ТОП 10:

В СВИДЕТЕЛЬСТВАх ЕГО СОзДАТЕЛЕЙ»



(кафедра журналистики, кафедра телекритики и истории телевидения)

 

Первая часть вопросов носит обязательный характер, так как прежде всего необходимо получить максимум «объективной информации» о деятельности данного собеседника на ТВ, пусть и в его субъективной интерпретации.

Если утверждения собеседника будут расходится (по датам, именам, фактам) с «общепринятыми» или зафиксированными в литературе, то в тексте интервью нужно оставлять то, что говорит Ваш собеседник. Другое дело, что при второй встрече нужно привлечь его внимание к данным расхождениям и задать соответствующий вопрос. Если он все равно будет настаивать на своем, то в тексте его ответов должны быть сохранены его утверждения.

Вторая часть интервью вариативна по вопросам — поэтому в данной разработке указаны лишь возможные варианты вопросов. Во-первых, вопросы должны меняться в зависимости от того, чем конкретно занимался тот или иной Ваш собеседник. Во-вторых, во второй части интервью важно получить не столько «объективную информацию», сколько оценки собеседника. А содержательными эти оценки могут быть только тогда, когда вопросы вызывают интерес у Вашего собеседника. Если человек не любит спорт, то не нужно его спрашивать о качестве спортивных передач в 60-е или 70-е годы. Если он не является театралом, то нет смысла интересоваться его мнением о передачах на темы культуры. Ну и так далее...

Вторая часть интервью фактически есть импровизация — и по вопросам, и по ответам — двух заинтересованных друг в друге собеседников.

В любом случае важно «вытянуть» из Вашего собеседника максимум того, что он знает. Поэтому всегда нужно задавать и смежные вопросы: о деятельности других подразделений Гостелерадио, о работе наиболее известных коллег собеседника, о деятельности главных телевизионных начальников и пр.

 

5

 

 

Не забывайте, что Вы работаете не в жанре чисто журналистского интервью, а в жанре интервью как метода научного исследования. Кто и как был одет при создании той или иной передачи — этого не нужно. А вот кто был генератором идей, кто был просто начальником, а кто неформальным лидером команды, как и где зарождались идеи новых передач (по собственной инициативе, по приказу начальства, случайно и пр.) — это все очень важно.

Взять такое большое интервью за один присест не удастся. Вам будет нужно, как минимум, три встречи с собеседником.

Первая — ответы на обязательные вопросы.

Вторая — быстрое уточнение неясностей, содержащихся в первых ответах, и ответы на вторую часть вопросов.

Третья встреча — авторизация интервью (обязательно!).

Помните, что данное интервью-исследование есть по сути и по формальным признакам Ваша первая научно-исследовательская работа, которая к тому же должна войти в сборник «История российского телевидения в воспоминаниях его создателей». То есть, беря данное интервью, Вы работаете и для себя, и для истории!

Удачи и профессионального успеха Вам!

Обязательные вопросы

1. Когда и каким образом Вы впервые попали на телевидение?

2. Какое образование Вы к тому времени имели? Где Вы работали до прихода на телевидение? Где Вы приобретали навыки «телевизионной профессии»?

3. Как сложилась Ваша телевизионная судьба, каковы ее основные этапы?

4. Работа в какой программе или в каком подразделении решающим образом повлияла на Вашу профессиональную судьбу?

5. Каким образом в Ваше время складывались творческие команды, как распределялись роли?

6. Кем принималось решение о запуске и закрытии телепрограмм?

7. Кто в наибольшей степени влиял на форму и содержание передач?

8. Закрытие какой программы Вы восприняли особенно тяжело? Почему?

9. Какой этап в процессе создания передачи наиболее приятный? Сложный? Опасный?

10. Чем приходилось жертвовать, работая на телевидении?

11. В чем были преимущества, особые блага работы на телевидении?

12. Какова была популярность и влиятельность ТВ — по сравнению с прессой, радио?

 

5

 

 

13. Кто пользовался подлинным общепризнанным авторитетом в вашей среде?

14.Каким образом осуществлялась обратная связь с телеаудиторией? Учитывались ее интересы?

15. Насколько лично Вам мешала цензура?

16. Были ли случаи, когда Вас упрекали за политическую невыдержанность?

17. За что обычно ругали и хвалили а) коллеги и б) начальство?

18. Какая редакция (передача, канал) считались тогда наиболее и наименее престижными?

19. Были ли тогда «звезды» в современном понимании слова?

20. Была ли у Вас возможность смотреть зарубежную телепродукцию?

21. Было ли общение с зарубежными коллегами? Загранкомандировки?

22. Какова была — если не считать цензуру — степень свободы руководителей ТВ и рядовых сотрудников?

23. Как происходило неформальное общение с коллегами? Как отмечались праздники?

24. Что Вы считаете главным своими достижением?

25. Что Вы считаете главной своей неудачей?

Возможные варианты необязательных вопросов

26. Сколько Вы зарабатывали? На что хватало этих денег?

27. Насколько жесткой тогда была конкуренция?

28. В чем главное отличие современного телевидения от телевидения советских лет, помимо отсутствия цензуры?

29. Изменилась ли за прошедшие годы телеаудитория? Если да, то в какую сторону?

30. Какими вам видятся основные болезни современного телевидения? 31.Чье участие в создании передач незаслуженно недооценивается?

Переоценивается?

32. Каковы наиболее яркие удачи современного российского телевидения?

33. Какой совет Вы бы дали начинающему тележурналисту?

34. Каким качеством надо обладать, чтобы стать телевизионным долгожителем?

35. Каким словом Вы бы определили сущность телевизионной работы?

36. Существует ли особый телевизионный дар, с которым нужно родиться?

37. Чего больше на телевидении — творчества или ремесла?

38. Исходя из вашего опыта — люди какого типа оказываются наиболее успешными на ТВ?

 

5

 

 

39. Чего больше в телевизионной среде — конкуренции или взаимопомощи, раньше и теперь?

40. Что в первую очередь необходимо преподавать будущим телевизионщикам?

41. Какой тип ТВ представляется вам наиболее подходящим для России — государственное, общественное, коммерческое?

42. В чем главная социальная функция телевидения: информировать, развлекать, обучать?

43. Каким вы видите будущее телевидения?

44. Считаете ли Вы, что на работниках телевидения лежит особая ответственность перед обществом?

45. Какой период отечественного телевидения Вы считаете наиболее плодотворным?

46. Кого Вы можете назвать своим учителем в профессии?

47. Какие книги, посвященные телевидению, Вы считаете лучшими для овладения профессией?

48. Кого Вы считаете наиболее профессиональными работниками телевидения сегодня?

49. А кого бы Вы отнесли к таковым во время Вашей активной работы на ТВ?

50. Назовите три-четыре имени, которые, на Ваш взгляд, внесли решающий вклад в развитие нашего телевидения за весь период его существования?

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.006 с.)