Особенности копинг-стратегий подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности копинг-стратегий подростков



 

Подростковый возраст выступает периодом, когда ребенок интегрируется в общество как потенциальный взрослый, когда он рассматривает окружающую его среду как дорогу в самостоятельную жизнь. В этот период происходит активное обучение применения разнообразных шаблонов поведения и защитных механизмов, применяемых в трудных ситуациях.

Изучением ситуаций, встречающихся в обычной жизни подростков и так или иначе вызывающих стрессовое состояние, занималась Е.Н. Туманова. Среди стрессовых возбудителей, на которые впоследствии у подростков возникает реакция совладания, она выделяет семейные отношения (ссоры в семье, детско-родительские конфликты), конфликтные взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимыми взрослыми (конфликт с учителем, с тренером), учебная деятельность (систематическая неуспеваемость, неудачи в контрольных работах), здоровье (болезни, травмы) [32, 41].

Не смотря на то, что подростковый возраст характеризуется стремлением ребенка к свободе, стремлением к самостоятельному решению задач и вопросов, наблюдается высокое применение подростками копинг-стратегий, направленных на поиск социальной поддержки и одобрения со стороны взрослого [18, 329]. Исследования Д. Шек показали, что роль эмоциональной социальной поддержки для ребенка усиливается по мере нарастания трудности стрессовой ситуации, найденная поддержка смягчает воздействие стресса на организм ребенка, сохраняет его здоровье и благополучие, при этом способствуя дальнейшему развитию совладающего поведения [24, 702]. Так, находясь в условиях семейного конфликта, подросток может искать поддержки со стороны значимых взрослых, которыми могут стать, например, учитель или тренер.

Так же, согласно Е.А. Сабировой и И.Ф. Сибабулиной, одной из специфических черт копинг-стратегий подростков является направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей [26, 101]. Такая стратегия свидетельствует об инфантилизме, нежелании ребенка принимать ответственность на свои плечи и активно решать проблему, эта стратегия имеет пассивный характер и выбирается подростком как наименьший путь сопротивления.

М.В. Кондратьевой была установлена взаимосвязь между успешностью ребенка в учебной среде либо ученической среде и применяемыми копинг-стратегиями [28, 287]. Она определила, что подростки с хорошей успеваемостью с высокой выраженностью применяют копинг-стратегии, направленные на активное разрешение проблем, и с меньшей выраженностью применяют стратегии поиска социальной поддержки. У подростков со средней успеваемостью ведущую роль занимают стратегии поиска социальной поддержки, менее часто выражено применение стратегий активного преодоления трудностей и низко выражены стратегии избегания. У подростков же с худшей успеваемостью наиболее всего выражена стратегия избегания. М.В. Кондратьева объясняет это тем, что не успешным ученикам мешают хорошо учиться внутренние травмы и барьеры, вследствие чего они выбирают для себя наиболее адекватный и легкий способ решения проблемы – уход.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский разработали теоретические модели копинг-поведения подростков [24, 703].

Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения характеризуется сбалансированным использованием соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают следующие личностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки.

Модель пассивного, дисфункционального копинг-поведения характеризуется преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг-стратегий, не соответствующих возрасту. В качестве ведущей используется копинг-стратегия «избегание». Преобладает мотивация избегания неудачи. Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля. Относительно высокая чувствительность к отвержению.

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения предполагает развитие двух полярных (позитивного и негативного) вариантов копинг-поведения, имеющих различную эффективность взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Характеризуется неустойчивой, негативной, искаженной Я-концепцией, неравномерно распределяемым низким уровнем восприятия социальной поддержки, отсутствием расхождения между реальными и идеальными компонентами самооценки.

 

Выводы по первой главе

 

Понятие «делинквентное поведение» является относительно новой категорией в русле современных социальных наук. Первые работы о делинквенции относятся к XIX веку и принадлежат Э. Дюркгейму, который в теории аномии уделил особое внимание противоправному, противозаконному поведению и определил его как отклоняющееся от нормы антиобщественное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Следующие масштабные исследования делинквентного поведения относятся к 50-м годам XX века. В это время появляется теория делинквентных субкультур А. Коэна, которая официально вводит в науку термин «делинквентное поведение». Р. Мертон в исследовательских работах дает свое определение делинквентному поведению, понимая его как вид противоправного поведения, сущность которого состоит в стремлении «выброшенного» из общества человека к доходу, потреблению и успеху, которых он не может достичь законным путем. В русле теории стигмации Г.Беккер под делинквентами понимает людей, совершающие криминальные действия разного характера.

