ТОП 10:

М.В. Иванова, заведующая кафедрой словесности



МЕЖТЕКСТОВЫЕ СВЯзИ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ

ДИСКУРСЕ

(Материалы)

 

Цитаты и отсылки к «чужому слову» всегда играют существенную роль в текстах различных стилей и жанров. Возникающие связи между текстами расширяют поле идей и смыслов, указывают на продолжение традиции, обновляют взгляды и обостряют полемику, актуализируют проблемы, служат большей убедительности изложения, создают особую стилистическую атмосферу.

В публицистическом стиле, который в системе функциональных стилей современного русского языка лучше и точнее было бы именовать политическим, цитирование других текстов является главным образом изложением авторитетного мнения и служит обоснованием и подтверждением позиции автора (как в научном стиле), а также усиливает эмоциональное воздействие на слушателей и читателей (как в художественном стиле).

Кого же цитируют политики современной России?

Президент России Д.А.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года говорит о пути обновления «России как государства свободной нации. Как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека.

В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».

Цитируя председателя Совета министров России П.А.Столыпина (1862—1911), Д.А.Медведев акцентирует внимание на либеральном и гу-

 

41

 

 

манистическом характере Послания. Президенту России важно подчеркнуть стремление к демократии, которая невозможна без гражданского общества. При этом гражданское общество выступает как совокупность развитых и свободных индивидов, людей, обладающих чувством просвещенного патриотизма, собственного достоинства, а также осознанной ответственностью. Именно в воспитании таких граждан нуждается современная Россия.

Далее цитируются мнения Николая Коркунова: «Установление законности всегда чувствуется как стеснение произвола властвующих», и Бориса Чичерина, писавшего о праве как «условии истинно человеческого существования».

Это тезисы двух крупных отечественных юристов — Н.М. Коркунова (1853—1904), который был профессором Петербургского университета и разрабатывал государственное право, и Б.Н.Чичерина (1828—1904), профессора Московского университета, основоположника «государственной школы» в отечественной историографии.

Суть позиции процитированных авторов достаточно ясна, во всяком случае, в удачном контексте Послания Президента, хотя, с точки зрения политологии, философии и социологии, это чрезвычайно сложные тезисы. Ведь речь идет о создании истинно правового и демократического государства, где все необходимые бюрократические институты действуют только в интересах граждан страны. Это даже теоретически разработать весьма проблематично, не говоря уже о реализации в практике государственного строительства.

Но создание именно такого государства, в котором высшей ценностью станет свобода гражданина, является главной задачей современной России. Четкая позиция Президента, сформулированная в данном тексте, общий гуманистический тон Послания, а также цитирование известных отечественных ученых либерального направления — все это продолжает традицию предшествующих Посланий В.В. Путина.

Так, В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года обратил внимание на самостоятельность граждан как основу процветания государства: «Витте как-то писал: «Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане... Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее и всячески помогать ей». Этот совет актуален и по сей день».

Интересно, что цитата о гражданах как истинных созидателях государства принадлежит известному реформатору графу С.Ю. Витте (1849—1915), министру и государственному деятелю России, поддерживавшему развитие капитализма в стране и защищавшему права буржуазии, автору Манифеста 17 октября 1905 года, а последователем С.Ю.Витте был Столыпин, цитируемый в Послании Д.А. Медведева.

 

42

 

 

В президентском Послании 2005 года позитивно рассматривается идея, высказанная русским христианским философом И.А. Ильиным (1882—1954) об ограниченности государственной власти и о необходимости ее минимального участия в экономической и повседневной жизни людей: ««Государственная власть, — писал великий русский философ Иван Ильин, — имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку... И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться... Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество... Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей». Давайте не будем забывать об этом».

Такой подход соответствует идее всего Послания, в котором особо подчеркивается главная политико-идеологическая задача — «развитие России как свободного, демократического государства». Свободное государство требует свободно мыслящего, творческого гражданина, способного к созиданию (мысль С.Витте), а демократическое государство поддерживает инициативу граждан, минимально вторгаясь в их действия, и регулирует процессы, опираясь на систему норм права (идея И.Ильина).

