История женских журналов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История женских журналов в России



Женские издания в России появились еще в XVIII В., но регу­лярно стали выходить в начале XIX в. Это «Журнал для милых» (1803-1804 гг.), «Аглая» (1808-1812 гг.), «Дамский журнал» (1823-1883 гг.).

Идея создания первого в России журнала для женщин принадлежала поэту – Петру Ивановичу Шаликову (1768–1852). Среди «отцов-основателей» были переводчик Московского архива иностранных дел М.Н. Макаров (1785–1847), переводчик С.И. Крюков (1784–1804), студент Славяно-греко-латинской академии И.В. Смирнов. Издатели «Журнала для милых» утверждали, что появилась необходимость создания издания, направленного именно на женщин. Редакторы первого журнала, направленного на женскую аудиторию, разместили в заметку в «Московских ведомостях», в которой кратко рассказали о концепции журнала и о его направленности. По их словам, в «Журнале для Милых» должны были публиковаться небольшие рассказы, романсы, пьесы, стихи о любви, занимательные истории – и никаких новостей, освящающих политическую жизнь страны. Согласно этим высказываниям, женщине на тот период времени необходимо было предоставить материал для развлечения и отдыха. В журнал, который задумывался как популярный, нужно было ввести материалы, которые помогали бы женщине развеяться и расслабиться. Поэтому предполагалось, что в нем не будут затронуты и освещены серьезные темы, которые заставляли бы женщину задуматься о реальном положении вещей: состояние общества того времени, общественно-политические конфликты. В заметке «Московских ведомостей» (1803) была размещена такая информация:

«В России уже давно завелись журналисты, которые издавали и издают журналы для учёных, политиков, стихотворцев, модников. Но никто ещё не предпринимал попыток издавать журнал для прекрасного пола. Всякий обожает, хвалит женщин, и никто не хочет повергнуть особенного цветка к ногам их, мы же, желая оказать признательность нежному полу, почли долгом выдать книжки под именем «Журнал для милых». В нём не будет ничего мудрого, политического, но будут романсы, стишки, занимательные песенки. Всякая книжка будет с цветком, приличным этому месяцу. Мы будем с удовольствием помещать приличные нашему журналу пьески и надеемся, что на первые наши книжки нежные господа авторы кинут по цветку своих произведений». Журнал должен был выходить с периодичностью – раз в месяц [Сокольская. 2006].

Первые номера издатели редактировали по очереди, а затем доверили это дело одному Михаилу Николаевичу Макарову. Макаров начал помещать в журнале не только произведения маститых авторов, но и публиковал пьесы и рассказы, присланные в редакцию читательницами. Следующей новинкой редактора Макарова стало предложение публиковать в журнале письма читательниц, в разделе «знакомства». Но это нововведение не было успешным, так как критики начали обвинять журнал в излишней эротической направленности и фривольности публикуемых материалов; кроме того, на него ополчился директор департамента народного просвещения И.И.Мартынов. После выхода 12 номера журнал закрыли. Закрыв один журнал, Шаликов и Макаров немедленно начали новое дело: от имени загадочного «статского советника и кавалера Сергея Матвеевича Львова» они стали издавать еженедельник «Московский курьер» (1806). На его страницы перекочевали реальные и вымышленные авторы журнала «Для милых». Это издание также подверглось жесткой критике – его обвиняли в излишней сентиментальности сюжетов. Новому изданию изрядно досталось от критиков: в журнале был явный перебор со стихами о пастушках, резвящихся на полянах, плетущих венки, в то время как их овечки пасутся по берегам ручейков. Из сказанного выше видно, что журнал «Московский курьер» предлагал читательницам выхолощенную, искусственную форму жизни: ее простоту, беспечность. Он прекратился после выхода третьего номера. Кроме того, и особого интереса к нему не было: на журнал подписались лишь 48 человек в разных городах. Согласно этой информации, можно сделать соответствующие выводы: в начале 19 века первые женские журналы были рассчитаны на определенную аудиторию: сентиментальных, нежных, чувствительных женщин. Журналы выполняли в основном рекреативную функцию, служили для развлечения. Основная черта изданий для женщин 19 века – однотипность сюжетов: попытка отстранить читательницу от реальной жизни и поместить ее в вымышленный, прекрасный, идеальный мир. Поэтому в литературных женских журналах того времени отсутствовали статьи на серьезные темы: политика, наука, общество.

