Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деструктивные методы переработки нефтепродуктовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для увеличения выхода топливных фракций, получаемых из нефти, до 50…70 % проводят переработку высококипящих нефтяных продуктов путем расщепления (деструкции) тяжелых углеводородов на более легкие. Соответствующий процесс преобразования углеводородов называется крекинг-процессом (от англ. crack), его теоретические основы разработаны русским химиком А.А. Летним в 70-х годах XIX века [23]. Крекинг осуществляется путем нагрева обрабатываемого сырья до определенной температуры без доступа воздуха. Процесс может проходить в присутствии катализатора (каталитический крекинг, гидрокрекинг, риформинг) или без него (термический крекинг). Термический крекинг проходит при температуре 720…750 К и давлении 2…5 МПа. Сырьем являются углеводороды большой молярной массы. Механизм распада тяжелых алканов основан на различной энергии диссоциации связей C–C и C–H. Энергия диссоциации связи C–C меньше, поэтому деструкция н-алканов происходит именно по этой связи. Место разрыва цепи в молекуле зависит от температуры и давления: чем они выше, тем ближе к концу происходит разрыв. К примеру, октадекан C18H38 распадается на нонан C9H20 и нонилен C9H18 алкенового ряда. Крекинг непредельных углеводородов, образующихся в этом же процессе, более сложен. Наименьшей прочностью обладают p-связи (приблизительно в два раза меньше, чем s-связь [1]) в паре C=C, что приводит к разрушению молекулы именно по ней. При этом алкадиены разрушаются менее активно, чем алкены, а их большая часть, наоборот, полимеризуется. Нафтены при крекинге теряют боковые ответвления, которые расщепляются далее по механизму алканов. Одновременно протекает процесс дегидрирования цикланов с образованием непредельных циклоолефинов (циклоалкенов). Таким образом, тяжелые углеводороды расщепляются с образованием более легких фракций. Выход зависит от вида сырья и режима процесса, например, при термическом крекинге мазута получают 25…30 % бензина, 5…8 % газа и в остатке крекинг-мазут. Как указано выше, наряду с расщеплением тяжелых углеводородов при термическом крекинге протекают нежелательные процессы синтеза, которые обусловливают создание высокомолекулярных продуктов. При термическом крекинге образуются также отсутствующие в природной нефти алкены и алкадиены (до 40…50 %), поэтому крекинг-бензин характеризуется низкой химической стабильностью и невысоким октановым числом (66…68 по моторному методу), т. е. качество выходного продукта весьма низкое. Тем не менее его можно использовать как компонент при получении товарных автомобильных бензинов с использованием ингибиторов окисления. На новых нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) установки термического крекинга не применяются. Каталитический крекинг проходит при температуре 720…770 К и давлении 0,14…0,18 МПа в присутствии природного алюмосиликатного катализатора, имеющего пористую структуру (1 г такого катализатора имеет контактную площадь до 500 м2). Кроме алюмосиликатных в настоящее время широкое применение находят цеолиты, которые активнее первых и улучшают качество получаемого топлива. Для предотвращения осмоления катализатора его периодически прожигают, пропуская через него воздух при температуре 550…680 К. Основная продукция каталитического крекинга – бензиновый дистиллят, богатый изоалканами и ароматическими углеводородами (до 55 %), цикланами (до 25 %) и имеющий хорошую химическую стабильность, так как в нем количество непредельных углеводородов минимально (не более 9 %). Октановое число фракции 78…85 по моторному методу и 87…91 по исследовательскому. Выход высокооктанового бензина составляет до 50 % используемого сырья, плюс к этому получается небольшая доля легкого газойля, который используется как компонент дизельного топлива. Гидрокрекинг – разновидность каталитического крекинга, проводимого в атмосфере водорода. Водород, подаваемый в зону реакции, замещает свободные валентные связи, при этом образующиеся непредельные углеводороды превращаются в предельные. Одновременно предотвращается образование