Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежь и клиповое сознание
Кроме того, важно понять, что это за агрессивная часть телеаудитории, ищущая адреналина и заказывающая музыку на телевидении, кто является подлинным клиентом телепроизводства. Ведь это не собственно зрители во всем своем социологическом разнообразии, а лишь те зрители, которые телевидению платят. Опосредованно, в виде рекламных денег, заложенных в цену той продукции, которую в итоге все равно оплачивают телезрители. И вот здесь возникает обычное для рынка неравенство. Смотрят телевизор все, но далеко не все оплачивают рекламируемые товары и, следовательно, диктуют телевидению свои нормы и стандарты. Как известно, весь маркетинг базируется на одной вполне очевидной максиме: нужно дать тому, кто платит, то, что тот хочет. Оказалось, что дело даже не в том, какая часть общества более обеспечена материально — в плане возраста, географии, профессии. Бизнес-психологи давно сообразили, что следует воздействовать не на тех, кто физически может заплатить, а на тех, кто хочет, готов, расположен заплатить — кому легче расстаться с деньгами, кто больше потребитель в душе. Вопрос по сути риторический, и ответ очевиден. Не нужно быть гуру бизнес-психологии, чтобы понять: клиентами телевидения является, главным образом, молодежь, и прежде всего — женская ее часть. Именно на молодое поколение ориентирована рекламная и программная политика телеканалов. Именно они, не знающие цены деньгам, легко раскошеливаются, попадаясь на маркетинговые технологии. Они так неопытны и доверчивы, так падки на блеск брендов. Сила пылких страстей и пристрастий заменяет им силу рефлексии. Коллективный и стереотипный характер юношеского восприятия делает их преданными и отзывчивыми потребителями. Они —
н
идеальные клиенты, и под их язык, вкус и культуру подстраивается жадное до рекламы телевидение. Основной вектор подстройки — потеря серьезности. Что бы мы ни говорили, нужно признать, что молодости свойственна некоторая легкомысленность, поверхностность. Глубина и серьезность приходят с возрастом — мы не берем в расчет, конечно, исключительные случаи вроде Китса, Лермонтова и Рембо. Нынче же модус несерьезности, развлечения преодолел жанровые рамки и стал всеобщим телевизионным стилем, пропитавшим буквально все, включая новости, аналитические программы и спортивные состязания — те сферы, где, казалось бы, по определению не должно быть места инфантилизму. Невыносимая легкость бытия.
Меняется культурная среда, ювенильная реальность диктует свои приоритеты всем остальным возрастам. С ног на голову переворачиваются традиционные ценности и ориентиры. Столь важные прежде культы старчества и опытности становятся совершенно неактуальными. Ведь ключевая, хотя и неявная функция телевидения состоит в построении общепринятых смыслов, очевидных банальностей, образующих тот единый понятийный язык, без которого невозможно общение, а значит и общество. Когда-то эту функцию выполнял фольклор, позже — церковь и школа, а последние десятилетия — телевизор. И его влиятельность не может быть измерена только лишь размером аудитории. По сути не важно, смотрит человек ТВ или нет: все равно он живет, говорит и мыслит в пространстве тех общих мест, которые сегодня создает и фильтрует телевидение. Мифология меняется: старость — плохо, молодость — хорошо. Если раньше молодой человек старался выглядеть старше, мужественней, солидней, то теперь наоборот — мужчина средних лет занимается фитнесом, ходит в солярий и к косметологу, чтобы выглядеть на поколение моложе. Это — классическая жертва телевидения. Думается, что стремительное омоложение массовой культуры, в основе которой — рыночный характер современных массмедиа, подрывает жизнеспособность общества. При всех прелестях юности главная ее черта — незрелость. Закрывающая глаза на проблемы, полная иллюзий и чреватая ошибками. Впрочем, молодежную культуру следует защитить от обвинений в одном из сложных современных феноменов — клиповом сознании. Хотя мало кто понимает, что это такое, на все клиповое (читай — подростковое) в хороших домах принято смотреть подозрительно свысока как на нечто заведомо недоразвитое, разрушающее традиционные нормы и формы. Впрочем, обо всем по порядку. Появившись в качестве визуального сопровождения саундтрека, видеоклип довольно быстро стал самостоятельным синтетическим искусством. Формальное ограничение здесь только одно, по времени: клип длится несколько минут, и в эти минуты нужно вместить видеоряд, полноценно раскрывающий суть музыкальной композиции. Поскольку обычно
5