Тогда же, в 1806 году, Макаров предпринял еще одну попытку издания журнала явно женской направленности. Редактором-издателем журнала «Амур» намеревалась стать некая княжна Елизавета Трубецкая. У историков литературы есть предположения, что это была очередная «несуществующая личность, за которой скрывался Михаил Макаров, задумавший «Амур» как первый русский эротический журнал. Но эротическая направленность журнала порочила доброе имя семейства Трубецких. Разразился страшный скандал – журнал закрыли, а Макаров едва не лишился своей карьеры. Осенью всё того же 1806 года князь Шаликов начал издание журнала «Московский зритель». Шаликов распространял рекламные листовки, в которых сообщалось, что в журнале будут публиковать русские и переводные статьи, басни, критику, анекдоты. А также издатель сообщил, что основное внимание литераторов будет уделено именно интересам прекрасного пола [Ярхо. 2002].

В 1808 году он выпустил журнала «Аглая», имевший девиз «Приятность с пользой» и предназначавшийся для того, чтобы сделать досуг более интересным и разнообразным. Издатель выступил новатором – на страницах «Аглаи» впервые в России стали публиковать музыкальные ноты: в каждом номере обязательно помещался романс или песня с нотными страничками. Журнал имел большой успех и регулярно выходил до лета 1812 года, когда началась война.

В конце 1822 года князь Шаликов стал готовить к изданию «Дамский журнал», который должен был стать русскоязычной версией европейских женских изданий, так как их было очень дорого заказывать за границей. Каждый номер «Дамского журнала» открывался частью романа или повести, обязательно «с продолжением» (часто это были переводные произведения), далее шли стихи, эссе, шарады и басни, разделы о моде [Ярхо. 2002]. Можно сделать вывод, что уже в середине 19 века издатели женского журнала начали понимать, что читательницам, помимо развлекательной информации, необходима также информация, которая способствовала бы дальнейшему развитию личности.

История зарождения и начальный этап развития литературного женского журнала отражают планомерное расширение задач прессы и ее тематического спектра. В конце XIX – начале XX вв. к установленной изначально задаче развлечения, характерной для массовой периодики, добавились функции воспитания и образования, последняя была вызвана необходимостью улучшения женского обучения. Специфика данной группы журналов позволила путем отбора литературных материалов формировать мнение аудитории и выражать политику издателей. Литературные и публицистические материалы таких изданий изначально не предназначались широкому читательскому кругу, в их потенциальную аудиторию могли войти образованные женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от социально установленных интересов женщины и придавало журналам элитарный характер, который в свою очередь требовал от издателей тщательной работы над подготовкой издания к выходу [Есин. 2000].

Для второго типа изданий того периода, публиковавших обозрения мод, советы практического характера, литературные публикации, преобладающими стали консультативная (создание внешнего имиджа, совершенствование знаний в семейно-бытовых вопросах) и развлекательная функции. Такими журналами были: «Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866). Их успешный выход закрепил на рынке средств массовой информации периодическую литературу практического характера, адресованную женщине-жене, женщине-хозяйке и женщине-матери, продемонстрировав тем самым одно из важнейших типологических отличий женских журналов - направленность на внутрисемейные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило им обращаться к массовой аудитории и отражалось на длительности существования. Таким образом, тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные интересы разных слоев населения. Информация, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.

