Расчет искусственной освещенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет искусственной освещенности



Для искусственного освещения планируем применять люминесцентные лампы ЛБ-80, мощностью 80 Вт. В случае проведения особо мелких операций установим настольные лампы с лампами накаливания мощностью 100 Вт. Таким образом, согласно СниП 23-05-95 в кабинете осуществляется система общего естественного и комбинированного искусственного освещения.

Для расчета искусственного освещения применяется также метод светового потока (коэффициента использования), учитывающий световой поток, отраженный от потолка и стен. Световой поток группы ламп светильника при люминесцентных лампах Фл рассчитываем по формуле (3):

, (3)

где E н – нормированная номинальная освещенность, E н = 250 лк;

S п – площадь освещаемого помещения, S п = 64 м2;

z – коэффициент, учитывающий освещение помещения люминесцентными лампами (коэффициент минимальной освещенности), z = 1,15;

K з – коэффициент запаса, K з = 1,6;

N – число светильников в помещении, N = 8;

n – коэффициент использования светового потока ламп, n = 1,6.

Значение коэффициентов для расчета принимаем по таблицам СНиП 23-05-95.

Для данного помещения необходим световой поток Фл = 2300 лм, который обеспечивается светолюминисцентными лампами ЛД – 80 (световой поток этой лампы Фл = 4070 лм). Из расчетов видно, что искусственная освещенность в кабинете согласуется с СНиП 23-05-95.

Расcчитаем количество ламп необходимых для освещения кабинета по формуле (4):

. (4)

Подставив данные в формулу (4) получим, что для освещения помещения достаточно 8 светильников, столько и планируется установить в кабинете. Значит требуемая освещенность достигается и соответствует нормам.

2.3. Уровни шума

2.3.1. Предельно допустимые значения шумового давления в рабочих и иных производственных помещениях описаны в документе СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03[15] и ГОСТ 12.1.003-91[4].

Шум сильно ухудшает условия труда, оказывая вредное воздействие на организм человека. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляе­мость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе ряда органов и систем организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональном состоянии человека вплоть до стрессовых.

По характеру спектра шум подразделяют на широкополосный с непрерывным спектром, более одной октавы и тональный, в спектре которого имеются выраженные дискретные тона.

По временным характеристикам: постоянный (уровень звука которого за 8-часовой рабочий день изменяется по времени не более чем на 5 дБА) и непостоянный (изменяется более чем на 5 дБА) [15].

На рабочих местах дизайнера, редактора, бухгалтера, технического редактора и менеджера по рекламе источниками шума являются: системы вентилирования (охлаждения) ПЭВМ, рабочая деятельность других сотрудников компании.

В таблице 6 указаны предельные уровни звука в зависимости от категории тяжести и напряженности труда, являющиеся безопасными в отношении сохранения здоровья и работоспособности.

 

Таблица 6

Предельные уровни звука по ГОСТу 12.1.003-91, дБ

Категория напряженности труда Категория тяжести труда
    I. Легкая II. Средняя III. Тяжелая IV. Очень тяжелая
I. Мало напряженный        
II. Умеренно напряженный        
III. Напряженный     - -
IV. Очень напряженный     - -

 

Уровень шума, возникающий от нескольких некогерентных источников, работающих одновременно, подсчитывается на основании принципа энергетического суммирования излучений отдельных источников.

Уровни звукового давления источников шума, действующих на оператора на его рабочем месте, представлены в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Уровни звукового давления различных источников.

Источник шума в помещении Уровень шума, дБ
Принтер  
Вентилятор  
Сканер  
Жесткий диск  
Монитор  
Клавиатура  

 

Обычно рабочее место специалиста оснащено следующим «шумящим» оборудованием: системным блоком компьютера (включает в себя винчестер, вентилятор систем охлаждения ПК и т.д.), монитор, клавиатура, принтер и сканер. Полученное значение не превышает допустимый уровень шума для рабочего места оператора, равный 60 дБ (СНиП 2.2.4/2.1.8.562-96[16]). И если принять во внимание, что вряд ли такие периферийные устройства, как сканер и принтер, будут использоваться одновременно, то эта цифра будет еще ниже. Кроме того при работе принтера непосредственное присутствие оператора необязательно, т.к. принтер снабжен механизмом автоподачи листов.

2.3.2. Фактическое значение не превышает предельно допустимого значения, это означает, что меры для уменьшения воздействия данного вредного фактора приняты верно. Для усиления шумоизоляции выполнены следующие работы:

6. Стены внутри содержат специальный звукоизолирующий материал.