в песне главное — не рассказанная история, а атмосфера и настроение, то и визуализация не может быть сюжетной, линейно последовательной. Возникает калейдоскопическое соединение разрозненных образов, мельтешение несвязных картинок, скраивание целого из лоскутков. В итоге, вполне по Гегелю, который, как известно, всегда прав, большое количество клипов перешло в новое качество: из локального медийного жанра клип превратился в тотальный стиль и доминирующий тип сознания. Появился принципиально новый способ восприятия реальности — нелинейный, пульсирующий, мозаичный У многих наших современников сформировалась оптика, подобная сеточному зрению мухи, видящей не целое, а множественность раздробленных осколков, которые могут сложиться в единую картину — а могут и не сложиться. Иными словами, главными чертами клипа и клипового сознания мы назовем краткость и мозаичность сообщения. Вообще говоря, первая из этих черт — лапидарность высказывания, способность разместить максимум информации на минимуме пространства — одно из ключевых условий современного общения. На принципе телеграфной экономии построены такие глобальные системы связи, как sms, icq, twitter и ряд других. Но, если вдуматься, есть гораздо более древний предшественник клиповой лаконичности, нежели телеграф. Более того, искусство интенсивного сжатия содержания предельно архаично, оно родилось вместе с цивилизацией. Речь, разумеется, идет об искусстве поэзии. Именно поэтический текст по определению обладает теми чертами, которыми мы обозначили кли-повость. В нем также борются-сливаются две силы: центробежная энергия расширения смысла и центростремительная энергия сжатия фразы. Кроме того, в основе поэзии лежат ритм и метафора. Ритмичность клипа очевидна, метафора же соответствует фрагментарному принципу калейдоскопа, ибо сближает неожиданные слова и образы, зарифмовывает случайное. Уплотнение смысла происходит как раз за счет построения спонтанных связей. Возможно, это звучит несколько парадоксально, но исходя из наших рассуждений получается, что клиповое сознание — это новый поворот от линейного прозаического мировосприятия к нелинейному поэтическому. От развернутой последовательности сюжета к напряженному символизму коротких, но бездонных поэтических метафор. Критики клипового сознания обычно обвиняют его в поверхностности восприятия, в невозможности долгой фокусировки внимания. Однако разве не этим ли отличается чтение прозы от чтения стихов? Мы можем кряду прочитывать десятки, а то и сотни страниц достаточно умного романа без напряжения и головной боли. И какое усилие требуется, дабы одолеть хотя бы два десятка небольших, но серьезных стихотворений. Здесь другие размеры и совсем другая интенсивность внутренней работы. Это гипотеза, но возможно, такова
6
природа и современного клипового сознания: оно концентрируется недолго, но глубоко. Некоторым образом современный клиповый человек напоминает циклопа. Ему не нужны два глаза, не нужна сложная стереоскопия, с разных сторон разглядывающая внешнюю реальность. Достаточно одного — глядящего в калейдоскоп. Цельная мозаика сама складывается из отдельных смальт уже где-то глубоко внутри. Можно сказать, что единственный глаз циклопа — это третий глаз, тогда как два ординарных атрофировались за ненужностью. Он дает определенную степень свободы, ведь когда зрение не фотографирует мир, а синтезирует его внутренний образ, ему не нужна посторонняя помощь — будь то очки или монокль.
Русская специфика Также нас интересует вопрос, на каком культурном фоне возникают новые телевизионные форматы. В чем состоит национальная специфика российского телевидения? Обратим внимание на два характерных параметра: план и колорит. Вспомним, что греко-латинское слово «телевидение» искусственно собрано из двух корней: «далеко, вдали» и «видеть, зреть». А русские корни с этими значениями образуют слово «дальнозоркость», обозначающее такую особенность зрения, когда далекое видится четко, а то, что под носом, совсем неразличимо, как в тумане. В этом смысле телевидение — весьма русское явление, ведь дальнозоркость — очень русская черта. То ли история здесь виновата, то ли вмещающий ландшафт и климат, но только все отдаленное от нас во времени и пространстве парадоксальным образом воспринимается как близкое и дорогое. И наоборот, то, что совсем рядом, лишенное масштаба и дистанции, не представляет особой ценности и не требует к себе внимания. Освоение космоса или построение коммунистического рая оказываются куда актуальнее, нежели забота о ближнем и обустройство повседневного быта. И хотя подобные рассуждения давно уже кажутся философской банальностью, они объясняют одно сугубо телевизионное явление, непосредственно связанное с дальнозоркостью. Речь идет о построении кадра. После того, как у российской аудитории появилась возможность смотреть через спутник или кабель западные каналы, многие заметили, насколько по-настоящему крупным оказался «у них» крупный план. Человека показывают вплотную, он максимально приближен к зрителю. Лицо ведущего новостных выпусков заполняет едва ли не весь экран — так, что видно каждую присыпанную гримом морщинку.
Для нашего телевидения это не характерно, у нас объект изображения преподносится на расстоянии, издали — ведь русское пространство интимности более широко, чем у европейца или американца. Разве что в последнее время наши федеральные телеканалы присматриваются к западному опыту и аккуратно увеличивают крупный план. Наиболее показательный шаг в этом направлении — полная операторских изысков программа «Познер» на Первом канале, в которой интервьюер и гость приближены к зрителю настолько, что их размер на экране обычного домашнего телевизора явно превосходит натуральную величину.