высокосмолистых веществ. Процесс проводится при давлении 20…30 МПа и температуре 720…770 К в присутствии катализатора, который прокачивают через реактор совместно с углеводородным сырьем и водородом. В качестве катализатора используют сульфиды вольфрама и молибдена и соединения на основе платины. В качестве носителя катализатора применяют синтетические алюмосиликаты. Отработанный катализатор удаляют из нижней части реактора. Применение гидрокрекинга позволяет получать высококачественные продукты из тяжелых нефтяных остатков. Изменяя режим работы реактора (температуру, давление и скорость подачи реагентов), можно регулировать групповой и фракционный составы выходного продукта – бензина, реактивного или дизельного топлива. Октановое число бензиновой фракции составляет 85…88 по исследовательскому методу. Гидрокрекинг широко используют для получения топлив из сернистых мазутов, платиновые катализаторы при этом не используют. Водород замещает в углеводородных молекулах серу и кислород с образованием сероводорода и воды, которые легко отделяются от углеводородов. Таким способом получают качественные нефтепродукты из тяжелых остатков. Коксование служит для увеличения выхода топливных фракций из низкокачественного сырья – мазута, полугудрона, гудрона, крекинг-остат-ков и др. Осуществляется нагрев без доступа воздуха до температуры Пиролиз – высокотемпературный крекинг, протекающий при температуре 920…970 К и атмосферном давлении. Целевым назначением пиролиза в основном является получение ароматических углеводородов – бензола, толуола и прочих, хотя выход их из исходного сырья – керосиновой фракции – невелик и не превышает 20 %. Другое назначение пиролиза – получение газа, поскольку здесь он образуется в больших количествах Синтезирование применяют для получения индивидуальных углеводородов, обладающих высокими антидетонационными свойствами и используемых в качестве добавок к бензинам (изооктан, изопентан, алкилбензин и др.). Эти процессы осуществляют в присутствии катализаторов. Сырьем являются газы крекинга и риформинга. Известна также принципиальная возможность получения углеводородов из оксида углерода и водорода (водяного газа) по схеме или при температуре 450…480 К и атмосферном давлении. При этом получают пропан-бутановую и легкую бензиновую фракции. Бензиновую фракцию подвергают полимеризации в присутствии торий-кобальт-магниевого катализатора при давлении до 20 МПа. Полученный продукт разделяют на фракции: бензиновую, дизельную, тяжелую дизельную и парафин. Групповой состав получаемых фракций близок к прямогонным. Водяной газ получают пропусканием водяного пара через раскаленный уголь. Для этого пригоден любой уголь – от бурого до кокса. Процесс проводится в газогенераторах. Наиболее полно процессы получения базовых топлив и масел, в том числе и из не нефтяных источников, описаны в [20, 35, 37] и во многих других изданиях. 1.3. Технологии очистки полуфабрикатов Для удаления содержащихся в дистиллятах сернистых соединений, органических кислот, смолисто-асфальтовых веществ, а также нежелательных групп углеводородов применяются различные методы очистки. Кислотная очистка – обработка нефтепродуктов 96…98%-ным раствором серной кислоты. Различают два вида такой очистки – кислотно-щелочную и кислотно-контактную. При реакции с кислотой смолисто-асфальтовые вещества и нафтеновые кислоты образуют продукты, выпадающие в осадок. Для нейтрализации кислых остатков при кислотно-щелочной очистке полуфабрикат обрабатывают натриевой щелочью, промывают водой и просушивают горячим воздухом. По второму виду окончательную очистку осуществляют при помощи отбеливающих глин. После обработки кислотой нефтепродукт осветляется, поскольку из него удаляются придающие темный цвет смолы и асфальтены. При этом улучшаются вязкостные свойства продукта, повышаются температуры вспышки и воспламенения, значительно снижается коксуемость. Щелочная очистка – традиционный вид очистки, позволяющий удалить из топлива органические кислоты, серу, сероводород и другие сернистые соединения. В качестве реагента используют 10%-ный раствор NaOH. При реакции кислых продуктов со щелочью образуются