7. Система охлаждения ПЭВМ выполнены с применением специальных бесшумных технологий.

Уровень шума в рабочем помещении сотрудников редакции соответствует норме. Помещение в достаточной степени изолировано и не содержит сильных источников шума.

Средства и методы защиты от шума определены в ГОСТ 12.1.029–80 (в ред. от 1996 г.)[5].

Для снижения шума следует: ослабить шум самих источников, в частности, предусмотреть применение в их конструкции акустических экранов, кожухов и т.д.; снизить эффект суммарного воздействия на рабочие места отраженных звуковых волн за счет звукопоглощения энергии прямых звуковых волн поверхностями ограждающих конструкций; применять рациональное расположение оборудования; использовать архитектурно – планировочные и технологические решения, направленные на изоляцию источников шума.

2.4. Уровни вибрации

2.4.1. Требования определяются ГОСТ 12.1.012-90 (в ред. от 1996 г.)[7].

Источников вибрации нет, кроме вибрации, вызываемой транспортом, движущимся по улице. Транспортную вибрацию относят к общей вибрации категории 3в. Неблагоприятные воздействия оцениваются по критерию “комфорт”. Этому критерию соответствуют нормативы, установленные для категорий 3б и 3в.

2.5. Электробезопасность

2.5.1. Кабинет относится к группе помещений без повышенной опасности по ПУЭ. Электропитание в кабинете производится от электросети 220 В частотой 50 Гц.

2.5.2. Поскольку в установках используется переменное напряжение 220 В, при эксплуатации и проведении ремонтных и профилактических работ запрещено: коммутировать разъемы на электрооборудовании, включенном в сеть; оставлять оборудование включенным без наблюдения; производить пайки при включенном питании; производить ремонтные работы бригадой менее двух человек с квалификационными группами 2 и 3; работать на неисправном электрооборудовании; работать при отсутствии надежного заземления приборов; ремонтировать оборудование и вскрывать кожухи и корпусы при включенном напряжении питания.

2.5.3. Обслуживающий персонал проходит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте и проверку знаний в квалификационной комиссии.

При эксплуатации установок рабочие места оборудованы так, что исключается возможность прикосновения сотрудников к токоведущим устройствам, шинам заземления, батареям отопления, водопроводным трубам. Монтаж исключает соприкосновение дизайнера и технического редактора с токоведущими частями. Режим сети – с заземленной нейтралью. Для обеспечения электробезопасности применяется защитное зануление.

Все провода прикреплены к стенам, закрыты специальными кожухами, которые исключают попадание растворителей, механические воздействия. Оборудование расположено в специально отведенных местах во избежание падения, механического воздействия.

Компьютеры подключены к специальным устройствам, позволяющим выполнить завершение работы компьютера при отключении энергоснабжения в течение 5 минут. После восстановления энергоснабжения ток в компьютерную сеть не поступает до соответствующих действий оператора.

2.6. Энергетические воздействия (электромагнитное, ионизирующее, лазерное излучение, электростатическое и электромагнитное поля, излучение лучистой энергии)

2.6.1. Требования к защите от статического электричества и электромагнитного излучения должны соответствовать ГОСТ 12.4.124-88 «Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования» [8].

Источником распространения широкополосных электромагнитных излучений являются электронно-лучевые трубки, трансформаторы, импульсные источники питания, преобразователи, элементы системного блока персонального компьютера.

Мощность дозы рентгеновского излучения в любой точке пространства на расстоянии 5см от поверхности экрана персонального компьютера не должна превышать 0,003 мкр/с, что соответствует 10,8 мкр/ч согласно «Санитарным правилам работы с источниками неиспользуемого излучения» № 1960-79 [19].

Электрический ток, действуя на организм человека, может привести к различным поражениям: электрическому удару, ожогам различной степени тяжести, металлизации кожи, механическому повреждению, электроофтальмии.

Постоянный и переменный токи оказывают различные воздействия на организм главным образом при напряжениях до 500 В. При таких напряжениях степень поражения постоянным током меньше, чем переменным той же величины. Считают, что напряжение 40 В постоянного тока при одинаковых условиях эквивалентно по опасности напряжению 120 В переменного тока промышленной частоты.

Негативное влияние оказывает электромагнитное излучение, источниками которого являются мониторы, системные блоки, другая офисная техника.

Предельно допустимые уровни электромагнитных излучений на рабочем месте:

8. Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см. От монитора должна быть не более:

в диапазоне частот 5 Гц - 2 кГц: 25 В/м;

в диапазоне частот 2 - 400 кГц: 2,5 В/м;

9. Плотность магнитного потока должна быть не более:

в диапазоне частот 5 Гц - 2 кГц: 200 нТл;

в диапазоне частот 2 - 400 кГц: 25 нТл;

10. Поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500 В.

