Личность и общество. Специфика социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и общество. Специфика социального взаимодействия



 

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов.

Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

В процессах социального взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры. Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы.

Общение между людьми происходит на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого уровня взаимодействия является взаимопонимание между людьми. Интерактивный уровень — это общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает возможность взаимного познания и сближения людей на этой рациональной основе.

Процесс межличностной коммуникации начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.

Первый этап собственно социологической теории массовых коммуникаций мы относим к XIX в., когда, с одной стороны, закончилось выделение в науку самой социологии, а с другой — оформился институт прессы, реальное функционирование которого позволяло рассматривать его в качестве объекта социологии.

Социологические модели современного общества на базе понятия виртуальности были созданы практически в одно время А. Бюлем, М. Паэтау, А. Крокером и М. Вейнстейном. Создатель теории «виртуального общества» А. Бюль отмечает, что в современном обществе компьютеры превратились в средство, производящее зеркальные миры. «В каждой подсистеме общества, — пишет А. Бюль, — образуются „параллельные“ миры, в которых функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общение с персонажами компьютерных игр и т. п.». Виртуальная реальность сети Интернет формируется в процессе становления информационного общества и, являясь его основным атрибутом, в корне меняет представление об обществе. Киберпространство, в этом случае рассматриваемое в качестве формы существования виртуальной реальности, актуализируется как коммуникативное взаимодействие виртуализированных социальных субъектов в сети Интернет. Возникновение и развитие компьютерных сетей привели к пониманию виртуальной реальности как среды для интерактивного взаимодействия индивидов посредством интернет-коммуникации. Исследование механизмов взаимодействия в социальном пространстве информационного общества и феномена виртуальной реальности наиболее успешно можно осуществить, используя идеи П. Бергера и Т. Лукмана, заложенные в их совместном труде «Социальное конструирование реальности». Предметом анализа в этой работе стали ключевые понятия, обозначенные авторами как «реальность повседневной жизни», «социальное взаимодействие в повседневной жизни», «язык и знание в повседневной жизни», «самопрезентация и идентичность».

Исследование трансформации социального пространства при переходе к информационному обществу в современной социологической литературе очень часто ведется вокруг проблемы идентичности.

Взаимодействие в киберпространстве оказывает влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, благодаря существованию в киберпространстве множества различных сообществ это взаимодействие предоставляет возможность принадлежать к определенным социальным категориям, отсутствующим в реальной жизни. Во-вторых, анонимность и ограниченность восприятия другого в киберпространстве позволяют создавать идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности. Виртуальная самопрезентация может формировать социальную идентичность путем противопоставления себя сообществу. Подобное поведение связано с неопределенной идентичностью, при которой человек пытается самоопределиться через протестное поведение. В виртуальной коммуникации киберпространства стремление к анонимности может быть вызвано неудовлетворенностью последствиями социальной категоризации в реальном мире, а также реальной идентичностью. Это касается прежде всего тех социально-статусных групп, принадлежность к которым в киберпространстве легко скрыть (пол, возраст, этническая принадлежность и т. п.). Интернет – это новый мир, где люди могут исследовать все стороны общественной жизни, встречаться с совершенно незнакомыми людьми, находить единомышленников и участвовать в общественной жизни не выходя из дома. Это означает, что в человеческой истории анонимные незнакомцы становятся важнейшими агентами социализации личности. Фактически речь идет о том, что языковые коммуникации являются важнейшим фактором, влияющим на личностную идентичность. Следует однако заметить, что в реальной жизни практически невозможно выделить те стороны идентичности, которые сформировались под влиянием коммуникаций в киберпространстве. В реальном мире человек, как правило, остерегается доверять свои сокровенные мысли при взаимодействии с незнакомыми людьми. Однако в киберпространстве люди могут быть предельно откровенными. Для этого существует ряд причин. Людям, общающимся онлайн в бестелесном текстовом режиме, гарантируется анонимность, и поэтому они могут не скрывать своих чувств и делиться с другими без потери конфиденциальности. Именно возможность проявить себя и в то же время остаться невидимым позволяет открыть свой внутренний мир другим через то, что определяется как самораскрытие.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.005 с.)