Глава 6. Молитвы и слова поминания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Молитвы и слова поминания.



1539. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что всевышний Аллах сказал: «Я нахожусь вместе с Моим рабом, пока он поминает Меня и шевелит ради этого своими губами». Этот хадис передал Ибн Маджа, и Ибн Хиббан назвал его достоверным. Аль-Бухари также передал этот хадис, но без цепочки рассказчиков.

1540. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет такого деяния, которое может избавить потомка Адама от наказания Аллаха быстрее, чем поминание Аллаха». Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и ат-Табарани с хорошей цепочкой рассказчиков.

1541. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди усаживаются вместе и начинают поминать Аллаха, то их окружают ангелы и окутывает милость, а Аллах вспоминает их среди тех, кто находится рядом с Ним». Этот хадис передал Муслим.

1542. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди усаживаются на собрании, где не поминают Аллаха и не молятся за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то в День воскресения они будут опечалены». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал его хорошим.

1543. Передают, что Абу Айуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек десять раз повторил слова: “Нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть, и Ему надлежит хвала! Он распоряжается милостью, воскрешает и умерщвляет. Он властен над всем сущим” (Ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ляхуль мульку ва ляхуль хамду, бийадихиль хейру, йухйии ва йумииту ва хува ‘аляя кулли шей’ин кадиирун), – то он получает вознаграждение, равно награде за освобождение из рабства четырех потомков Исма‘ила». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1544. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек сто раз повторил слова: “Слава Аллаху и хвала Ему!” (Субхааналлаахи ва бихамдихи), – то ему будут отпущены грехи, даже если их так же много, как и пены в море». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1545. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал со слов Джувейрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею всевышний Аллах, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел от нее на рассвете и отправился на намаз. В это время она сидела в месте своего моления. После восхода солнца он вернулся, и она еще продолжала сидеть. Он спросил: «Все это время ты сидела тут?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Когда я вышел от тебя, то трижды произнес четыре слова, которые перевесят все, что ты произнесла за сегодняшний день. Я сказал: “Слава Аллаху и хвала Ему столько раз, сколько существует Его творений, и столько раз, сколько будет Ему угодно! Пусть вес этих славословий и похвал будет равен весу Его трона, и пусть для записи их потребуется столько чернил, сколько нужно их для записи слов Его!” (Субхааналлаахи ва бихамдихи ‘адада халькыхи ва ридаа нафсихи ва зината ‘аршихи ва мидаада калимаатихи)». Этот хадис передал Муслим.

1546. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Праведными деяниями, плоды которых сохраняются вечно, являются слова “Нет божества, кроме Аллаха! Свят Аллах! Аллах превелик! Хвала Аллаху! Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!” (Ляя иляяха илляллааху! Васубхааналлаахи! Валлааху акбару! Валь хамду лилляяхи! Валяя хауля валяя куввата илля билляяхи)». Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.

1547. Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Четыре самых любимых Аллахом выражения гласят: “Свят Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик!” (Субхааналлаахи! Валь хамду лилляяхи! Валяя иляяха илляллааху! Валлааху акбару). И не имеет значения, какую из них ты произносишь первой». Этот хадис передал Муслим.

1548. Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он сопровождал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в путешествии. Вдруг люди стали громко возвеличивать Аллаха, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Успокойтесь, потому что вы обращаетесь не к отсутствующему и глухому, а взываете ко Всеслышащему и Близкому, который находится рядом с вами». В это время Абу Муса находился позади него и повторял: «Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!» (Ляя хайля валяя куввата илля билляяхи). Он услышал это и сказал: «‘Абдуллах ибн Кейс! Не указать ли тебе на одну из райских сокровищниц?» Он сказал: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Говори: “Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!”» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, а в версии ан-Насаи говорится: «Нет силы и могущества, кроме как от Аллаха! Нет спасения от Аллаха, кроме как у самого Аллаха!» (Ляя хайля валяя куввата илля билляяхи! Валяя мальджаа мин аллаахи илля илейхи).

1549-1551. Передают, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, мольба является поклонением». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным.

