По безопасности жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По безопасности жизнедеятельности



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Специальность

Безопасность жизнедеятельности»

Нижний Новгород


Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородского государственного педагогического университета

Практические работы по безопасности жизнедеятельности:

Учебно-методическое пособие / М.Б.Звонкова, А.В. Неделяева, Ю.В.Егорова, Е.Л.Агеева - Н. Новгород: НГПУ, 2008. 48 с.

Учебно-методическое пособие «Практические работы по безопасности жизнедеятельности» предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям Нижегородского государственного педагогического университета и др. вузов. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 и предполагает проведение не только лекционных, но и практических занятий.

Учебно-методическое пособие включает 7 практических работ, которые соответствуют основным дидактическим единицам дисциплины, представленным в Государственном образовательном стандарте.

 

 

Рецензент: директор окружного центра ПФО по проблемам преподавания БЖ, канд. пед. наук М.А. Картавых

Ответственный за выпуск: зав. каф. анатомии, физиологии и основ безопасности жизнедеятельности, проф. В.И. Щербаков

 


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Введение  
Практическая работа №1. Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития  
Практическая работа №2. Виды опасностей и меры защиты от них  
Практическая работа №3.Радиационная безопасность  
Практическая работа №4. Средства индивидуальной защиты  
Практическая работа №5. Стихийные бедствия и действия при их возникновении  
Практическая работа №6. Наркотики и наркомания  
Практическая работа №7. ЧС техногенного характера  
Список литературы  
Приложение  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет «Безопасность жизнедеятельности» входит в блок общепрофессиональных дисциплин ОПД.Ф.07 Государственного образовательного стандарта 2005 г. и изучается студентами всех специальностей педагогических и других вузов.

Главная цель курса – подготовить студентов, будущих педагогов, к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайной ситуации и при ликвидации ее последствий, дать знания и выработать навыки цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой.

Основные задачи курса:

1) ознакомление студентов с правами и обязанностями граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

2) вооружение студентов знаниями основных принципов безопасности;

3) формирование личности студента как личности безопасного типа;

4) привитие студентам практических навыков проведения разъяснительной работы среди школьников по правилам безопасного поведения;

5) выработка умений организовать гражданскую оборону в образовательных учреждениях.

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных и практических занятий.

В данном практикуме собраны задания по основным разделам курса «Безопасность жизнедеятельности». В каждую тему включена теоретическая часть, задания для аудиторных практических занятий, а также вопросы для лучшего усвоения материала.

Используя собственный опыт преподавания данной дисциплины, авторы отобрали наиболее важные разделы и вопросы курса, требующие закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков и умений.

 

Практическая работа №1.

Стратегия выживания человечества и концепция устойчивого развития.

Цель работы: Проанализировать предпосылки выживания человечества в условиях научно-технического прогресса.

 

Теоретическая часть.

Человек живет на планете Земля, населенной множеством других живых организмов. Все они в совокупности образуют биосферу – живую оболочку планеты. Любой живой организм стремится преобразовать природу «в своих целях», одновременно испытывая воздействие на себя окружающей среды:

Человек не является исключением, напротив, в процессе своей деятельности он взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.

 

В XX веке бытовало мнение, что с развитием научно-технического прогресса человек постепенно утрачивает свою зависимость от природы (от сурового климата, капризов погоды, стихийных бедствий и т. п.). Отчасти так и произошло: жители больших городов не страдают от сильных морозов в теплых домах, не испытывают голода в результате засухи и т.д. Но оказалось, что воздействие человека на природу за последние столетия настолько усилилось, что это привело к существенному изменению биосферы. В результате хозяйственной деятельности человека исчезают леса, меняется климат, мелеют реки, деградируют почвы. Это означает, что изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов стали принимать не локальный, а глобальный характер. Причем эти изменения далеко не всегда благоприятны для человека. Во второй половине XX века активно развивается экология – наука об окружающей среде. Постепенно сформировались представления о том, что любой вид живых организмов может выжить только в условиях сохранения своей среды обитания. Антропогенная деятельность приводит к нарастающему давлению на природу и может привести к разрушению биосферы. В этом случае будут подорваны биологические основы выживания человека как вида.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. В результате была принята программа действий, направленная на достижение устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI веке. Главный принцип устойчивого развития – коэволюция, то есть совместная эволюция природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно заинтересовано в ее сохранении. Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека – очень быстро, многие процессы деформируются, в частности, многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.