Уровни рентгеновского излучения мониторов в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса дисплея не должны превышать 100 мкР/ч.

Уровни напряженности электростатических полей не должны превышать 20 кВт/м.

При соблюдении режимов труда и применения техники, имеющей воздействия на гигиенические сертификаты сотрудников предприятия, являются минимальными и не могут нанести ущерба здоровью.

 

2.6.2. Для снижения уровня вредных излучений на экран монитора устанавливается защитный фильтр. Хотя современные модели уже сами по себе удовлетворяют жестким европейским стандартам экологичности и безопасности и не нуждаются в установке дополнительного защитного оборудования.

Для предотвращения образования и защиты от статического электричества в помещениях необходимо использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое покрытие. Допустимые уровни напряженности электростатических 1толей не должны превышать 20 кВт/м в течение часа (ГОСТ 12.1.045-88 [11]).

 

2.6.3 Для предотвращения образования и защиты от статического электричества в помещении редакции необходимо использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое покрытие. Допустимые уровни напряженности электростатических 1толей не должны превышать 20 кВт/м в течение часа (ГОСТ 12.1.045-88 [11]).

Основные способы защиты от статического электричества:

11. Заземление оборудования, в котором накапливается статическое электричество;

12. Увлажнение окружающего воздуха;

13. Понижение температуры воздуха нейтрализаторами статического электричества.

 

2.7.Эргономичность рабочего места.

 

2.7.1. Основные нормы расположения различных элементов ПЭВМ, а также организации рабочего места указаны в ГОСТ 12.2.032-01(2001) [12] и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [17].

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Также очень важен характер проводимых работ. В частности, при организации рабочего места сотрудника редакции должны быть соблюдены следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места, удобные инструменты, с которыми ему придется работать и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения. Угол поворота монитора регулируется для лучшего обзора выводимых данных. При этом экран должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

 

2.7.2. В помещении установлен стол с высотой рабочей поверхности 725 мм, а также рабочее кресло с подъемно-поворотным устройством. Конструкция кресла обеспечивает регулировку высоты опорной поверхности сиденья в пределах 400-500 мм угла наклона сиденья и спинки. Кресло оборудовано подлокотниками, что сводит к минимуму неблагоприятное воздействие на кистевые суставы рук.

Рабочий стол имеет пространство:

14. Для ног высотой 725 мм, шириной 525 мм;

15. Глубиной на уровне колен 900 мм;

16. На уровне вытянутых ног 350 мм.

Конструкция рабочего стола обеспечивает оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Клавиатура располагается на поверхности стола на расстоянии 200 мм от края, обращенного к пользователю.

Исходя из всего выше изложенного, рабочее место специалиста удовлетворяет требованиям эргономики и способствуют высокопроизводительной и эффективной деятельности.

 

2.7.3 По требованиям СНиП 31-03-2001[20] на одного работающего должно приходиться не менее 10 м2 площади помещения. Площадь помещения 64 м2 , что соответствует нормам на 7 работников.

 

3. Чрезвычайные ситуации

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей ил окружающей среде, значительные потери и нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

 

4.1. Природные:

стихийные бедствия геологического характера (землетрясения),

стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи),

стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения),

массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений;

Техногенные:

аварии с выбросом радиоактивных веществ,

аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ),

аварии на гидродинамически опасных объектах,

террористические и диверсионные акты.

4.2. Структура органов ГО данного предприятия

Поскольку количество работников редакции – семь человек, не имеет смысла назначать отдельного работника для целей ГО и ЧС. Возможно совмещение должности специалиста по ГО и ЧС и, допустим, редактора (после прохождения курса профессиональной переподготовки).

 

4.3. Проектируемое производство не может спровоцировать техногенные ЧС, а также не может повлиять на их локализацию или предотвращение. Следовательно, работники предприятия должны действовать как рядовые граждане: ознакомиться с инструкциями по действиям при ЧС, планом эвакуации и пр. При сообщении о произошедшей аварии техногенного характера необходимо: 1) четко следовать указаниям руководителя эвакуации, 2) при отсутствии такового эвакуироваться самим, оказывая помощь пострадавшим, 3) по возможности эвакуировать ценные предметы, документацию. На предприятии должна быть организована система оповещения о ЧС, подготовлены средства индивидуальной защиты для каждого работника, подготовлен запас медикаментов для оказания первой медицинской помощи, организована и доведена до всеобщего сведения информация о порядке и путях эвакуации.