Передают также, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба является душой поклонения». Этот хадис передал ат-Тирмизи.

Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ничто не почитается Аллахом так высоко, как мольба». Этот хадис также передал ат-Тирмизи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.

1552. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба между призывом на намаз и объявлением о начале намаза не отвергается». Этот хадис передали ан-Насаи и другие богословы, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Того же мнения были многие другие богословы.

1553. Передают, что Салман, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш Господь великодушен и стыдится, если раб воздевает к Нему руки и опускает их пустыми». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал хадис достоверным.

1554-1555. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, воздевал руки в молитве, то не опускал их до тех пор, пока не обтирал ими свое лицо. Этот хадис передал ат-Тирмизи. Похожий хадис также передали Абу Давуд и другие богословы со слов Ибн ‘Аббаса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом. Все это означает, что хадис ‘Умара является хорошим.

1556. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения ближе всех ко мне окажутся те люди, которые чаще других молились за мое благословение». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

1557. Передают, что Шаддад ибн Аус, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая молитва о прощении гласит: “О Аллах! Ты – Господь мой, и нет божества, кроме Тебя. Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду хранить верность завету с Тобой, пока у меня хватит сил. Упаси меня от зла того, что я содеял! Я признаю милость, оказанную мне, и признаю свой грех. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!” (Аллаахумма анта раббии ляя иляяха илля анта, халактании ва ана ‘абдука ва ана ‘аля ‘ахдика ва ваъдика мастатаъту. Аъуузу бика мин шарри маа санаъту, абуу’у ляка биниъматика ‘алеййа ва абуу’у бизанбии, фагфир лии фаиннаху ляя йагфируз зунууба илля анта)». Этот хадис передал аль-Бухари.

1558. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, каждое утро и каждый вечер повторял следующие слова: «О Аллах! Я прошу Тебя о благополучии в моей религии, моих мирских делах, моей семье и моем имуществе. О Аллах! Прикрой мою наготу и огради меня страха. О Аллах! Защити меня и спереди, и сзади, и справа, и слева. Я также прибегаю к Твоему величию, чтобы не оказаться внезапно пораженным снизу» (Аллаахумма инни ас’аслюкаль ‘аафийата фии диинии ва дунйаайа ва ахлии ва маалии! Аллаахумма-стур ‘аураатии ва аамин рауъаатии вахфизнии мин бейни йадеййа ва мн халфии ва ‘ан йамиинии ва ‘ан шимаалии ва мин фаукии ва аъуузу биъазаматика ан угтааля мин тахтии). Этот хадис передали ан-Насаи и Ибн Маджа, и аль-Хаким назвал его достоверным.

1559. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах! Я прибегаю к Тебе, дабы не лишиться дарованных Тобой милостей и благополучия! Упаси меня от внезапного воздаяния и своей немилости» (Аллаахумма инни аъуузу бика мин заваали ниъматика ва тахаввули ‘аафийатика ва фуджаа’ати никматика ва джамииъи сахатыка). Этот хадис передал Муслим.

1560. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах! Упаси меня от непомерных долгов, а также от верховенства и злорадства врагов» (Аллаахумма инни аъуузу бика мин галабатид дейни ва галабатиль ‘адувви ва шамаататиль аъдааи). Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

1561. Передают, что Бурейда, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как некий мужчина обратился к Аллаху со словами: «О Аллах! Я взываю к Тебе и свидетельствую, что Ты есть Аллах, кроме которого нет иного божества. Ты – единственный и самодостаточный господин. Ты не родил и не был рожден, и нет Тебе равных» (Аллаахумма инни ас’алюка бианнии ашхаду аннака анта-ллааху ляя иляяха илля анта, аль-ахадус самадуль лязии лям йалид валям йууляд валям йакун ляху куфуан ахад). Он сказал: «Этот человек обратился к Аллаху посредством такого имени, благодаря которому Аллах непременно одаряет тех, кто Его просит, и отвечает тем, кто к Нему взывает». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным.

