Специфика и содержательные особенности современных женских журналов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и содержательные особенности современных женских журналов



За последнее десятилетие рынок российских журналов очень быстро оказался перенасыщен образцами западного женского «глянца» (Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazaar, Vogue, L’Officiel, Life Style, Marie-Claire, Shape и др.). Появилось огромное количество российских журналов («ОНА(SHE)», «Домовой», «Караван историй», «Gala (Гала)», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женские хитрости» и др.), в том числе и «тонких», «массовых», дешевых (это, в первую очередь, журналы издательского дома «Бурда», такие как «Лиза», Burda, Verena, «Даша», Anna, Sabrina и др.), которые позволили читательницам удовлетворить потребность в физическом совершенствовании (быть красивой, сексуальной, ухоженной), а также открыли для читательниц некоторые «запретные» темы, такие как отношения с любимым человеком, брак, секс.

Со временем эти темы настолько углубились и расширились, что стали ключевыми. Несовершенство женских журналов, существующих на сегодняшний день состоит в том, что они не столько удовлетворяют определенные потребности женщин, сколько формируют эти потребности. Задачу формирования образа жизни современной женщины глянцевые журналы решают через «априорность», того, что современная женщина должна воспринимать как «само собой разумеющееся», не подлежащее сомнению. Основные априорные представления, навязываемые без обсуждения в современных глянцевых журналах, таковы: красота, мода, здоровье, секс, свобода, семья [Чеменская.2006: С 16].

Проанализированный массив женских журналов («Cosmopolitan», «Elle», «Vogue», «Shape») показывает, что они имеют несколько общих специфических особенностей:

1) Нравоучительность глянцевых журналов заключается том, что все они пытаются учить женщину, как нужно жить и чем заниматься в этой жизни. Любой глянцевый журнал представляет собой универсальную энциклопедию и «кладезь» женской мудрости. Глянцевые журналы советуют, что читать и какое кино смотреть, какой одеколон дарить любимому мужчине и что надеть под прозрачную блузку, какого цвета стулья приобрести для новой кухни и куда поехать отдыхать.

 

«Отправьтесь в круиз на уникальном паруснике, поселитесь на пару дней в Риме в старинном палаццо, купите «бриллиантовый диван». Остановитесь на мгновение и убедитесь: душевная гармония - самая большая роскошь на свете»

(«Elle» ноябрь 2007)

«Не расстраивайся, если даже считаешь себя простой и милой девчонкой «из соседнего двора». Скорее всего твоя подруга просто умеет себя подать. Эта способность заинтересовать окружающих своей персоной – то, чему можно и нужно учиться у подруги! Учись! Ведь ухоженная, уверенная в себе женщина всегда красива. Приложи усилия: найди свой стиль, будь энергичной и подтянутой – сделай себя сама…и будь благодарна своей подруге за стимул к действию»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

 

Во всех глянцевых женских журналах публикуются статьи, которые содержат советы и наставления по различным вопросам. Зачастую журналист, который пишет статью не является осведомленном в обсуждаемом вопросе, и преподносит читательницам информацию субъективного характера, не задумываясь о последствиях. Ведь некоторые читательницы могут принять такой совет как прямую установку к действию и навредить себе.

2) Однообразие публикуемых в женских журналах материалов можно свести к трем ключевым темам: «красота», «отношения» и «карьера». В этих трех типично женских темах и определена концепция всех глянцевых журналов. Собирательная героиня женского журнала сильно зациклена на своей внешности: она активно пользуется всем, что предлагает ее вниманию косметическая промышленность. Достаточно почитать хотя бы один номер, и женская природа и природа женской привлекательности окажется в креме «Синержи», помаде «Шайн Делисье», пудре «Виши» и еще ста пятидесяти наименований косметических товаров. Таким образом, сравнительно недорогие и доступные глянцевые журналы являются всего лишь грамотным рекламным ходом [Курасова.2005].

«Несмотря на то что время воздушных сарафанов, коротких юбок и открытых топов прошло, забывать об уходе за кожей тела не следует. Забота и внимание нужны ей круглогодично. Побалуйте себя новым молочком Nutri-Sun, Vichi. Оно не только превосходно увлажняет и питает эпидермис, но и обладает легким эффектом автозагара. Что, согласитесь, приятный бонус в период всеобщей зимней бледности»

(«Elle» ноябрь 2007)

На самом деле, при прочтении большинства глянцевых журналов, у среднестатистической женщины образуется устойчивый комплекс неполноценности: она смотрит на ухоженную глянцевую героиню с идеальной фигурой, идеальными внешними данными, идеальным гардеробом и понимает, что она далека от этого идеала, продуцируемого большинством журналов. Читательница начинает расстраиваться, что у нее не хватает денег на элитные марки одежды, парфюмерии, косметики, упорно пропагандируемые глянцем.

