ТОП 10:

Глава 11. Намаз путешественника и больного.



 

418. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Вначале мусульманам было предписано совершать намаз из двух рак‘атов. Затем такой намаз стал предписан только путешественникам, а намаз тех, кто живет на постоянном месте, был дополнен». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «Затем он совершил хиджру (переселение на пути Аллаха), и обязательный намаз стал состоять из четырех рак‘атов. А намаз во время путешествия так и остался неизмененным».

В версии имама Ахмада также говорится: «…кроме закатного намаза, который является дневным намазом из нечетного числа рак‘атов, и кроме рассветного намаза, в котором следует подольше читать Коран».

419. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала, что во время путешествия Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда сокращал намаз, а иногда совершал его полностью; иногда постился, а иногда разговлялся. Этот хадис передал ад-Даракутни, и рассказчики хадиса заслуживают доверия, но несмотря на это хадис имеет скрытые недостатки. Хорошо известно, что таким образом поступала сама ‘Аиша, которая говорила: «Это не составляет для меня труда». Этот хадис передал аль-Бейхаки.

420. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах любит, когда люди пользуются дозволенным, и не любит, когда они ослушаются Его». Этот хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма и Ибн Хиббан назвали его достоверным. В одной из версий хадиса говорится: «…и любит, когда они выполняют обязательные предписания».

421. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездку за три мили или три фарсаха, он совершал намаз из двух рак‘атов». Этот хадис передал Муслим.

422. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

423-425. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «В год завоевания Мекки Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришлось провести в ней девятнадцать дней, в течение которых он сокращал свои намазы». Этот хадис передал аль-Бухари. В различных версиях хадиса, переданных Абу Давудом, говорится, что это продолжалось семнадцать и пятнадцать дней.

Абу Давуд также передал хадис ‘Имрана ибн Хусайна, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором говорится о восемнадцати днях.

Он же передал хадис Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, провел в Табуке двадцать дней, в течение которых он сокращал свои намазы. Рассказчики этого хадиса заслуживают доверия, но происхождение его запутано.

426. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поездку до того, как солнце миновало зенит, то он откладывал полуденный намаз до наступления времени послеполуденного намаза, а затем делал привал и совершал оба намаза вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденный намаз, а затем отправлялся в путь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем отправлялся в путь». Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверная.

В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершал вместе полуденный и послеполуденный намазы, а затем уже продолжал свой путь».

427. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Мы отправились в поход на Табук вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал полуденный и послеполуденный намазы вместе». Этот хадис передал Муслим.

428. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сокращайте намаз, если вы отправляетесь в поездку на расстояние короче трех баридов, которое равно расстоянию от Мекки до ‘Усфана». Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков. Согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, что подтверждается версией Ибн Хузеймы.

429. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшими из моих последователей являются те, которые, совершив грех, просят прощения, а выйдя в путешествие, сокращают намазы и разговляются». Этот хадис передал ат-Табарани в сборнике «аль-Аусат» со слабой цепочкой рассказчиков. А аль-Бейхаки передал его в сокращенной форме со слов Са‘ида ибн аль-Мусайаба и назвал хадис отосланным.

430. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что страдал от геморроя и спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, как ему следует совершать намаз. Он сказал: «Совершай намаз стоя, но если ты не в состоянии сделать этого, то совершай его сидя. Если ты не в состоянии сделать даже это, то совершай его лежа на боку». Этот хадис передал аль-Бухари.

431. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел больного человека, который совершал намаз на подушке. Он отбросил ее в сторону и сказал: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона». Этот хадис передал аль-Бейхаки, и Абу Хатим назвал его прерванным.

432. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что видела, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз сидя, скрестив ноги. Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

 

Глава 12. Пятничный намаз.

 

433-434. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар и Абу Хурейра, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что слышали, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоя на доске своей кафедры, сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными намазами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными». Этот хадис передал Муслим.

435. Передают, что Салама ибн аль-Аква‘, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

В версии Муслима говорится: «Мы совершали с ним пятничный намаз, когда солнце миновало зенит, а затем возвращались и пытались найти послеполуденную тень».

436. Передают, что Сахль ибн Са‘д, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничного намаза». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. В одной из версий хадиса также говорится: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха…»

437. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоял во время пятничной проповеди, прибыл караван из Сирии. Люди устремились навстречу ему, и в мечети осталось только двенадцать человек. Этот хадис передал Муслим.

438. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто успел хотя бы на один рак‘ат пятничного или любого другого намаза, пусть совершит оставшийся рак‘ат, и тогда его намаз будет завершенным». Этот хадис передали ан-Насаи, Ибн Маджа и ад-Даракутни, и текст хадиса принадлежит последнему. Цепочка рассказчиков хадиса – достоверная, но Абу Хатим назвал его отосланным.

439. Передают, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь стоя, после чего садился, а затем вставал и продолжал читать проповедь стоя. А кто скажет тебе, что он читал проповедь сидя, тот лжет». Этот хадис передал Муслим.

440. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, его глаза становились красными. Он повышал голос и приходил в ярость, словно увещеватель, который обращается к армии со словами: “Враг нападает на вас утром! Враг нападает на вас вечером!” Он говорил: “Итак… Воистину, лучшим повествованием является писание Аллаха, а лучшим руководством – руководство Мухаммада. Самыми скверными делами являются нововведения в религии, и всякая ересь суть заблуждение”». Этот хадис передал Муслим.