1562. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по утрам говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до утра, и благодаря Тебе мы дожили до вечера. Ты оживляешь нас, и Ты умерщвляешь нас, и перед Тобою мы будем воскрешены» (Аллаахумма бика асбахнаа ва бика амсейнаа ва бика нахйаа ва бика намууту ва илейкан нушууру). А по вечерам он говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до вечера, и благодаря Тебе мы дожили до утра. Ты оживляешь нас, и Ты умерщвляешь нас, и к Тебе мы возвратимся» (Аллаахумма бика амсейнаа ва бика асбахнаа ва бика нахйаа ва бика намууту ва илейкаль масыыру). Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

1563. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего обращался к Аллаху со словами: «Господи наш! Даруй нам благополучие в этой жизни, и даруй нам благополучие в жизни будущей, и защити нас от адского наказания» (Раббанаа аатинаа фид дунйаа хасанатан ва филь аахирати хасанатан вакынаа ‘азаабан наари). Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1564. Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращался к Аллаху со словами: «О Аллах! Прости мне мои прегрешения, мое невежество, мое излишество и все то, о чем Тебе известно лучше. О Аллах! Прости мне то, что я совершил в шутку и что совершил всерьез, что совершил по ошибке и что совершил преднамеренно. Я сознаюсь, что совершаю все эти прегрешения. О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что совершил явно, а также все то, о чем Тебе известно лучше. Ты переносишь вперед и откладываешь, и Ты властен над всем сущим» (Аллаахумма-гфир лии хатыыатии ва джахлии ва исраафии фи амрии вамаа анта аъляму бихи миннии! Аллаахумма-гфир лии джиддии ва хазлии ва хатаии ва ‘амдии ва куллу заалика ‘индии! Аллаахумма-гфир лии маа каддамту вамаа аххарту вамаа асрарту вамаа аъланту вамаа ната аъляму бихи миннии, анталь мукаддиму ва анталь муаххиру ва анта ‘аляя кулли шей’ин кадиирун). Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

1565. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах, приведи в порядок мою веру, которая является залогом моего благополучия! И приведи в порядок мои мирские дела, от которых зависит мое существование! И приведи в порядок мое будущее, куда мне предстоит вернуться! Пусть жизнь не приносит мне ничего, кроме добра, и пусть смерть станет для меня избавлением от всякого зла!» (Аллаахумма аслих лии дииниил лязии хува ‘исмату амрии, ва аслих лии дунйаайаль лятии фиихяя маъаашии, ва аслих лии аахиратииль лятии илейхяя маъаадии, ваджъалиль хайаата зийаадатан лии фии кулли хейрин, ваджъалиль маута раахатан лии мин кулли шаррин). Этот хадис передал Муслим.

1566-1567. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах! Помоги мне извлечь пользу из того, чему ты обучил меня, и обучи меня тому, что принесет мне пользу, и одари меня полезным знанием» (Аллаахумма инфиънии бимаа ‘аллямтании ва ‘аллимнии маа йанфаъунии варзукнии ‘ильман йанфаъунии). Этот хадис передали ан-Насаи и аль-Хаким.

Похожий хадис также передал ат-Тирмизи со слов Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, и в нем также говорится: «…и умножь мои познания. Хвала Аллаху, чтобы ни случилось! Упаси меня Аллах от всего, что приключится с обитателями ада!» (…ва зиднии ‘ильман. Аль-хамду лилляяхи ‘аляя кулли хаалин ва аъуузу билляяхи мин хаали ахлин наари). Цепочка рассказчиков хадиса хорошая.

