Психологические особенности восприятия информации женщинами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности восприятия информации женщинами



Немаловажную роль в создании качественного журнала играет психология восприятия информации женщинами. Психология восприятия информации, которая влияет на интерес человека к изданию, в первую очередь, связана с потребностями современной женщины. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно кратко обозначить как осознанную потребность.

Основная причина различного поведения женщин и мужчин заключается в эмоциональном настрое. Эмоции способны полно­стью поглощать человека, подчинять себе его внимание. А женщины, как известно, более эмоциональны. Для женщин большое значение имеет эмоциональная сторона явления, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. Их внимание сразу привлекают примеры, касающиеся семьи, детей, переживаний, быта, мужчин. Их интересуют всевозможные детали (которые мужчинам представляются мелочами) и сам процесс общения [Олешко.2006].

Зрительное восприятие также имеет от­личия. Здесь можно провести аналогию с фотографи­рованием. Женщина видит мир, как бы рассматривая его через длиннофокусный объектив. В поле зрения попадает только один предмет, и он виден крупно, деталь­но, ярко. Женщины рассматривают товары внимательнее мужчин – они быстро переносят взгляд с основного главного предмета на детали, хорошо запоминая их. Женщинам практически не нужны для восприятия информации яркие, отчетливые сигналы – так как любая из них по природе любознательна, внимание женщины привлечь легче, чем внимание мужчины. По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину [Рябчук.2003: С 73]. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Например, если мужчина начинает с целостного представления о содержании книги, затем смотрит ее оформление, то женщина обращает большое внимание на содержание фраз, удобочитаемость шрифта, качество бумаги, оформление текста.

Качество восприятия информации женщинами тесно связано с объемом оперативной (кратковременной) памяти. Как показывают наблюдения, объем оперативной памяти ограничен и характеризуется так называемым «магическим» числом 7. В среднем именно таким является предельное количество объектов, которое человек может запомнить после однократного предъявления. Объектом может быть любое монолитное по смыслу единство - слово, число, смысловая часть статьи и т.п. Исходя из этого, лучше размещать в любом печатном издании информацию по такому принципу: сообщение должно охватывать не более 7 разных принципиальных вопросов, имея таким образом не более 7 смысловых частей. Что касается восприятия и запоминания цифр, то здесь необходимо учитывать существование так называемого антицифрового барьера. В связи с этим сообщение (независимо от его продолжительности) должно содержать не более 20 цифр, объединенных не более чем в 7 смысловых групп, каждая из которых содержит не более 2-3 цифр [Шейнов.2004].

Слуховое восприятие человека также зависит от его пола. Уже с на­чальных моментов жизни девочки более чувствительны к слуховым стимулам. В этом заключается разгадка более раннего овладения ими речью и более легкого ос­воения иностранных языков. Они опере­жают мальчиков в речевых и языковых за­даниях в начальной школе [Рябчук.2003: С 73]. В головном мозгу женщины большее ко­личество нервных клеток отвечает не только за слух, но и за вкус и обоняние. Отсюда повышенная чувствительность к факторам внешней среды. Веками дискутировавшийся вопрос об умственных способностях женщин и муж­чин теперь решен. К счастью, они призна­ны равноценными. Но не одинаковыми.

В силу того, что у женщины более раз­виты связи между обоими полушариями головного мозга, она может одновременно осуществлять несколько функций, выпол­няя сразу несколько не связанных между собой дел [Рябчук.2003: С 73]. Женскому мышлению больше свойственны красота и стройность, тонкость анализа, аккуратность, глубокая интуиция и непосредственность. Женщины легче впи­сываются в обстановку, они более склон­ны верить авторитетам. При этом женщина психологически бо­лее устойчива. Находясь в критической ситуации, мужчины в 400 раз чаще совер­шают самоубийства, чем женщины. Види­мо, сильное чувство ответственности, бо­лее прочные связи с семьей удерживают женщину в трудные моменты. Женщина более адаптивна в силу своей биологии, в силу запрограммированности на сохранение потомства. Женщина легче обращается за помо­щью.

Женщина удовлетворяет свои потреб­ности, исходя из присущих ей психологических особенностей и уровня развития общест­ва. При этом она опирается именно на те свойства, которыми одарила ее приро­да. Женская любознательность подталкивает ее к освоению новой дея­тельности. Социологи отмечают, что с женщинами работать легче, поскольку они эффективнее работают в коллективе, могут делать одновременно множество вещей и идут на компромиссы, не чувствуют себя ущемленными. Так называемый ген коммуникативности делает их общительнее, что облегчает производственное взаимодействие [Преображенская. 2005].

