Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовиться к семинару по философии.

Поиск

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Сборник планов семинарских занятий

для социально-экономического профиля

Белово


Сборник семинарских занятий составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для социально-экономических специальностей на основе рабочей программы учебной дисциплины Основы философии, утвержденной методическим советом техникума.

Протокол №_____ от «____»__________20__г.

 

Согласовано На заседании ПЦК социально-экономических дисциплин и базисной подготовки Протокол №___________ от «____»_______________20__г. Председатель ПЦК ______________ М.И. Сюбаева   Утверждено Методическим советом техникума   Протокол №___________ от «____»____________20__г. Зам. директора по НМР ____________Т.П.Салтымакова  

 

 

Составитель

Преподаватель гуманитарных дисциплин

ГОУ СПО «Беловский политехнический

техникум» С.Н.Власова

 

Рецензенты

преподаватель гуманитарных дисциплин

ГОУ СПО «Беловский политехнический

техникум» Н.И.Юрьева

 

Внешний рецензент

Преподаватель Н.В.Лысенкова

 

Содержание:

Введение  
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
Cписок тем семинарских занятий  
Семинарское занятие 1 Философия античного мира  
Семинарское занятие 2 Философия Средних веков  
Семинарское занятие 3 Философия эпохи Возрождения  
Семинарское занятие 4 Философия эпохи Нового времени  
Семинарское занятие 5 Немецкая классическая философия  
Семинарское занятие 6 Философия новейшего времени  
Семинарское занятие 7 Философская мысль в России  
Семинарское занятие 8 Особенности мировой философии  
Семинарское занятие 9 Человек как главная философская проблема  
Семинарское занятие 10 Человек как биосоциальное существо  
Семинарское занятие 11 Сущность человеческой деятельности  
Семинарское занятие 12 Проблема сознания в философии  
Семинарское занятие 13 Духовный мир человека  
Семинарское занятие 14 Философия и религия  
Семинарское занятие 15 Философия и искусство  
Семинарское занятие 16 Философия и история  
Семинарское занятие 17 Философия и культура  

Введение

Философия является областью человеческого знания, изучающей наиболее общие аспекты основных форм бытия: природы, человека, общества, познания. Общностным, сущностным, фундаментальным характером своего знания философия отличается от таких форм человеческого познания как мифология, религия, наука, искусство.

Она обогащает и совершенствует культуру мышления, участвует в формировании мировоззрения, снабжает знаниями о наиболее общих аспектах бытия и наделяет методологией, помогающей в решении различных проблем, имеющих как теоретический, так и практический характер. Одна из наиболее важных задач курса философии – расширение горизонта видения студентом современного мира, воспитание личностных качеств, формирование гражданственности и патриотизма. Благодаря своим особенностям, философия является базовой дисциплиной для изучения как гуманитарных, так и многих других дисциплин.

Методические рекомендации призваны решить следующие задачи: ознакомить со структурой и методикой преподавания курса философии, представить тематику семинарских занятий, дать информацию об учебной литературе. Методические рекомендации предназначены для студентов как дневной, так и заочной форм обучения, для которых, соответственно, представлены различные тематические планы и планы семинарских занятий. Методические рекомендации созданы на основе действующей Учебной программы с учетом всех требований, предъявляемых к учебному процессу по данному предмету.

Семинарские занятия форма активного изучения студентом учебного материала, выполняющая функцию закрепления и углубления знаний. На семинарских занятиях у студентов вырабатываются предусмотренные курсом умения и навыки. Преподаватель, проводящий такое занятие, выбирает формы его проведения, выносит на обсуждение актуальные проблемы, организовывает дискуссии по отдельным вопросам темы, проводит фронтальные, индивидуальные и выборочные опросы и т. д.

К каждому из семинарских занятий студент должен готовиться самостоятельно в соответствии с предложенным в Методических указаниях планом. При подготовке следует также пользоваться конспектом лекций и литературой, указанной в данных Методических указаниях. Если этой литературы окажется недостаточно, следует обращаться за помощью к преподавателю. Весьма полезно в процессе подготовки к занятиям использовать периодическую научную литературу, прессу, радио, телевидение, интернет. Каждый из этих источников информации имеет свои особенности и вносит свой вклад в изучение той или иной темы курса. Студент должен ставить собственные вопросы, связанные с темой семинарского занятия, и пытаться ответить на них. Это развивает навыки самостоятельного мышления, помогает выработать собственную позицию по тем или иным проблемам курса.

