Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения международного права↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гражданская защита
ТЕМА 1. Гражданская защита Украины в современных условиях.
Учебные вопросы: 1. Основные положения международного права на защите населения. 2. Гражданская защита Украины и принципы ее построения. 3. Единая система гражданской защиты. 4. Силы гражданской защиты. 5. Организация гражданской защиты на субъектах хозяйствования. 6. Гражданская защита в других странах.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
Вопрос о защите гражданского населения во время войны был поставлен перед мировым сообществом не случайно. Перед народами и их руководителями еще зримо стояли ужасы второй мировой войны и особенно неисчислимые страдания, которые всей тяжестью легли на плечи населения стран, участвующих в военном конфликте. Об этом красноречиво говорят статистические данные о потерях личного состава Вооруженных Сил и мирного населения. В первой мировой войне на каждые 100 убитых 95 человек составляли военные и только 5 человек – гражданские лица, то уже во второй мировой войне – 52 и 48 соответственно. 21 апреля 1949 года в Женеве собрались уполномоченные представители 120 государств мира с единственной целью: выработать документы, которые бы налагали соответствующие обязательства государств по защите гражданского населения. Заседание уполномоченных представителей по данной повестке дня продолжалось более 4 месяцев. Результатом этой работы явились принятые 12 августа 1949 года Женевские конвенции: 1. Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. 2. Об улучшении участи раненых, больных и лиц из состава вооруженных сил и потерпевших кораблекрушение на море. 3. Об обращении с военнопленными. 4. О защите гражданского населения во время войны. После окончания второй мировой войны и принятия Женевских конвенций мир не был установлен. То в одной, то в другой точке земного шара возникают межгосударственные конфликты, зачастую перерастающие в затяжные войны, губительно сказывающиеся на гражданское население этих государств. Ярким примером этого являются войны в Корее и Вьетнаме. Как показывает статистика, на каждые 100 человек убитых в Корейской войне (начало 50-х годов) – 16 составляли военные и 84 – гражданские, а во Вьетнамской (вторая половина 60-х годов) – 8 и 92 соответственно. В результате глубокого изучения новых явлений, связанных с военными конфликтами, носящими как международный, так и региональный характер, в июне 1977 года было принято два дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 года. Первая и Вторая Женевские конвенции обеспечивают защиту раненых, больных и людей, пострадавших в вооруженных конфликтах и войнах. В соответствии с этими конвенциями перечисленным категориям должна оказываться вся необходимая помощь и гуманное обращение. Третья Женевская конвенция определяет статус комбатанта (лица, входящего в состав вооруженных сил, за исключением медиков и священников) и военнопленного. В этой конвенции определены правила обращения с военнопленными, а текст конвенции должен быть вывешен в каждом лагере для военнопленных. Четвертая Женевская конвенция провозглашает нормы защиты, которые касаются каждого человека, оказавшегося в зоне вооруженного конфликта, независимо от национальности и территории его проживания. Особое внимание уделяется гражданскому населению на оккупированной территории, которое подразделяется на две категории: – гражданское население, которое находится в стане врага; – население на оккупированной территории. Обе эти категории имеют право на уважение их личности, чести, религиозных убеждений и обрядов, а также обычаев. С ними всегда обязаны обходиться гуманно и не использовать методы принуждения, запрещается депортация и выселение населения. Конфликтующие стороны обязаны предоставлять свободный пропуск посылок с медицинскими и санитарными материалами, продуктами питания, носильными вещами, укрепляющими средствами для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц. Конфликтующие стороны обязаны обеспечить содержание детей до 15 лет, потерявших родителей или утративших их, принимать меры к розыску родителей и устанавливать их связи друг с другом. Шестой раздел Четвертой конвенции полностью посвящен задачам и деятельности гражданской обороны и дополнен Первым дополнительным протоколом. Второй дополнительный протокол более детально рассматривает вопросы защиты гражданского населения. С целью защиты гражданского населения запрещается: – нападение, которое не направлено на конкретные военные объекты; – нападение, которое попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения; – нападение на гражданских лиц или население в порядке репрессий; – присутствие или продвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должно использоваться для защиты определенных пунктов или районов военных действий; – нападение должно быть отменено или приостановлено, если обнаружится, что объект нападения не является военным; – посягательства на жизнь физических лиц и их психическое состояние, жестокое обращение, пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний; – коллективные наказания; – взятие заложников; – акты