Авторы глянцевых статей обещают читательницам: «Мы научим вас, как достичь успеха», – а за этим обещанием стоит другое, более значимое и объемное: «Мы расскажем вам, что такое успех». Но если внимательно ознакомиться с содержанием статей, можно увидеть, что женский глянец не дает полноценной и полезной информации о построении карьеры и адаптации в бизнесе. Из всего разнообразия карьерных проблем авторы статей отдают явное предпочтение проблеме поиска работы и собеседований, с завидной регулярностью просвещая читательниц о том, что работу можно найти по объявлениям, через знакомых и в рекрутерских фирмах, а на собеседование лучше всего приходить в меру накрашенной и не в вечернем платье. Остальные профессиональные проблемы современных женщин, судя по всему в их понимании, сводятся к взаимоотношениям с неким шефом или начальником.

«Тебе не должно быть стыдно за то, что в пятницу утром как ни в чем не бывало ты в запрещенной дресс-кодом мини-юбке эффектно появляешься в офисе через полчаса после начала рабочего дня»

(«Elle» ноябрь 2007)

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Даже если тебя взяли в компанию, чтобы начать там все с нуля или совершить «переворот», не спеши с первых же дней вводить свои порядки: чтобы посадить дерево, нужно сначала хорошенько подготовить почву»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

К примеру, журнал «Cosmopolitan», считающийся лидером отечественных изысканий в области глянцевой карьеры, из номера в номер продвигает совершенно неинформативные статьи о неких менеджерах «солидных фирм», ставших таковыми за год, причем, начиная с секретарства. О том, имели ли доморощенные менеджеры хоть какое-то образование, помимо среднего, журнал тактично умалчивает [Конюкова.2007: С 73].

3) Зацикленность женских журналов на одних и тех же темах проявляется в том, что основные сюжеты женского журнала касаются ухода за собой (здоровье, фитнесс, косметика, мода), ухода за домом (кулинария, дизайн), устройства семьи и формирования определенного образа жизни, характеризующегося подчиненностью временным циклам (неделя делится на будни и уикенды, в году есть еще праздники и время отпуска). Этими циклами определяются занятия и образ жизни. Также любой уважающий себя глянцевый журнал для женщин посвятил не одну полосу изучению мужчин. Классификация мужчин, их предпочтения в еде, книгах и сексе, разновидности мужских рук, ног, волос, почему мужчины лгут, почему не лгут, почему не ведут в ЗАГС, почему ведут в ЗАГС, почему смеются, почему грустят. Что делать с мужчиной, когда он голоден, какой подарок подарить, как защитить [Дедюхина.2005: С 46].

 

«Хочешь проверить, почему ты привлекаешь мужчин определенного типа? Посмотри на свои…руки. Оказывается, мужчинам с толстыми и короткими пальцами обычно нравятся девушки с пышными формами. У женщин все наоборот: обладательницы пухлых пальчиков обычно бывают без ума от худых мужчин. Так что, похоже, теперь мы будем обращать внимание не только на безымянный палец правой руки нового знакомого…»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

 

«Флиртуй! Если твой бойфренд или муж увивается за какой-нибудь наглой, бесстыдной дамой, то почему бы и тебе не пасть жертвой какого-нибудь наглого И бесстыжего кавалера? Необязательно даже специально соблазнять такового – достаточно просто договориться с одним из своих друзей мужского пола…»

(«Cosmopolitan» декабрь 2003)

Из сказанного выше можно заключить, что благодаря глянцевым журналам, современные женщины в глазах общественности приобрели устойчивый имидж ограниченных особ, работающих исключительно в «офисах», специализирующихся на сплетнях, кофе и пустом времяпрепровождении, прерываемом требованиями о прибавке к зарплате, а в свободное от работы время охотящихся на мужчин и с маниакальным усердием борющихся с морщинами и целлюлитом. Есть что-то ущербное в глянцевых героинях, упорно считающих себя идеальными женщинами. Они слишком отчаянно молодятся, слишком много усилий уделяют своей внешности, моде, мужчинам и карьере, слишком усердно ведут красивую жизнь, слишком сильно хотят произвести глянцевое впечатление, выглядеть модно, стильно, продвинуто [Ратилайнен.2006: С 78]. Любопытно проследить, как в женском журнале функционирует категория возраста. Акцент делается не на естественном течении времени и, соответственно, возрастных изменениях, сопровождающих человека на его жизненном пути, а на остановке времени, мотиве вечной молодости. Как сохранить молодость — таков внутренний сюжет большинства журнальных материалов.