При формировании программы устойчивого развития на Конференции ООН в 1992 г. были использованы идеи отечественного ученого В.И.Вернадского. В.И.Вернадский создал учение о ноосфере, «сфере разума». Под ноосферой он понимал область наиболее тесного взаимодействия и взаимного влияния человека и природы. В 1925 г. в статье «Автотрофность человечества» он писал: «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу. … Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». В.И.Вернадский считал, что человеческий разум способен преодолеть противоречия между научно-техническим прогрессом и принципами выживания человечества: «Биосфера … переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках, и мы его не выпустим!»

 

Практическая часть.

В своих трудах В.И.Вернадский указал на ряд конкретных условий, которые необходимы для обеспечения стратегии выживания человечества. Эти условия были рассмотрены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в процессе формирования концепции устойчивого развития:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи.

3. Усиление политических и экономических связей между всеми странами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государстве условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни общества.

 

В конце ХХ века А.Г.Бусыгин на основе этих положений сформулировал «Ноосферные нормы поведения людей Земли», необходимые для выживания человечества:

1. Признать приоритетными общечеловеческими ценностями – жизнь как таковую, экологические блага и здоровье человека.

2. Признать, что для сохранения в биосфере человеческой популяции в первую очередь необходимо изменить мышление основной массы человечества с антропоцентрического на экологоцентрическое.

3. Руководствоваться в своих действиях тем, что человек занимает в биосфере двоякое положение – он не только потребитель природы, но и неотъемлемая её часть, полностью зависимая от окружающей среды.

4. Осознать, что у человечества только тогда появится шанс на выживание, если решением экологических проблем будут совместно заниматься люди всех наций, рас и вероисповеданий.

5. Принять как руководство к действию, что экологический кризис выдвинул перед человечеством принципиально новый класс сложнейших эколого-социально-экономических задач, требующих от всех людей, живущих на Земле, качественно иного (интегративного) уровня образования.

6. Признать, что относительная утрата человечеством инстинкта самосохранения, является следствием глобального размежевания наук на науки о живом и неживом.

7. Перестроить систему обучения и воспитания населения Земли, положив в её основу две аксиомы десмоэкологии - «всё связано со всем и все связаны со всеми» и «живое и неживое – это сиамские близнецы», разрыв которых смертелен для обоих.

8. Человечеству необходимо философию выживания превратить в конкретные дела – не допускать бесконтрольного роста численности населения Земного шара и экологических правонарушений, беспрерывно следить за состоянием окружающей среды.

9. Специалисты должны разрабатывать только «экологосовместимые», ресурсоэкономные технологии, подвергать их экологической экспертизе, исходя из аксиом экологии, что «природа исчерпаема» и в природе нет такого понятия как «мусор».

Экологические императивы неотвратимы и должны лечь в основу жизненной стратегии каждого человека, а также национальной, региональной и мировой политики. Отрицание этого требования вызывает угрозу деградации среды жизни человечества.

 

Вопросы.

1. Какие условия В.И.Вернадского стали реальностью в наше время?

2. Какие из этих условий не выполняются в наше время? Приведите конкретные примеры.

3. Как помогут эти условия достичь своей основной цели – выживания человечества? Обоснуйте свой ответ.

4. Возможно ли, по Вашему мнению, выполнение всех этих условий в ближайшем историческом времени?

 

ЗАДАНИЕ:

Сравнить основные положения учения В.И.Вернадского и «Ноосферные нормы поведения людей Земли» А.Г.Бусыгина. Описание представить в виде таблицы, выписать цитаты.

  Учение В.И.Вернадского «Ноосферные нормы…» А.Г.Бусыгина
Глобальные проблемы современности: 1.Проблемы, связанные с главными социальными вопросами Цитаты №№ 3, 10, 12 Цитата №8
2.Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды    
3.Проблемы отношений человека и общества    
Общечеловеческие ценности    
Проблемы свободомыслия, равенства людей    

Сделайте вывод:

Является ли ноосфера В.И.Вернадского утопией или реальной стратегией выживания? Что, по Вашему мнению, ожидает человечество в будущем?

 

 

Практическая работа № 2

Часть 1. Виды опасностей.

Теоретическая часть.

Опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.

В зависимости от вызываемых последствий опасности условно делят на вредные и опасные факторы. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного, или даже полезного к вредному, и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).

