Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и общество. Специфика социального взаимодействия
В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми. Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация — это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.
В процессах социального взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры. Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы. Общение между людьми происходит на трех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого уровня взаимодействия является взаимопонимание между людьми. Интерактивный уровень — это общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает возможность взаимного познания и сближения людей на этой рациональной основе. Процесс межличностной коммуникации начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, устойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя определенные цели. Могут быть использованы речь, письмо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информации. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправителя. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодирует его, расшифровка послания происходит не полностью, а с частичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообщение на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.
Первый этап собственно социологической теории массовых коммуникаций мы относим к XIX в., когда, с одной стороны, закончилось выделение в науку самой социологии, а с другой — оформился институт прессы, реальное функционирование которого позволяло рассматривать его в качестве объекта социологии. Социологические модели современного общества на базе понятия виртуальности были созданы практически в одно время А. Бюлем, М. Паэтау, А. Крокером и М. Вейнстейном. Создатель теории «виртуального общества» А. Бюль отмечает, что в современном обществе компьютеры превратились в средство, производящее зеркальные миры. «В каждой подсистеме общества, — пишет А. Бюль, — образуются „параллельные“ миры, в которых функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Интернет, общение с персонажами компьютерных игр и т. п.». Виртуальная реальность сети Интернет формируется в процессе становления информационного общества и, являясь его основным атрибутом, в корне меняет представление об обществе. Киберпространство, в этом случае рассматриваемое в качестве формы существования виртуальной реальности, актуализируется как коммуникативное взаимодействие виртуализированных социальных субъектов в сети Интернет. Возникновение и развитие компьютерных сетей привели к пониманию виртуальной реальности как среды для интерактивного взаимодействия индивидов посредством интернет-коммуникации. Исследование механизмов взаимодействия в социальном пространстве информационного общества и феномена виртуальной реальности наиболее успешно можно осуществить, используя идеи П. Бергера и Т. Лукмана, заложенные в их совместном труде «Социальное конструирование реальности». Предметом анализа в этой работе стали ключевые понятия, обозначенные авторами как «реальность повседневной жизни», «социальное взаимодействие в повседневной жизни», «язык и знание в повседневной жизни», «самопрезентация и идентичность». Исследование трансформации социального пространства при переходе к информационному обществу в современной социологической литературе очень часто ведется вокруг проблемы идентичности. Взаимодействие в киберпространстве оказывает влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, благодаря существованию в киберпространстве множества различных сообществ это взаимодействие предоставляет возможность принадлежать к определенным социальным категориям, отсутствующим в реальной жизни. Во-вторых, анонимность и ограниченность восприятия другого в киберпространстве позволяют создавать идентичность, которая может отличаться от реальной идентичности. Виртуальная самопрезентация может формировать социальную идентичность путем противопоставления себя сообществу. Подобное поведение связано с неопределенной идентичностью, при которой человек пытается самоопределиться через протестное поведение. В виртуальной коммуникации киберпространства стремление к анонимности может быть вызвано неудовлетворенностью последствиями социальной категоризации в реальном мире, а также реальной идентичностью. Это касается прежде всего тех социально-статусных групп, принадлежность к которым в киберпространстве легко скрыть (пол, возраст, этническая принадлежность и т. п.). Интернет – это новый мир, где люди могут исследовать все стороны общественной жизни, встречаться с совершенно незнакомыми людьми, находить единомышленников и участвовать в общественной жизни не выходя из дома. Это означает, что в человеческой истории анонимные незнакомцы становятся важнейшими агентами социализации личности. Фактически речь идет о том, что языковые коммуникации являются важнейшим фактором, влияющим на личностную идентичность. Следует однако заметить, что в реальной жизни практически невозможно выделить те стороны идентичности, которые сформировались под влиянием коммуникаций в киберпространстве. В реальном мире человек, как правило, остерегается доверять свои сокровенные мысли при взаимодействии с незнакомыми людьми. Однако в киберпространстве люди могут быть предельно откровенными. Для этого существует ряд причин. Людям, общающимся онлайн в бестелесном текстовом режиме, гарантируется анонимность, и поэтому они могут не скрывать своих чувств и делиться с другими без потери конфиденциальности. Именно возможность проявить себя и в то же время остаться невидимым позволяет открыть свой внутренний мир другим через то, что определяется как самораскрытие.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.005 с.) |