Женщины прекрасно используют свои пси­хологические преимущества, управляя мужским персоналом. Обучаясь в процес­се общения, они усвоили типично мужские черты поведения (положительные) – выдержку, хладнокровие, умение логически рассуждать, бесстрастность, напористость, выносливость [Ижванова.2006]. Согласно социологическим опросам, по­давляющее большинство работающих женщин, имеющих семью, считают обе свои социальные роли одинаково важны­ми. Однако их выполнение предполагает следование во многом взаимоисключаю­щим требованиям. Эта противоречивость истощает психические и физические ре­сурсы работающей женщины, которая воспринимает происходящее крайне эмоционально.

 

Таким образом, проанализировав основную литературу по этой теме, можно сделать следующие выводы: материал в новый журнал нужно подбирать не только в соответствии с потребностями современной женщины, но и в соответствии с ее психологическими особенностями и особенностями восприятия информации. Так как женщины эмоциональны, нужно учитывать эту особенность при отборе материала – необходимо помещать в журнал статьи, которые могли бы не только заинтересовать читательницу, но и найти отклик в ее сердце, пробудить в ней сочувствие, участие и сопереживание. Так как женщины любопытны и пытливы по своей природе и проявляют большое внимание к деталям и мелочам, им нужно преподносить информацию достаточно детализировано и ярко, подробно рассказывать о сложившейся проблеме или об интересующем их вопросе (это также касается иллюстративных материалов, помещаемых в журнал). Так как женщины более склон­ны верить авторитетам, то необходимо помещать в журнал статьи, написанные людьми, которые добились успеха и определенной статусности в своей жизни (на примере таких материалов читательницы будут учиться уверенности в себе и собственных силах, учиться не останавливаться на достигнутом результате и преодолевать трудности).

§ 3. Роль гендерного подхода при разработке концепции нового женского журнала

Опираясь на анализ современного рынка женских журналов, можно сказать, что практически все существующие журналы освещают только тот круг тем, которые считаются чисто женскими: дом, быт, кулинария, имидж, отношения, красота, мода, здоровье, семья. При этом остаются совершенно не затронутыми темы, которые из-за сложившихся и устоявшихся стереотипов считаются «мужскими», – такие, как реальное состояние общества и общественного мнения, политика и экономика, наука и автомобили. Тем не менее, современная женщина, вопреки сложившемуся мнению, интересуется этими вопросами так же, как и мужчина. Поэтому ей для того, чтобы адаптироваться в современном мире, необходима информация другого характера, чем та, которая преподносится большинством глянцевых журналов. Женщине нужна информационная поддержка, которая помогала бы ей отождествлять себя с обществом и его деятельностью. Для того, чтобы понять, какая именно информация ей нужна, будет не лишним рассмотреть гендерный поход и его основные постулаты.

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения, социальных ролей и позиций, позволяет по-новому реконструировать сложившуюся систему отношений, навязанную системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений [Психология: Словарь/ под ред. Петровского.1998].

Социальные психологи считают, что существуют две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его. Информационное давление вызвано тем, что, расширяя знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, многие люди в большей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что именно является правильным, они стараются разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считают таковым, пока наблюдают его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям [Клецина.2001]. Все привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской ролей на 90% совпадают [Клецина.2001]. Но все же, несмотря на то, что имеющиеся различия невелики, нельзя совсем упускать их из виду.

Рассмотрим для примера одно из основных отличий - эмоциональность. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. Можно говорить о способности понимать эмоциональное состояние других (эмпатия) и умении выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). Также необходимо упомянуть переживание человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия). Женщины более эмоциональны, они больше выражают чувства, направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Поэтому в новом издании для женщин информация будет преподнесена с учетом психологических характеристик женского пола, в частности – эмоциональности. Дело в том, что женщины имеют несколько отличительных особенностей – они способны в большей степени, чем мужчины сострадать, сопереживать, сочувствовать. Женщины с большей готовностью откликаются на происходящие события, если они повествуют о чем-то значительном и трагичном, то делают это на примере одного человека. Например: чтобы новость о войне в Чечне заинтересовала женщину и нашла отклик в ее сердце, нужно рассказать о ней не официально и сухо, используя лишь конкретные факты и статистические данные, а необходимо описать реальность происходящих событий на истории конкретного человека, который присутствовал на этой войне, который на себе испытал всю горечь утрат и лишений. Нужно, чтобы перед глазами читательницы находилась не безликая толпа, а яркий конкретный пример. Тогда он заставил бы ее сопереживать и плакать, сочувствовать и задуматься над происходящими событиями.