1568. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил ее следующей молитве: «О Аллах, я прошу Тебя обо всем хорошем, что может произойти рано или поздно, о чем мне известно и о чем мне не известно! И упаси меня от всего дурного, что может произойти рано или поздно, о чем мне известно и о чем мне не известно! О Аллах, я прошу Тебя обо всем хорошем, о чем просил Твой раб и пророк! И упаси меня от всего дурного, от чего просил избавления Твой раб и пророк! О Аллах, я прошу Тебя о рае, а также о словах и деяниях, которые приближают человека к нему! И упаси меня от ада, а также от слов и деяний, которые приближают человека к нему! И пусть все, что Ты предопределил для меня, окажется добром!» (Аллаахумма инни ас’алюка миналь хери куллихи ‘ааджилихи ва ааджилихи маа ‘алимту минху вамаа лям аълям! Ва аъуузу бика минаш шарри куллихи ‘ааджилихи ва ааджилихи маа ‘алимту минху вамаа тям аълям! Аллаахумма инни ас’алюка мин хейри маа сааляка ‘абдука ва набиййука, ва аъуузу бика мин шарри маа ‘ааза минху ‘абдука ва набиййука! Аллаахумма инни ас’алюкаль джанната вамаа карраба илейхяя мин каулин ау ‘амалин, ва аъуузу бика минан наари вамаа карраба илейхяя мин каулин ау ‘амалин, ва ас’алюка ан таджъаля кулля кадааин кадейтаху лии хейран). Этот хадис передал Ибн Маджа, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным.

1569. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Две фразы, которые дороги для Милостивого, легки для языка и тяжелы на весах, гласят: “Слава Аллаху и хвала Ему! Слава великому Аллаху!” (Субхааналлаахи ва бихамдихи! Субхааналлаахиль ‘азыыми)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Автором этого труда является Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-Канани аль-‘Аскалани аль-Мысри. Сегодня одиннадцатое число месяца раби‘-уль-авваль восемьсот двадцать восьмого года мусульманского летоисчисления. Я восхваляю всевышнего Аллаха и молюсь за благословение Его Посланника!
Краткие биографии известных знатоков хадисов, чьи имена упоминаются в этой книге

 

Семь величайших знатоков хадисов:

1. Ахмад ибн Ханбаль

Его звали Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани. Выдающийся богослов, правовед и знаток хадисов. Один из четырех величайших мусульманских правоведов. Впоследствии его воззрения легли в основу ханбалитской правовой школы. Родился в Багдаде в месяце раби‘-уль-авваль в 164 году по мусульманскому летоисчислению. Начал изучать хадисы, мусульманское право и остальные шариатские дисциплины в Багдаде, еще будучи ребенком, а затем отправился в Шам, Хиджаз и Йемен, где продолжил обучение. Во времена правления халифов аль-Ма’муна и Харуна ар-Рашида подвергался гонениям, потому что отказался принять еретические воззрения о сотворении Корана, навязываемые му‘тазилитами. Несмотря на это сумел выстоять и спасти мусульман от опасной ереси. Считается самым выдающимся знатоком хадисов. Переданные им хадисы собраны в сборнике “аль-Муснад”. В нем содержится более 28000 хадисов, которые он отобрал из 750000 хадисов. Абу Зур‘а сказал: «Он написал двенадцать трудов, каждый из которых он знал наизусть. Всего же он знал наизусть один миллион хадисов». Аш-Шафи‘и сказал: «Побывав в Багдаде, я не нашел в нем более богобоязненного, более аскетичного, более набожного и более знающего человека, чем Ахмад ибн Ханбаль». Скончался в Багдаде днем в пятницу, 12 числа месяца раби‘-уль-авваль 241 года по мусульманскому летоисчислению.

 

2. Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘ил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джу‘фи аль-Бухари. Эмир правоверных в области знаний о хадисах. Родился в Бухаре в месяце шавваль в 194 году по мусульманскому летоисчислению. С ранних лет изучал хадисы и в течение многих лет путешествовал по мусульманскому миру в поисках знаний. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля, Йахйи ибн Ма‘ина, Ибн аль-Мадини, аль-Хамиди и многих других богословов. Его учениками были такие известные знатоки хадисов, как Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Фирабри. Является автором сборников “ат-Тарих аль-Кабир”, “аль-Адаб аль-Муфрад” и многих других книг, но самым известным из его трудов является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 7563 хадиса, которые имам отобрал из 600000 хадисов. Этот сборник считается самой достоверной книгой после священного Корана. Позднее имам признался: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, хотя я знаю наизусть 100000 достоверных и 200000 недостоверных хадисов». Он также сказал: «Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них – по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, цепочки рассказчиков которого я бы не помнил». Абу ‘Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов». Скончался в Самарканде в ночь на праздник разговения в 256 году по мусульманскому летоисчислению и не оставил после себя детей.