Среди заложенных на данном этапе типологических характеристик женских журналов преобладающим стало: определение превалирующей сферы отображаемой действительности, связанной с чувственно-эмоциональной, хозяйственной, воспитательной, культурной областями. Издания имели четкую структуру: в литературном журнале существовали отделы прозы, поэзии, науки. Характерной чертой женских журналов рассматриваемого периода явился относительно непродолжительный период их издания. Причин, служащих объяснению такого явления, несколько. Во-первых, еще не сформировалась читательская аудитория. Несмотря на то, что в России уже образовался слой женщин, владеющих грамотой, они не проявили особенного интереса к специально адресованным им изданиям. Требовалось время для того, чтобы читательницы привыкли к женской прессе и чтобы сами издатели предложили модель издания, соответствующую интересам аудитории, и добились массового распространения периодики. Во-вторых, у отечественных издателей отсутствовал опыт работы в данной области журналистики, что выразилось в нечетком формировании целей и задач, слабо разработанных программах нового для того времени типа прессы. В-третьих, женская пресса развивалась благодаря частному капиталу. Средства, вложенные в создание женских журналов, не окупались. Издательские предприятия становились убыточными ввиду отсутствия массового покупательского спроса [Боннер-Смеюха. 2005]. Под влиянием ряда социальных и экономических факторов во второй половине XIX – начале XX вв. в женской прессе произошли определенные изменения. Тип женского литературного журнала, популярного на предыдущем этапе, в ходе развития журналистики и интенсивной социализации журнальной периодики был заменен литературно-общественным журналом («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884). Обсуждение женского вопроса в средствах массовой информации, зарождение отечественного феминизма, развитие женского образования отразились на формировании нового женского образа - женщины умной, образованной, самостоятельной. Издания уже не ограничивалась задачей воспитания аудитории, они были нацелены на изменение менталитета читателей [Берков. 1952]. Так, в большей части женских журналов появились разделы, в которых размещались статьи научного характера с целью воспитания умной читательницы. Журналы были объединены единой целью - популяризацией научных отраслей и знаний. Так, в «Рассвете» его редактором были обозначены отделы словесности, истории, землеописания, естествознания, изящных искусств, педагогики, библиографии. Таким образом, в журнале было представлено три основных тематических блока: словесность, наука, библиография. В «Женском вестнике» также присутствовали разделы литературы и библиографии, однако вместо научного отдела был введен информационно-аналитический, назначение которого состояло в освещении и интерпретации социальных событий [Сокольская. 2006]

В начале XX в. происходит разделение отечественной женской прессы на массовую и специальную. Основными причинами, вызвавшими возникновение массовых женских литературно-общественных журналов («Женщина» (1907-1917), «Дамский мир» (1907-1917), «Женское дело» (1910-1918), «Журнал для хозяек» (1912-1918), «Мир женщины» (1912-1917) стали капитализация общества, развитие технического прогресса, коммерциализация прессы (издатели начали получать деньги за выпущенные издания и они старались как можно точнее определить, какое издание наилучшим образом отвечает потребностям читательниц, старались сделать издание рентабельным). Такие издания были рассчитаны на удовлетворение массового читательского спроса женского населения. Основные темы соответствовали тому кругу интересов женщины, который закрепился в ходе культурно-исторического становления общества. Одной из главных целей изданий по-прежнему являлось оказание помощи в ведении домашнего хозяйства, развлечения. Помимо массовых женских изданий появляются специальные - женские общественно-политические журналы «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909). Их возникновение свидетельствовало о дальнейшей трансформации образа женщины в общественном сознании. Изменение ее типа нуждалось в источнике распространения новой морали, поведения, образа жизни, идеологическом центре, способном определить методы и способы ликвидации женской дискриминации. Группа политических изданий была немногочисленна. Также в начале XX в. были созданы новые издания мод, домоводства и рукоделия, отвечающие потребностям женской аудиторию («Домашняя портниха» (1906-1908), «Парижанка» (1908-1910), «Женский мир» (1909-1911), «Белье и вышивки» (1909-1916), «Моды для всех» (1910-1914) и др.). Благодаря развитию полиграфического производства в них значительно улучшилось оформление, издания стали выходить с цветными иллюстрациями.

В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», кро­ме того, выходило 17 республиканских журналов и иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два междуна­родных журнала – орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Ди­алог» [Боннер-Смеюха. 2005]. В советский период сформировались основные типологические черты советской женской прессы. Она была основана на принципе территориального деления партийного аппарата и состояла из трех уровней. Первый представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» (выходили с 1945 года), выступавшие примером для периодики нижестоящих звеньев. На втором уровене находились журналы, выпускавшиеся республиканскими ЦК партии на национальных языках. И третий уровень объединял издания автономных республик. Все журналы относились к общественно-политическому типу женской прессы, деление аудитории на читательские группы в них отсутствовало, они обращались к широкой аудитории. Деятельность изданий была направлена на проведение агитации, привлечение женского населения к участию в производственном процессе, пропаганду коммунистических идей. В изданиях закрепилась следующая структура: разделы политического воспитания, промышленного производства и сельского хозяйства. Постепенно тема личного, духовного мира женщины была вытеснена со страниц общественно-производными задачами [Дашкова.2001: С 185]. Проблемно-тематические и структурные изменения в данный период были связаны с политическими и экономическими программами, разрабатываемыми Коммунистической партией. Центральными темами стали борьба за мир, развитие сельского хозяйства, реформирование экономических отношений. Вопросы мирного сосуществования, разоружения и участия в данном процессе советской женщины освещались за рубежом благодаря открытию журнала «Советская женщина». Его целью стало формирование идеологии советской труженицы и тиражирование ее образа среди иностранной аудитории. Структура журнала повторяла модель женского общественно-политического журнала.