Способы классификации опасностей могут быть разными (см. табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Классификация опасностей и угроз
По объектам человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос По величине ущерба незначительный, значительный, предельный По вероятности маловероятные Рi<0,5; вероятные Рi=0,5; весьма вероятные Рi>0,5
По масштабу   локальные, региональные, глобальные По причинам возникновения стихийные, программные (преднамеренные) По характеру физические, энергетические, информационные
По типу ущерба материальные, моральные, психофизические, комплексные По виду внешние, внутренние, смешанные По интенсивности   активные, пассивные

 

Практическая часть.

По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температуры воздуха (жара, мороз), высокая влажность воздуха, подвижность воздуха (сквозняки), барометрическое давление (низкое, высокое), болезни растений, вредители растений (саранча, колорадский жук), освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, гербициды, глубина, гиподинамия, гололед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, засуха, землетрясения, инфекционные заболевания, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, молния, монотонность, наводнение, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, оползни и обвалы, острые предметы, отравление, охлажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, радиация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, социальное неравенство, статическое электричество, тайфун, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, укус собаки, укус змеи, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле, ядовитые растения и животные.

 

Вопросы и задания.

1. Какие из перечисленных факторов могут быть не только вредными, но и полезными? В каких условиях?

2. От чего зависит степень вредности и опасности перечисленных факторов? В каждом случае ответ обоснуйте.

3. Приведите конкретные примеры, когда данные факторы приводили к нарушению здоровья или угрожали жизни людей.

4. Заполните таблицу «Виды опасностей»:

 

По происхождению \ по характеру воздействия на человека Природ-ные Техно-генные Антропо-генные Эколо-гичес-кие Биоло- гичес- кие Соци-альные
Механические            
Физические            
Химические            
Биологические            
Психофизиоло- гические            

 

 

Теоретическая часть.

В современном обществе концепция абсолютной безопасности сменилась концепцией приемлемого уровня риска. Основные положения ее следующие:

- любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

- любая деятельность потенциально опасна для человека;

- ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

- безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности.

Нельзя полностью исключить риск природного и техногенного характера, но надо стремиться к его минимизации. Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с определенной степенью вероятности.

При увеличении затрат на безопасность риск снижается, но материальные ресурсы, которые можно потратить на это, ограничены. Например, при увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасности может возрасти риск в социальной сфере, так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.

Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени.

Используя понятие приемлемого риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни и необходимости проведения мероприятий по безопасности. При этом может реализовываться гибкий подход к защите людей и защите материальных ценностей.

Защита людей должна обеспечиваться в той мере, в какой это необходимо; защита материальных ценностей обеспечивается только в той мере, в какой это экономически выгодно. В конечном итоге может оказаться, что самые дорогостоящие меры защиты не обязательно самые эффективные. Следовательно, грамотный выбор мер защиты поможет правильно перераспределить средства, выделяемые на снижение риска в разных областях деятельности, и добиться высоких показателей безопасности.

Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: совершенствование систем; подготовка и обучение персонала; применение организационных мероприятий; применение технических средств защиты и средств индивидуальной защиты; экономические методы (страхование, компенсации и др.).

Таким образом, целью применения мер защиты (критерием приемлемого уровня риска) является минимизация суммы затрат на защиту и снижение вероятного размера ущерба.

 

Практическая часть.

 

Меры снижения риска можно условно разделить на 4 группы: планируемые, оперативные, инженерно-технические и технологические.

 

