Проблемное поле социальной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемное поле социальной философии.



Цель: Выявление знания специфики социально-философского подхода к пониманию общества, знания основных философских концепций общества, анализ основных категорий социальной философии, развитие уровня теоретического мышления, выявление способности к оценочным суждениям на основе сравнения различных подходов к пониманию общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет социальной философии. Ее функции

2. Особенности социального познания

3. Проблема поиска субстанциальной основы общества. Варианты решения

4. Проблема закономерности социального процесса. Варианты решения

5. Структурный анализ общества. Проблема принципов выделения подсистем общества

6. Анализ социальной динамики. Проблема источников социальных изменений (факторов развития общества)

Темы докладов

1. Ценностная и рефлективная социальная философия. Сравнительный анализ.

2. Предметная деятельность общественного человека как основа формирования и существования социума

3. Концепции, отрицающие наличие собственных законов общества

4. Классовая теория общества

5. Концепция социальной стратификации и мобильности

6. Роль духовных факторов в развитии общества

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Своеобразие ценностной социальной философии.

2. История развития и задачи рефлективной социальной философии.

3. Основные положения христианской социально-философской мысли.

5. Какова роль классовой борьбы в обществе с точки зрения марксистов?

4. Какова структура общества по мнению представителей концепции социальной стратификации?

5. В чем суть «теории факторов»?

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос студентов по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы, степени владения категориальным аппаратом философии

Семинар.

Тема 16.

Ценности и смыслы человеческого бытия

Цель: осмысление понятий «ценность», «смысл», «свобода», «необходимость»; рассмотрение проблемы становления личности в контексте усвоения социальных ценностей; осознание проблемы смысла и цели жизни как главной проблемы человека, знакомство с различными вариантами решения этой проблемы, выявление уровня социальной зрелости студентов.

Вопросы для обсуждения:

1. Ценность как философская категория

2. Природа ценностей

3. Социальные ценности и социализация личности

4. Проблема смысла жизни: многообразие интерпретаций

5. Понятие свободы и необходимости

Темы докладов

1. Представления античных мыслителей о смысле жизни

2. Смысл жизни с точки зрения христианства

3. Буддизм о высшей цели и смысле жизни

4. Конфуций о главной цели человеческого существования

5. А.Шопенгауэр о смысле жизни

6. Проблема выбора смысла жизни в философии экзистенциализма

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Объясните, как вы понимаете понятие «ценность».

2. Что лежит в основе классификации ценностей?

3. Назовите основные типы и виды ценностей.

4. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

5. Прокомментируйте утверждение Сартра: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём»

6. Как вы относитесь к утверждению Л.Н.Толстого о том, что «единственный смысл жизни человека — это совершенствование его бессмертной основы. Все остальные действия абсурдны по своей сути, так как ведут к неминуемой гибели»

7. Почему С.Л.Франк утверждает, что вопрос о смысле жизни - «так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду».

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос студентов по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы, степени владения категориальным аппаратом философии

6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

 

Формы текущего контроля

Контрольная работа

1.1. Темы (примерные) контрольной работы по дисциплине «Основы философии»

1. Предмет и функции философии.

2. Место философии в системе духовной культуры

3. Диалектическое и метафизическое понимание субстанции.

4. Общая характеристика античной философии.

5. Роль Сократа в развитии философии.

6. Объективный идеализм Платона.

7. Деизм Аристотеля.

8. Философские школы эллинизма.

9. Соотношение веры и разума по Августину.

10. Фома Аквинский – представитель средневековой схоластики.

11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

12. Основные положения теории общественного договора.

13. Агностицизм И.Канта.

14. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

15. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

16. К.Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма.

17. Характерные черты иррационализма.

18. Основные идеи позитивизма.

19. Понятие бытия. Формы бытия

20. Понятие развития. Законы диалектики

21. Монизм. Дуализм. Плюрализм.

22. Исторические формы гносеологии.

24. Научное и вненаучное познание

25. Уровни и формы научного познания.

26. Понятие истины.

27. Проблема критериев истины

28. Философское учение о сознании.

29. Проблема познаваемости мира.

30. Понятие личности. Личность и общество.

