеческий потенциал белорусской деревни / Р.А. Смирнова и др.; НАН Беларуси, Ин-т социологии. – Мн., 2009. – С.221-249 6. Шаров А.Н. Социальные качества личности как фактор сознания и поведения// Санкт-Петербургский социологический ежегодник 2009 г. – СПб, 2009. 7. Шихирев П. Современная социальная психология. – М., 1999. 8. Шухатович В.Р. Призвание как социальный и культурный феномен: к вопросу о теории и методологии исследования // Социология, № 1, 2010.
Вопросы и задания к семинару. 1. Ознакомившись со следующим текстом, дайте ответ на вопрос о том, что такое качества личности? Как интерпретируют черты и качества личности в социологии, психологии и философии? «…В психологии под качествами личности понимаются обобщенные свойства, выражающие особенности восприятия окружающего мира, реагирования на внешние и внутренние раздражители, стиль мышления и действий. При этом, поскольку речь идет о категоризации, то за исходную необходимо принимать философскую дефиницию понятия качества вообще. Отметим два важных для нашей темы аспекта философского определения понятия «качество». Во-первых, его атрибутивность, сформулированную Гегелем в следующих словах: «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»[6]. Во-вторых, предметность, неразрывную связь с тем предметом (явлением), сущность которого оно выражает. Ф. Энгельс писал: «Существуют не качества, а вещи, обладающими качествами, и при том бесконечно многими качествами»[7]. Отсюда следует, что качества входят в структуру предмета и не могут быть гипостазированы, т.е. превращены в некие самостоятельные сущности над- или внепредметные. Психолог К.К. Платонов полагал, что в теоретическом анализе качества личности выделяются путем наложения характера и способностей индивида на динамическую структуру личности, включающую опыт, направленность, особенности психических процессов (внимания, воли, памяти, мышления) и биопсихические свойства – темперамент и др.[8] Отметим также, что в современной персоналогии распространенным является понятие черты личности. Г. Олпорт (1897-1967), автор концепции черт личности писал: «Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций»[9]. Содержательно данный термин характеризует психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Иначе говоря, поясняет автор, в самых разных ситуациях робкий будет вести себя осмотрительно, сдержанно, ненавязчиво, а коммуникабельный – открыто, с готовностью к контактам, общению, разговору. Мы приводим выше пример скупца. Олпорт говорит о доминировании как личностной особенности, подчеркивая следующее: «Она проявляется лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других… Он немедленно становится лидером»[10]. Заметим, что хотя Олпорт разрабатывал именно теорию черт, тем не менее иногда он отождествляет их с качествами личности: «Черта личности, - отмечает он, - является более обобщенным качеством, чем привычка»[11]. Набор слитых воедино привычек, например, в самообслуживании ребенка: чистить зубы, причесывать волосы, ухаживать за одеждой, убирать кровать и свою комнату, - может сформировать такую черту (качество), как опрятность. Другие авторы, в частности К.К. Платонов, относят черты личности к понятиям обыденного уровня, проявляющимися в повседневной деятельности и общении, и потому доступным оценке по здравому смыслу[12]. В концепции Г. Олпорта есть важные положения, имеющие, на наш взгляд, социологический смысл. Прежде всего, это понимание черт как движущих сил или, по крайней мере, элементов определяющих поведение. Он подчеркивает, что черты не дремлют в ожидании достойных стимулов, а наоборот, влекут человека в те ситуации, в которых они нужны и могут проявится наиболее полно. Общительная студентка, по его словам, не ждет вечеринки, она ее выискивает или предпринимает определенные усилия для организации досуга. Еще больше это характерно для таких хозяйственных качеств, как бережливость, предприимчивость, целеустремленность и др. Вопреки методологическому номинализму (индивидуализму), на котором, по словам П.Н. Шихирева, «основана американская психологическая социальная психология»[13], Олпорт выделяет не только индивидуальные, но и общие черты. «Члены определенной культуры испытываю на себе схожие эволюционные и социальные воздействия и поэтому у них развиваются по определению сравнимые модели адаптации»[14]. Индивидуальные или морфологически черты уникальны, но не потому, что их нет у других, а силу неповторимости всех нюансов их проявления. Это положение и сегодня находит подтверждение не только психологическими, но и социологическими данными. Конечно, социолог не может (не его предметная область) изучать уникальность тех или иных индивидуальных черт с точки зрения нейропсихических, физиологических и других элементов…».