4.4. Проектируемое производство не может спровоцировать природные ЧС, а также не может повлиять на их локализацию или предотвращение. Следовательно, работники предприятия при природных ЧС должны действовать как и в предыдущем случае.

4.5. Пожарная безопасность

Общие требования по пожарной безопасности прописаны в ГОСТе 12.1.004-88. [2] Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.

4.5.1. Здание, в котором находится офис, по пожарной опасности строительных конструкций относится к категории К1 (малопожароопасное), поскольку здесь присутствуют горючие (книги, документы, мебель, оргтехника и т.д.) и трудносгораемые вещества (сейфы, различное оборудование и т.д.), которые при взаимодействии с огнем могут гореть без взрыва.

По конструктивным характеристикам здание можно отнести к зданиям с несущими и ограждающими конструкциями из естественных или искусственных каменных материалов, бетона или железобетона, где для перекрытий допускается использование деревянных конструкций, защищенных штукатуркой или трудногорючими листовыми, а также плитными материалами.

Следовательно, степень огнестойкости здания можно определить как третью (III).

4.5.2. Взрывоопасных материалов нет. Пожароопасные вещества содержатся (бумага, чернила, жидкость для чистки монитора, книги, документы).

4.5.3. Необходимое количество средств пожаротушения, определяемое по нормам оснащения помещений ручными огнетушителями – 2.

4.5.4. Имеющиеся в наличии средства пожаротушения - 2.

 

4.5.5. Для обеспечения безопасной эвакуации в случае пожара необходимо разработать план эвакуации, обеспечить наличие знаков и сигнальной окраски пожарной безопасности, освободить и сохранять свободными эвакуационные выходы. Также нужно провести инструктаж по технике пожарной безопасности. Рекомендуется также проводить проверки на знание правил пожарной безопасности.

Выводы.

В разделе «Безопасность жизнедеятельности» рассматривались вопросы, связанные с защитой сотрудников редакции от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

В целом анализ условий труда показал, что по основным
параметрам рабочие места и характеристики помещений соответствуют требованиям нормативных документов.

5.1. Рабочее место проектируется с учетом требований стандартов.

5.2. Работа может иметь следующие последствия:

ухудшение зрения;

развитие сколиоза, артрита;

развитие хронической усталости ввиду нервного перенапряжения.

Влияние данных факторов можно ослабить правильным режимом труда и отдыха, необходимо отвести время для минимальной физической разминки и пропагандировать занятия физкультурой и спортом.

5.3. В результате воплощения в жизнь идеи дипломной работы должно получиться новое издание – журнал для современной успешной женщины, - соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, предъявляемым к изданиям для взрослых.

Поскольку редакция не занимается выпуском (печать на печатных машинах) и транспортировкой продукции, то она наносит не большой вред природе. Однако некоторое количество отходов все же возникает (в расчете на 7 человек за год): бумага – 84 кг, пищевые отходы – 115 кг, оргтехника (с расходными материалами) – 24 кг, бытовые стоки – 1,86 м3, лампы (освещение) – 32 шт., упаковка – 20 кг.

Атмосферный воздух не загрязняется, так как нет производства. Водные ресурсы используются только в бытовых целях, не загрязняются. Земельные ресурсы не используются.

 

 

Использованная литература

1. ГОСТ 12.1.003–83. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

2. ГОСТ 12.1.004-88. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования. М., 1991.

3. ГОСТ 12.1.005–88 (в ред. от 2001 г.). Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

4. ГОСТ 12.1.003-91. Шум. Общие требования безопасности.

5. ГОСТ 12.1.029-80. Средства и методы защиты от шума. Классификация.

6. ГОСТ 12.1.006–84 (в ред. 1999 г.). Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

7. ГОСТ 12.1.012–90 (в ред. от 1996 г.). Вибрационная безопасность. Общие требования.

8. ГОСТ 12.4.124-88 «Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования»

9. ГОСТ 12.1.019–79. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования.

10. ГОСТ 12.1.029–80 (в ред. от 1996 г.). Средства и методы защиты от шума. Классификация.

11. ГОСТ 12.1.045–88. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

12. ГОСТ 12.2.032–78. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

13. СНиП 23–05–95. Естественное и искусственное освещение.

14. СанПиН 2.2.4.548–96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

15. СНиП 2.04.05-91 (2003). Системы вентиляции и отопления.

16. СанПиН 2.2.2/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

17. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

18. СНиП 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

19. СП 1960-79 Санитарные правила работы с источниками неиспользуемого рентгеновского излучения.

20. СНиП 31-03-2001

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.075 с.)