31. Проблемное поле социальной философии

32. Структурный анализ общества

33. Формационный и цивилизационный подходы в понимании исторического процесса.

34. Проблема смысла и направленности истории.

35. Закономерности исторического развития.

36. Будущее. Методы прогнозирования.

37. Глобальные проблемы современности.

38. Роль социальных ценностей в жизни человека.

39. Проблема смысла жизни.

40. Проблема свободы.

 

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на 3-5 страницах с целью усвоения конкретной проблемы учебного курса при подготовке к внутрисеместровой аттестации. В контрольной работе должна быть последовательно и логично изложена суть рассматриваемой проблемы. При необходимости текст контрольной работы сопровождается схемами, графиками, таблицами.

Текст излагается своими словами, грамотно. Недопустимо дословное переписывание теста учебника или дословное копирование сайтов Интернета. Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно излагать изученный материал.

 

Критерии оценки контрольной работы

Контрольная работа получает оценку «зачтено», если в ее тексте правильно излагается поставленная проблема, студент показывает твердое знание изученного по проблеме учебного материала.

Контрольная работа получает оценку «незачтено», если студент ошибочно излагает основное содержание заявленной проблемы.

Реферат

2.1. Темы (примерные) рефератов по дисциплине «Философия»:

1.Мировоззрение, его сущность, содержание, структура.
2. Философия: смысл и функции. Специфика философского знания.
3. Генезис философии. От мифа к логосу.
4. Философия и наука: история и современность.
5. Размышления о природе (греческая "физика") как исток и начало западной философии.
6. Греческая предфилософия: Гомер, Гесиод, 7 мудрецов.
7. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)
8. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).

9. Антропоцентризм греческой философии.
10. Пантеизм древнегреческой мысли.
11. Пессимизм Платона
12. Этика Аристотеля.
13. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.
14. Социально-политическая концепция Августина
15. Проблема соотношения веры и разума в философии Фомы Аквинского. Его доказательства бытия Бога
16. Проблема универсалий. Реализм. Номинализм. Концептуализм
17. Натурфилософия Н.Кузанского и Д.Бруно. Сходства и различия
18. Гуманистический идеал справедливого общества в «Утопии» Томаса Мора
19. Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма

20. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах и др.).
21. Основные положения трансцендентального идеализма Канта

22. Натурфилософия Шеллинга

23. «Наукоучение» Фихте
24. Особенности развития европейской философии

25. Что такое эмпириокритицизм
26. Основные положения философии марксизма
27. Основные направления и проблемы русской философии XIX в. (по выбору студента).
28. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.
29. Проблема цельного знания в философии В.С. Соловьева.
30. Основные философские ориентации в ХХ в.: космоцентризм и антропоцентризм.
31. Основные положения концепции критического рационализма К.Поппера
32. Технологически детерминизм О.Тоффлера
33 Роль духовных факторов в развитии общества

34. Место материальных факторов в развитии общества
35. История как предмет философского анализа. Линейные и нелинейные концепции исторического развития.
36. Понятие «осевая эпоха» в концепции К.Ясперса
37 Понимание прогресса всемирной истории Н.Я.Данилевским

38. Основные идеи концепции постиндустриализма Д.Белла

39. И.Пригожин о возможных вариантах развития после прохождения точки бифрукации

40. «Наше постчеловеческое будущее» Ф.Фукуямы
41. Глобальные проблемы и противоречия современной цивилизации.
42. Роль теоретического уровня познания в становлении цивилизации

43. Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка.
44. Философское понимание мира: проблема бытия и современная картина мира.
45. Наука и ее место в культуре. Соотношение науки, философии и религии.
46. Философия науки Т. Куна (основные идеи).
47. Философия науки К. Поппера (основные идеи).
48. Формы и методы научного познания.
49. Возникновение и развитие научного знания (основные вехи истории науки).
50. Понятие научной революции. Научная революция XVI-XVII вв., ее ход, содержание и значение.
51. Основные черты современной науки: философский анализ.
54. Структурность и системность материального мира: философский анализ.
56. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства-времени.
57. Философско-мировоззренческие выводы из специальной и общей теории относительности.
62. Понятие Вселенной. Космологические модели Вселенной: философский анализ.
63. Модели эволюции Вселенной: философский анализ.
64. Проблема происхождения и сущности жизни. Идеи эволюции в биологии: философский анализ.
65. Человек как биологический вид. Проблема происхождения человека: философский анализ.
66. Психическая жизнь человека. Структура человеческой психики: философский анализ.
67. Психические процессы и проблемы психического регулирования деятельности человека.
68. Сознание и бессознательное. Философское значение психоанализа З.Фрейда.
69. Проблема человека в философии (эпоха, учения, философы - по выбору студента).
70. Проблема человека в философии ХХ в. (общий обзор по направлениям либо с точки зрения одного направления, течения или философа - по выбору студента).
71. Понятие биосферы. Эволюция представлений о биосфере.

 

 

Требования к выполнению реферата

Реферат студент выполняет самостоятельно на основе изучения учебной, научной, научно-популярной и справочной литературы. Написание реферата призвано помочь студенту глубже изучить конкретную проблему курса «Основы естествознания». Тему реферата студент выбирает самостоятельно на основе предложенного списка. Список избранных студентами тем рефератов утверждается преподавателем.

Объем реферата составляет до 20 страниц текста, отпечатанного на принтере. Редактор в формате Word. Формат страницы А4; поля страницы: верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Шрифт – Times New Roman; кегль – 14, при заполнении таблиц можно использовать 12 кегль; межстрочный интервал – 1. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,25.

Реферат включает в себя Введение, в котором характеризуется актуальность темы и указываются задачи реферата, Заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы, приложения (при необходимости), список использованных источников. Основное содержание работы включает, как правило, не более двух разделов. Все дословные цитаты, цифры, описание конкретных фактов приводятся со ссылкой на конкретные страницы источников либо на сайт Интернета с указанием даты обращения к сайту.

При необходимости текст реферата сопровождается схемами, графиками, таблицами. Текст излагается своими словами, грамотно. Недопустимо дословное переписывание теста учебника или дословное копирование сайтов Интернета.

Реферат должен показать умение студента самостоятельно работать с естественнонаучной литературой, грамотно и доказательно излагать изученный материал.

 

Критерии оценки реферата

«Отлично» – оцениваются рефераты, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании проблемы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. Выполнены все требования, предъявляемые к оформлению реферата

«Хорошо»– оцениваются рефераты, основанные на твердом знании исследуемой проблемы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории естествознания, умело применяет их для изложения материала. Возможны некоторые недостатки в оформлении реферата.

«Удовлетворительно» – оцениваются рефераты, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. Допущены ошибки в оформлении реферата.

«Неудовлетворительно» – оцениваются рефераты, в которых обнаружено неверное изложение основных проблем и категорий предмета, обобщений и выводов нет. Допущены значительные ошибки в оформлении реферата. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него

Доклад

3.1. Темы (примерные) докладов

1. Философия как образ жизни.

2. Философия и современная наука.

3. Основные компоненты мировоззрения и его роль в жизнедеятельности

человека.

4. Взаимоотношение философии и частных наук.

5. Философия в системе духовной культуры.

6. История философии как "саморефлексия" философии

7. Сократ: уроки жизни и смерти.

8. У истоков социальной мысли (Сократ, Платон, Аристотель)

9. Этика Аристотеля.

10. «Счастье – это…». Эпикур.

11. Пифагорейцы: миф и реальность.

12. Значение апорий Зенона.

13. Гениальные догадки Левкиппа и Демокрита.

14. "Я мыслю, следовательно, существую" — основа рационализма картезианской философии.

15. Субстанция и Бог в философии Спинозы.

16. Критика Локком учения о врожденных идеях.

17. Проблема метода в философии Нового времени.

18. Понятие субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы.

19. Монадология Г. Лейбница.

20. Особенности отечественной философской традиции

21. Почвенничество. Теории культурно-исторических типов и «византинизма»

22. Проникновение марксистской философии в Россию, ее развитие (Плеханов Г.В., Ленин В.И.)

23. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева

24. Евразийство: социальная философия и историософия

25. Современное состояние философской науки в России

26. Бытие как совокупность форм движения материи (Энгельс).