В 30-е годы все большее значение в работе с «женским населением» приобретала массовая женская печать. Поэтому партия пыталась сформулировать основные цели и перспективы женской печати, чтобы наилучшим образом мобилизовать широчайшие массы работниц, крестьянок и тружениц вокруг очередных задач социалистического строительства. С ее помощью предполагалось через бытовые вопросы подвести женщин к восприятию всей суммы сложнейших политических задач. Воздействуя на быт и контролируя повседневную жизнь, следовало постепенно осуществить идеологическую «перековку» советских читательниц. Залогом успеха в реализации этих планов должна была стать реорганизация женской печати.

К 1930-му году в стране выходило 18 массовых женских журналов, их общий тираж достигал 800 тыс., а количество читательниц приближалось к двум миллионам. Однако далеко не все издания удовлетворяли существовавшим идеологическим установкам. Так, за «безыдейность» был закрыты журналы мод и близкие к ним издания («Домашняя портниха», «Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и др.), в том числе и изысканный журнал «Искусство одеваться», который не только знакомил читательниц с новейшими тенденциями в зарубежной и отечественной моде, но и носил культурно-просветительский характер. Вообще, рубеж 20 - 30-х годов оказался «переломным», в том числе и для советской печати. Именно в этот период произошло резкое сокращение количества журналов, а также перепрофилирование и переименование оставшихся. Обзор печати показал, что из поразительного многообразия изданий 20-х годов отбиралось определенное фиксированное меньшинство. Причем от прежних журналов оставалось, фактически, лишь название и ассоциируемый с этим названием набор представлений и ожиданий (например, круг проблем, образов и смыслов, всплывающий у читателя при виде обложки журналов «Работница» и «Крестьянка» или при их упоминании), а по сути это уже были другие журналы, с другими целями и задачами. Возрождались издания наиболее известные, традиционно сориентированные, четко сформулировавшие свои цели и задачи. Заканчивали свое существование чаще всего журналы, рассчитанные на профессионалов в сфере искусства, экспериментирующие и эстетские, а также издания, носившие откровенно развлекательный характер [Боннер-Смеюха.2005].

На новом этапе социалистического строительства женские журналы брали на себя роль «учителей жизни», проводящих читательниц «от частного к общему»: от совета врача, беседы о детях, практических советов - к задачам производства, коллективизации, общим политическим задачам партии. Работницы и крестьянки группировались вокруг этих журналов, ими организовались, сплачивались. Коммунистическая партия предполагала, что с помощью изданий она будет осуществлять контроль за положением женщин в различных сферах жизни. В этой ситуации повышенной идеологичности могли быть подвергнуты не только традиционно «публичные» сферы (работа на производстве, общественная деятельность), но и области, маркируемые как сугубо частные - отношения супругов, домашний быт, незапланированный досуг, воспитание детей. Замысел женских журналов советского периода состоял в том, чтобы добиться активного деятельного участия женщин в общественной жизни. Предполагалось, что направляемые журналом рабкоры заразят своей инициативой женщин-читательниц, подвигнув их к политической активности. Здесь опять проявилась отмеченная двойственность: женщину стремились уравнять с мужчиной в сфере труда, управления и образования, но при этом сохраняли за ней специальные социальные ниши в областях, традиционно маркируемых как женские - быт, воспитание, культура [Дашкова.2001: С 187].

Ослабление идеологического давления в 60-е годы повлекло за собой снижение степени воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением и координации его деятельности в прессе начинают использоваться морально-психологические способы влияния на аудиторию. В женских журналах эталонируется морально-этический образ советской женщины, наряду с профессиональными качествами стал рассматриваться ее духовный мир. Воспитание в женщине особенностей характера и поведения, связанных с функцией материнства и внутрисемейными обязанностями, наиболее успешно проводилось в беседах педагогов, психологов. Подобная форма общения с аудиторией вела к публичному обсуждению и, следовательно, к признанию и распространению нехарактерных для женщины тоталитарного общества личных чувств, внимания к внешнему виду. Интерес прессы к духовному миру женщины на фоне разворачивавшегося экономического кризиса повлек за собой изучение женскими журналами условий работы соотечественниц, уровня жизни в семье, что постепенно вело к демифологизации образа советской женщины. На фоне разрушения политико-управленческой системы прежние идеалы теряли свою актуальность. Печать берется за поиск вариантов дальнейшего женского воспитания и образования. Участие авторов изданий в обсуждении деятельности института семьи и положения современницы побудило редакции журналов к типологической модификации. Основными приоритетами становятся ориентация на оказание помощи женщине и ее семье в быту, что выразилось в появлении приложений для всей семьи, рубрик по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Таким образом, женские журналы из общественно-политических стали превращаться в издания для женщины и ее семьи.

