II Глава. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II Глава. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению



Цель исследования: изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике.

2. Выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью методики диагностики девиантного поведения несовершеннолетних Э.В. Леус.

3. Изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

4. Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Исследовательская база. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1». Выборку составили 32 подростка, обучающихся в 9 классах, в возрасте 14-15 лет (средний возраст составил 14,6 лет), из них 17 – юноши и 15 – девушки. Все подростки имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательных условий.

2.1. Методы исследования

На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались опросник склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма.

Опросник СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орла является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Данный опросник предлагается в двух вариантах, женском и мужском. Каждый из вариантов представляет собой ряд утверждений (мужской вариант 97 утверждений, женский вариант - 107), выразить согласие или несогласие с которым предлагается испытуемому.

Для выявления склонности к какому-либо виду отклоняющегося поведения, обработка теста производится по семи шкалам. Для мужского варианта установлены следующие шкалы: шкала установки на социально-желательные ответы, шкала склонности к нарушению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению. В женском варианте к указанным шкалам добавляется шкала принятия женской социальной роли.

Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом.

Данный способ представляет собой ряд предложений, состоящий из 29 утверждений, разбитых на 3 блока. В первом блоке (10 утверждений) оцениваются когнитивные копинг-стратегии, во втором блоке (8 утверждений) оцениваются эмоциональные копинг-стратегии и в третьем блоке (8 утверждений) оцениваются поведенческие копинг-стратегии.

Испытуемым предлагается вспомнить, каким образом они чаще всего разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения и обвести кружком тот номер утверждения, который им подходит. В каждом разделе утверждений необходимо выбрать только один вариант, при помощи которого испытуемые разрешают свои трудности.

В анализе результатов используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение, как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.

 

 

 

Результаты исследования

Результаты, полученные с помощью о просника СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орла, приведены на рис.1., рис.2.

Рис.1. Склонность подростков к делинквентному поведению

Рис.2. Подростки с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Результаты, полученные с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма, приведены на рис.3, рис. 4, рис.5.

Рис.3. Когнитивные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Рис. 4. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Рис.5. Поведенческие копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Результаты изучения копинг-стратегий подростков, у которых выражена склонность к делинквентному поведению, преставлена на рис. 6, рис. 7, рис.8.

Рис. 6. Когнитивные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Рис.7. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Рис.8. Поведенческие копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Таким образом, мы видим, что клпинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению в определенных случаях имеют специфические отличия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.)