Таблица 2

Типы мер снижения риска

Меры снижения подверженности и чувствительности объектов опасным воздействиям Примеры Ваши примеры
I. Планируемые меры
1. Общее ограничение использования регионов и зон с высоким риском ЧС природного характера Отказ от застройки оползневых склонов  
2. Размещение конкретных объектов на участках, где минимален риск, в том числе и от этих объектов Размещение животноводческих комплексов и птицефабрик за пределами жилой зоны и природоохранной зоны водоемов  
3. Исключение из территориального комплекса народного хозяйства (ТКНХ) таких объектов, повреждение которых ведет к недопустимо большому ущербу. «Замораживание» строительства Нижегородской АЭС  
4. Дублирование жизненно важных элементов ТКНХ Резервные котельные, дизельные электрогенераторы  
II. Оперативные меры
5. Активное подавление эпизодически возникающих очагов опасности Обстрел лавин в горах  
6. Выбор способов текущих действий, минимизирующих: 6.1. столкновение с опасностями; 6.2. усиление опасных явлений и процессов. Применение средств индивидуальной защиты (СИЗ); профилактика ОРЗ (проветривание без переохлаждения, витаминизация и т.п.)  
7. Снижение потерь от катастроф путем выполнения подготовительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ: 7.1. создание служб оповещения и быстрого реагирования; 7.2. подготовка населения в области защиты от ЧС; 7.3. поддержание в ТКНХ запасов продовольствия, топлива, медикаментов и т.п. на случай ЧС; 7.4. организация страхования жизни и имущества. Служба скорой медицинской помощи, противопожарная служба, и др.; обучение алгоритмам безопасного поведения в ЧС; создание в администрации района, города резервов техники и горюче-смазочных средств на случай сильных снегопадов; обязательное медицинское страхование, страхование автогражданской ответственности и т.п.  
III. Инженерно-технические меры
8. Строительство инженерных защитных сооружений: 8.1. ограничивающих распространение или интенсивность поражающего воздействия; 8.2. обеспечивающих укрытие в случае опасности. Строительство защитных дамб, волноломов вблизи водоемов; создание укрытий, убежищ  
9. Введение технических средств для локализации аварии Предохранительные «пробки» в электросети  
10. Применение особых конструктивных решений для зданий, механизмов и пр., попадающих в опасные условия: 10.1. упрочнение «скелета» или оболочек зданий; 10.2. дублирование важных элементов этих объектов; 10.3. использование специальных конструкционных схем и материалов; 10.4. использование легковосстановимых конструкций. Антисейсмическое строительство; запасные выходы, лестницы в зданиях, оборудованных лифтом; применение трудногорючих материалов для отделки путей эвакуации; возможность замены отдельных блоков при ремонте автомобиля  
IV. Технологические меры
11. Отказ от использования слишком опасных технологий, аппаратов, веществ Отказ от использования некоторых инсектицидов и пестицидов в сельском хозяйстве (например, ДДТ)  
12. Ограничение технологических температур, давлений, объемов Предохранительные клапаны, датчик температуры в электрочайнике  
13. Изоляция опасных отходов Захоронение отработанного топлива АЭС  
14. Предусмотрение в технологических схемах производств возможности коррекции режима работы к режиму предвидимых опасностей Инструктаж по технике безопасности, включающий правила поведения в аварийной ситуации  

Вопросы и задания.

1. Изучите таблицу 2. Приведите другие примеры мер снижения риска природного и техногенного характера.

2. Перерисуйте таблицу 2 в тетрадь и включите в нее свои примеры мероприятий по организации обеспечения безопасности:

А – в быту;

Б – в образовательном учреждении.

 

 

Практическая работа № 3

Радиационная безопасность

Цель работы: познакомиться с источниками радиации, единицами измерения ионизирующих излучений и методами оценки радиационного фона.

 

Теоретическая часть.

 

Радиоактивность – это способность некоторых атомных ядер превращаться в ядра других атомов с испусканием частиц (т. е. с образованием ионизирующего излучения).

Ионизирующее излучение – это потоки частиц (электронов, протонов, нейтронов и пр.), включая кванты физических полей (преимущественно электромагнитного), прохождение которых через вещество приводит к ионизации (т.е. образованию ионов) и возбуждению его атомов и молекул.

Альфа-частицы представляют собой ядра гелия (положительно заряженные). Эти частицы относительно большие и тяжелые, поэтому они обладают большой ионизационной и малой проникающей способностями. Их пробег в воздухе составляет всего несколько сантиметров, а в воде до 150 мкм. Но при попадании внутрь организма (через органы дыхания, с пищей) могут вызвать большие разрушения.

Бета-частицы – это электроны. Их пробег в воздухе составляет порядка нескольких метров. Тонкая одежда способна остановить поток радиации. Чтобы получить дозу облучения, источник должен попасть внутрь организма.

Гамма-излучение и Х-лучи (рентгеновские лучи) – электромагнитные излучения высокой энергии и высокой частоты. Обладают большой проникающей способностью. Ионизирующая способность значительно меньше, чем у альфа- и бета-частиц. Гамма-радиация – это единственный из трех типов радиации, способный облучить организм снаружи.

Для характеристики воздействия ионизирующего излучения на организм используют следующую систему понятий и единиц измерения.

