Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению



КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Изучение копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению

 

 

Выполнил: ст.гр. ПЛО-13

Коваленко А.Н.

Научный руководитель:

к. психол. н., доцент кафедры

психологии образования

О.Б. Симатова

 

Чита-2016

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению.. 8

1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности 8

1.2. Копинг-стратегии как психологический феномен. 12

1.3.Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска делинквентного поведения. 17

1.4. Особенности копинг-стратегий подростков. 22

Выводы по первой главе. 25

II Глава. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.. 29

2.1. Методы исследования. 30

2.2. Результаты исследования. 32

2.3. Обсуждение результатов исследования. 36

Выводы по второй главе. 38

Заключение. 39

Список литературы.. 41

 

 

Введение

Актуальная проблема в психологии, в контексте которой проводилось исследование. Исследование проводилось в контексте проблемы копинг-поведения.

Копинг-поведение – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности [5, 17]. Основной категорией копинг-поведения выступают копинг-стратегии. Копинг-стартегии – это собирательное понятие, которое объединяет различные способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией [23, 21].

В нашем исследовании рассматривается проблема особенностей копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, и копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, в аспекте ситуационного подхода, который понимает копинг-стратегии как динамический процесс, и определяет их как совокупность когнитивных и поведенческих усилий личности, направленных на снижение влияния стресса.

Делинквентное поведение - это поступки и действия конкретного лица, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, которые угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях уголовно наказуемы [11, 203].

Изучением проблемы копинг-стратегий занимались как зарубежные исследователи: A. Billings, S. Folkman, N. Haan, R.C. Kessler, R.S. Lazarus, R.H. Moss и др., так и отечественные ученые: Л.И. Анциферова, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Р. М. Грановская, А.В. Либина, А.М. Матюшкин, С.К. Нартова-Бочавер, М.А. Одинцова, С.Б. Семичев и др.

Изучением делинквентного поведения занимались такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, А. Коэн, а так же такие отечественные психологи как А.Е. Личко, В.Н. Иванов, А.В. Хомич, А.И. Кравченко, В.В. Ковалев.

В исследовании рассмотрены труды по изучению психо-возрастных особенностей подросткового возраста. Они представлены в работах Л.С. Выгодского, А.Е. Личко, В.С. Мухиной О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной.

Актуальность исследования.

Современное российское общество волнует ряд проблем, одной из которых выступает криминогенность подростковой среды. Многие годы государство различными средствами и способами пытается снизить уровень делинкветности несовершеннолетних к минимуму. В современной психологии любой тип дезадаптивного поведения, в том числе и делинквентное поведение, рассматривается в контексте теории копинг-поведения как сниженная способность справляться со стрессом. Исходя из этого, на наш взгляд, одним из эффективных методов предотвращения подростковой преступности может служить правильно организованный педагогический процесс, основанный на выявлении у рёбенка склонности к делинкветному поведению на ранней стадии и формирование у него правопорядочного мировозрения через преодоление защитных копинг-стратегий.

Таким образом, широкая распространенность делинквентного поведения среди молодёжи, омоложение контингента делинквентов, а так же низкая эффективность профилактических и коррекционных мероприятий в этом направлении делают проблему делинквентного поведения высоко актуальной и социально значимой.

Противоречие: известно, что копинг-стратегии личности могут препятствовать положительной коррекции личностных черт и поведения конкретного человека. Преодоление защитных копинг-стратегий и развитие других более адекватных реакций на стрессовые события помогают человеку усвоить социальные нормы и найти себе место в обществе. При этом изучение и коррекция копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, на практике осуществляется недостаточно.

Цель: изучить особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Объект исследования: копинг-поведение.

Предмет исследования: продуктивность и характер копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Гипотеза: известно, что копинг-стратегии являются результатом развития личности в целом и находят своё проявление в её поведении. В связи с этим, можно предположить, что копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению, будут характеризоваться недостаточной продуктивностью и ограниченностью репертуара.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике.

2. Выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью опросника А.Н.Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению).

3. Изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

4. Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой данного исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определённый научный смысл только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от неё (Леонтьев А.Н.), (Рубинштейн Л.С.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С.); дихотомический принцип, когда копинг-стратегии направлены на решение проблемы или изменения отношения к ней; принципы бихевиоризма; учения Выготского Л.С. (переживание как «единица анализа среды»).

В исследовании нами были рассмотрены работы зарубежных (Беккер С., Дюркгейм Э., Метрон Р., Коэн А.) и отечественных (Гилинский Я.И., Иванов В.Н., Ковалев В.В., Кравченко А.И., Личко А.Е., Хомич А.В.) авторов, посвященные исследованию феномена делинквентного поведения.

Также были рассмотрены работы отечественных психологов Л.С. Выгодский, А.Е. Личко, В.С. Мухиной, О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной, которые описали особенности подросткового возраста.

Изучены труды таких зарубежных ученых как R.S. Lazarus, А. Маслоу, S. Folkman, Н. Хаан, и таких отечественных исследователей как Е.Н. Туманова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтовский, посвященные изучению особенностей копин-стратегий. Ими были выделены основные подходы к пониманию данного понятия; механизмы защиты; классификации типов стратегий совладающего поведения; способы совладания со стрессовой ситуацией и т.д.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в два этапа. На подготовительном этапе применялся метод теоретического анализа литературы, а так же осуществлялся подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялись опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Исследовательская база. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1». Выборку составили 32 подростка, обучающихся в 9 классах, в возрасте 14-15 лет (средний возраст составил 14,6 лет), из них 17 – юноши и 15 – девушки. Все подростки имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательных условий.

Элементы научной новизны. Научная новизна исследования состоитв том,что была предпринята попытка определить особенности копинг-стратегий у подростков, склонных к делинквентному поведению. Исследование впервые проводилось на данной выборке испытуемых.

Теоретическая значимость исследования. С остоит в обобщении и систематизации данных научной литературы по проблеме копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Практическая значимость исследования. Данное исследование может быть использовано в составлении психологических программ для коррекции поведения подростков, склонных к делинквентному поведению.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Понятие «делинквентное поведение» является относительно новой категорией в русле современных социальных наук. Первые работы о делинквенции относятся к XIX веку и принадлежат Э. Дюркгейму, который в теории аномии уделил особое внимание противоправному, противозаконному поведению и определил его как отклоняющееся от нормы антиобщественное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Следующие масштабные исследования делинквентного поведения относятся к 50-м годам XX века. В это время появляется теория делинквентных субкультур А. Коэна, которая официально вводит в науку термин «делинквентное поведение». Р. Мертон в исследовательских работах дает свое определение делинквентному поведению, понимая его как вид противоправного поведения, сущность которого состоит в стремлении «выброшенного» из общества человека к доходу, потреблению и успеху, которых он не может достичь законным путем. В русле теории стигмации Г.Беккер под делинквентами понимает людей, совершающие криминальные действия разного характера.

Изучив взгляды зарубежных ученых на делинквентное поведение, мы можем определить, что они рассматривают делинквентность как одну из форм девиантного поведения, отличающуюся нарушением норм права.

Отечественные работы по изучению делинквентного поведения появляются в 50-х годах XX века. Анализ этих работ показывает нам, что в отечественной науке нет единого понимания понятия «делинквентность». А.Е. Личко, Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев понимают делинквентное поведение как незначительные противоправные действия, не нарушающее норм уголовного права. В то время как А.В. Хомич, Г.А. Кривонос, В.В. Королев определяют делинквентное поведение как поведение преступное, за которое предусмотрено уголовное наказание. Е.В. Змановская объединяет эти две точки зрения и говорит, что делинквентное поведение связывается не только с проступками и преступлениями, а с правонарушениями вообще.