нерастворимые в углеводородах соединения, которые выпадают в осадок и отфильтровываются. Селективная очистка основана на избирательной растворяющей способности некоторых органических жидкостей по отношению к различным группам углеводородов. Этот способ эффективен при отделении асфальтовых компонентов и тяжелых ароматических соединений. В результате снижаются коксуемость, плотность, улучшаются вязкостные свойства нефтепродукта. Гидроочистка применяется для удаления сернистых, азотистых и кислородных соединений путем восстановления их водородом с образованием легкорастворимых в воде веществ – сероводорода, аммиака и воды. Процесс во многом аналогичен гидрокрекингу. Его ведут при температуре 650…690 К и давлении подачи водорода 2…7 МПа. Применяют гидроочистку для моторных масел и дизельных топлив, а также для обессеривания нефтепродуктов перед платформингом. Адсорбционная очистка основана на свойстве некоторых пористых минеральных веществ адсорбировать содержащиеся в нефтепродуктах примеси. В качестве адсорбентов используют природные глины, силикагель, алюмокислоты и другие вещества. Этот вид очистки называют также отбеливанием, так как из нефтепродуктов удаляются элементы, дающие темный цвет, – смолы, нафтеновые кислоты, кислородсодержащие, а также остатки минеральных кислот и селективных растворителей других видов обработки. С учетом этого адсорбционную очистку используют в качестве финишной обработки для достижения наилучшего качества нефтепродукта. Ультрафильтрация характеризуется применением полупроницаемых перегородок – мембран. Характеристики мембран подбирают таким образом, чтобы молекулы очищаемого нефтепродукта проходили через мембрану, а нежелательные примеси задерживались ею. Материалы для мембран – полиамид, ацетилцеллюлоза, полиакрилнитрил, пористое стекло, графит и другие. Весьма перспективна в настоящее время очистка при помощи “молекулярных сит” – цеолитов. Депарафинизация – удаление углеводородов с высокими температурами застывания, в основном парафинов. В качестве растворителя используют жидкий пропан под давлением 1,2…1,4 МПа. После смешивания пропана с нефтепродуктом давление понижают, при интенсивном испарении пропана температура смеси снижается до заданной. В результате охлаждения тяжелые парафиновые углеводороды выпадают в осадок и отфильтровываются. Газ после испарения собирается для повторного использования. Депарафинизация применяется для улучшения низкотемпературных характеристик дизельных топлив и моторных масел. Деасфальтизация предназначена для очистки масляных и остаточных фракций нефти от смолисто-асфальтовых веществ и производится перед основными видами очистки при помощи растворителей (жидкий пропан, петролейный эфир, низкомолекулярные алканы). Например, к продукту, проходящему очистку, примешивают жидкий пропан при давлении 2,5…2,7 МПа и температуре 310 К. Углеводородная часть в пропане растворяется, а смолисто-асфальтовые вещества осаждаются в виде черной вязкой массы. После разделения давление понижают, и пропан из очищенного нефтепродукта испаряется. Каталитический риформинг предназначен для повышения антидетонационной стойкости бензина за счет повышения содержания в нем ароматических и предельных с изоструктурой углеводородов путем перегруппировки атомов в углеводородных молекулах. Основной катализатор для риформинга – алюмоплатина, соответствующий процесс называется платформингом. Температура протекания процесса составляет 650…690 К, давление – 3,5 МПа. Так как сера отравляет платиновый катализатор, сырье должно быть очищено от сернистых соединений, для чего первоначально применяют гидроочистку. Бензин риформинга используют как высокооктановый компонент автомобильных бензинов: октановое число фракции по моторному методу достигает 85, по исследовательскому – 95. Изомеризация – процесс изменения молекулярной структуры углеводородов, т. е. изменение расположения атомов в молекулах без изменения их числа. В результате образуются сильно разветвленные молекулы алканов, а пятичленные нафтены преобразуются в шестичленные. Для протекания реакции применяют катализатор – безводный хлористый алюминий. Процесс проводится при температуре 350…370 К, давлении 1,4…2,4 МПа и предназначен для повышения октанового числа прямогонного бензина. На практике широко используют и ряд других процессов, в частности гидроформинг – для увеличения доли ароматических углеводородов, гидрогенизацию – для насыщения непредельных углеводородов. Все они направлены на повышение качества базовых топлив и масел. 