27. «Слои бытия» Н.Гартмана.

28. Метафизическая и диалектическая концепция движения.

29. Движение и развитие. Модели развития

30. Диалектико-материалистическая модель развития

31. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм.

32. Типы рациональности. Научная и философская рациональность

33. Наука и техника

34. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание

35. Что такое парадигма?

36. Ценностная и рефлективная социальная философия. Сравнительный анализ.

37. Предметная деятельность общественного человека как основа формирования и существования социума

38. Концепции, отрицающие наличие собственных законов общества

39. Классовая теория общества

40. Концепция социальной стратификации и мобильности

41. Представления античных мыслителей о смысле жизни

42. Смысл жизни с точки зрения христианства

43. Буддизм о высшей цели и смысле жизни

44. Конфуций о главной цели человеческого существования

45. А.Шопенгауэр о смысле жизни

46. Проблема выбора смысла жизни в философии экзистенциализма

Требования к выполнению доклада

При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты готовят 1 – 2 доклада по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 15 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания всеми студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста.

Критерии оценки доклада

Докладчик получает оценку «зачтено», если уверенно и свободно излагает материал, правильно и уверенно отвечает на вопросы студентов по материалу доклада.

Докладчик получает оценку «незачтено», если материал излагается неуверенно. С ошибками, а сам докладчик не может ответить на поставленные ему вопросы по содержанию доклада.

Курсовая работа (проект)

Курсовые работы по дисциплине «Основы философии» не предусмотрены.

Эссе

Написание эссе по дисциплине «Основы философии» не предусмотрены

7. Творческое задание

7.1. Примерные задания:

Задание 1. Платон и Аристотель говорили, что начало философии – удивление. Объясните эту фразу.

Задание 2. Первые греческие философы говорили о своем знании (а);

софисты утверждали, что никакого знания вообще нет (б). Известно

высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Чем оно

отличается от (а) и (б)?

Задание 3. В средневековой философии был знаменитый спор реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально, единичные же вещи могут складываться из общих понятий подобно тому, как многие нити могут связываться в один узел. Номиналисты полагали, что универсалии – это лишь имена, реально же существуют лишь единичные предметы. Попробуйте поучаствовать в этом споре.

Задание 4. Ещё один знаменитый спор - XVII века. Каков действительный

источник знания? Рационалисты считали, что знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он – источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума. С точки зрения их оппонентов - эмпириков – содержательную информацию может дать только опыт, разум же играет роль инструмента, который собирает и обрабатывает чувственные данные.

Сформулируйте свою точку зрения. Как Вы понимаете позицию Лейбница, который пытался найти компромисс: «В разуме нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувственном опыте. Кроме самого разума?

Задание 5. Проследите ход рассуждений Юма: причинностью называют

необходимую связь между фактами, когда из одного факта следует другой факт. Но необходимый вывод можно сделать, только выводя одно понятие из другого. Из факта не следует ничего, кроме его существования. Следовательно, причинность существует не в природе, а в нашем сознании.

Согласны ли Вы с Юмом? Кант писал, что Юм пробудил его от «догматического сна». Не заставил ли Юм и Вас усомниться в том, что казалось раньше очевидным?

Задание 6. Объясните следующее высказывание Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Задание 7. Хайдеггер заметил, что следует отличать в науке строгость и точность: строгость философии как раз в ее неточности. Попробуйте истолковать это положение.

7.2. Требования к выполнению творческого задания

Творческое задание выполняется самостоятельно или в составе малой (2-3 человека) творческой группы. Как правило, итоги выполнения творческого задания отражаются в отчете (до 10 стр.) о посещении соответствующего музея с приложением входных билетов. Текст желательно сопроводить фотографиями экспонатов, таблиц, графиков, размещенных в музее и помогающих аргументировано раскрыть изучаемую тему. По итогам отчета студенты готовят электронную презентацию для показа на семинаре или студенческой учебно-теоретической конференции.

7.3. Критерии оценки творческого задания

Творческое здание получает оценку «зачтено», если выполнены требования, предъявляемые к нему. В противном случае работа студента оценки не получает.

 

Тестирование

8.1. Примерные задания

«Особенности философского знания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.077 с.)