терроризма; – надругательства на человеческим достоинством, оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции; – рабство и работорговля; – грабеж; – угрозы совершения любых из указанных выше действий. Особое внимание уделяется защите гражданских объектов, в отношении которых запрещается: – применять любые акции против исторических памятников, памятников культуры и других объектов национальной культуры; – нападение на объекты жизнеобеспечения населения и использование голода как средства ведения войны; – уничтожение дамб, плотин, АЭС и других объектов, разрушения которых может привести к значительному ущербу для окружающей среды. Протокол регламентирует деятельность конфликтующих сторон относительно незащищенных территорий и демилитаризованных зон. Такие территории, населенные пункты и зоны определяются властями конфликтующих сторон и доводятся до сведения в устной или письменной форме. Зоны, которые находятся под особой защитой, должны отвечать следующим требованиям: – все комбатанты, мобильные воинские части и военная техника должны быть выведены; – стационарные военные установки и сооружения не должны использоваться во враждебных целях; – власти и население не должны проводить враждебных действий; – не должны проводиться действия в поддержку военных операций; – незащищенные территории и демилитаризованные зоны обозначаются на местности по периметру и на шоссейных дорогах в соответствии с конвенцией установленными знаками.
2. ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ.
Гражданская защита - это функция государства, направленная на защиту населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций путем предотвращения таких ситуаций, ликвидации их последствий и предоставление помощи пострадавшим в мирное время и в особый период. Гражданская защита обеспечивается с учетом особенностей, определенных “Кодексом цивільного захисту України” (№5403-VI від 02.10.2012р.), субъектами, уполномоченными защищать население, территории, окружающую природную среду и имущество, согласно требованиям этого Кодекса - в мирное время, а также в особый период - в пределах реализации мероприятий государства, связанных с обороной государства. Координацию деятельности органов исполнительной власти в сфере гражданской защиты в пределах своих полномочий осуществляют: 1) Совет национальной безопасности и обороны Украины; 2) Кабинет Министров Украины. Для координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, связанной с техногенно-экологической безопасностью, защитой населения и территорий, предотвращением и реагированием на чрезвычайные ситуации: 1) Кабинетом Министров Украины образовывается Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности; 2) областными и Киевской городскою государственными администрациями образовываются региональные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций; 3) районными государственными администрациями, исполнительными органами городских советов, районными в городах и поселковыми советами образовываются местные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций; 4) руководящими органами предприятий, учреждений и организаций образовываются комиссии по вопросам чрезвычайных ситуаций. Для координации работ по ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации и ее последствий на государственном, региональном, местном и объектовом уровнях образовываются специальные комиссии по ликвидации чрезвычайной ситуации. Гражданская защита осуществляется по таким основным принципам: – гарантирование и обеспечение государством конституционных прав граждан на защиту жизни, здоровье и собственности; – комплексного подхода к решению задач гражданской защиты; – приоритетности задач, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья граждан; – максимально возможного, экономически обоснованного, уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций; – централизации управления, единоначалия, подчиненности, уставной дисциплины Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, аварийно-спасательных служб; – гласности, прозрачности, свободного получения и распространение публичной информации о состоянии гражданской защиты, кроме ограничений, установленных законом; – добровольности - в случае привлечения граждан к осуществлению мероприятий гражданской защиты, связанных с риском для их жизни и здоровье; – ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдение требований законодательства по вопросам гражданской защиты; – оправданного риска и ответственности руководителей сил гражданской защиты за обеспечение безопасности во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Обеспечение реализации государственной политики в сфере гражданской защиты осуществляется единой государственной системой гражданской защиты, которая состоит из функциональных и территориальных подсистем и их звеньев. Положение о единой государственной системе гражданской защиты, типовые положения о функциональной и территориальной подсистемах утверждаются Кабинетом Министров Украины. Основными задачами единой государственной системы гражданской защиты являются: – обеспечение готовности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, подчиненных им сил и средств к действиям, направленным на предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации; – обеспечение реализации мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций; – обучение населения относительно поведения и действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации; – выполнение государственных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, обеспечение постоянного функционирования предприятий, учреждений и организаций, уменьшение возможных материальных потерь; – обработка информации о чрезвычайных ситуациях, издании информационных материалов по вопросам защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций; – прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза потребности в силах, средствах, материальных и финансовых ресурсах; – создание, рациональное сохранение и использования резерва материальных и финансовых ресурсов, необходимых для предотвращения и реагирование на чрезвычайные ситуации; – оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное и достоверное информирования о фактической обстановке и принятых мерах; – защита населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; – проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения; – смягчение возможных последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения; – осуществление мероприятий по социальной защите пострадавшего населения; – реализация определенных законом прав в сфере защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц (или их семей), что принимали непосредственное участие в ликвидации этих ситуаций; – другие задачи, определенные законом.
Функциональные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты
Функциональные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты(далее - функциональные подсистемы) создаются центральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере общественной жизни. Непосредственное руководство функциональной подсистемой возлагается на руководителя органа, субъекта хозяйствования, который создал такую подсистему. В состав функциональных подсистем входят органы управления и подчиненные им силы гражданской защиты, соответствующие субъекты хозяйствования, которые выполняют задачи гражданской защиты.
Территориальные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты и их звенья
Территориальные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты(далее - территориальные подсистемы) действуют в областных центрах и городе Киеве. Непосредственное руководство территориальной подсистемой, ее звеном полагается на должностное лицо, которое возглавляет орган, который создал такую подсистему, звено. В состав территориальных подсистем и их звеньев входят органы управления и подчиненные им силы гражданской защиты, соответствующие субъекты хозяйствования.
Режимы функционирования единой государственной системы гражданской защиты
Единая государственная система в зависимости от масштабов и особенностей чрезвычайной ситуации, которая прогнозируется или возникла, функционирует в режимах:
1) повседневного функционирования; 2) повышенной готовности; 3) чрезвычайной ситуации; 4) чрезвычайного положения. Положением о единой государственной системе гражданской защиты определяется перечень мероприятий, которые осуществляются в соответствующем режиме, задача и порядок взаимодействия субъектов обеспечения гражданской защиты во время функционирования указанной системы в соответствующем режиме. В особый период единая государственная система гражданской защиты функционирует согласно этому Кодексу и с учетом особенностей, которые определяются согласно требованиям законов Украины "О правовом режиме военного состояния", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", а также других нормативно-правовых актов.
Режим повседневного функционирования
Режим повседневного функционирования единой государственной системы гражданской защиты устанавливается при условиях нормальной производственной, радиационной, химической, сейсмической, гидрогеологической, гидрометеорологической, техногенной и пожарной обстановки и при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Режим повышенной готовности
В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации по решению соответственно Кабинета Министров Украины, областных, Киевской городской государственной администрации для единой государственной системы гражданской защиты в полном объеме или частично для отдельных ее территориальных подсистем временно устанавливается режим повышенной готовности.
Режим чрезвычайной ситуации
В случае возникновения чрезвычайной ситуации по решению соответственно Кабинета Министров Украины, областных, Киевской городской государственной администрации для единой государственной системы гражданской защиты в полном объеме или частично для отдельных ее территориальных подсистем временно устанавливается режим чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайного положения
Режим чрезвычайного положения для единой государственной системы гражданской защиты в полном объеме или частично для отдельных ее территориальных подсистем временно устанавливается в пределах территории, на которой введен правовой режим чрезвычайного положения согласно Закону Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения".
СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Для проведения комплекса мероприятий по ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства ГЗ. Состав сил ГЗ: – оперативно-спасательная служба ГЗ (ОСС); – аварийно-спасательная служба (АСС); – формирования ГЗ; – специализированные службы ГЗ; – пожарно-спасательные подразделения (части); – добровольные формирования ГЗ.
Основные задачи сил ГЗ: – проведение работ и мероприятий по предупреждению ЧС, защите населения и территорий от них; – тушение пожаров; – ликвидация последствий ЧС в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, затоплений, различных видов заражения; – проведение пиротехнических работ; – проведение взрывных работ для предупреждения ЧС и ликвидации ее последствий; – проведение работ по жизнеобеспечению пострадавших; – оказание экстренной медицинской помощи в районе ЧС и доставка пострадавших в учреждения здравоохранения; – осуществление перевозок материально-технических средств, пред-назначенных для проведения АСиДНР; – оказании помощи иностранным государствам; – проведение аварийно-спасательного обслуживания субъектам хозяйствования и отдельных территорий, на которых есть опасность возникновения ЧС.
Оперативно-спасательная служба ГЗ – специальное невоенизированное объединение аварийно-спасательных и других формирований, органов управления такими формированиями, системы центрального органа исполнительной власти, которые обеспечивают формирования и реализуют государственную политику в сфере ГЗ. Состав ОСС ГЗ: 1. Орган управления ОСС (департамент государственной службы по ЧС); 2. Отряды центрального подчинения: – 3 специальных аварийно-спасательных отряда (АСО) службы (г. Ромны Сумской обл., г. Киев, хутор Редьки Киевской обл., г. Мелитополь); – специальный отряд службы (с. Жеребковое Одесской обл.); – специальный морской АСО; – специальный авиационный АСО (г. Нежин). 3. Мобильный спасательный центр (г. Киев). 4. Учебный центр службы (г. Мерефа, Харьковская обл.). 5. Узлы связи (г. Киев, г. Переяслав – Хмельницкий). 6. 25 гарнизонов службы (Киев, области – 24). 7. Службы и подразделения обеспечения.
Аварийно-спасательная служба – совокупность организационно-объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для проведения АСиДНР. АСС подразделяются на: а) государственные, региональные, коммунальные, объектовые, общественных организаций. Все они создаются на профессиональной основе; б) специализированные и неспециализированные; в) профессиональные и непрофессиональные. АСС создаются: – государственные – центральным органом исполнительной власти (КМУ, министерства); – региональные – областными госадминистрациями; – коммунальные – органами местного самоуправления в городах, районах города, селах; – объектовые – руководителем СХ; – общественные – общественными организациями. В состав АСС ГСЧС входят: – горноспасательные и аварийно-спасательные подразделения; – противофонтанные подразделения; – горные поисково-спасательные подразделения по поиску и спасению туристов; – спасательно-координационные центры по реагированию на ЧС на водных объектах. Всего 24 профессиональных формирования на круглосуточном дежурстве находится 40 оперативных единиц общей численности до 300 человек и 70 единиц техники. В составе других министерств и ведомств также созданы аварийно-спасательные службы. Например, в состав министерства здравоохранения входит Государственная служба медицины катастроф. Формирования ГЗ подразделяются на объектовые и территориальные. Они создаются для выполнения большого объема работ по ликвидации последствий ЧС, военных действий или террористических актов. На СХ создаются формирования ГЗ, которые представляют собой группы людей объединенных в отряды (200 – 300 чел.), команды (100 – 150 чел.), группы (20 – 30 чел.), звенья (до – 10 чел.) и дружины (до 100 чел.), оснащенные специальной техникой и имуществом и подготовленные до действий в ЧС.