Мерой количества радиоактивного вещества, выражаемой числом радиоактивных превращений в единицу времени, является активность. В СИ за единицу активности принято 1 ядерное превращение в секунду (расп./с). Эта единица получила название беккерель. Внесистемной единицей измерения активности является кюри – это активность такого количества вещества, в котором происходит 3,7*1010 актов распада в 1 секунду. 1 Ки соответствует активности 1 г радия.

Доза – это количество энергии, переданной организму через излучение (радиацию).

 

Экспозиционная доза – ионизационный эквивалент энергии, переданной фотонами фиксированному объему воздуха (характеризует источник излучения).

Единица измерения СИ – 1 Кл/кг, это такая доза, при которой в 1 кг сухого воздуха образуются ионы, несущие заряд в 1 Кл электричества каждого знака.

Внесистемная единица измерения – 1 Р (Рентген).

1 Р = 2,58·10-4 Кл/кг.

 

Поглощенная доза – это величина энергии, переданная излучением единице массы вещества.

Единица измерения – 1 Гр (Грей). 1 Гр = 1 Дж/кг.

1 Гр – очень большая единица.

1 Гр = 100 рад, 1 рад = 100 эрг/г.

Энергетический эквивалент Рентгена для воды и биологических тканей равен 93 эрг/г, то есть 100 Р примерно соответствует 1 Гр.

 

Эквивалентная доза учитывает вид излучения при его действии на биологический объект.

Единица измерения – 1 Зв (Зиверт).

1 Зв = 1 Гр * К,

где К – поправочный коэффициент, учитывающий вид излучения:

для гамма- и рентгеновского излучения К=1;

для бета-излучения К= 1~5 в зависимости от энергии бета-частиц;

для протонов и нейтронов К=10;

для альфа-частиц К=20.

 

1 бэр (биологический эквивалент рентгена) = 0,01 Зв

 

Скорость набора дозы ионизирующих излучений характеризуется мощностью дозы, определяемой как отношение величины набранной дозы ко времени, за которое она была получена:

P = D/T,

где P – мощность дозы ионизирующих излучений, P/ч; D – суммарная доза облучения, P; T – время облучения, ч.

 

Опасность различных доз облучения для человека:

200 мбэр – фоновое излучение за год;

1 мкбэр – просмотр одного хоккейного матча (или 2-3

серий «мыльной оперы»;

370 мбэр – облучение при флюорографии;

500 мбэр – допустимое облучение населения за год;

5 бэр – облучение (допустимое) персонала АЭС;

10 бэр – допустимое аварийное облучение населения (разовое);

25 бэр –допустимое аварийное облучение персонала АЭС (разовое);

30 бэр – облучение при рентгеноскопии желудка (местное);

75 бэр – кратковременные изменения состава крови;

100 бэр – нижний уровень развития легкой степени лучевой болезни;

450 бэр – тяжелая степень лучевой болезни;

500-600 бэр – смертельная доза.

 

Разные органы и ткани не одинаково чувствительны к облучению. Наиболее подвержены облучению семенники, красный костный мозг, молочные железы, легкие, желудочно-кишечный тракт, менее страдают яичники, мышцы, относительно устойчивы кожа, костная ткань.

 

Разные радионуклиды обладают разной биологической опасностью в связи с тем, что в неодинаковой степени вовлекаются в физиологические процессы. Например, радиоактивный йод (I-131) избирательно накапливается в щитовидной железе, цезий (Cz-137 и Cz-134) напоминает по своим свойствам калий и накапливается в мышцах, стронций (Sr-90) замещает в костях кальций и облучает красный костный мозг.

 

Основные пути радиоактивного заражения местности – это применение ядерного оружия и аварии на атомных электростанциях. Среди источников искусственной радиаци и на первое место выходят медицинские обследования (рентгеновские снимки, компьютерная томография и т.п.). Естественные источники радиации можно разделить по происхождению на земные и космические. Космическое излучение частично поглощается атмосферой, поэтому радиационный фон усиливается на высоте (при подъеме в горы, при полете на самолетах). Источниками земной радиации служат горные породы, обогащенные радионуклидами (уран U-238 – в гранитах, торий Th-232 – в песках), термальные воды, каменный уголь и т.д. Поэтому в ряде районов земного шара естественный радиационный фон может превышать средний уровень в несколько раз. Инертный газ радон Rn-222 выделяется некоторыми горными породами и накапливается в шахтах, колодцах, подвальных и непроветриваемых помещениях.

 

Практическая часть.

Для определения дозы радиоактивного излучения применяют расчетные и измерительные методы. Например, по таблице 3 можно рассчитать общую дозу облучения, полученную человеком за год, если знать вклад каждого источника излучения в общий радиационный фон.