С начала 90-х гг. начинается новый этап в развитии женской периодики, чему способствовали политические, экономические и социальные факторы. По сравнению с предыдущим периодом структура прессы для женщин претерпела качественные изменения. В роли издателя смогли выступать коллективы редакций, издательства, акционерные общества, фирмы, объединения и организации. Основное целевое назначение изданий – оказание помощи женщине и ее семье в социальной и бытовой сферах. Содержание стало ограничиваться личными, реже профессиональными интересами. Внутриструктурное деление, несмотря на количество изданий, схоже и проистекает из тематического разграничения. Наилучших результатов в оформлении удалось достичь изданиям, выпускаемым зарубежными кампаниями, либо крупными отечественными издательскими фирмами, что позволило им изначально рассчитывать на высокие тиражи продукции. Пресса обращается преимущественно к женщине-жене, матери, хозяйке.

Ориентированность журналов на интересы женской аудитории, связанные с ее внешностью, самочувствием, домом, семьей, свидетельствует о том, что данная тематика наиболее популярная, и она полностью заменила собой политические и экономические темы, что объясняется возникновением нового образа женщины, изменением ее жизненных ценностей и ориентиров.

Разрушение тоталитарной идеологии, переход экономики на рыночные отношения, социальное расслоение населения, свободный обмен опытом с западными государствами способствовали изменению менталитета советских работниц, крестьянок, общественных деятельниц и выдвижению новых женских идеалов: воспитательницы детей, спутницы жизни, хозяйки, деловой женщины, сексуального партнера, т.е. началась идеологизация личной и внутрисемейной сторон жизни женщины, что привело к популяризации стандарта внешнего вида, семейных функций, образа жизни (преимущественно обеспеченной женщины). По данным Российской книжной палаты, в 1997 г. для женщин издавались 24 газеты с разовым тира­жом около 1 млн 200 тыс. экз. И 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн экземпляров. Таким образом, можно сказать, что в истории развития отечественной женской прессы выделяются несколько периодов: дореволюционный (1779-1917гг.); советский (1917-1991 гг.) и современный.

Из сказанного выше можно сделать соответствующие выводы: за время своего существования женский журнал продемонстрировал возможность влияния на аудиторию, ее воспитания, образования, обучения, изменения интересов и идеалов в зависимости от смены социальных условий, общественного мнения. Функционирование женской прессы находится под влиянием двух основных факторов: культурного и политического. Культурный фактор способствует формированию многофункциональных изданий, отражающих состояние общественного сознания, традиций. На протяжении всех периодов издание для женщин включало в себя материалы, которые способствовали духовному развитию личности женщины, ее творческому совершенствованию, обучению, повышению ее культурного уровня и материалы развлекательного характера. Наиболее популярными моделями женских журналов являются издания культурной направленности, о чем свидетельствует их массовое возникновение на протяжении всего периода развития [Боннер-Смеюха. 2005]. Также в издания для женщин с момента своего возникновения включались материалы, посвященные красоте и моде, свидетельствующие о том, что для женщины важно совершенствование не только в духовной и творческой сферах, но и в физической.

Политический фактор превращает женский журнал в средство распространения политической идеологии – что очень хорошо прослеживается на изданиях, выпускаемых в советский период. Нужно еще раз обратить внимание на тот факт, что в XIX веке женские издания не находились под влиянием политического фактора, поэтому не включали в себя материалы по общественным, социальным и политическим вопросам. Женские журналы, появляющиеся под влиянием политического и культурного факторов, преобладали в конце XIX – начале XX вв. Их возникновение обусловливалось тем, что женщина в социуме приобретала все новые роли и нуждалась в источнике распространения новой морали, поведения, образа жизни, идеологическом центре, способном определить методы и способы ликвидации женской дискриминации. В заключение можно сказать, что процесс функционально-тематического расширения выходящих изданий, организация новых, адресованных различным читательским группам, позволит наиболее полно соответствовать потребностям аудитории, отражать ее интересы.