 

3. Муслим ибн аль-Хаджжадж

Его звали Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Второй по величине богослов в области методологии хадисов после аль-Бухари. Родился в 204 году по мусульманскому летоисчислению в городе Нишапуре, расположенном рядом с Машхадом. С ранних лет изучал хадисы и много путешествовал по Ираку, Хиджазу, Шаму и Египту. Обучался у величайших богословов своего времени, таких как аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма‘ин, Абу Хейсама и Ибн Абу Шейба. В свою очередь обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи, Ибн Абу Хатим и Ибрахим ибн Мухаммад ибн Суфйан. Автор сборников “аль-Джами‘ ас-Сахих”, “аль-‘Илал”, “аль-Вахдан” и многих других трудов, самым известным из которых является сборник хадисов “аль-Джами‘ ас-Сахих”. В нем собрано 9200 хадисов, которые имам собрал от 220 знатоков хадисов. Этот сборник считается вторым по достоверности сборником хадисов после сборника аль-Бухари. Скончался в Нишапуре в месяце раджаб в 261 году по мусульманскому летоисчислению.

 

4. Абу Давуд Сулейман ибн аль-Аш‘ас

Его звали Абу Давуд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ибн Исхак аль-Азди ас-Сиджистани. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 202 году по мусульманскому летоисчислению. Был учеником Ахмада ибн Ханбаля, а впоследствии обучал таких известных знатоков хадисов, как ат-Тирмизи и ан-Насаи. Его современники говорили, что Абу Давуд обращался с хадисами также умело, как пророк Давуд обращался с железом. По его собственному признанию, он собрал 500000 хадисов. Автор многих трудов, самым известным из которых является сборник хадисов “ас-Сунан”, в котором собрано 4800 хадисов. Скончался в Басре в середине месяца шавваль в 275 году по мусульманскому летоисчислению.

 

5. Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи

Его звали Абу ‘Иса Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 209 году по мусульманскому летоисчислению в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударья недалеко от северной границы Афганистана. Обучался у аль-Бухари и составил сборник хадисов “аль-Джами‘”, который позднее получил название “Сунан ат-Тирмизи” и в котором собрано 4000 хадисов. О своем сборнике хадисов сказал: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Скончался 13 числа месяца раджаб 279 года по мусульманскому летоисчислению.

 

6. Ахмад ибн ‘Али ан-Насаи

Его звали Абу ‘Абд ар-Рахман Ахмад ибн ‘Али ибн Шу‘ейб ибн ‘Али ан-Насаи. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в местечке Ниса, расположенном недалеко от Хорасана, в 215 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам и методологии хадисов, после чего составил сборник “Сунан ан-Насаи”, который считается самым достоверным сборником хадисов после трудов аль-Бухари и Муслима. Жил в Египте, после чего переселился в Дамаск. Там составил сборник хадисов о достоинствах славного сподвижника ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им всевышний Аллах. Затем был подвергнут гонениям и вынужденно переселился в Мекку. Скончался в понедельник, 13 числа месяца сафар 303 года по мусульманскому летоисчислению, в городе Рамля и был похоронен в Иерусалиме.

 

7. Мухаммад ибн Йазид ибн Маджа

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Йазид ибн Маджа аль-Кизвини. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в 207 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам и другим шариатским дисциплинам у последователей Малика ибн Анаса и ал-Лейса. Автор сборника хадисов “Сунан Ибн Маджа”, в котором наряду с достоверными хадисами собрано много слабых и даже неприемлемых хадисов. Скончался в месяце рамадан 273 или 275 году по мусульманскому летоисчислению.