«В 25 лет еще не думаешь о возрасте. Морщинки, усталый вид, круги под глазами – кажется, что все это еще очень далеко. Но рано или поздно мы все стареем. Так вот, чтобы это произошло как можно позже, Сhanel дарит молодым женщинам новую линию по уходу за кожей»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

 

4) Автобиографичность. Понятие автобиографичности взято нами из статьи Ольги Рогинской «Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма». Это понятие мы применяем к тому женскому образу, который помещен на обложке или является ключевой фигурой в журнале, неким идеалом, с которым читательница себя отождествляет и на который старается быть похожей в жизни. Непременный женский портрет на его обложке (как правило, фотографический, с изображением одной из героинь номера — звезды театра, кино, телевидения или модельного бизнеса), предельно безликий и в то же время узнаваемый, концентрирует в себе автобиографические значения, о которых идет речь. Женщина с обложки — это ее голос звучит со страниц журнала, ее точка зрения в нем представлена – она является его главным персонажем и одновременно — читательницей. В результате мы имеем дело с текстом, написанном женщиной — о женщине — для женщины. Подобная автобиографичность касается именно журналов о частной жизни, в первую очередь, — женских. Женский журнал разговаривает с читательницами от лица коллективного женского «мы», что дает возможность последним отождествить себя с журнальными образами, расслышать в голосах говорящих со страниц журнала женщин свой голос [Рогинская. 2004].

 

«Девушка Cosmo в эту минуту не договаривает о чем-то в разговоре с бойфрендом, так как помнит, что отношения в паре лучше, когда партнеры позволяют друг другу иметь отдельное пространство. А кроме того, в женщине должна быть загадка. Так что если он спросит, что вы делали на девичнике с подружками, честно ответь: «Просто сидели в баре…» - и ни слова больше»

(«Cosmopolitan» декабрь 2007)

Женщина, смотрящая на нас с журнальной фотографии, проявляет себя через вещи. Она выступает в роли фотомодели, манекена для показа вещей. Портрет женщины является одновременно портретом вещей. «Рассказ о себе» замещается «показом себя». Линейный автобиографический нарратив сменяется списком-каталогом вещей, окружающих «глянцевую» героиню. Чтобы этот портрет стал автопортретом, чтобы читательница отождествила себя с фотогероиней, — должен сработать метонимический механизм самоидентификации. Покупка рекламируемой туши или крема, поход в рекомендуемый магазин формируют образ причастности к миру журнала. Женщина ощущает себя активным субъектом задаваемого журналом идеального поведения.

«Глаза – зеркало души?! Давайте сделаем их блеск еще ярче! С новой удлиняющей тушью Define-A-Lash, Maybelline, ваши очи засияют, а ресницы станут безукоризненно ровными и длинными – на зависть всем…»

(«Cosmopolitan» декабрь 2007)

Автобиографичность в этих журналах дополняется описанием определенного жизненного стандарта, «идеальной» модели жизни женщины. Программируется жизненный цикл, но при этом игнорируется сама жизненная история, составляющая материал для биографии. Периодичность выхода журнала в свет не означает поступательного развития внутрижурнального сюжета. Скорее, в данном случае можно говорить об усыпляющей периодичности и полной взаимозаменимости одного номера журнала другим.

«Балуйте себя, поощряйте. За что? Да просто так, без всякого повода. Это может быть кусок торта в уютном кафе или неторопливое изучение новинок книжного магазина, поход в бассейн или салон красоты. А если «неохота», то можно просто после работы расслабленно поваляться на диване со свежим номером любимого журнала»

(«Cosmopolitan» декабрь 2007)

4) В женских журналах отражается не реальная действительность, а идеальная, упрощенная, в которой легко существовать и можно добиться всего, не утруждая себя. Читательница пытается идентифицировать себя с текстами и иллюстрациями и героинями журнала, не замечая при этом, что «глянцевый мир» представляет собой упрощенную, редуцированную и выхолощенную форму жизни. Акцент делается на ситуации «здесь и сейчас», и весь опыт прошлого как бы остается за кадром. Суть «глянцевой» жизненной установки — принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное — позитивный и технологичный подход и целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки. Отсюда — единообразие финалов всех историй жизни, описанных в глянцевых журналах: это восстановление нормы и стабильности. Именно это и определяет философию победы, продуцируемую глянцевыми журналами. Весь «глянец» создает иллюзию удовлетворения желаний и победы над жизнью, максимально упрощает действительность, борясь с богатством и многообразием жизненных проявлений.

