Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II Глава. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Цель исследования: изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике. 2. Выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью методики диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э.В. Леус. 3. Изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. 4. Сделать соответствующие обобщения и выводы. Исследовательская база. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1». Выборку составили 32 подростка, обучающихся в 9 классах, в возрасте 14-15 лет (средний возраст составил 14,6 лет), из них 17 – юноши и 15 – девушки. Все подростки имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательных условий. 2.1. Методы исследования На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались опросник склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма. Опросник СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орла является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Данный опросник предлагается в двух вариантах, женском и мужском. Каждый из вариантов представляет собой ряд утверждений (мужской вариант 97 утверждений, женский вариант - 107), выразить согласие или несогласие с которым предлагается испытуемому. Для выявления склонности к какому-либо виду отклоняющегося поведения, обработка теста производится по семи шкалам. Для мужского варианта установлены следующие шкалы: шкала установки на социально-желательные ответы, шкала склонности к нарушению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению. В женском варианте к указанным шкалам добавляется шкала принятия женской социальной роли. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Данный способ представляет собой ряд предложений, состоящий из 29 утверждений, разбитых на 3 блока. В первом блоке (10 утверждений) оцениваются когнитивные копинг-стратегии, во втором блоке (8 утверждений) оцениваются эмоциональные копинг-стратегии и в третьем блоке (8 утверждений) оцениваются поведенческие копинг-стратегии. Испытуемым предлагается вспомнить, каким образом они чаще всего разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения и обвести кружком тот номер утверждения, который им подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого испытуемые разрешают свои трудности. В анализе результатов используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.
Результаты исследования Результаты, полученные с помощью о просника СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орла, приведены на рис.1., рис.2. Рис.1. Склонность подростков к делинквентному поведению Рис.2. Подростки с выраженной склонностью к делинквентному поведению Результаты, полученные с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма, приведены на рис.3, рис. 4, рис.5. Рис.3. Когнитивные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением Рис. 4. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением Рис.5. Поведенческие копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением Результаты изучения копинг-стратегий подростков, у которых выражена склонность к делинквентному поведению, преставлена на рис. 6, рис. 7, рис.8. Рис. 6. Когнитивные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению Рис.7. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению Рис.8. Поведенческие копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению Таким образом, мы видим, что клпинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению в определенных случаях имеют специфические отличия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.) |