2. Опираясь на ниже представленный материал подготовьте мини-эссе, посвященное тому, как влияют качества личности на поведение и на общество в целом. А также отразите в своей работе Ваше представление о том, существует ли связь времен и личностных качеств. Другими словами, зависят ли качества личности от специфики времени (эпохи), в которой живет человек? И существует ли обратное влияние времени (эпохи) на качества личности? ««Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов»[15] - к такому выводу пришел П.А. Сорокин на основе анализа огромного исторического материала об «имманентных флуктуациях» (внутренних волнениях и беспорядках), о причинах революционных ситуаций, возможности их предотвращения, минимизации потерь и др. Он не отрицает влияние внешних условий, геополитических, природных и других факторов, но источником и движущей силой развития, поддержания стабильности и порядка могут быть только сами люди – творцы своей судьбы, реальные свойства которых в их совокупности и образуют то, что сегодня называется человеческим потенциалом. Спустя полвека мысль Сорокина подтвердил и усилил известный итальянский политический деятель, организатор и президент Римского клуба Аурелио Печчеи. Он писал: «При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники – не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения… Самый важный вопрос – как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств»[16].А это значит, что общество должно стремиться к познанию этих свойств, т.е. личностных качеств, выявлению их особенностей применительно к основным социальным группам и категориям населения с тем, чтобы способствовать индивидуальному развитию и одновременно направлять качественную групповую динамику ради сохранения целостности и поступательного движения социума…» 3. Что такое убеждения личности с точки зрения педагогики, философии и социологии? «Убеждения – один из основных компонентов культуры наряду с ценностями, нормами и символами, благодаря которому осуществляется ее взаимопроникновение с личностной и социальной системами, дающее жизненную силу и одухотворенность каждому из трех образований. На индивидуальном уровне убеждения представляют собой центральную диспозицию, на основе которой формируется тип личности, определяются жизненные стратегии, мировосприятие, особенности взаимоотношений с людьми и социальными институтами. Анализ убеждений проводится разными научными дисциплинами, каждая из которых акцентирует свои аспекты. Так в педагогике убеждения рассматриваются как целевые ориентиры воспитания, в этике – как нравственное кредо, в психологии – как направленность личности, в философии – как мировоззренческие принципы разумности, свободы и ответственности, присущие человеческой природе как таковой. Предметом социологии является сквозные вопросы, связанные с интегративной функцией убеждений, как в единичном действии, так и в интеракции двух и более индивидов и, особенно, в рамках социетальной общности, понимаемой как «страна-государство». В свою очередь, это предполагает классификацию убеждений, выяснение их связи с идеями и ценностями, представленности в качестве значений и смыслов в индивидуальном и общественном сознании, раскрытие механизмов превращения знания в убеждения, причин существования нигилизма и фундаментализма как крайних позиций в этой области, соотношение понятий «вера» и «убеждения», а главное – оценку состояния духовной сферы с точки зрения модели убеждения. Вся эта схематически очерченная и далеко не полная тематика объективно входит в предметное поле социологических исследований…».
4. Какова роль личностных убеждений в истории человечества? «…Человеческая история полна примеров высочайшего героизма, страданий и жертвенности во имя личностно-значимых и социально оправданных убеждений. Известный австрийский психолог В. Франкл писал: «Существуют авторы, которые утверждают, будто смысл и ценности есть ''не что иное, как защитные механизмы, реактивные образования и сублимации''. Что касается меня, то я не стал бы жить для того, чтобы спасти свои ''защитные механизмы'', равно как и умирать ради своих ''реактивных образований''. Человек же, однако, способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей»[17]. Понятно, что речь идет об убеждениях, ибо в иной форме идеалы и ценности в индивидуальном сознании не могут быть представлены. О глубине, архетипичности убеждений можно судить уже по тому, что даже в гипнотическом трансе, человек не может совершать действия, которые противоречат внутренним принципам. В интересной работе по манипуляции сознанием С.Г. Кара-Мурза пишет: «Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе – манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится»[18]. Строго говоря, предметом манипуляций могут быть только убеждения, дело лишь в том, есть ли они у человека, а если есть, то какие - по содержанию и интенсивности, и какое место занимают в духовной программе. Вполне очевидно, что противостоять манипулятивному воздействию может только тот, у кого есть стойкие и адекватные реальности убеждения. Вообще, если из мотивационной сферы убрать убеждения, то на доминирующие позиции выйдут сугубо меркантильные побуждения, при этом возникнут непреодолимые трудности в объяснении не только деяний многих исторических личностей, но и повседневного поведения современников. В.С. Соловьев писал: «Для всех, кто признает какой-нибудь смысл в истории человечества, не подлежит сомнению, что историческая жизнь народов определяется, прежде всего, их основными убеждениями, их общим мировоззрением»[19]…».
Вспомогательный раздел Тематический план (дневная форма получения образования)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1.Введение в дисциплину. Предмет и функции социологии личности Многозначность слова личность. Наиболее распространенное употребление его в обыденной речи, философии, психологии, социологии. История социологии личности. Человек как природное, социальное и духовное существо. Личность в философии, психологии и социологии. Человек как микрокосмос. Основные стороны его - духовная (эмоции, интеллект, воля, нравственность, сознание), социальная (труд, речь), природная (анатомия, физиология). Теории личности как описание единичных или комплексных характеристик человека. Примеры теоретически возможного конструирования личности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.215 (0.009 с.) |