 

Остальные знатоки хадисов

8. Исхак ибн Ибрахим Ибн Рахавейх

Его звали Абу Йа‘куб Исхак ибн Ибрахим ат-Тамими аль-Ханзали аль-Марвази. Один из выдающихся знатоков хадисов, хафиз. Родился в 161 или 166 году по мусульманскому летоисчислению. Проживал в Нишапуре и считался величайшим богословом Востока. Больше известен как Ибн Рахавейх. Заслужил похвалу величайших богословов своего времени. Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Я не знаю в Ираке никого, кто бы мог сравниться с Исхаком». Абу Зур‘а ар-Рази говорил: «Никто не знает больше хадисов, чем Исхак». Абу Хатим говорил: «Я восхищаюсь достоверностью и выверенностью его хадисов, а также его удивительной памятью». Скончался ночью 15 числа месяца ша‘бан 238 года по мусульманскому летоисчислению.

 

9. Ахмад ибн Ибрахим аль-Исма‘или

Его звали Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим ибн Исма‘ил ибн аль-‘Аббас аль-Исма‘или аль-Джурджани. Один из выдающихся богословов, хафиз, шейх-уль-ислам своего края. Родился в 277 году по мусульманскому летоисчислению. Автор нескольких сборников хадисов, словаря арабского языка и многих других трудов. Прекрасно разбирался в тонкостях шафи‘итской правовой школы. За свои глубокие знания и прекрасные качества заслужил похвалу своих современников. Аль-Хаким сказал: «Он был величайшим богословом своей эпохи, знатоком хадисов и правоведом и отличался смелостью, великодушием и умением вести за собой людей». Скончался в месяце раджаб в 371 году по мусульманскому летоисчислению.

 

10. Ахмад ибн ‘Амр аль-Баззар

Его звали Абу Бакр Ахмад ибн ‘Амр ибн ‘Абд аль-Халик аль-Басри. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз, автор многих трудов, самыми известными из которых являются “аль-Муснад аль-Кабир” и “аль-‘Иляль”. Обучался у ат-Табарани и других известных знатоков хадисов. Скончался в 292 году по мусульманскому летоисчислению.

 

11. Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Бейхаки

Его звали Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Бейхаки. Один из выдающихся богословов, хафиз. Родился в месяце ша‘бан в 374 году по мусульманскому летоисчислению в небольшом городке, расположенном недалеко от Нишапура. В поисках знаний долго путешествовал по Хиджазу и Ираку. Отличался глубокими познаниями в области науки о хадисах и прекрасно разбирался в тонкостях шафи‘итской правовой школы. Автор “ас-Сунан аль-Кубра”, “ас-Сунан ас-Сугра”, “аль-Мабсут”, “аль-Асма ва ас-Сыфат” и многих других книг. Аз-Захаби сказал, что все его произведения составляют около тысячи томов. Скончался 8 числа месяца джумада-ль-уля 458 года по мусульманскому летоисчислению.

 

12. Абу Хатим ар-Рази

Его звали Мухаммад ибн Идрис ибн аль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз, признанный ученый в области методологии хадисов и науки о доверии или недоверии рассказчикам. Родился в 195 году по мусульманскому летоисчислению и скончался в месяце ша‘бан в 277 году по мусульманскому летоисчислению.

 

13. ‘Абдуллах ибн ‘Али Ибн аль-Джаруд

Его звали Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Али ибн аль-Джаруд ан-Нишапури. Один из величайших богословов, хафиз, критик. Автор книги “аль-Мунтака фи аль-Ахкам”. Проживал недалеко от Мекки и обучал правилам чтения священного Корана. Современники называли его одним из самым набожных людей своего времени. Скончался в 307 году по мусульманскому летоисчислению.

 

14. аль-Харис ибн Абу Усама

Его звали Абу Мухаммад аль-Харис ибн Абу Усама Мухаммад Дахир ат-Тамими аль-Багдади. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Родился в 186 году по мусульманскому летоисчислению. Автор сборника хадисов “аль-Муснад”, который не был систематизирован. Ибрахим аль-Харби и Абу Хатим утверждали, что он заслуживает доверия. Ад-Даракутни назвал его правдивым. Скончался в день ‘Арафы в 282 году по мусульманскому летоисчислению.