Изучив взгляды зарубежных ученых на делинквентное поведение, мы можем определить, что они рассматривают делинквентность как одну из форм девиантного поведения, отличающуюся нарушением норм права.

Отечественные работы по изучению делинквентного поведения появляются в 50-х годах XX века. Анализ этих работ показывает нам, что в отечественной науке нет единого понимания понятия «делинквентность». А.Е. Личко, Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев понимают делинквентное поведение как незначительные противоправные действия, не нарушающее норм уголовного права. В то время как А.В. Хомич, Г.А. Кривонос, В.В. Королев определяют делинквентное поведение как поведение преступное, за которое предусмотрено уголовное наказание. Е.В. Змановская объединяет эти две точки зрения и говорит, что делинквентное поведение связывается не только с проступками и преступлениями, а с правонарушениями вообще.

Сегодня за рубежом понятие «делинквентное поведение» применяется по отношению к несовершеннолетним, совершающим противоправные действия. А в России большинством авторов делинквентное поведение принимается как асоциальное противоправное поведение, не заходящее за рамки преступного, и проявляется в нарушении административных, дисциплинарных и уголовных норм.

Делинквентное поведение неразрывно связано с копингом, копинг-поведением и копинг-стратегиями. Эти понятия тесно взаимосвязаны и определяют собой совладание человека с фрустрирующими для него событиями.

Впервые упоминания копинга относятся к середине XX века и связаны с именем Л.Мерфи, которая понимала под копингом стремление индивида решить определенную возникшую перед ним проблему, а под копинг-поведением адаптивное поведение личности, направленное на решение этой проблемы.

Дальнейшее изучение копинг-поведения можно рассматривать в русле трех подходов. Первый подход представлен психологами неопсихоаналитического направления, разграничивающими копинга и механизмов психологической защиты и понимающих копинг как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита же очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. Второй подход раскрыт в работах A.G. Billings и R.H.Moos, которые рассматривают копинг как относительно постоянную предрасположенность (черту личности) отвечать на стрессовые события определенным образом. В русле этого подхода выделяется три вида механизмов совладания с ситуаций, которые рассматриваются как копинг-стратегии. Копинг-стратегии первого вида нацелены на оценку и преодоление стресса, копинг-стратегии второго вида направлены на совладание со стрессом, копинг-стратегии третьего вида нацелены на эмоции. Наиболее раскрытым считается третий подход, представленный работами R.S. Lazarus и S. Folkman, которые понимают под копингом стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. В работах R.S. Lazarus и S. Folkman представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Особое внимание авторы уделили изучению копинг-стратегий, которые понимаются ими как реакция личности на возникающую опасность с целью её преодоления. Ими было выделено четыре группы копинг-стратегий, которые отличаются проблемно-ориентированной или эмоционально-ориентированной направленностью. Помимо прочего существуют другие классификации копинг-стратегий, например классификации П. Тойса, К. Гравер.

Наиболее подвержен влиянию делинквентной среды человек в подростковом возрасте, который для человека выступает кризисным периодом, характеризующимся значительным прорывом подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неконтролируемых импульсов, что способствует утрате чувства безопасности и комфорта, нарушению внутреннего равновесия, возрастанию тревожности и усилению бессознательных страхов. Это создает опасность выбора преступной линии поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено в связи с происходящими в них изменениями и сложными процессами становления.

Особыми характеристиками подросткового возраста являются поведенческие реакции, которые в отечественную психологическую науку ввел психиатр А.Е. Личко. Он выделяет шесть видов подростковых поведенческих реакций (реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения («хобби-реакция»), реакция компенсации и гиперкомпенсации, реакция имитации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением). Также психологами выделяется ещё и реакция оппозиции. Каждая из этих реакций при определенных условиях может стать отправной точкой подростка в делинквентную среду.

В жизни подростка возникают различные стрессогенные и травмирующие события, например, трудности в семье, в общении со сверстниками, в отношении со значимыми взрослыми, в учебной деятельности, в физическом здоровье. Тяжелые для ребенка события вызывают защитную реакцию совладания, которая проявляется в виде копинг-стратегий. Копинг-стратегии подростков имеют свои специфические возрастные особенности, например, поиск социальной поддержки, направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей, направленность на активное решение проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.01 с.)