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОПЛИВАХ Исторически сложилось, что понятие топливо, или горючее, подразумевает совокупность веществ, находящихся в любом агрегатном состоянии, способных в результате экзотермических реакций с окислителем образовывать высокотемпературные продукты сгорания. Окислителем называют вещество, которое вступает в химическую реакцию с горючим (для ДВС им является воздух или его отдельный компонент – кислород). В настоящее время в теплотехнических науках принято говорить о топливе как о совокупности горючих веществ и окислителя, которые вступают в химические реакции в результате какого-либо внешнего воздействия на горючую смесь. В данной терминологии компонентом топлива является любая его составляющая, отличающаяся по составу от других его частей. В общем случае компоненты топлива – собственно горючее, окислитель, инертная часть, не участвующая в химических реакциях, и примеси. Для изготовления товарных топлив используют также присадки и добавки, улучшающие различные свойства топлива – антидетонационные, антинагарные и т. д. К компонентам топлива их не относят. Одну из основных долей в мировом производстве топлив составляют моторные топлива, или топлива для двигателей внутреннего сгорания. Классификация топлив Поскольку топлива должны отвечать своему прямому назначению, основу любой их классификации составляет тип энергетической машины, в которой производится преобразование химической (тепловой) энергии в механическую. По этому признаку все топлива можно разделить на следующие категории: топлива для двигателей внутреннего сгорания; реактивные топлива; котельные топлива; газотурбинные топлива; печные топлива. Топлива для двигателей внутреннего сгорания, учитывая особенности эксплуатации, можно классифицировать по назначению на: автомобильные; авиационные; тяжелые моторные; судовые. По агрегатному состоянию топлива делятся на газообразные, жидкие и твердые, причем последние в ДВС используются не напрямую, а только как продукты термической переработки – в виде жидких и газовых фракций. По типу организации рабочего процесса ДВС жидкие топлива подразделяют на бензины (для двигателей с искровым зажиганием – карбюраторных и впрысковых) и дизельные топлива (для двигателей с воспламенением от сжатия). По химическому составу топлива подразделяются на углеводородные и не углеводородные (например аммиак – NН3), по виду исходного сырья – на нефтяные (продукты нефтяных и газовых месторождений) и альтернативные, для получения которых может быть использовано любое сырье, не относящееся к природным нефти и газу. По способу получения (добычи) топлива можно разделить на две группы – естественные (природные) и техногенные (искусственные). Естественные виды топлив можно использовать без какой-либо переработки, это природные нефть и газ, уголь, сланцы, дрова. Эффективность использования естественных топлив обычно весьма низкая. Техногенные топлива получают в результате использования каких-либо технологий переработки исходного сырья, вследствие чего растет эффективность его применения (повышается качество конечного продукта), а также могут быть получены новые виды топлив или составляющих их компонентов. К ним относятся как общеизвестные виды топлив – бензин и дизельное топливо, так и менее распространенные топлива для ДВС – генераторный газ, древесный уголь, кокс и многие другие. По виду использования топлива делят на энергетические и технологические. Топливо для ДВС относится к энергетическому виду. Технологическое топливо используют в специальных термохимических процессах, в результате чего наиболее ценные сырьевые компоненты отделяют для химической промышленности. Остатки переработки используют как энергетическое топливо. Наконец, по способу хранения и использования в энергетической