В завершении Послания В.В. Путиным был процитирован юрист, профессор Петербургского и Варшавского университетов Л.И. Петражицкий (1867—1931): «Известный российский теоретик государства и права профессор Петражицкий отмечал, что обязанность помогать нуждающимся, аккуратно платить рабочим условленную плату — это в первую очередь этические нормы. Хочу отметить, что все это было написано почти сто лет назад, еще в 1910 году».

И хотя в контексте выступления цитата Л. Петражицкого об этических нормах касалась в основном представителей бизнес-сообщества, рассуждения о нравственности и морали — характерная черта либеральных политических деятелей и сторонников демократии.

Идея о приоритете и значимости человеческой личности была продолжена В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года (Москва, Кремль, Мраморный зал). В.В.Путин обращается к мнению самых ярких современных отечественных мыслителей-гуманитариев, людей с выраженной гражданской позицией — он использует цитаты акад. А.И. Солженицына (1918—2008) о «сбережении народа» и акад. Д.С. Лихачева (1906—1999) о ценности семьи и бережном к ней отношении:

 

4

 

 

«Уважаемые члены Федерального Собрания!

Вам скоро предстоит работать над бюджетом 2007 года — года выборов в Государственную Думу. И понятно, что процесс принятия бюджета будет во многом определяться желанием как можно больше сделать для своих избирателей.

Но если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное — предлагаю вам, отодвинув в сторону политические амбиции и не распыляя ресурсы, сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем. И одна из них — демографическая, или, как точно выразился А.И.Солженицын, это в широком смысле «сбережение народа» (Аплодисменты.) Тем более что в обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны проблему.

В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям. Академик Д.С. Лихачев когда-то писал, что любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье. И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу». (Аплодисменты.)

Продолжением основной темы Послания — темы гуманизма — служит цитата о русском солдате. И здесь В.В. Путин вновь ссылается на И. Ильина: «Известный русский мыслитель Иван Ильин, размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять Российское государство, отмечал, что солдат есть звание высокое и почетное. И что «он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную волю, силу и честь».

Нужно сказать, что это высказывание, хотя напрямую и не относится к теме прав человека и гражданского общества, а больше — к проблеме укрепления Вооруженных Сил страны, все же частично затрагивает проблему гражданского долга. Кроме того, оно принадлежит уже цитировавшемуся в Послании 2005 года философу-гуманисту И.Ильину, чья диссертация была посвящена философии Гегеля как учению о конкретности Бога и человека.

В этом же Послании 2006 года В.В. Путин очень подробно цитирует Ф.Рузвельта (1882—1945), 32-го Президента США, который избирался на этот пост четыре раза, установил дипломатические отношения с СССР и внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции, «Новый курс» которого смог вывести США из экономического кризиса — «Великой депрессии». Цитата Ф.Рузвельта касается социальной справедливости и перераспределения незаконно приобретенных богатств. (Замечу, что в заключительный период второго срока президентства В.В. Путина в связи с решением экономических проблем России регулярно сравнивали с Рузвель-

 

 

 

том: как Ф. Рузвельт сумел справиться с Великой депрессией в США, так и В. Путин вывел Россию из экономического хаоса 90-х годов.)

Следует учесть, что Рузвельту для преодоления кризиса пришлось ужесточить государственный контроль над экономикой, практически искоренив рыночные механизмы. И цитата несколько выделяется своей жесткостью и даже некоторой грубостью на фоне общего либерального тона Послания.

Слова Ф.Рузвельта представлены в таком контексте: «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес — не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли», и будем наступать на них впредь. Но это — «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем — за счет общего блага». Хорошие слова. Жалко только, что не я их придумал. (Аплодисменты.) Франклин Делано Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год.

Это было сказано на выходе из Великой депрессии. Многие страны сталкивались с такими же проблемами, что и мы сегодня. И многие — нашли из них достойный выход».

Следует отметить, что руководители России достаточно часто цитируют Президентов США. В этом прежде всего прослеживается уважение к этой великой стране, ее народу, к тем демократическим завоеваниям и гражданским свободам, которые были достигнуты американцами. Очевиден здесь и позитивный настрой не только на собственно дипломатические, но и на партнерские отношения.