Значительная роль на семинарском занятии отводится докладу (выступлению). Его цель – более глубокое изучение некоторой проблемы или вопроса студентом и изложение их в устной форме перед аудиторией. Различие между докладом и выступлением в том, что первый более широкоосвещает проблемы, во втором раскрывается некоторый конкретный вопрос. Главные требования к докладу – содержательность и полнота, логичность и последовательность изложения, соответствие содержания заявленной теме, умение донести до слушателей главную мысль, следование регламенту. В процессе подготовки доклада необходимо особое внимание обратить на выбор темы, подборку и проработку материала, составление плана и конспекта доклада, его предварительное прочтение с целью выработки соответствующих умений и навыков выступления в аудитории.

Важное место на семинарских занятиях принадлежит дискуссии. Она требуют хорошей предварительной подготовки студентов, включающей проработку учебного материала, постановку вопросов, знание правил ее ведения, умение находить правильное решение проблемы на основе сведений, полученных в процессе дискуссии, умение достигать компромисса.

На семинарские занятия в рабочей программе выделены 34 часа.

Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям

Как подготовиться студенту дневного отделения к докладу на семинаре о творчестве философа.

Тему доклада, его продолжительность и предполагаемую к использованию литературу студенту-дневнику следует заранее обсудить и согласовать с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Не забывайте, что устная речь сильно отличается от письменной. Доклад следует не читать, а произносить так, чтобы Ваш рассказ был понятен и интересен слушателям. В этих целях избегайте длинных и сложных фраз, используйте знакомые Вам термины или обязательно поясняйте незнакомые, приводите примеры.

После изучения избранных источников постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые и составят примерный план Вашего изложения:

1. В какое время, в какой стране жил философ? Какие особенности

культуры этой эпохи и каким образом повлияли на его творчество?

2. Какие обстоятельства и события его личной жизни, его судьбы

серьезно повлияли на выбор и решение им философских

проблем?

3. На какие философские традиции он опирался? Кого считал своими предшественниками, учителями? С кем спорил, полемизировал? Почему? Как называются его основные произведения?

4. Какова главная тема творчества философа? Восстановите в памяти смысл таких понятий, как онтология, гносеология, теология, антропология, методология, аксиология, социальная философия, диалектика, этика, эстетика, логика. Какой вклад внес мыслитель в развитие этих областей философского знания?

5. Можно ли отнести его творчество к определенному течению, направлению в философии вообще и философии его эпохи, в частности? Почему? Менялись ли его взгляды на протяжении жизни?

6. Какие выводы Вы можете сделать о значении творчества философа для своего времени и страны, для дальнейшего развития мировой философии и духовной культуры в целом? Что в нем представляется Вам современным и актуальным сегодня, для нас?

Подготовленный доклад полезно подвергнуть пробному хронометражу для выяснения – укладываетесь ли Вы в запланированное время.

Семинарское занятие 1.

Часа

План семинарского занятия.

1. Гераклит и Парменид - два великих философа древности.

2. Сократ и Платон - учители европейской цивилизации. Сократовская ирония.

3. Древнегреческие циники (Диоген), их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу.

4. Основные вопросы для изучения:

  1. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции
  2. Учение о бытии Парменида.
  3. Диалектика Гераклита.
  4. Классический период философии античности.
  5. Учение о нравственности.
  6. Героическая смерть Сократа.
  7. Учение Платона об идеях.
  8. Проект утопического государства.
  9. Цинизм в современной жизни.
  10. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий).
  11. Скептицизм и его значение для человеческого познания (Пиррон).
  12. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии.

Вопросы для повторения

1. В чем специфика отношения человека к обществу, государству и миру в целом в античной философии?

2. Охарактеризуйте основные особенности философии античности.

3. Каковы основные черты и проблемы античной философии. Как в схоластике решалась проблема соотношения веры и разума?

4. Какое место в истории европейской культуры занимают философские идеи эпохи античности?

Литература

1. Аврелий,Марк. Размышления [Текст]: /Аврелий Марк – СПб.: Лира, 2001.

2. Волков, Ю.Г., Поликарпов, В.С. Энциклопедический словарь [Текст]: / Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов – М.: Республика, 2000.

3. Радугин, А.А. Философия. Курс лекций. [Текст]: /А.А.Радугин – М.: Центр, 2001.

4. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии [Текст]: учебное пособие. Под ред. С.Б. Крымского. / Г. Скирбек, Н. Гилье – М.: Гардарики, 2000.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

Семинарское занятие 2.

Часа

План семинарского занятия.

1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления.

2. Схоластика как рационализация христианского вероучения.

