Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы позиционирования. ПерепозиционированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3. В мировой практике позиционирования чаще всего используется многоуровневая позиционирующая модель, которая поэтапно увязывает между собой четыре основных фактора, формирующих потребительское восприятие бренда: ■ потребность в категории; ■ образ марки (имидж бренда); ■ портрет пользователя; ■ выгоды/преимущества бренда. Разные комбинации этих факторов с учетом их приоритетности формируют различные стратегии и виды позиционирования: центровое позиционирование, дифференцированное позиционирование и позиционирование в смежной товарной группе. Стратегия центрового позиционирования предполагает наделение бренда всеми характеристиками как лучшего в категории. Например, автомобиль марки Rolls-Royce позиционируется как самый престижный в классе дорогих автомобилей. Стратегия дифференцированного позиционирования предполагает формирование позиции бренда относительно второй по важнос ти характеристики бренда, которая не используется в позиционировании бренда-лидера. Такая стратегия представляется более удобной и поэтому чаще используется. Прежде всего это связано с тем, что фокусирование на уникальной характеристике и удержание позиции лидера в категории, с одной стороны, достаточно дорого и требует больших маркетинговых расходов, а с другой — не гарантирует бренд от посягательств конкурентов и захвата лидирующей позиции другим брендом. Соответственно, более рациональным подходом является ранжирование преимуществ бренда по приоритетности и его позиционирование относительно второй, третьей и так далее по значимости выгоды. Например, малолитражный автомобиль А-класса Ford Ka можно позиционировать как «самый стильный из малолитражных». Позиционирование в смежной товарной группе предполагает наделение бренда свойствами продукта другой категории, к которой он в действительности не относится. Например, традиционно позиционируемый в классе бизнес-фургонов автомобиль Renault Kangoo продвигается в России как автомобиль для семейного отдыха. Или другой пример: «M&M's — молочный шоколад тает во рту, а не в руках!» Таким позиционирующим утверждением драже M&M's, которое по стандарту качества не должно таять в руках, так как покрыто твердой глазированной оболочкой, ставится в класс молочного шоколада, продукты которого характеризуются нежной консистенцией и потому всегда становятся мягче при повышении температуры. Таким образом, драже M&M's получает преимущество в другой товарной категории. Если бренд занимает центровую позицию в категории, то его преимущества очевидны и легко узнаваемы потребителями. Однако большинство брендов позиционируется дифференцированно относительно какой-либо характеристики — физического, функционального или воображаемого преимущества. Главное правило дифференцированного позиционирования гласит: «Бренд позиционируется по самому сильному мотиву, если другие бренды в категории не позиционируются по тому же мотиву. В противном случае бренд позиционируется по второму по силе мотиву». В действительности большинство брендов позиционируется по второму мотиву. Например, коммуникационная стратегия внедорож ника Land Rover построена на природной тематике: «Лишь пять процентов жизни мы проводим на природе. Используйте их полностью!» Стратегия дифференцированного позиционирования является наиболее удобной формой представления преимуществ, поскольку может ориентировать бренд на разные целевые сегменты, с различным восприятием ценности. Соответственно, если уникальность центрового бренда заключена в самой центральной позиции («Ford Expedition. Все остальное детские игрушки»), то уникальность его дифференцированного преимущества фокусируется на наличии дополнительных отличительных характеристик продукта и предлагаемой выгоды. Фокусирование позиции на характеристике продукта чаще используется, если целевая аудитория представлена специалистами, или другими опытными в данной сфере потребителями (стоматологами, инженерами), или если продукт неосязаем (банковские услуги): чем менее осязаем продукт, тем больше физических и функциональных характеристик необходимо заявить в его позиционировании, чтобы сформировать потребительские предпочтения. Фокусирование на выгоде целесообразно использовать, если бренд предлагает явную выгоду, которую конкуренты вряд ли смогут скопировать. В связи с тем, что дифференцированные характеристики продукта не всегда переходят в дифференцированные выгоды бренда, в коммуникационной стратегии брендов целесообразно акцентировать внимание на субъективных ценностях для потребителей. Дифференциацию по эмоциональным ассоциациям целесообразно применять, если конкурирующие бренды одной товарной группы предлагают одинаковые преимущества и обладают схожей идентичностью. Примером такого дифференцированного позиционирования по эмоциональным ассоциациям является рекламная кампания Daimler-Chrysler. «Шагнем за пределы известного и постигнем непознанное!» Фокусирование позиции на эмоциях чаще всего используется, если бренд обладает преимуществами, которые могут быть скопированы конкурентами. Кроме того, такая стратегия позиционирования эффективна в случае, когда страх, как негативная эмоция, отвлекает потребителей от построения разумных контраргументов, когда они в большей степени склонны поддаваться эмоциям. Стратегии центрового, дифференцированного и позиционирования в смежной группе могут различаться по видам: ■ относительно потребителя («Фотоаппарат Kodak — с ним справится даже ребенок»); ■ относительно продукта («Jaguar: четырехцилиндровый двигатель, 370 лошадей. Разгон за 5,3 секунды. Не удивительно, что остальные чувствуют неравенство на дороге»); ■ относительно потребности («Volvo — твоя безопасность»)
