неотложных работ на промышленных обьектах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

неотложных работ на промышленных обьектах



В чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы

Введение

1. Содержаниеспасательных и неотложных работ

2. Организация и проведение спасательных и неотложных работ

в очагах поражения

3. Организация жизнеобеспечения населения в ЧС

 

 

Введение

В период возникновения чрезвычайных ситуаций и действия их поражающих факторов, в процессе ликвидации последствий ЧС и первостепенную важность и особую остроту приобретает проблема спасения людей, пострадавших в этих условиях, сохранения их жизни и здоровья и восстановления нормальной жизнедеятельности. Решение этой проблемы достигается путем проведения спасательных и других неотложных работ, выполняемых соответствующими формированиями ГЗ.

Спасательные и неотложные работы (СР и НР) – это комплекс мероприятий, которые проводятся при возникновении ЧС техногенного, природного и военного характера и направлены на предотвращение воздействия поражающих факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также локализацию зон ЧС с последующей ликвидацией последствий ЧС. Эти работы, как правило, выполняются в сложной обстановке, в условиях разрушений, пожаров, завалов, затоплений, возможного радиоактивного и химического заражения атмосферного воздуха и местности и пр.

 

1. Содержаниеспасательных и неотложных работ

 

Сущность СР и НР – это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнедеятельности населения, предотвращение или существенное уменьшение материального ущерба. При этом также создаются условия для последующего проведения восстановительных и других работ по ликвидации последствий ЧС.

Последовательно рассмотрим назначение и содержание спасательных и неотложных работ.

1.1. Спасательные работы проводятся с целью розыска, извлечения из опасных мест пораженных, оказания им медицинской помощи и доставки их в лечебные учреждения.

Спасательные работы включают:

- разведку очагов поражения, определение их границ, объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара, а также разведку маршрутов следования к очагам поражения и участкам (объектам) работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения формирований ГЗ и участках (объектах), работ;

- работы, связанные с розыском и спасением людей:

а) розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и пр.

б) вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение людей, находящихся в них;

в) подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой и др.;

г) оказание первой медицинской помощи пострадавшим и доставка их в лечебные учреждения;

д) вывоз или вывод населения из очагов поражения и опасных зон в безопасные ройоны;

е) санитарную обработку людей, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, сырья, воды и др.

1.2. Неотложные работы проводятся с целью создания наиболее благоприятных условий для проведения спасательных работ с максимальной эффективностью и обеспечения жизнедеятельности населения путем локализации и ликвидации аварий на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Неотложные работы включают:

- прокладку колонных путей и проездов (проходов) в завалах и на зараженной территории;

- укрепление или обрушение поврежденных зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих проведению спасательных работ;

- локализацию и ликвидацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях с целью создания условий для проведения спасательных работ;

-ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных коммунально-энергетических сетей и линий связи;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;

- выявление и уничтожение взрывоопасных предметов;

- временное расселение граждан в безопасных районах;

- организацию комендантской службы, охраны материальных ценностей

и общественного порядка в районах бедствия и очагах поражения;

- социально-психологическую реабилитацию потерпевших;

- санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Таким образом, содержание СР и НР определяется главными целями этих работ, а именно: спасением людей, сохранением их жизни и здоровья, и созданием условий, обеспечивающих достижение этих целей.

СР и НР проводятся, как правило, одновременно, по единому замыслу и плану, специально создаваемым для этих целей формированиями ГЗ. Их успех обеспечивается соблюдением ряда условий, основными из которых являются:

- своевременная организация и непрерывное ведение разведки, получение достоверной информации в реальном масштабе времени;

- заблаговременное создание группировок сил для ведения СР и НР и быстрое их выдвижение на участки (объекты) работ;

- высокая техническая, морально-психологическая подготовка личного состава органов управления и формирований, владение навыками и умениями ведения работ, знание и строгое выполнение правил безопасности при ведении работ;

- эффективное использование оборудования и средств механизации;

- умелое постоянное управление действиями формирований со стороны руководящего состава;

- организация четкой связи и поддержание непрерывного взаимодействия органов управления, формирований и других сил и средств, привлекаемых к проведению СР и НР.

 

 

2. Организация и проведение СР и НР в очагах поражения

 

Ответственным за организацию и проведение СР и НР является начальник ГЗ объекта или населенного пункта (района). Он лично руководит подчиненными формированиями (непосредственно либо через своих заместителей и службы ГЗ).

Непосредственно на месте проведения работ личным составом руководит командир формирования. Он контролирует ход работ, выполнение установленного режима работы, непрерывно оценивает складывающуюся обстановку с учетом ее постоянного изменения, принимает решения на перегруппирование или перестановку сил или средств на месте работ, ставит соответствующие задачи, контролирует строгое выполнение мер защиты и безопасности личного состава и пр.