Кстати, «близорукость» западного телевидения, требующая значительного увеличения, вполне объяснима историей европейской культуры. По нашим меркам, у них всегда было довольно-таки тесновато. Множество людей на сравнительно небольшой территории. Рано появились города с узкими улочками, где столкновение лицом к лицу — обычное дело. Интимное пространство в этих условиях серьезно сжимается, а интенсивность стесненного общения заставляет вырабатывать культуру компромисса, ориентацию на снятие внешних барьеров. Иное дело — Россия, с ее просторами, низкой плотностью населения и поздним распространением городской среды. Здесь возникает совсем другая оптика, создается привычка фокусировать взгляд на том, что вдали, а не вблизи. И, соответственно, остается некоторая затрудненность повседневного общения и неготовность уступать ни пяди своего интимного пространства. Потому-то лицо западного ведущего, растянутое на весь экран (особенно, если это плазма), кажется слишком близким и вызывает у русского зрителя ощутимый дискомфорт. Ведь, если вдуматься, телевидение — сфера довольно интимная, в отличие, к примеру, от столь похожего на него кинематографа. Кинотеатр — чужая территория, там ты всегда в гостях. А телевизор — часть своего, домашнего пространства. Он там же, где ванна, постель и красный угол с лампадкой. Перед ним ты раздет и не защищен. Потому-то телевидение так влиятельно, опасно и болезненно, что имеет возможность ненавязчиво, но уверенно вторгаться в самую сокровенную зону человека, наивно думающего, что он заперся на все замки и засовы. Это колоссальный ресурс, и если что и следует культивировать в себе его авторам, так это дальновидность — еще одно слово, которым с греко-латинского можно перевести «телевидение». Есть еще одна сфера, существенно отличающая нашу картинку от принятой на Западе. Это цветовое оформление. Телевидение давно стало цветным, и вопрос палитры нельзя отнести к числу второстепенных — особенно в наши дни, когда цветотерапия считается разделом медицины. Цветовые решения несут большую смысловую нагрузку. Здесь точка пересечения
общемировых тенденций, национальных традиций и дизайнерских амбиций. Психологическое же воздействие цвета оказывается двунаправленным: с одной стороны, выбранный колорит подспудно влияет на настроение аудитории, но, с другой стороны, сам выбор обусловлен средой и культурой. Это касается и единой зрительной концепции того или иного канала, и заставок отдельных передач, и оформления студий.
Теледизайн может преследовать разные цели. Прагматичные мировые каналы сделали ставку на активную визуальную стимуляцию. Там торжествуют не просто теплые, а огненные цвета — и резкие контрасты. К примеру, красная и оранжевая зоны спектра (часто на черном фоне) доминируют на каналах CNN и BBC, лидерах глобального вещания. Такая гамма должна возбуждать уставшего западного зрителя-трудоголика, удерживать его внимание, не давать заснуть. Совсем иначе выглядят телеэкраны в России. У нас доминирует сине-голубой колорит — прохладный, комфортный, успокаивающий. Это уже не энергетический напиток, а транквилизатор. Разумеется, в палитре российских каналов присутствуют и другие цвета: охристые оттенки в оформлении «России», зеленый на НТВ. Желто-оранжевые тона закономерно свойственны СТС и РЕН-ТВ — нарочито прозападным проектам. И все же именно мягкий синий цвет при всем многообразии своих оттенков традиционно определяет образ нашего телевидения. Он достался современной телекартинке по наследству. Вспомним, что в черно-белые годы телевизор называли «голубым экраном», а главной праздничной передачей долго считался «Голубой огонек» — тогда этот эпитет был еще свободен от игривой двусмысленности. Не нужно быть большим специалистом по знаковым системам, чтобы понять содержание сине-голубого цвета. Известно, что теплые краски соответствуют чувственной сфере, в то время как холодные — рациональной. Мудрость, знание, понимание, интеллект — все это синие по цвету понятия. Это цвет эфира и воздуха, и если на Западе телевидение ассоциируется с кроваво-огненной стихией, то для нас оно скорее связано с дневным небом. Чистота и высота — его главные атрибуты. Недаром «цвет небесный, синий цвет» в хрестоматийном стихотворении Бараташвили — Пастернака называется «краской высоты». Получается, что русский человек бессознательно воспринимает синее телевидение в контексте этих духовных значений — и тем острее звучит критика телепродукта, не соответствующего высоким ожиданиям. К слову сказать, небесная символика телевидения проявляется не только в цветовой гамме. Она и в вертикальной устремленности Останкинской и Шаболовской башен, чьи вершины теряются в облаках и принимают в себя молнии громовержца. И в космических спутниках, передающих
телесигнал с орбиты. И в усердии хозяина, с трудом залезшего на крышу деревенского дома, чтоб установить там антенну. Да и в самом характере телевизионной культуры, напоминающей религиозный культ — со своими иконами и жрецами, моралью и ритуалом. Впрочем, думается, что синяя доминанта отечественного телевидения со временем будет все больше ослабевать, уступая место энергичной красноватой гамме. Слишком уж очевидна ориентация руководителей российских каналов на западные модели и технологии (о дизайнерах, провинциально видящих все актуальное только на Западе, и говорить не приходится). Так что, скорее всего исторический спектр нашего телевидения будет представлять собой последовательность трех цветов: черно-белого монохрома, синего и красного. Что напоминает российский триколор — если смотреть на него сверху вниз.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.017 с.) |