Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска делинквентного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска делинквентного поведения



 

Подростковый возраст является одним из самых долгих, сложных и ответственных периодов в жизни ребенка, который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Четких хронологических рамок подросткового периода как в зарубежной, так и в отечественной психологической литературе нет. Например, Л.С. Выгодский считает, что подростковый возраст длится с 14 до 18 лет, Э.Эриксон отводит подростковому возрасту период с 15 по 20 лет, Л.Ф. Обухова считает, что подростковый возраст охватывает собой период от 11 до 20 лет, а А.М. Прихожан указывает, что этот период длится с 10-11 до 16-17 лет [22, 261]. Несмотря на это, ученые сходятся во мнении, что подростковый возраст является промежуточным периодом развития между детством и взрослостью, выражающимся в интенсивном личностном развитии ребенка.

Переход ребенка в подростковый возраст сопровождается сменой социальной ситуации развития [31, 94]. Теперь определяющей манерой поведения подростка становится стремление стать взрослым. Происходит отмирание прежней системы интересов и зарождение новых более глубоких и широких интересов – у подростка развивается интерес к собственным переживаниям и переживанием окружающих. Поведенчески обращенность подростка в будущее выражается в снижении работоспособности, ухудшении успеваемости, в грубости и повышенной раздражительности, в недовольстве самим собой и беспокойстве, в желании отстоять свою независимость, самостоятельность, приобрести право голоса. Внутренне эта обращенность выражается в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.

Ведущим видом деятельности в этот период становится общение со сверстниками, в котором происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права [5, 73].

В подростковом возрасте формируется новый уровень самосознания – Я-концепция [22, 265]. Это новообразование характеризуется появлением у подростка потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Возрастные психологи выделяют специфическую форму эгоцентризма подросткового возраста, которая связанна с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Компонентами подросткового эгоцентризма являются феномен воображаемой аудитории и личный миф [28, 26]. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении подростка, что он как бы все время находится на сцене и его постоянно окружают некие зрители, озабоченные оценкой его поведения, внешности, образа мыслей и чувств. Личный миф – это вера подростка в уникальность собственных чувств и ощущений, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Подростковый возраст так же является периодом интенсивных физиологических изменений. Изменение пропорций собственного тела и его функций привлекает повышенное внимание подростка к своему телу. Появляется выраженный интерес к своей внешности, чувствительность к малейшим признакам несоответствия тому представлению о «норме», которая сложилась у данного подростка, проявляется склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки. Биологическое созревание, гормональная перестройка выражает окончательную половую идентификацию подростков - усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности, закрепляются особенности восприятия, интеллектуальной направленности, личностных установок, эмоциональной сферы, отличающие подростков-девочек от подростков-мальчиков.

Специфическими характеристиками подросткового возраста так же являются особые поведенческие реакции, которые при определенных условиях могут выступать фактором риска в отношении развития делинквентного поведения. Понятие «подростковые реакции» в психологическую литературу введено психиатром А. Е. Личко. Он выделил шесть видов реакции – реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения («хобби-реакция»), реакция компенсации и гиперкомпенсации, реакция имитации и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением [21, 27].

Реакция эмансипации означает борьбу ребенка за свою независимость, самостоятельность, самоутверждение и выражается в стремлении подростка освободиться от контроля и опеки старших - подросток начинает поступать «по-своему», демонстрирует свою самостоятельность. Крайними проявлениями реакции эмансипации является отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона. Поэтому такая реакция может стать причиной совершения подростком асоциальных действий, которые лежат в основе делинквентного поведения. Например, стремление подростка показаться взрослым может выражаться в употреблении ПАВ, в совершении мелких административных проступков.

Группирование со сверстниками рассматривается как стремление подростка принадлежать к какой-либо группе сверстников, в которой устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков. Опасность заключается в том, что подросток может попасть в криминогенную среду и начать самостоятельно совершать преступные действия, объясняя свое поведение причастностью к данной группе.

Реакция увлечения («хобби-реакция») выражается в различных увлечениях и хобби, имеющих как устойчивый, так и нестойкий характер. А.Е. Личко выделяет интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, моделирование, занятия аквариумистикой, разведение певчих птиц, голубей, и т. д.), телесно-мануальные (спортивные занятия, желание укрепить свою силу и выносливость и т.д.), лидерские (поиск ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других), накопительские (коллекционирование во всех его видах), эгоцентрические увлечения (разнообразные занятия, которые могут привлечь внимание окружающих), азартные увлечения (игра в карты, различные тотализаторы) и информативно-коммуникативные увлечения (сплетни, пустая болтовня, получение легкой информации). Такие увлечения как лидерские, эгоцентрические и азартные могут стать причиной вовлечения подростка в криминогенную среду, например, желание привлечь внимание окружающих может реализоваться в совершении ребенком не принятых, выходящих за рамки нормального поведения, действий.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются в уси­лении тех личностных проявлений и возникновении та­ких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности подростка или являются средством «пси­хологической защиты» подростка от переживаний соб­ственной неполноценности, связанных с сознанием ка­кого-либо физического или психического недостатка.

Реакция имитации проявляется в подражании подростком авторитетному для него лицу. Зачастую такими лицами могут стать навязываемые СМИ образы привлекательных персонажей, которые на деле могут совершать асоциальные поступки. Одной из форм имитации является отрицательная имитация, которая выражается в поведении подростка, прямо противоположном навязываемой модели (например, формирование позиции убежденного трезвенника у подростка в семье алкоголиков).

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Особенностью подростковой сексуальности является её экспериментальный характер – открывая свои сексуальные способности, подростки с разных сторон исследуют их. К таким реакциям относят онанизм, раннюю половую жизнь, подростковую проституцию и др.

Помимо прочего, ряд ученых (Симатова О.Б., Ялтонский В.М, Шипицина Л.М.) среди подростковых поведенческих реакций выделяют реакцию оппозиции. Реакция оппозиции или протеста обладает непостоянным и переходящим характером, имеющим избирательную направленность. Другими словами возникает в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Эта реакция может способствовать вовлечению подростка в криминальную среду – в знак протеста ребенок может начать совершать действия, которые запрещались взрослыми (например, употреблять ПАВ, общаться с «плохой компанией»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.005 с.)