Из-за сложившегося в обществе стереотипного взгляда на роль женщины в обществе в женских журналах не принято публиковать серьезные, проблемные статьи о работе и бизнесе. В работе женщины обычно ниже по статусу, чем мужчины. Большинство самых престижных профессий в нашем обществе буквально оккупированы мужчинами: научные работники, врачи, профессора университетов. Женщины гораздо реже занимают должности, предлагающие контроль над ресурсами и определение того, какие цели фирма будет преследовать и каким способом. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Поэтому мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей. Но эти стереотипы ошибочны, и, несмотря на это, они плотно укоренились в современном обществе. Женщины практически ничем не уступают сильному полу, они отличаются от мужчин предпочтениями в использовании моделей поведения в коллективе [Берн.2001.] Вращаясь в коллективе, женщины в большей мере ориентированы на партнерскую систему взаимодействия, а мужчины на — систему доминирования. Это объясняется тем, что общество диктует свои правила – мужчине необходимо одержать победу любой ценой. При этом выражена ориентация исключительно на свои собственные интересы при пренебрежении интересами и желаниями партнера. Участник конфликта использует все доступные ему средства, чтобы добиться своего, получить максимум желаемого и утвердиться в своем превосходстве над партнером. Женщины, находясь в коллективе, как правило, используют две тактики поведения — приспособление и избегание [Гришина.2005]. В основе поведенческой уступчивости лежит готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. В основе тактики избегания лежит желание проигнорировать возникающую проблему. Иногда такое приспособление может иметь обоснованный, рациональный характер, например, когда предмет конфликта является не слишком значимым для человека или когда шансы добиться своего невелики. В тех же случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликта [Психология: учебник, под ред. Крылова.1998]. Поэтому в новом издании для женщин должны появиться статьи, которые на конкретном примере учили бы читательниц быть сильными, активными, напористыми, целеустремленными и уверенными в себе. С этой целью в журнале могут появиться статьи о женщинах, занимающихся управленческой деятельностью. В своих интервью успешные женщины рассказывали бы историю своей жизни, карьерного становления и роста, подробно останавливаясь на периодах взлетов и падений с целью вдохновить читательниц, привить им максимальную уверенность в себе и своих силах. В силу своей природной любознательности женщины будут с подлинным интересом читать такие «непридуманные истории» и учиться вместе с героинями журнала стремлению двигаться вперед. Кроме того, необходимо также учитывать, что женщины по своей природе более склонны доверять авторитетам, чем мужчины – поэтому появление на страницах журнала историй об успешных женщинах, добившихся в жизни определенной статусности, будет стимулировать читательниц к действию. Читательницы, благодаря опыту других людей научатся не останавливаться на достигнутом и противостоять превратностям судьбы.

В коллективе возможны еще несколько тактик поведения, которые присущи именно женскому полу – практически все женщины охотно идут на сотрудничество и компромиссы, при решении проблем и разрешении конфликтов. Женщины легче, чем мужчины идут на уступки и занимаются поиском оптимальной альтернативы решения проблемы или выработки интегративного решения, объединяющего противостоящие позиции [Гришина.2005]. Такая тактика поведения зачастую ведет к успешному разрешению конфликтной ситуации, нежели та, которую поддерживают мужчины, проявляя излишнюю агрессию. Поэтому на страницах нового издания должны появиться яркие примеры того, как женщина может избежать конфликта или разрешить проблемную ситуацию, проявляя лучшие свои женские качества: умение идти на уступки и компромиссы, отзывчивость, вежливость, деликатность [Пайнс, Маслач.2000]. Ведь планируется создать не такое издание, которое учило бы женщину быть «мужчиной в юбке», а издание, которое помогло бы женщине адаптироваться в этом мире, не растеряв своих лучших качеств, и научиться новым, полезным для нее моделям поведения. Для всестороннего освещения этой проблемы в журнале помимо историй из жизни «успешных женщин» появятся советы психолога, которые научат читательниц тому, как грамотно вести себя в коллективе, как получить руководящую должность и не побояться при этом быть истинной женщиной (живой, настоящей, сексуальной, доброй, деликатной, мягкой и отзывчивой).