Специализированные службы ГЗ предназначены для проведения специальных работ и мероприятий ГЗ, которые требуют привлечения специалистов, техники, имущества. К ним относятся службы: – энергетики; – защиты сельскохозяйственных животных и растений; – инженерная; – коммунально-техническая; – материального обеспечения; – медицинская (медицина катастроф); – связи и оповещения; – противопожарная; – торговли и питания; – техническая; – транспортного обеспечения; – охраны общественного питания. По подчиненности специализированные службы бывают: – объектовые; – отраслевые, – территориальные.
Пожарно-спасательные подразделения. Пожарная охрана подразделяется на государственную, ведомственную, местную и добровольную. Государственная пожарная охрана включает: – органы и подразделения центрального органа исполнительной власти; – государственные пожарно-спасательные подразделения (части); – вспомогательные службы; – учебные заведения. Ведомственная пожарная охрана создается на объектах, определенных КМУ, с привлечением государственных пожарно-спасательных подразделений (частей). Местная пожарная охрана создается в селах, где нет государственных пожарно-спасательных подразделений. Добровольная пожарная охрана создается из числа граждан, постоянно проживающих в населенных пунктах.
Добровольные формирования ГЗ создаются при возникновении угрозы или возникновении ЧС для проведения вспомогательных работ по решению исполнительных органов власти. Для координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления и сил ГЗ, а также организованного и планового выполнения комплекса мероприятий и работ по ликвидации последствий ЧС: – используются пункты управления и центры управления в ЧС; – создается специальная комиссия по ликвидации последствий ЧС; – назначается руководитель работ по ликвидации последствий ЧС; – создаются штабы по ликвидации последствий ЧС; – определяется потребность в силах ГЗ; – привлекаются силы ГЗ для ликвидации последствий ЧС. Для обеспечения устойчивого управления субъектами обеспечения ГЗ в особый период используется государственная система пунктов управления, а в повседневном режиме – государственная система центров управления в ЧС. До назначения специальной комиссии по ликвидации последствий ЧС или руководителя работ, действуют соответствующие комиссии по вопросам техногенной и экологической безопасности в ЧС (ТЭБ ЧС). Общее руководство организациею и проведением работ по ликвидации последствий ЧС в зависимости от уровня ЧС осуществляет Кабинет Министров Украины (государственный уровень), госадминистрации (региональный, местный уровень), руководитель СХ (объектовый уровень). В зависимости от уровня ЧС руководителем работ назначается: – первый вице-премьер КМУ; – заместитель главы госадминистрации; – один из заместителей мэра города, села; – руководитель объекта. Никто не имеет права вмешиваться в работу руководителя работ. Руководитель работ принимает решение о создании и расформировании штаба по ликвидации последствий ЧС. Привлечение сил ГЗ к ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с планами реагирования на ЧС, планами взаимодействия органов управления и сил ГЗ.
ГЗ США В США создано «Федеральное управление по действиям в ЧС» (ФЕМА, штаб-квартира Вашингтон), которая непосредственно подчиняется Президенту США. Задачи ФЕМА: - обеспечение выживания страны в ядерной войне; - разработка планов эвакуации населения из угрожаемых районов; - осуществление мероприятий в соответствии с программой строительства защитных сооружений; - совершенствование и повышение защиты систем связи и оповещения; - обеспечение защиты и нормального функционирования федеральных и местных органов власти и ГО; - создание и распределение стратегических запасов на случай ЧС; - обучение населения действиям в ЧС; - научно-исследовательская работа в вопросах ГО, борьба с терроризмом. На промышленных предприятиях, где более 50 работающих, создаются комитеты ГО во главе с руководителями предприятия. На таких предприятиях создаются службы ГО. В США нет специальных формирований. Для решения задач ГО привлекаются подразделения Национальной гвардии и Вооруженных Сил. Невоенизированные формирования создаются на промышленных, медицинских предприятиях, фирмах и других объектах.