Для проведения СР и НР на объекте хозяйствования решением начальника ГЗ объекта создаются формирования ГЗ, которые входят в состав системы ГЗ объекта. Состав формирования определяется с учетом сил и средств, характера и объема работ, которые необходимо будет выполнить, а также возможностей объекта по комплектованию формирований личным составом и оснащению техникой, инструментом и другими средствами.

Одним из наиболее распространенных видов формирований ГЗ, предназначенных для ведения СР и НР, является сводная команда (СвК). Сводные команды, как правило, создаются на крупных промышленных предприятиях, их комплектование личным составом осуществляется по внештатному принципу из числа производственного персонала предприятия.

Возглавляет СвК командир, который назначается, как правило, из числа ИТР предприятия. В состав СвК входят:

1. Звено связи и разведки – предназначено для ведения разведки очагов поражения, участков (объектов) работ, маршрутов следования к ним, а также для обеспечения связи командира СвК с подчиненными командирами групп и звеньев, входящих в состав СвК.

2.Группы:

- две спасательные группы, в каждой по три спасательных звена, предназначенные для непосредственного проведения работ, связанных с розыском и спасением людей;

- группа механизации и аварийно-технических работ – предназначена для проведения неотложных работ; в ее составе звенья:

- звено механизации; - звено электротехнических сетей; - звено водопроводно-канализационных сетей; - звено газовых сетей;

- санитарная дружина в составе пяти санитарных звеньев – предназначенна для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и доставки их в лечебные учреждения.

Всего в СвК приведенного состава насчитывается 108 человек. Возможны и другие варианты организационной структуры и состава СвК. На схеме приведены примерно материально-техническое оснащение СвК и ее ориентировочные возможности по объему некоторых выполняемых работ.

Для проведения СР и НР в очагах поражения в полном объеме на ряду с СвК привлекаются и другие формирования ГЗ как общего назначения, так и специальные, необходимость чего определяется прежде всего особенностями обстановки, возникающей в различных ЧС, и теми конкретными видами мероприятий и работ, проведение которых обусловливает именно спецификой обстановки и характером возможных последствий ЧС. Так, к особенностям проведения СР и НР в условиях аварии на радиационно-опасном объекте относятся:

- ведение радиационной разведки; - оповещение населения об аварии

и необходимость постоянного его информирования о

складывающейся обстановке и о порядке действий в данных условиях;

- использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

- организация дозиметрического контроля;

- проведение йодной профилактики населения, которое оказалось в зоне радиоактивного заражения;

- ограничение пребывания населения на открытой местности (введение режимов радиационной защиты);

- эвакуация населения (по распоряжению Кабинета Министров Украины) и другие мероприятия.

При аварии с выбросом ОХВ немедленно оповещаются рабочие, служащие и население, которые оказались в зоне заражения и в районах, которым угрожает опасность заражения. Организуется радиационная, химическая и медицинская разведка для уточнения места, времени, типа и концентрации ОХВ, определения границ зоны заражения и очагов химического поражения и направления последующего распространения зараженного воздуха.

Для проведения СР и НР и ликвидации последствий химического заражения в первую очередь привлекаются санитарные дружины, сводные отряды (команды, группы), команды (группы) обеззараживания, формирования механизации. Прежде всего в очаг химического поражения вводятся санитарные дружины, формирования радиационной и химической защиты, охраны общественного порядка и др.

Личный состав формирований обеспечивается средствами индивидуальной защиты, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами и подготавливается к действиям в очаге химического поражения (ОХП).

В ОХП, прежде всего, оказывается первая помощь пострадавшим (пораженным), проводится отбор по тяжести и организуется доставка их в медицинские учреждения. ОХП ограничивается, осуществляется обеззараживание местности, транспорта, сооружений, а также санитарная обработка личного состава формирований и населения. В первую очередь одеваются противогазы на пораженных, им оказывается первая медицинская помощь, вводят антидоты.

Формирования обеззараживания дегазируют проезды и переходы, территорию, сооружения, технику, чем обеспечиваются действия других формирований, а также вывод населения из ОХП.

В очаге бактериологического (биологического) поражения организуется и проводится:

- бактериологическая разведка и индикация бактериальных средств;

- карантинный режим или обсервация в соответствии с решением старшего начальника;

- санитарная экспертиза;

- контроль заражения продовольствия, пищевого сырья, воды и

их обеззараживание;

- противоэпидемические, санитарно-гигиенические,

специальные профилактические, лечебно-эвакуационные и др. мероприятия, а также санитарно-разъяснительная работа.