3. Арабоязычная философия средних веков (Авиценна, Аверроэс).

Основные вопросы для изучения:

1. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий).

2.Классическая философия Средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин).

3. Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).

 

Вопросы для повторения

1. В чем специфика отношения человека к обществу, государству и миру в целом в средневековой философии?

2. Охарактеризуйте основные особенности философии средневековья.

3. Каковы основные черты и проблемы средневековой философии.

Как в схоластике решалась проблема соотношения веры и разума?

4. Какое место в истории европейской культуры занимают философские идеи эпохи Средневековья?

Литература

1. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. [Текст]: / А.Н.Чанышев – М.: Наука, 2001.

2. Штекль, А. История средневековой философии. [Текст]: / Штекль, А. – СПб.: Наука, 2006.

3. Алексеев,П. В., Панин, А. В. Философия: [Текст]: / П.В.Алексеев, А. В.Панин, А. В.Учебник. – М.: Теис, 2006.

4. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой [Текст]: /П.П. Гайденко Учебное пособие для вузов. – М.: Университетская книга, 2000.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 3.

Часа

План семинарского занятия.

1. Основные черты философской мысли эпохи Ренессанса.

2. Возрожденческий титанизм и его обратная сторона.

3. Историческое значение Ренессанса.

Основные вопросы для изучения:

1. Крайности индивидуализма в эпоху Возрождения.

2.Ценностно-мировоззренческие установки и идеи эпохи Возрождения.

3. Духовная основа становления техногенной цивилизации в Западной Европе.

Вопросы для повторения

1. В чем специфика отношения человека к обществу, государству и миру в целом в Философии Возрождения?

2. Охарактеризуйте основные особенности философии Возрождения.

3. Каковы основные черты и проблемы философии Возрождения?

4. Какое место в истории европейской культуры занимают философские идеи эпохи Возрождения?

Литература

1. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2. Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3. Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4. Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5. Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

Семинарское занятие 4.

План семинарского занятия.

1. Самоопределение и особенности философии Нового времени.

2. Просвещенческий рационализм. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения.

3. Трансформация традиций классического философского наследия в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Основные вопросы для изучения:

1. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

2. «Расколдованный мир»: механицизм в подходе к объяснению природных и социальных явлений в философии XVII века.

3. «Человек–машина» Ламетри.

4. Мировоззренческие основания и особенности философской мысли эпохи Просвещения.

5. Диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные черты эмпиризма и рационализма и в чем их отличие от предшествующих способов познания действительности?

2. Перечислите основные особенности философии эпохи Просвещения.

3. Раскройте основные принципы теории общественного развития марксизма.

4. В чем причина кризиса философского рационализма?

Литература

1. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

Семинарское занятие 5.

План семинарского занятия.

1.Основные проблемы немецкой классической философии. 2.Философское учение И. Канта: априоризм, автономия нравственной области.

3.Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ в.

Основные вопросы для изучения:

1. Принцип тождества бытия и мышления.

2. Трансцендентальный идеализм последователей Канта.

3. Система и метод в философии Гегеля.

4. Формирование новых типов философствования: неогегельянство, шелленгианство, марксизм, неклассические направления.

Вопросы для повторения:

1. Каковы отличительные черты немецкой классической философии?

2. В чем состоит философское новаторство И. Канта?

Литература

1. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: Учебник. / А.Ф.Зотов – М.: Щит, 2001.

2. Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3. Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов– М.: Мысль, 2007.

4. Федорова, М. Классическая политическая философия. [Текст]: /М.Федорова – М.: Мысль, 2001.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

Семинарское занятие 6.

План семинарского занятия.

1. Эволюция позитивистской философии

2. Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

3. Феноменология. Герменевтика. Экзистенциализм.

4. Постмодернизм.

5. Философия и кризис современной цивилизации.

Основные вопросы для изучения:

1.Переоценка наследия классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

2.Основные черты философии ХХ века.

3.Отношение к науке и разуму.

4. Сциентизм и антисциентизм, технократизм и антитехнократизм.

5.Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Вопросы для повторения

1. Рассмотрите эволюцию позитивизма в философии

2. В чем сущность феноменологической редукции в интерпретации Э. Гуссерля?

3. Какова основная идея философской герменевтики?

4. В чем смысл философии экзистенциализма?

5. В чем истоки и особенности постмодернизма?

Литература

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия [Текст]: Учебник. / П.В.Алексеев, А. В. Панин – М.: Теис, 2006

2. Волков, Ю.Г., Поликарпов, В.С. Энциклопедический словарь. [Текст]: / Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов– М.: Республика, 2000.

3. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: Учебник. / А.Ф.Зотов – М.: Щит, 2001.

4. Зотов, А. Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века [Текст]: / А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль – М.: Щит, 2004.

5. Радугин, А.А. Философия. Курс лекций [Текст]: / А.А.Радугин – М.: Центр, 2001.

6. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии [Текст]: /Г. Скирбекк, Н. Гилье, учебное пособие. Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гардарики, 2000.

7. Спиркин, А.Г. Основы философии [Текст]: Учебное пособие для вузов. / А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 2008.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 7.

План семинарского занятия.

1. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2. Философия В.С. Соловьева.

3. Философские идеи К. Н. Леонтьева и В.В. Розанова.

4. Н.А. Бердяев - выдающийся русский мыслитель ХХ века.

Основные вопросы для изучения:

1.Русская религиозная философия и ее представители: К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков.

2.«Философия естествознания», ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские).

3. Русская философия после 1917 г.: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

4.Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. 5.Преемственность и самобытность.

6.Проблема духовности.

7. Диалог культур.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте философско-мировоззренческие идеи в допетровской России.

2. Какие идейные течения возникли в царствование Екатерины II?

3. Предпосылки, возникновение и развитие идей славянофильства и западничества.

4. Каковы особенности русского консервативного либерализма?

5. Назовите основные течения и проблемы философии «серебряного века»

Литература

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия [Текст]: Учебник. – М.: Теис, 2006.

2. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии,

идеи, труды [Текст]: – М.: Теис, 2002.

3. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные[Текст]: – М.: Наука, 2002.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Энциклопедический словарь. [Текст]: – М.: Республика, 2000.

5. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. [Текст]: – М.: Мысль,

2006/

6. Кузнецов В. Н. Краткая история философии. [Текст]: – М.: Мысль, 2007.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. [Текст]: – М.: Центр, 2001.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

ИР.5 http://filosofij.ucoz.ru/index/russkaja_filosofija

Семинарское занятие 8.

План семинарского занятия.

1. Пересмотр основных принципов классической философии. Критика рационализма.

2. Иррационализм как умонастроение и философское направление в Западной Европе второй половины ХІХ в.

3. Переоценка наследия классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

4. Основные черты философии ХХ века.

5. Отношение к науке и разуму.

Основные вопросы для изучения:

1.Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2.Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.

3.Лингвистический поворот и методологические программы исследования языка и культуры в неопозитивизме, структурализме и герменевтике.

4.Социокультурная ситуация на рубеже ХХ–ХХІ веков и философия постмодернизма.

Вопросы для повторения

1. В чем специфика отношения человека к обществу, государству и

миру в целом в мировой философии?

2. Охарактеризуйте основные особенности философии всего мира.

3. Каковы основные черты и проблемы философии Нового времени. Как в схоластике решалась проблема соотношения веры и разума?

4. Какое место в истории европейской культуры занимают философские идеи эпохи новейшего времени?

Литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия [Текст]: Учебник. – М.: Теис, 2006.

2. Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. [Текст]: – М.: Теис, 2002.

3. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные. [Текст]: – М.: Наука, 2002.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Энциклопедический словарь [Текст]: – М.: Республика, 2000.

5. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. [Текст]: – М.: Мысль, 2006/

6. Кузнецов В. Н. Краткая история философии [Текст]: – М.: Мысль, 2007.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций [Текст]: – М.: Центр, 2001.

8. Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России [Текст]: – М.: Прогресс, 2006.

9. Философия. [Текст]: Учебник / Под ред. Москвичева Л.Н. – М.: Прогресс, 2003.

10. Франк С.Л. Духовные основы общества [Текст]: – М.: Республика, 2002.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 9.

План семинарского занятия.

1. Философия о происхождении и сущности человека.

2. Основные отношения человека.

3. Фундаментальные характеристики человека.

4. Основополагающие категории человеческого бытия.

Основные вопросы для изучения:

1.Проблема человека в историко-философском контексте. 2.Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности

3. Бесконечность свойств и качеств человека.

4.Человек как фундаментальная категория философии.

5. Свобода и ответственность человека.

Вопросы для повторения

Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии.

Целостность человека.

Основные проекции человеческой реальности: индивидуальная и личностная.

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 10.

План семинарского занятия.

1. Человек как загадка мироздания и предмет философской рефлексии.

2. Целостность человека.

3. Основные проекции человеческой реальности: индивидуальная и личностная.

Основные вопросы для изучения:

1.Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления. 2.Человек как биосоциодуховный феномен.