«Если ты постоянно находишься в тени своей активной подруги, помни – такая подруга – подарок судьбы, с ней всегда интересно, а энергии ее хватит на всех. Активная жизненная позиция – вот что можно перенять, заражаясь ее энергией. Жить станет намного интереснее – ведь в единицу времени ты успеешь сделать больше обычного! Конечно, ты не обязана сопровождать ее во всех походах и за компанию изучать арабский язык – найди что-то свое, чем тебе интересно будет заниматься в свободное время»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

Высокая технологичность решения любых жизненных проблем, умение с достоинством выйти из любой ситуации создают эффект бесконечности: нет ничего невозможного, в жизни нет потерь, никогда не поздно начать сначала. Напрямую связанная с культивацией инфантилизма поверхностная позитивность оборачивается для читательниц глянцевых журналов глубокой депрессией. Правда, эта перспектива на страницах журнала не обозначена, поскольку выходит за рамки «глянцевой» картины мира. Вообще создатели журнала по-своему «берегут» своих читательниц: на глянцевых страницах нельзя столкнуться с теми составляющими жизни, которые не возьмешь напором и силой — болезнью, смертью, судьбой [Рогинская. 2004].

5) Еще одна отличительная особенность всех женских журналов – это навязывание читательницам склонности к «вуайеризму» – то есть подглядыванию за чужой жизнью. Навязывание происходит тогда, когда сложность жизни доказывается посредством подглядывания в чужую жизнь (интервью со звездами, вымышленные жизненные истории «простых» женщин, письма в редакцию). Дело в том, что одной из конститутивных особенностей приватной (частной) жизни является ее тяготение к закрытости, табу публичности. Она не оставляет места для созерцателя, для «третьего», который был бы вправе ее постоянно созерцать, судить, оценивать. А публичная жизнь предполагает зрителя, судью, оценивающего, для него всегда есть место в событии, он — необходимый (обязательный) участник его. В случае литературы приватной жизни возникает противоречие между «публичностью самой литературной формы и приватностью ее содержания. Литература приватной жизни есть, по существу, литература подсматривания и подслушивания – «как другие живут». Рассказывая кому-то о себе, исповедуясь, рассказчик волей-неволей определяет своего слушателя (читателя) на роль зрителя, наблюдателя в разговоре о своем личном опыте. В результате стратегией автора оказывается своего рода эксгибиционизм, обнажение, а невольной стратегией читателя — вуайеризм, подглядывание. Читатель превращается в зрителя, опубликованный приватный текст — в зрелище. Погоня за достоверностью, безыскусственностью, подлинностью как актуальными культурными ценностями оборачивается жадным любопытством потребителя и соответственно — востребованным выпячиванием интимного [Рогинская. 2004].

«Вот Костя Цзю свое призвание нашел сразу. К тому же он оказался востребованным не только на ринге, но и на поприще телевидения – он постоянно участвует в телешоу, читает лекции, причем не только о боксе. Несмотря на свою бешеную занятость, он не так давно поступил в Уральский университет. Наверное, потому что положение обязывает, а может, стремится не отставать от жены, у которой три высших образования»

(«Cosmopolitan» ноябрь 2007)

 

 

Таким образом, можно сделать определенные выводы: современные женские журналы, освещают довольно широкий круг тем, интересующих современную женщину. В фокусе внимания глянца находятся вопросы, касающиеся красоты, моды, здоровья, секса, отношений, семьи. Наиболее полно в женских журналах отражена тема физического развития и совершенствования женщины. Но как правило, в них делается акцент не на естественное течение времени, а на остановке времени, мотиве вечной молодости. Большинство изданий для женщин направлено на определенный сегмент – они создаются для тех читательниц, которые следят за собой, за своей фигурой, за основными модными тенденциями. Львиную долю в журналах для женщин занимают материалы, которые служат для развлечения и приносят читательницам удовольствие – это статьи о жизни знаменитостей, о путешествиях, различные тесты. На периферии внимания находятся или вовсе отсутствуют вопросы, касающиеся духовного развития личности, самосовершенствования в творческой, духовной, профессиональной сферах. Современная женщина является самодостаточной, самостоятельной; она хочет самореализоваться и достичь высоких результатов; она стремиться к успеху и удовлетворению своих карьерных амбиций. Можно заметить, что в существующих журналах для женщин не хватает материалов, которые бы информировали читательницу о состоянии современного общества для успешной адаптации в нем. Не в фокусе внимания находятся и вопросы и проблемы экономического, политического, ре­лигиозного содержания. На сегодняшний день роль женщины, занимающейся предпринимательской и управленческой деятельностью все более укрепляется, и несмотря на это в женских журналах мало серьезных пуб­ликаций, которые освещали бы вопросы адаптации женщины в бизнес-сфере. Хотя для современной женщины очень важной является информационная по­мощь в адаптации женщин к рыночным реалиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.024 с.)