Таблица 3

Противогазы.

Изобрел противогаз русский химик Зелинский (он же открыл анилин и анилиновые красители) в 1915 году, после того, как немцы впервые применили химическое оружие (22 апреля 1915 года иприт против французских и английских войск и через месяц – хлор на русском фронте).

Противогазы могут быть изолирующими и фильтрующими. В изолирующих противогазах газообмен осуществляется в замкнутом пространстве, например воздух (или кислород) поступает из резервуаров (баллонов) или образуется за счет химической реакции. Ими оснащаются подразделения дегазации, химической разведки, танкисты при форсировании водных преград. Стоят эти противогазы дорого, весят много.

Фильтрующие противогазы – это такие, в которых газообмен происходит за счет атмосферного воздуха после удаления из него вредных веществ. Наиболее распространенные марки ГП-5 и ГП-7. (ГП означает гражданский противогаз).

 

Устройство противогаза ГП-5.

Противогаз состоит из двух частей: фильтрующий патрон и резиновый шлем-маска. Фильтрующий патрон навинчивается на клапан вдоха шлема-маски. При проверке исправности противогаза обращают внимание на его целостность. Фильтрующая коробка не должна иметь следы механических повреждений, в ней не должны перекатываться гранулы поглотителя. Следует убедиться в том, что стекла не разбиты и плотно прилегают к оправам, резиновый шлем-маска не поврежден, клапан выдоха на месте. Если размер противогаза выбран правильно, то шлем плотно прилегает к голове, препятствуя проникновению воздуха из окружающей среды через щели.

 

Фильтрующий противогаз снижает работоспособность, на порядок утяжеляя любую работу (т.е. работа легкая в противогазе становится работой средней тяжести, а последняя в свою очередь становится тяжелой). Кроме того, он создает дискомфорт, ухудшает ориентировку, затрудняет терморегуляцию, испарение пота, вызывает расстройство лимфо- и кровообращения, снижение остроты слуха. Речь в противогазе невнятна, поле зрения ограничено, острота зрения снижена.

В любом противогазе есть вредное пространство около 200-300 куб. см, здесь задерживается выдыхаемый воздух. За счет этого снижается количество кислорода, поступающего в дыхательные пути. В результате может возникнуть гипоксия, гиперкапния, нарушение сердечно-сосудистой деятельности.

При каждом вдохе происходит просасывание атмосферного воздуха через коробку, гофрированную трубку, вдыхательные клапаны, которые оказывают сопротивление. Чем быстрее вдох, тем больше сопротивление.

При спокойном, медленном вдохе сопротивление составляет примерно 20 мм рт. ст

При быстром вдохе сопротивление возрастает до 250 мм рт. ст.

Увеличение сопротивления вдоху требует дополнительной затраты мышечных усилий, т.е. дополнительно утомляет человека, уменьшает объем вдоха и формирует поверхностное дыхание. В результате наступает тяжелая гипоксия, иногда с потерей сознания.

Отсюда вывод: дышать в противогазе лучше медленно, делая глубокие вдохи.

Вредное пространство следует уменьшить до минимума. Это достигается правильным подбором размера противогаза.

 

Ограничения к использованию противогаза:

Раненые, больные с расстройствами дыхательной и сердечно-сосудистой систем, беременные женщины.

Хранение противогаза

В сумке ничего кроме противогаза. Дно коробки закрыто пробкой. Шлем-маска не перегибается, но ее край слегка подвертывают, чтобы защитить стекла.

 

Одевание противогаза

1. закрыть глаза

2. задержать дыхание

3. большие пальцы рук - снаружи, 4 других пальца внутри

4. нижнюю часть шлема подвести под подбородок, скользя пальцами рук по шлемы натянуть его на голову

5. сделать максимально глубокий выдох

6. открыть глаза

7. головной убор одевается поверх противогаза.

 

Сроки хранения противогаза: детский – 10 лет, взрослый – 5 лет, респиратор-3 года.

 

Вопросы и задания.

1. Какие Вы знаете средства индивидуальной защиты? Приведите примеры случаев, когда их необходимо использовать.

2. Опишите устройство фильтрующего противогаза. Какие ограничения к использованию противогаза Вы знаете?

3. Измерьте окружности своей головы сантиметровой лентой, как указано в данной работе, и определите свой размер противогаза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 4023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.135 с.)