ТОП 10:

Глава 18. Подарки и вещи, отданные в пожизненное пользование.



920. Передают, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды его отец привел его к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я подарил моему сыну принадлежащего мне раба». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?» Он сказал: «Нет». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда возьми его назад». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В одной из версий этого хадиса сообщается, что Хусайн ибн ‘Амир рассказывал, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет доволен им всевышний Аллах, стоя на кафедре, сказал: «Мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала, что она не одобрит это, пока Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не засвидетельствует поступок моего отца. Когда же он явился к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: “О Посланник Аллаха! Я сделал подарок своему сыну, который родился от ‘Умры бинт Равахи, но она захотела, чтобы ты стал свидетелем этого”. Он спросил его: “Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?” Он сказал: “Нет”. Тогда он сказал: “Бойтесь Аллаха и относитесь к своим детям справедливо!” Тогда мой отец вернулся и взял назад свой подарок».

А в одной из версий Муслима сообщается, что ан-Ну‘ман ибн Башир рассказывал: «Однажды мой отец отвел меня к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О Посланник Аллаха, будь свидетелем того, что я подарил ан-Ну‘ману такую-то часть своего имущества”. Он спросил: “Сделал ли ты такой же подарок всем своим сыновьям?” Он сказал: “Тогда пусть свидетелем этого будет кто-нибудь другой”. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Хотелось бы тебе, чтобы твои дети одинаково хорошо относились к тебе?” Он ответил: “Конечно”. Тогда он сказал: “Не поступай же таким образом”».

921. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто берет назад преподнесенный им подарок, тот уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине». Этот хадис передал аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «К нам не должны относиться скверные сравнения, а тот, кто берет назад преподнесенный им подарок, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине».

922-923. Передают, что Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делать подарок, а затем брать его назад не позволяется ни одному мусульманину, кроме отца, который сделал подарок своему сыну». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

924. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен. Этот хадис передал аль-Бухари.

925. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что некий муж подарил Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, верблюдицу. В знак благодарности он сделал ему ответный подарок, а затем спросил: «Ты доволен?» Мужчина ответил: «Нет». Он подарил ему еще кое-что и снова спросил: «Ты доволен?» Мужчина ответил: «Нет». Он подарил ему еще кое-что и опять спросил: «Теперь ты доволен?» Мужчина ответил: «Да». Этот хадис передал Ахмад, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

926. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вещи, отданные в пожизненное пользование, принадлежат тому, кому они дарованы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Берегите свое имущество для себя и не расточительствуйте, ибо если кто-нибудь отдает свое имущество на пожизненное пользование, то оно становится собственностью нового хозяина не только при его жизни, но и после смерти, потому что переходит к его потомкам».

В одной из версий Муслима также сообщается, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил отдавать вещи на пожизненное пользование и говорить: “Отныне это принадлежит тебе и твоим потомкам”. Если же хозяин вещи говорит: “Это будет принадлежать тебе до тех пор, пока ты жив”, – то после его смерти вещь должна быть возвращена».

А в версии Абу Давуда и ан-Насаи говорится: «Не заключайте соглашений, по которым вещь станет собственностью того, кто проживет дольше, и не отдавайте вещи в пожизненное пользование. А если какая-нибудь вещь попадет к вам на этих условиях, то она перейдет к вашим наследникам».

927. Передают, что ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды я подарил одному из сподвижников породистого скакуна, но он плохо смотрел за конем, и я решил, что он продаст его мне по низкой цене. Когда же я спросил об этом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Не покупай его и не возвращайся к своему пожертвованию, потому что тот, кто берет назад свое пожертвование, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в одной из его версий говорится: «Не покупай его, даже если он продаст его тебе за один дирхем, потому что тот, кто берет назад свое пожертвование, уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине».

928. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга». Этот хадис передал аль-Бухари в сборнике «аль-Адаб аль-Муфрад», а также Абу Йа‘ла с хорошей цепочкой рассказчиков.

929. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте друг другу подарки, потому что подарок изгоняет из сердец затаенную вражду». Этот хадис передал аль-Баззар со слабой цепочкой рассказчиков.

930. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О мусульманки! Делайте подарки своим соседям и не пренебрегайте даже бараньим копытом». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

931. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который сделал подарок, имеет на него больше прав до тех пор, пока ему не подарят что-нибудь взамен». Этот хадис передал аль-Хаким, и он же назвал его достоверным. В другом хадисе Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, передал эти же слова от имени своего отца.

 

Глава 19. Находка.

932. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прошел мимо фиников, которые лежали на дороге, и сказал: «Если бы я не опасался того, что это окажется пожертвованием, то непременно съел бы их». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

933. Передают, что Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел некий муж и спросил, как следует поступить с найденной вещью. Он сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему; если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Мужчина спросил: «А как следует поступить с заблудившейся овцой?» Он сказал: «Она может достаться тебе, твоему брату или волку». Затем мужчина спросил: «А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?» Он сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

934. Передают, что Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто присвоил найденную вещь, сам попал в заблуждение и пребудет в нем до тех пор, пока не объявит о находке». Этот хадис передал Муслим.

935. Передают, что ‘Ийад ибн Химар, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, тот должен призвать в свидетели двух справедливых мужей и запомнить, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он должен знать, что у владельца больше прав на нее. Если же он не объявится, то любое добро все равно принадлежит Аллаху, который одаряет им, кого пожелает». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд и Ибн Хиббан назвали его достоверным.

936. Передают, что ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Усман ат-Тейми, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил подбирать то, что потерял паломник. Этот хадис передал Муслим.

937. Передают, что аль-Микдам ибн Ма‘дикариб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла и присваивать имущество, утерянное неверным, с которым было подписано мирное соглашение, если только нашедший его не нуждается в нем». Этот хадис передал Абу Давуд.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.004 с.)