3.Проблема антропогенеза в философии и науке.

4.Современные концепции антропогенеза.

Вопросы для повторения

Природа и сущность человека: основные стратегии осмысления.

Человек как биосоциодуховный феномен.

Проблема антропогенеза в философии и науке.

Современные концепции антропогенеза.

Литература

1. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 11.

План семинарского занятия.

1. Родовые особенности человека и способ его бытия.

2. Социокультурные модусы человеческого присутствия в мире.

3. Проблемность человеческого выбора, свободы и ответственности.

Основные вопросы для изучения:

1.Основные экзистенциальные модусы: одиночество, надежда, мужество, страх, любовь, ненависть и др.

2.Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте современного человечества.

Вопросы для повторения

Проблемность человеческого выбора, свободы и ответственности.

Основные экзистенциальные модусы: одиночество, надежда, мужество, страх, любовь, ненависть и др.

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

 

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 12.

План семинарского занятия.

1. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

2. Идеальное и материальное.

3. Сознание, мышление, язык.

Основные вопросы для изучения:

1.Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.

2. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. 3.Идеальное и материальное.

4.Попытки определения сознания в истории философии.

5.Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии.

Вопросы для повторения

1. Сознание и язык.

2. Проблема искусственного интеллекта.

3. Структура сознания.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Сознание и самосознание.

6. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 13.

План семинарского занятия.

1. Формы духовной жизни.

2. Религиозная жизнь человека.

3. Мораль как основа общества.

Основные вопросы для изучения:

1. Формирование правового и политического сознания.

2. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей.

3.Мораль и нравственность: общее и особенное.

4.Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики.

5.Ценностная характеристика добра и зла.

6.Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.

Вопросы для повторения

1. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте современного человечества.

2. Соотношение духа, души, сознания и сверхсознания.

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 14.

План семинарского занятия.

1. Мифология

2. Мировые религии

3. Национальные религии

4. Взаимосвязь философии и религии

Основные вопросы для изучения:

1. Религия Древней Греции и Рима.

2. Христианство

3. Ислам

4.Буддизм

5. Влияние национальных религий на самосознание человека

6. Взаимосвязь философии и религии

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 15.

План семинарского занятия.

1. Какие факторы влияют на общественное сознание?

2. Как исторически изменялись нормы морали?

3. В чем специфика обыденного и теоретического уровней эстетического сознания?

Основные вопросы для изучения:

1.Какие функции выполняет искусство?

2.Как понимать факторы и закономерности развития исскуства?

3. Сущность и функции искусства.

Вопросы для повторения

Мораль, искусство и религия как форма регуляции поведения и отношения человека к миру.

Влияние искусства на развитие человечетва

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

 

Семинарское занятие 16.

План семинарского занятия.

1. Логика истории и ее смысл. Многообразие исторического процесса.

2. Теоретические модели развития XX в.: А. Тойнби, У. Ростоу, А. Тоффлер.

3. Глобальные проблемы современности.

Основные вопросы для изучения:

1. Философское понимание истории

2. Закономерности исторического развития.

3. Демографический кризис современности и пути его разрешения.

4. Основные пути решения глобальных проблем. Значение философии для разрешения глобальных проблем современности.

Вопросы для повторения

Влияние человека на историю

Развитие цивилизаций

Литература

1.Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст]: / Зотов А.Ф. Учебник. – М.: Щит, 2001.

2.Ильин, В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: / В.В.Ильин – СПб.:Питер, 2004.

3.Кузнецов, В. Н. Краткая история философии [Текст]: / В.Н.Кузнецов – М.: Мысль, 2007.

4.Никифоров, А. Л. Природа философии. Основы философии [Текст]: / А.Л.Никифоров – М.: Идея-Пресс, 2001.

5.Рассел, Б. История западной философии[Текст]: / Б. Рассел– Новосибирск: Дом интеллектуальной книги, 2004. – Т.1.

ИР.1 http: www.philosophy.ru Философский портал

ИР.2 wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

ИР.3 http://www.nauki-online.ru/filosofija

ИР.4 http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

Семинарское занятие 17.

План семинарского занятия.

1. Понятие культуры. Социальные функции культуры.

2. Мировая и локальная культура.

3. Национальное и общечеловеческое в культуре.

4. Теория замкнутости культур.

Основные вопросы для изучения:

1. Культура и духовная жизнь общества.

2 Мораль, искусство и религия как форма регуляции поведения и отношения человека к миру.

3.Метаморфоза духовности и в современном мире.

4. Культура и контркультура.

5.Культура и бескультурье.

6.Новейш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.021 с.)