ГЗ России В России с 1995 года действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи: - разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения от ЧС; - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования СХ; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий в ЧС; - подготовка населения к действиям при ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - ликвидация последствий ЧС. РСЧС строится по территориально-производственному принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет 5 уровней (федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый). На каждом уровне систем и подсистем имеются: - органы управления (постоянные, повседневные силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС); - органы управления (координирующие, постоянного и повседневного управления); - силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС; - информационно-управляющие системы; - финансовые и материальные резервы. К органам постоянного управления по ГЗ и ЧС относятся на федеральном уровне Министерство Российской Федерации по делам ГЗ, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), на региональном уровне – комитеты, главные управления, отделы. РСЧС функционирует в следующих режимах: - режим повседневной деятельности; - режим повышенной готовности; - чрезвычайный режим. В 1998 году принят Закон «О гражданской обороне России», в котором в основном решаются задачи защиты населения в военное время. Таким образом, сложилась ситуация, когда в РСЧС условно функционируют как бы две подсистемы: - подсистема защиты населения от природных и техногенных ЧС; - подсистема выполнения мероприятий ГЗ в военное время. Итак, национальные системы ГЗ созданы и функционируют в большинстве стран мира. Их задачи и организационная структура постоянно совершенствуются.
ВВЕДЕНИЕ ЧС мирного времени, рассмотренные в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», – это одна из составляющих, нарушающая нормальную жизнедеятельность людей. Другой потенциально опасной составляющей является постоянное развитие и совершенствование средств вооруженной борьбы. Хотя Украина и объявила себя безъядерной державой, страны, граничащие с ней, постоянно развивают и совершенствуют свою военную систему и оснащают ее все новыми видами оружия, и кроме того, имеют различные территориальные претензии к Украине, что в историческом плане всегда приводило к различным вооруженным конфликтам и войнам. ЧС военного времени по своим последствиям несоизмеримы с последствиями ЧС мирного времени, так как они связаны с применением средств вооруженной борьбы. К ЧС военного времени относятся: · ЧС, связанные с применением обычных средств поражения; · ЧС, связанные с применением химического оружия; · ЧС, связанные с применением биологического оружия; · ЧС, связанные с применением ядерного оружия; · ЧС, связанные с воздействием вторичных поражающих факторов.
В последние годы появился новый вид терроризма, связанный с применением компонентов химического и биологического оружия криминальными структурами.
Боеприпасы объёмного взрыва Действие БОВ сводится к следующему: жидкое топливо, обладающее высокой теплотворной способностью, помещенное в специальную оболочку, при взрыве разбрызгивается, испаряется и перемешивается с кислородом воздуха, образуя облако газовоздушной смеси (ГВС) радиусом около 15м и толщиной слоя 2–3м. Затем, образовавшаяся смесь подрывается в нескольких местах детонаторами. В зоне детонации в течении нескольких десятков микросекунд развивается температура 2500 – 3000 0С и создается воздушная ударная волна, которая является основным поражающим фактором. Избыточное давление (∆Рф) во фронте ударной волны при возникновении детонации в облаке ГВС достигает в его центре около 3000 кПа, за пределами облака ударная волна распространяется со скоростью 1500 – 3000 м/с и на удалении 100м избыточное давление может составлять 100кПа. Энергия взрыва ГВС в несколько раз превышает энергию взрыва равного по массе взрывчатого вещества (ВВ). ГВС способна проникать в негерметичные объемы и формироваться по местности, поэтому от поражающего действия БОВ не защищают ни складки местности, ни негерметичные защитные сооружения. Эти свойства позволяют отнести БОВ к средствам поражения слабозащищенного населения, техники и оборудования на открытой местности, разрушения зданий и сооружений, уничтожения растительности и посевов сельскохозяйственных культур и т.п.