 

15. Абу ‘Абдуллах аль-Хаким

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ан-Нишапури аль-Хаким. Также известен как Ибн Байи‘. Один из величайших знатоков хадисов. Родился в 321 году по мусульманскому летоисчислению. В возрасте 20 лет отправился путешествовать по Ираку в поисках знаний, после чего совершил хадж и поселился в Хорасане. Считается имамом богословов, занимающихся уточнением достоверности хадисов. Автор многих трудов, самым известным из которых являются “аль-Мустадрак” и “Тарих Нишапур”. Обучался почти у двух тысяч богословов. Его учениками были ад-Даракутни, Абу Йа‘ла, аль-Бейхаки и многие другие Отличался редкой набожностью и праведностью. Скончался в месяце сафар в 405 году по мусульманскому летоисчислению.

 

16. Мухаммад ибн Хиббан

Его звали Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад ибн Хиббан аль-Бусти. Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился в местечке Буст, расположенном в Сиджистане. Отличался глубокими познаниями в области хадисов и мусульманского права, а также хорошей памятью. Был одним из лучших учеников Ибн Хузеймы. Скончался в Самарканде в 354 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за восемьдесят лет.

 

17. Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма

Его звали Мухаммад ибн Исхак, но он больше известен как Ибн Хузейма. Один из выдающихся богословов, хафиз, шейх-уль-ислам. Родился в Нишапуре в 223 году по мусульманскому летоисчислению. В свое время считался самым почитаемым богословом Хорасана. Автор более 140 трудов. Скончался в Нишапуре в 311 году по мусульманскому летоисчислению.

 

18. Ибн Абу Хейсама

Его звали Абу Бакр Ахмад ибн Абу Хейсама Зухейр ибн Харб ан-Насаи аль-Багдади. Один из самых авторитетных богословов, хафиз. Его учителями были Ахмад ибн Ханбаль и Йахйа ибн Ма‘ин. Автор книги “ат-Тарих аль-Кабир”. Ад-Даракутни утверждал, что он заслуживает доверия. Аль-Хатыб охарактеризовал его следующим образом: «Заслуживающий доверия ученый, хафиз, прекрасно знает жизнеописания людей и поэзию». Скончался в 289 году по мусульманскому летоисчислению в возрасте 94 года.

 

19. ‘Али ибн ‘Умар ад-Даракутни

Его звали Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Умар ибн Ахмад ибн Махди аль-Багдади. Его прозвище произошло от названия большой лавки в Багдаде, которая называлась “Дар аль-Кутн”. Один из самых великих богословов, хафиз. Родился в 306 году по мусульманскому летоисчислению. Прекрасно разбирался в науке о хадисах, выявлял скрытые недостатки к цепочках рассказчиков и знал всех богословов своего времени. Скончался 8 числа месяца зу-ль-ка‘да 385 года по мусульманскому летоисчислению.

 

20. ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман ад-Дарими

Его звали Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн ‘Абд ар-Рахман ибн аль-Фадль ибн Бахрам ат-Тамими ад-Дарими ас-Самарканди. Один из величайших богословов, хафиз, шейх-уль-ислам Самарканда. Родился в 181 году по мусульманскому летоисчислению. Автор сборника хадисов “аль-Муснад аль-‘Али”. Обучался хадисам в Мекке, Медине, Хорасане, Шаме, Ираке и Египте. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. Отличался редкими умом, благородством, праведностью, выдержкой, усердием, набожностью и аскетизмом. Скончался в день начала паломничества в 255 году по мусульманскому летоисчислению.

 

21. Абу Давуд ат-Тайалиси

Его звали Сулейман ибн Давуд ибн аль-Джаруд аль-Фариси аль-Басри. Вольноотпущенник потомков аз-Зубейра. Один из выдающихся знатоков хадисов, хафиз. Аль-Каллас и аль-Мадини утверждали, что не встречали богослова, который знал бы больше хадисов, чем он. Ибн Мехди назвал его одним из самых правдивых людей. Обучался хадисам у более чем тысячи богословов. Скончался в 204 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за восемьдесят лет.