 

§ 2. Классификация изданий для женщин

Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателя и структурно-содержательные аспекты отображения действительно­сти, которые отбирает для себя современная женская пресса, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российс­ких СМИ. Все вышесказанное позволяет охарактеризовать типо­логическую структуру женской прессы, которую можно разделить по нескольким основаниям.

I. По виду изданий женская пресса делится на:

1) журналы: «Работница», «Крестьянка», «Мир женщины»,

«Женский клуб», «Космополитен» и др.);

2) еженедельники: «Сударушка»;

3) газеты: «Москвичка», «Натали» (Санкт-Петербург), «Анхен»

(Калининград), «Женские игры» (Волгоград) и др.;

4) дайджесты: «До и после 18-00»;

5) бюллетени: «Вы и мы» и др.);

6) практические руководства: «Катерина», «Валентина» и др.;

7) приложения к различным изданиям: вкладки, тетрадки, «газеты в газете» («Домашний калейдоскоп» в «Работнице», «Хозяй­ка», «Музеи мира» в «Крестьянке», «Дом Натали» в газете «Ната­ли»).

Среди приложений есть и выходящие в виде самостоятельных изданий («Обыватель» – приложение к «Крестьянке»). Часто до­черние приложения становятся самостоятельными. Например, «Су­дарушка» появилась как приложение к «Вечерней Москве», «Доч­ки-матери» – как приложение к «ЛиФ», а затем они стали рас­пространяться по всей России и за ее пределами.

II. По региону распространения женские издания делятся на:

1) всероссийские, распространяемые по всей территории стра­ны («Крестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.);

2) республиканские («Женщина», «Сюембике» (Татарстан) и др.);

3) региональные, распространяемые в одной или нескольких

областях (тюменская «Сударыня» и др.);

4) городские: «Яблоко» (Саратов) и др.,

5) международные: «Космополитен», «Еllе» и др.

III. По аудиторному признаку женские издания предназначены либо

массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:

1) адресованные всем женщинам России «Работница», «Крес­тьянка», «Сударушка»;

2) адресованные региональным или этническим женским сооб­ществам, например, «Женщины Дагестана»;

3) адресованные различным возрастным группам, например, подросткам и молодежи - «Маруся», «Саратога», «Сооl Girl», женщинам среднего активного возраста – «Космополитен», «Она»;

4) адресованные женщинам-матерям: «Няня», «Мамина газе­та», «Мой малыш»;

5) адресованные семье «Домашний очаг»;

6) адресованные представительницам различных женских профессий: «Супермодель»;

7) адресованные женщинам с высоким уровнем дохода: «Нагрег's

Basaar», «Elle».

IV. По целевому назначению женскую прессу можно разделить на

издания:

1) общесоциальной направленности: «Работница», «Москвич­ка»;

2) просветительные, образовательной направленности: «Сударушка», «Женский клуб»;

3) информационно-познавательные: «Венера-пресс» и проблемно-информационные «Диалог»;

4) развлекательные «Маруся», «Сооl Girl»;

5) прикладные, практические (журналы мод и т.п.);

6) рекламно-информационные: «Алиса»;

V. По предметно-тематической специализации можно выделить

издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, по­священные семье и школе (газета «Мы и наши дети», выходящая в Хабаровске) или здравоохранению (журнал «Здоровье для жен­щины»), профессионально-ориентированные и одновременно по­пулярные «Топ-модель» и «Салон»), литературно-художественные (журнал «Атлантида» Лиги писательниц России»). Особую группу составляют журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художествен­ного творчества и мастерства.

VI. Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий.

VII. По объему издания традиционно «тонкие» («Берегиня») и «тол­стые» («Женский клуб»). Формат у одних в последнее время увели­чен («Крестьянка»), у других уменьшен «Мир женщины»).

Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.) [Засурский. 2003: С 147-148].

Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычны­ми версиями известных западных изданий: «Космополитен», «Ellе», «Домашний очаг» и др.

Формат журналов, как правило, А-4 до 80-100 страниц, фор­мат газет А-З от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные - от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров.

Перспективы развития изданий для женщин – вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет разви­ваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализирован­ные, узконаправленные издания, ориентированные на те ауди­торные и тематические нищи, которые еще не закрыты существу­ющими изданиями (разные возрастные, профессиональные, со­циальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесо­циальной направленности, которой пока мало.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.056 с.)