Историческая справка БОВ имеют несколько неофициальных (журналистских) названий: вакуумная бомба, «мать всех бомб» (США), «отец всех бомб» (Россия), объемно-детонирующая и др. Первые БОВ были использованы США во Вьетнаме летом 1969 г. для расчистки джунглей, чтобы оборудовать площадку для посадки вертолетов. БОВ неоднократно применялись в различных войнах 1980-90 годов. Так, 6 августа 1982 года в период войны в Ливане израильский самолет сбросил такую бомбу (американского производства) на восьмиэтажный жилой дом. Здание полностью разрушено, погибло около 300 человек (в основном не в здании, а находящиеся поблизости). В августе 1999 года БОВ был применен в Дагестане. Бомба была сброшена на аул Тандо, где скопились чеченские боевики. В результате было уничтожено несколько сотен боевиков, а аул стерт с лица земли. В 2003 году американские ВВС провели два испытания бомбы с войсковым шифром GBU- 43/B (журналистское – «мать всех бомб») на полигоне в штате Флорида. Длина бомбы 10м, диаметр – 1м. Из 9,5т массы 8,5т составляло взрывчатое вещество. Тротиловый эквивалент – более 11т, радиус гарантированного поражения – 150м. 11 сентября 2007 года Российские ВС испытали новую авиационную бомбу повышенной мощности («отец всех бомб»). Масса ВВ – 7,1 т, тротиловый эквивалент – более 44т, радиус гарантированного поражения – 300м. В перспективе БОВ способны заменить целый ряд созданных ранее ядерных средств поражения малой мощности.
Зажигательные боеприпасы К зажигательным боеприпасам относят: · авиационные и артиллерийские зажигательные боеприпасы; · гранатометы; · огнеметы; · гранаты; · патроны; · шашки. Зажигательные боеприпасы предназначены для создания крупных пожаров в тылу, уничтожения людей, сооружений, складов материальных средств, нефтехранилищ, оборудования и т.п. Основу зажигательных боеприпасов составляют зажигательные вещества и смеси, которые принято делить на группы: · зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы); · металлизированные зажигательные смеси (пирогели); · термит и термитные составы; · обычный и пластифицированный фосфор; · сплав «электрон». Напалмы представляют собой желеобразное, вязкое, обладающее сильной прилипаемостью вещество с температурой горения 1000 – 1200 0С. Напалм получают путем добавления к жидкому горючему (бензин, керосин и др.) специального порошка – загустителя (3 – 10 %). Продолжительность горения – 5-10 минут. Легко прилипают к различным поверхностям и трудно поддаются тушению. Напалм (Б) горит чадящим пламенем, насыщая воздух едкими раскаленными газами. Пирогель – вязкая огнесмесь на основе нефтепродуктов с добавками порошкообразных металлов (магний, алюминий), а также угля, асфальта, селитры и других веществ. В отличии от напалма температура 1600 0С длится 1 – 3 минуты. При горении образуется шлак, который способен прожигать тонкий металл. Термит – спрессованная смесь порошкообразных окислов железа с гранулированным алюминием, кроме этого содержат окислители и связующие вещества (магний, сера, перекись свинца, нитрат бария), а для образования пламени – канифоль и другие вещества, богатые кислородом. При горении термитов и термитных составов тепловая энергия выделяется в результате взаимодействия окисла одного металла с другим металлом, образуя жидкий расплавленный шлак с температурой около 3000 0С. Термиты способны прожигать металлические части оборудования. Термиты горят без доступа воздуха. Белый фосфор – твердое воскообразное ядовитое вещество. На воздухе фосфор самовоспламеняется и горит с выделением большого количества едкого белого дыма (мелкие капли фосфорной кислоты), развивая температуру до 1000 0С. Белый фосфор применяется как дымообразующее вещество, а также как воспламенитель напалма и пирогелей. Пластифицированный белый фосфор представляет собой пластическую массу из синтетического каучука и частиц белого фосфора. Он более устойчив при хранении, способен прилипать к вертикальным поверхностям и прожигать их. Горящий фосфор причиняет тяжкие, болезненные, долго не заживающие ожоги. Электрон – сплав магния (96%), алюминия (3%) и других элементов (1%). Воспламеняется при Т = 600 0С и горит ослепительно белым и голубоватым пламенем, развивая Т = 2800 0С. Щелочные металлы, особенно калий и магний, обладают свойством вступать в бу<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.013 с.) |