Во всех случаях в очаге бактериологического (биологического) поражения одно из первоочередных мероприятий – проведение профилактического лечения населения от особо опасных инфекционных заболеваний. Для этого используются антибиотики широкого спектра действия и др. препараты, которые обеспечивают профилактический и лечебный эффект, а также препараты, имеющиеся в индивидуальной аптечке АИ-2.

После установления вида возбудителя инфекции проводится экстренная профилактика – применение специфических для данного заболевания препаратов: антибиотиков, сывороток и др., своевременное использование которых уменьшает количество заболевших и будет способствовать ускорению ликвидации очага поражения.

Для проведения мероприятий по ликвидации очага бактериологического поражения привлекаются, прежде всего, силы и средства, которые оказались на территории очага, в том числе санитарно-эпидемические станции, ветеринарные станции, передвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, больницы, поликлиники и др. медицинские учреждения и формирования. Если этих сил и средств недостаточно, то привлекаются формирования медицинской и др. служб ГЗ, которые находятся за пределами очага. Перед вводом их в очах поражения проводятся мероприятия по защите личного состава формирований от инфекционных заболеваний. Формирования общего назначения привлекаются для выявления больных и лиц с признаками заболевания и их изоляции, проведение обеззараживания территории, зданий и сооружений, санитарной обработки людей, дезинфекции одежды. В зоне карантина осуществляется строгий контроль соблюдения населением устанавливаемого режима поведения, проводятся другие мероприятия.

Инфекционных больных госпитализируют и лечат в инфекционных больницах в очаге поражения, или разворачивают временные инфекционные стационары. Если необходимо, то заболевших с особо опасными инфекциями эвакуируют специальными группами.

Очаг бактериологического (биологического) поражения считается ликвидированным после того, как с момента выявления последнего заболевшего пройдет время, равное максимальному сроку инкубационного периода для данного заболевания.

Организация и проведение СР и НР в очаге комбинированного поражения характеризуется гораздо большей сложностью, чем в очагах радиационного (ядерного), химического или бактериологического (биологического) поражения. Это объясняется сложностью обстановки, которая может возникнуть вследствии применения ядерного, химического и бактериологического оружия или при одновременном возникновении аварий на АЭС и химически опасном объекте.

С целью достижения максимальной эффективности проведения СР и НР в очаге комбинированного поражения организуются и непрерывно ведутся все виды разведки. До определения вида примененных бактериальных средств все мероприятия организуются в режиме защиты от особо опасных инфекционных заболеваний. Данные, которые поступают от разведки, немедленно используются для наиболее эффективного применения имеющихся сил и средств и проведения режимных мероприятий по изоляции очага комбинированного поражения. Проводится экстренная профилактика личного состава формирований и пораженных, все население эвакуируется из зон химического заражения на незараженную территорию, которая находится в пределах зоны карантина, проводится дегазация, дезинфекция, а при необходимости и дезактивация путей эвакуации, важнейших участков территории, сооружений и транспорта, организуется и проводится полная санитарная обработка населения и личного состава формирований.

Главные усилия разведки сосредотачиваются на выявлении типа, концентрации и направления распространения опасных химических и отравляющих веществ, радиоактивного облака, способов применения и вида возбудителей инфекционных заболеваний, границы зон радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения.

На основании анализа данных разведки, оценки всех видов обстановки, которые имеют место, начальник ГЗ объекта уточняет свое решение и ставит задачи на проведение СР и НР формированиям. В очаге комбинированного поражения в первую очередь определяется наиболее опасный поражающий фактор, который составляет наибольшую угрозу поражения, и проводятся неотложные мероприятия по предотвращению или сведению к минимуму его воздействия, после чего осуществляется ликвидация последствий воздействия всех остальных поражающих факторов в сложившейся обстановке.

При определении необходимого объема СР и НР и организации их проведения учитываются особенности, характерные именно для очага комбинированного поражения. Личный состав формирований обязательно использует средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, а также должен иметь запасные противогазы для одевания на пораженных. При этом нужно иметь ввиду, что работа в средствах индивидуальной защиты может существенно снизить темпы СР и НР, так как допустимая продолжительность пребывания в средствах индивидуальной защиты может быть весьма ограниченной.

Значительное сокращение продолжительности работы в очаге комбинированного поражения и необходимость привлечения большего количества сил для проведения дегазации, дезинфекции и дератизации, а при необходимости и дезактивации территории, сооружений, оборудования, транспорта и проведения санитарной обработки людей требует увеличения численности формирований.

Наличие пострадавших от одновременного воздействия нескольких поражающих факторов в значительной степени усложняет оказание им медицинской помощи и транспортировании в лечебные учреждения. Поэтому население в очаге комбинированного поражения в зависимости от вида и тяжести поражения – радиоактивного, химического или биологического – подлежит медицинскому сортированию (делятся на группы и потоки), что исключает распространение заражения при оказании медицинской помощи.