 

22. Ибн Абу ад-Дунйа

Его звали Абу Бакр ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Убейд ибн Суфйан ибн Абу ад-Дунйа аль-Кураши (по линии бывших господ) аль-Багдади. Вольноотпущенник роду Бану Умейа. Родился в 208 году по мусульманскому летоисчислению. Автор многих трудов и воспитатель сыновей омейядских халифов, в том числе аль-Му‘тадида. Скончался в месяце джумада-ль-уля в 281 году по мусульманскому летоисчислению.

 

23. Мухаммад ибн Йахйа аз-Зухли

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Йахйа ибн ‘Абдуллах ибн Халид ибн Фарис аз-Зухли (по линии бывших господ). Вольноотпущенник рода Бану Зухль. Эмир правоверных в области знаний о хадисах, шейх-уль-ислам, хафих Нишапура. Родился в 170 году по мусульманскому летоисчислению. Обучался хадисам в Мекке, Медине, Шаме, Египте, Ираке, Рейе, Хорасане, Йемене и Джазире. В свое время был одним из самых авторитетных богословов Хорасана. Ахмад охарактеризовал его следующим образом: «Я не видел никого, кто знал бы хадисы, передаваемые аз-Зухри со слов Мухаммада ибн Йахйи, лучше него». Скончался в месяце раби‘-уль-авваль в 258 году по мусульманскому летоисчислению.

 

24. Абу Зур‘а ар-Рази

Его звали ‘Убейдуллах ибн ‘Абд аль-Карим ибн Йазид ибн Фарух Абу Зур‘а ар-Рази аль-Кураши (по линии бывших господ). Вольноотпущенник одного из курейшитских родов. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Считается одним из самых авторитетных ученых в области науки о доверии или недоверии к рассказчикам. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Аз-Захаби сообщил, что он обучался хадисам в Ираке, Шаме, Джазире, Хорасане и Египте. Отличался превосходной памятью, редким умом, набожностью, искренностью, совершенными знаниями и соответствующими деяниями. Скончался в конце 264 года по мусульманскому летоисчислению в возрасте 64 года.

 

25. Са‘ид ибн Мансур

Его звали Са‘ид ибн Мансур ибн Шу‘ба аль-Марвази (или ат-Таликани) аль-Бальхи. Проживал недалеко от Мекки. Автор сборника хадисов “ас-Сунан”. Заслуживал похвалу своих современников и в том числе Ахмада ибн Ханбаля. Харб аль-Кармани рассказывал, что он продиктовал им около десяти тысяч хадисов по памяти. Скончался в 227 году по мусульманскому летоисчислению, когда ему было за девяноста лет.

 

26. Са‘ид ибн ‘Усман ибн ас-Сакан

Его звали Абу ‘Али Са‘ид ибн ас-Сакан аль-Багдади. Один из авторитетных богословов и знатоков хадисов, хафиз. Родился в 294 году по мусульманскому летоисчислению. Уделял большое внимание изучению хадисов и составил несколько сборников хадисов. Скончался в 353 году по мусульманскому летоисчислению.

 

27. Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и

Его звали Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн аль-‘Аббас ибн ‘Усман ибн Шафи‘ ибн ас-Саиб ибн ‘Убейд ибн ‘Абд Йазид ибн Хашим ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф аль-Кураши аль-Макки. Один из величайших мусульманских правоведов всех времен, основатель методологии мусульманского права. Впоследствии его воззрения легли в основу шафи‘итской правовой школы. Родился в Газе в 150 году по мусульманскому летоисчислению и, еще будучи ребенком, был привезен в Мекку. Затем долгое время прожил в Египте. Его дед был сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и встречался с ним, будучи подростком. Скончался в Египте в 204 году по мусульманскому летоисчислению.

 

28. Ибн Абу Шейба

Его звали Абу Бакр ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абу Шейба Ибрахим ибн ‘Усман ибн Хаваси аль-‘Анси (по линии бывших господ) аль-Куфи. Вольноотпущенник рода аль-‘Анс. Один из величайших знатоков хадисов, автор сборников “аль-Муснад”, “аль-Мусаннаф” и многих других трудов. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Абу Зур‘а ар-Рази, аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Скончался в месяце мухаррам в 235 году по мусульманскому летоисчислению.

 

29. Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.108 с.)