установке топлива делят на одно- и многокомпонентные. Если различные виды горючего и добавок к ним способны долго находиться в одном состоянии, то они могут быть использованы как однокомпонентное топливо. Если физико-химические характеристики компонентов топлива не позволяют их использовать и хранить в виде смеси, а экономическая выгода от их применения очевидна, они могут быть использованы как комплексное многокомпонентное топливо. В ДВС эти топлива и добавки, как правило, смешиваются уже в цилиндре или во впускном тракте в газообразной фазе. Возможен также вариант попеременного использования топлив (например бензин–газ, бензин–метанол и т.д.). Существенное препятствие к использованию многокомпонентных топлив – конструктивное усложнение Согласно ГОСТ 28577.0–90, топлива нефтяного происхождения делятся по агрегатному состоянию и групповому составу входящих в них компонентов (табл. 1). Этот стандарт разработан на базе международных стандартов серии MS ISO 8216/0 – 8216/3. Таблица 1. Классификация нефтяных топлив, согласно ГОСТ 28577.0 – 90
Более детальная классификация нефтяных топлив предусматривается другими составляющими стандарта ISO 8216, имеющими дроби /1, /2 и /3, на основе которых разработаны отечественные нормативные документы: ГОСТ 28577.1–90 для топлив морских двигателей, ГОСТ 28577.2–90 для топлив газотурбинных двигателей и ГОСТ 28577.3–90 для сжиженных нефтяных газов. Для остальных видов топлив общая классификация как нормативный документ в нашей стране отсутствует. Горючие смеси Горючая смесь представляет собой смесь горючего и окислителя. Знание элементарного химического состава топлива позволяет, в частности, вычислить теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг жидкого топлива (кг возд./кг топл.), которое называют стехиометрическим – L 0. Стехиометрическое число L 0 может быть выражено и в других единицах: кмоль возд./кг топлива (мольное стехиометрическое число l 0 получается путем деления L 0 на молярную массу воздуха – 28,96 кг/кмоль), а также кг, кмоль или м3 возд./м3 топлива (используется для газов): (1) (2) (3) где C, H, S и O – массовые доли углерода, водорода, серы и кислорода в топливе (C+H+S+O = 1); n, m и r – число атомов в молекуле отдельных компонентов газообразного топлива; C n H m O r – объемная доля газа в смеси; 0,208 – приближенная доля объемного содержания кислорода в воздухе. Элементарный состав некоторых топлив приведен в табл. 2 [25, 28]. Количество серы зависит от марки топлива и здесь не приводится. Таблица 2. Элементарный состав топлив, применяемых в ДВС
Исходя из представленных в табл. 2 значений массового содержания элементов, для бензина L 0=14,8...14,9 [кг возд./кг топл.], для дизельного топлива среднего состава L 0=14,3...14,4 [кг возд./кг топл.]. Следует отметить, что данные табл. 2 в большей мере относятся к прямогонным фракциям и не отражают действительного состава компаундированных топлив. Аналогичные характерные показатели для современных топлив приведены в Приложении 3. Отношение действительного количества воздуха L, поступающего в двигатель, к стехиометрическому называют коэффициентом избытка воздуха – a= L / L 0. Причем, если a < 1, то это богатая смесь, если a > 1 – бедная, смесь с a» 1 называют стехиометрической. На процесс сгорания в значительной степени влияет количество подаваемого воздуха. При увеличении или уменьшении значения a относительно некоторой его величины скорость сгорания снижается, и в предельном слу чае процесс горения прекращается (рис. 4). Минимальную и максимальную концентрации топлива в смеси, при которой она может воспламеняться, называют концентрационными пределами воспламеняемости горючих смесей. Различают верхний и нижний концентрационные пределы, соответствующие предельному обогащению и предельному обеднению смеси, за которыми она становится невоспламеняемой. Пределы воспламеняемости (табл. 3) зависят от вида топлива, термодинамических параметров смеси (температуры и давления), а также от способа и характеристик источника воспламенения. Таблица 3. Пределы воспламеняемости горючей смеси по a
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.20 (0.01 с.) |