4. В современной практике позиционирования применяются различные виды, стратегии, способы и методы. Однако, как показывает опыт развития ведущих мировых брендов, разработку эффективной позиции обусловливают следующие принципы позиционирования. 1. Необходимость и приоритетность позиционирования в стратегическом развитии бренда составляют основу конкурентоспособности бренда и развивают марочный капитал. 2. Уникальная позиция обеспечивает четкую мгновенную узнаваемость бренда среди конкурентов. Предложение на рынке уже имеющихся ценностей и копирование преимуществ других брендов не развивают бренд и не окупают вложенных инвестиций. Так, использование однообразных аргументов в позиционирующих заявлениях обрекает на рыночное фиаско многие табачные бренды, которые, за редким исключением, используют только два утверждения — «непревзойденное качество» и «превосходный вкус». Такая несостоятельность аргументации оставляет большой простор для развития конкурирующих брендов. 3. Соответствие явным и скрытым нуждам и потребностям целевых потребителей закладывает основу для развития бренда. 4. Аргументация в позиционировании способствует конкретизации позиции брендов и формирует прочные ассоциации бренда как лидера в категории. Так, позиционирование коньяка Courvoisier как «императорского коньяка, коньяка Наполеона» традиционно подтверждалось историческими документами, с которыми можно было ознакомиться в музее Courvoisier в одноименном замке в городе Жарнак. Победы теннисистов, играющих ракетками марки Head, подтверждают заявления об их высоких профессиональных характеристиках. Использование подтверждающих позицию аргументов снижает риск потребительского разочарования. Нарушение же этого принципа провоцирует развитие у потребителей своеобразного «синдрома неоправданных ожиданий». 5. Неизменность позиции должна соблюдаться во всех маркетинговых и рекламных меропритиях компании и ее парнеров, проводимых на рынке. Соответственно, престижные бренды французского шампанского с эксклюзивным позиционированием и высокой ценой не продаются в супермаркетах. Однако такой ошибки не удалось избежать владельцам брендов Veuve Clicqot и Piper Hiedsieck: массовая дистрибьюция нарушила последовательность позиционирования и «размыла» имидж брендов, нанеся большой ущерб их репутации. 5. Преемственность в перепозиционировании сохраняет лояльность потребителей. Позиционирование является развивающимся во времени элементом брендинга, поэтому отражает те аспекты в его развитии, которые в данный момент наилучшим образом отвечают потребительским ожиданиям, особенностям рынка и учитывают действия конкурентов. Появление различий в восприятии индивидуальности бренда потребителями требует корректировки его имиджа — перепозиционирования бренда (brand repositioning). Необходимость в перепозиционировании возникает в случае изменения предпочтений и особенностей восприятия в целевой аудитории в результате: ■ появления на рынке новых брендов в товарной категории; ■ усиления позиций действующих на рынке брендов; ■ изменения рыночных условий, включая политические и социально-экономические факторы маркетинговой среды. Перепозиционирование бренда всегда осуществляется на принципах преемственности — максимальном сохранении значимых для потребителей атрибутов, преимуществ и ценностей бренда. В некоторых случаях перепозиционирование бренда требует, напротив, отказа от отдельных характеристик бренда, снижающих его эмоциональное воздействие на потребителей или перегружающих эмоциональную насыщенность индивидуальности. Таким образом реализуется «принцип балласта» — «лишится основного, чтобы сохранить самое ценное». В большинстве случаев обновление позиции бренда сопряжено с изменением его индивидуальности и созданием новой сути внутри старой формы, что представляет собой самостоятельное направление в развитии бренда — ребрендинг. Чаще всего ребрендинг обусловлен желанием производителя продлить жизненный цикл бренда, в развитии которого наметились понижательные тенденции — устаревание или упадок. Устаревание бренда связано с истощением его экономического потенциала в результате морального устаревания продукта, отсталости фирмы,в инновационной деятельности, а также изменений рыночных условий и факторов, формирующих потребительские предпочтения (влияние моды, особенности культурной среды, менталь-ность аудитории). Упадок бренда влечет более серьезные негативные последствия для его развития, поскольку обусловлен, как правило, существенными нарушениями принципов бренд-менеджмента, в частности, ухудшением производственных показателей качества, неграмотной маркетинговой стратегией, а также угасанием категории (например, пишущие машинки) или превращением бренда в дженерик (Аспирин, Ксерокс, Нейлон, эскалатор). Грамотное использование маркетинговых инструментов способно возродить потенциал бренда. Омоложение бренда, или восстановление потенциала, осуществляется средствами маркетинга, в том числе: ■ применением новых материалов и технологий в производстве продукта; ■ модификацией продукта с учетом новых потребительских предпочтений; ■ обновлением имиджа бренда (изменение имени, логотипа, упаковки, фасовки); ■ переходом в новые ценовые сегменты; ■ переходом в новые потребительские сегменты; ■ изменением способов распространения; ■ изменением способов использования; ■ участием в совместных проектах брендов-партнеров (ко-брендинг). Необходимо отметить, что восстановление позиций обычно сопряжено с меньшими затратами, так как сохраняются известность и лояльность к бренду, используется отлаженная система сбыта. В результате восстановления позиций брендов фирмы часто получают существенные преимущества перед конкурентами, особенно на рынках развитых стран, где существует развитая культура потребления марочных товаров
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.009 с.) |