В одной из версий хадиса говорится, что он славил и восхвалял Аллаха, после чего читал проповедь и повышал свой голос. А в другой версии сообщается, что он говорил: «Кого Аллах наставил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение. А кого Аллах сбил с пути, того никто не поведет прямым путем».

А в версии ан-Насаи сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «…а всякое заблуждение приводит в ад».

441. Передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, сказал: «Если человек удлиняет намаз и укорачивает проповедь, то это свидетельствует о его глубоком понимании религии». Этот хадис передал Муслим.

442. Передают, что Умм Хишам бинт Хариса, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Я выучила суру “Каф. Клянусь славным Кораном…” со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, благодаря тому, что он читал ее во время каждой пятничной проповеди, стоя на своей кафедре». Этот хадис передал Муслим.

443-444. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто разговаривает, в то время как имам читает пятничную проповедь, тот подобен ослу, навьюченному книгами. А если кто-нибудь велит ему замолчать, то лишится вознаграждения за пятничный намаз». Этот хадис передал Ахмад с неплохой цепочкой рассказчиков. Он объясняет смысл следующего хадиса, переданного со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если ты велишь своему спутнику замолчать, в то время как имам читает пятничную проповедь, то это зачтется тебе как болтовня».

445. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал пятничную проповедь, в мечеть вошел мужчина. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: “Ты совершил намаз?” Он ответил: “Нет!” Тогда он сказал: “Встань и соверши два рак‘ата”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

446-447. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время пятничного намаза читал суры “аль-Джум‘а” и “аль-Мунафикин”. Этот хадис передал Муслим.

Передают также, что ан-Ну‘ман ибн Башир, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время двух праздничных и пятничных намазов читал суры “Славь имя Господа твоего всевышнего…” и “Дошел ли до тебя рассказ о дне покрывающем…” Этот хадис передал Муслим.

448. Передают, что Зейд ибн Аркам, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил праздничный намаз и разрешил не присутствовать на пятничном намазе. Он сказал: “Пусть совершит этот намаз тот, кто захочет”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и Ибн Хузейма назвал его достоверным.

449. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершит пятничный намаз, то пусть после этого совершит еще четыре дополнительных рак‘ата». Этот хадис передал Муслим.

450. Передают, что ас-Саиб ибн Йазид, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Му‘авийа, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал ему: «Если ты совершил пятничный намаз, то не начинай совершать дополнительный намаз до тех пор, пока не заговоришь или не выйдешь из мечети, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам по окончании одного намаза не начинать следующий намаз до тех пор, пока мы не заговорим или не выйдем из мечети». Этот хадис передал Муслим.

451. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если молящийся искупался, затем пришел на пятничный намаз и совершил предписанные ему рак‘аты, затем хранил молчание до тех пор, пока имам не закончил читать проповедь, а затем совершил вместе с ним групповой намаз, то ему будут прощены грехи, которые он совершит до следующей пятницы и еще в течение трех дней». Этот хадис передал Муслим.

452. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о пятнице и сказал: «Есть в этом дне такой час, когда мусульманин, который встанет на намаз и попросит у великого и могучего Аллаха о чем-либо, непременно получит это». Тут он показал рукой, что этот час очень мал. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в версии последнего также говорится: «Это – короткий промежуток времени».

453-455. Передают, что Абу Бурда, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что его отец слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот промежуток времени длится с того момента, как сядет имам, вплоть до завершения намаза». Этот хадис передал Муслим, но ад-Даракутни сказал, что эти слова принадлежат самому Абу Бурде.

В хадисе ‘Абдуллаха ибн Салама, да будет доволен им всевышний Аллах, сообщается, что речь идет о промежутке времени между послеполуденным намазом и закатом солнца. Этот хадис передал Ибн Маджа. Похожий хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи со слов Джабира.

По этому вопросу существует много мнений, более сорока из которых я перечислил в своих комментариях к сборнику хадисов имама аль-Бухари.

456. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «В соответствии с Сунной пятничный намаз совершается в присутствии сорока и более молящихся». Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.

457. Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, каждую пятницу молился о прощении для правоверных мужчин и женщин. Этот хадис передал аль-Баззар со слабой цепочкой рассказчиков.

458. Передают, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время пятничной проповеди читал коранические аяты, увещевая ими людей. Этот хадис передал Абу Давуд, и его суть также передал Муслим.

459. Передают, что Тарик ибн Шихаб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пятничный намаз является обязательным для всех мусульман, кроме четырех: рабов, женщин, детей и больных». Этот хадис передал Абу Давуд, отметив, что Тарик никогда не слышал речей самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако аль-Хаким передал другую версию этого хадиса, в которой сообщается, что Тарик передал слова, услышанные от Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен ими всевышний Аллах.

460. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пятничный намаз необязателен для путешественника». Этот хадис передал ат-Табарани со слабой цепочкой рассказчиков.

461-462. Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усаживался на кафедру, мы поворачивались к нему лицом». Этот хадис передал ат-Тирмизи со слабой цепочкой рассказчиков. Однако он усиливается хадисом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказанным со слов аль-Бара ибн Малика и переданным Ибн Хузеймой.

463. Передают, что аль-Хакам ибн Хазн, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Мы присутствовали на пятничном намазе вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он стоял, опираясь на посох или лук». Этот хадис передал Абу Давуд.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.016 с.)