Устанавливается жесткий контроль за выполнением формированием работ по обеззараживанию маршрутов эвакуации, территории, имущества, техники; проведением противоэпидемических, специальных профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий; соблюдением мер безопасности, а также за своевременной сменой формирований. Смена формирований осуществляется при строгом соблюдении режимных мероприятий. Сменяемые формирования выводятся в места, определенные начальником ГЗ района (объекта), где приводится их специальная обработка (в пределах зоны карантина или обсервации).

 

3. Организация жизнеобеспечения населения в ЧС

 

В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления ГЗ на всех уровнях.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГЗ мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:

- определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;

- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;

- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;

- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;

- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;

- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;

- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;

- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;

- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;

- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;

- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясомолочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);

- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;

- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;

- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, дополнительных и организация их работы;

- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;

- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);

- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;

- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;

- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;

- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;

- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;

- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:

- определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;

- проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;

- направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ;

- развертываются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.), готовятся для размещения лиц, оставшихся без крова, а также эвакуированных, санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;

- организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем, безвозвратно потерянным при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных. Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. В частности оно предусматривает:

- определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;

- накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;

- определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:

- уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло и энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;

- использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;

- установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;

- определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей;

- обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию банно-прачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;

- проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);

- выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;

- организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании выполнения мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам первоочередного жизнеобеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам первоочередного жизнеобеспечения устанавливаются обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи население будет меть возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении ОХВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом Украины для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формирования, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение до трех суток.

 

 

Дополнительный материал по т.6, вопрос 3.

 

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения начинается с прокладывания колонных путей и устройства проездов (проходов) в завалах и зонах заражения при отсутствии дорог или невозможности их использования отрядами обеспечения движения (ООД).

Колонный путь – дорога, проложенная на целине. Прокладывается на маршруте с целью обеспечить быстрейший выход формирований к объекту работы. Проезды (проходы) чаще устраивают в районе ведения СР и НР. В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение СР и НР.

В зонах сплошных завалов, а также там, где высота завалов более 1 м, при большей протяжности путь прокладывают по завалу. При этом ширина пути для одностороннего движения должна быть не менее 4 м, для двухстороннего – 7-8 м. При одностороннем проезде через каждые 100 – 200 м делаются разъезды протяженностью 15 – 20 м.

Работа по прокладке проездов и проходов обычно выполняется бульдозерно-эксковаторными и краново-погрузочными звеньями. В зонах заражения проезды (проходы) дезактивируются (дегазируются, дезинфекцируются). Вид специальной обработки зависит от обстановки.

Переправы, простейшие посты устраивают специальные формирования, используя для этого разрушения мосты, баржи, речные суда или подготавливают переправы, а зимой по льду.

Локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных канализационных и технологических сетях обусловлена тем, что разрушение таких сетей ведет к угрозе отравления людей, возникновению пожаров и взрывов.

Основной способ локализации аварий – отключение поврежденных участков и направлений. При местных повреждениях газовой сети отключаются поврежденные участки у места повреждения, ставятся заглушки, пробки. Работы по локализации аварий на газовых сетях проводятся в изолирующих противогазах. Локализация аварий на электросетях высокого напряжения выполняется в основном специалистами – электриками и состоит в обесточивании сетей и устройства простейших заземлений на сетях низкого напряжения – в отключении от сети поврежденного участка, в уборке проводов с земли, подвеске их к временным опорам.

Основным способом локализации аварий на водопроводных сетях является отключение разрушенных участков, стояков в зданиях, для чего используются

задвижки в сохранившихся смотровых колодцах и запорные вентили в подвалах зданий. В случае невозможности использования отключающих устройств место аварий находят по внешним признакам, затем устраняют их. В случае разрыва водопровода трубу на обоих концах забивают деревянными пробками. Воду откачивают насосами. При образовании продольных трещин ставят пластыри, состоящие из резиновой прокладки, прикрытой сверху металлической полосой и скрепленной по периметру трубы хомутами через 20 – 30 см.

Прочность сетей канализации значительно ниже водопроводных, поэтому они разрушаются в большей степени и в большем объеме. В результате разрушения образуется закупорка сети, образуется подпор сточных вод и возможен выход их через санитарные приборы в подвалы зданий, а также в убежища, укрытия и подвалы, где укрываются люди и на поверхность – непосредственно из колодцев. Локализация аварий в этих случаях сводится к отводу выходящих на поверхность вод в пониженные места. С этой целью от колодцев ведут канавы или укладывают деревянные лотки, трубы, пропуская таким образом сточные воды в удобные для отвода места.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.09 с.)