Например, в своем видеоблоге Президент РФ Д.А. Медведев опубликовал фрагмент телефонного разговора с нынешним Президентом США Бараком Обамой (2 июля 2009). В своей речи Д.А. Медведев цитирует Президента США Джона Кеннеди, «которому пришлось во время Карибского кризиса принимать очень непростые решения ... «Если мы теперь не сможем покончить со всеми нашими разногласиями, то, по крайней мере, сможем сделать мир безопасным, несмотря на сохраняющиеся различия»».

Цитирование в разговоре с главой Белого дома слов Джона Фицдже-ральда Кеннеди (1917—1963), 35-го президента США, весьма символично по нескольким причинам.

Прежде всего западные СМИ часто сравнивают как Б. Обаму, так и Д. Медведева с Кеннеди по возрасту, поскольку они стали главами великих

 

45

 

 

держав в относительно молодом возрасте, а Кеннеди, напомню, был одним из самых молодых избранных президентов в истории США.

Кроме того, Дж. Кеннеди был сторонником Мартина Лютера Кинга и выступал за гражданские права афроамериканцев. Обама же — первый темнокожий Президент США, поэтому обращение к словам Кеннеди еще и весьма вежливый дипломатический жест.

И главное. США определяют внешнюю политику администрации Б.Оба-мы как «перезагрузку». И хотя этот политический термин употребляется по отношению к России впервые, подлинный пересмотр «перегруженных» взаимным недоверием отношений между США и СССР, ставший началом так называемого периода «разрядки», произошел именно в период президентства Дж.Кеннеди, в октябре 1962 года, сразу после Карибского кризиса, когда Президенту США пришлось реалистически оценить соотношение сил в мире и угрозу ядерной войны. (Добавлю, что именно в тот период между Белым домом и Кремлем была установлена телефонная линия, чтобы в случае кризисных ситуаций главы государств могли оперативно связываться друг с другом.)

Или, например, В.В. Путин в своем выступлении на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года процитировал Ф. Рузвельта. В. Путин говорил о том, что «проблематика международной безопасности — много шире вопросов военно-политической стабильности. Это устойчивость мировой экономики, преодоление бедности, экономическая безопасность и развитие межцивилизационного диалога.

Такой всеобъемлющий, неделимый характер безопасности выражен и в ее базовом принципе: «безопасность каждого — это безопасность всех». Как сказал еще в первые дни разгоравшейся Второй мировой войны Франклин Рузвельт: «Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается в опасности и под угрозой».

Эти слова продолжают сохранять актуальность и сегодня. Об этом, кстати, свидетельствует и тема нашей конференции, которая здесь написана: «Глобальные кризисы — глобальная ответственность»».

А далее В.В. Путин критикует именно США за их планы по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе: «Да и гипотетический пуск, например, северокорейской ракеты по территории США через Западную Европу — это явно противоречит законам баллистики. Как говорят у нас в России, это все равно, что «правой рукой дотягиваться до левого уха»».

Вот такое сочетание, с одной стороны, слов Рузвельта, которые и очень подходят к проблематике конференции, и дают возможность Путину самого Рузвельта подключить к принципиальной и жесткой критике действий администрации США, с другой — весьма уместной русской поговорки, которая оживляет текст, привнося экспрессию и народную образность.

 

46

 

 

Таким образом, в выступлениях главных политиков современной России цитатам уделяется большое внимание; в цитатах прослеживается четко выверенная последовательность в постановке и решении приоритетных задач государственной политики, преемственность современной политической традиции; все «чужие слова» тщательно подобраны; анализ цитат, например, отдельного Послания Президента Федеральному Собранию дает полное представление об основной идее Послания. Использование цитат в выступлениях ключевых политических деятелей выполняет сразу несколько функций: информационную, политическую, дипломатическую и образовательную.

Все это весьма интересно и заслуживает глубокого изучения. Особенно учитывая актуализацию в современной России идеи о политике как открытом тексте.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.012 с.)