При разработке концепции журнала необходимо также помнить, что у женщин есть определенные биофизиологические особенности: женщины более трепетно, чем мужчины, относятся к таким показателям, как внешность, возраст, сексуальность. Журнал не будет считаться женским и не будет вызывать интерес у читательниц, если при разработке концепции не задеть эти характеристики. В жизни каждого человека бывает момент, когда он оглядывается назад и переоценивает все, что он сделал и чего добился – в жизни женщины такой момент наступает в 27-35 лет [Еникеева.1998]. Поэтому в издании обязательно должны появиться материалы, которые бы помогали читательницам пережить периоды внутреннего психологического переживания (как было сказано ранее, женщины более эмоционально воспринимают стрессовые ситуации). В роли таких материалов также можно поместить в журнал советы профессионального психолога, который бы на простых и ярких примерах из личной практики разъяснил читательницам, что в периоды переосмысления своей жизни не нужно впадать в депрессию, бросать надоевшую работу, ссориться с друзьями и родными. Психолог должен объяснить, что из этого состояния нужно выходить осторожно, учиться не переживать по поводу своего возраста, упущенных возможностей, не сложившихся обстоятельств – и главное, несмотря на неудачи, двигаться дальше. С этой же целью в журнале появится рубрика с откликами и письмами читательниц, в которой они будут делиться своими переживаниями и проблемами, обмениваться опытом с другими читательницами. Необходимо на страницы журнала перенести акт коммуникации, где диалогичность, автобиографичность будут создавать иллюзию живого общения. Дело в том, что новое издание рассчитано на женщин в возрасте от 22-34 лет – как видно, разница в возрасте достаточно велика. Но это сделано для того, чтобы молодое поколение (девушки в возрасте от 22 лет) училось на примерах более зрелых, более опытных женщин. Кроме того, у этой возрастной категории наблюдается некая общность интересов, которая должна объединять читательниц (желание реализовать свой потенциал, найти свое место в жизни, построить дружественные крепкие отношения в коллективе и дома).

Функционируя в современном обществе, занимаясь построением своей карьеры, женщина не должна забывать о том, что она прежде всего все-таки женщина – она не должна терять таких качеств, как утонченность, женственность, сексуальность. Поэтому в рубрике, освещающей бизнес, могут появиться статьи, посвященные деловому дресс-коду (даже занимая управленческую должность в компании, женщина должна быть привлекательной и сексуальной). Журнал поможет читательницам направить свою привлекательность и сексуальность в нужное русло. Женщина пытлива и любознательна, она открыта ко всему живому – она с удовольствием открывает для себя новые горизонты и обращает внимание на все, что происходит вокруг. Для воспитания и поддержания чувства прекрасного у читательниц в журнал предполагается поместить статьи, посвященные искусству и культуре, миру путешествий и животных. Статьи такого содержания не только помогут поддержать и поощрить в читательницах такие качества, как нежность, теплоту, сердечность, мягкость и любовь ко всему прекрасному, но и расширить кругозор.

Зачастую женщины чувствуют себя неловко в разговоре с мужчинами, которые предпочитают поговорить о политике, науке и спорте. Чтобы избежать какой бы то ни было дискриминации слабого пола, предполагается поместить в новое издание для женщин статьи о политике, науке, автомобилях. Во-первых, по данным социологического опроса, проводимого в ходе написания дипломной работы, было выяснено, что большинство женщин в возрасте от 22-34 лет интересуются традиционно «мужскими» темами; во-вторых: даже если остальная часть респондентов не интересуется такими вопросами – все же они должны знать эту информацию хотя бы для общего развития. Пролистав такой журнал, читательницы не будут себя чувствовать ущемленными в разговорах о политике, бизнесе, науке, спорте – они будут считать себя подкованными в этих вопросах. Кроме того, в рубрике, посвященной автомобилям, будет много полезной для читательниц информации: квалифицированные специалисты будут тестировать автомобили; рассказывать о проблемных ситуациях, которые могут случиться с каждым на дороге; учить, как выходить из этих ситуаций и справляться со стрессом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.012 с.)