Сегодня за рубежом понятие «делинквентное поведение» применяется по отношению к несовершеннолетним, совершающим противоправные действия. А в России большинством авторов делинквентное поведение принимается как асоциальное противоправное поведение, не заходящее за рамки преступного, и проявляется в нарушении административных, дисциплинарных и уголовных норм.

Делинквентное поведение неразрывно связано с копингом, копинг-поведением и копинг-стратегиями. Эти понятия тесно взаимосвязаны и определяют собой совладание человека с фрустрирующими для него событиями.

Впервые упоминания копинга относятся к середине XX века и связаны с именем Л.Мерфи, которая понимала под копингом стремление индивида решить определенную возникшую перед ним проблему, а под копинг-поведением адаптивное поведение личности, направленное на решение этой проблемы.

Дальнейшее изучение копинг-поведения можно рассматривать в русле трех подходов. Первый подход представлен психологами неопсихоаналитического направления, разграничивающими копинга и механизмов психологической защиты и понимающих копинг как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита же очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. Второй подход раскрыт в работах A.G. Billings и R.H.Moos, которые рассматривают копинг как относительно постоянную предрасположенность (черту личности) отвечать на стрессовые события определенным образом. В русле этого подхода выделяется три вида механизмов совладания с ситуаций, которые рассматриваются как копинг-стратегии. Копинг-стратегии первого вида нацелены на оценку и преодоление стресса, копинг-стратегии второго вида направлены на совладание со стрессом, копинг-стратегии третьего вида нацелены на эмоции. Наиболее раскрытым считается третий подход, представленный работами R.S. Lazarus и S. Folkman, которые понимают под копингом стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. В работах R.S. Lazarus и S. Folkman представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Особое внимание авторы уделили изучению копинг-стратегий, которые понимаются ими как реакция личности на возникающую опасность с целью её преодоления. Ими было выделено четыре группы копинг-стратегий, которые отличаются проблемно-ориентированной или эмоционально-ориентированной направленностью. Помимо прочего существуют другие классификации копинг-стратегий, например классификации П. Тойса, К. Гравер.

Наиболее подвержен влиянию делинквентной среды человек в подростковом возрасте, который для человека выступает кризисным периодом, характеризующимся значительным прорывом подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неконтролируемых импульсов, что способствует утрате чувства безопасности и комфорта, нарушению внутреннего равновесия, возрастанию тревожности и усилению бессознательных страхов. Это создает опасность выбора преступной линии поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено в связи с происходящими в них изменениями и сложными процессами становления.

Особыми характеристиками подросткового возраста являются поведенческие реакции, которые в отечественную психологическую науку ввел психиатр А.Е. Личко. Он выделяет шесть видов подростковых поведенческих реакций (реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения («хобби-реакция»), реакция компенсации и гиперкомпенсации, реакция имитации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением). Также психологами выделяется ещё и реакция оппозиции. Каждая из этих реакций при определенных условиях может стать отправной точкой подростка в делинквентную среду.

В жизни подростка возникают различные стрессогенные и травмирующие события, например, трудности в семье, в общении со сверстниками, в отношении со значимыми взрослыми, в учебной деятельности, в физическом здоровье. Тяжелые для ребенка события вызывают защитную реакцию совладания, которая проявляется в виде копинг-стратегий. Копинг-стратегии подростков имеют свои специфические возрастные особенности, например, поиск социальной поддержки, направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей, направленность на активное решение проблем.

 

Результаты исследования

Результаты, полученные с помощью о просника СОП (склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орла, приведены на рис.1., рис.2.

Рис.1. Склонность подростков к делинквентному поведению

Рис.2. Подростки с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Результаты, полученные с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма, приведены на рис.3, рис. 4, рис.5.

Рис.3. Когнитивные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Рис. 4. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Рис.5. Поведенческие копинг-стратегии подростков с условно-нормативным поведением

Результаты изучения копинг-стратегий подростков, у которых выражена склонность к делинквентному поведению, преставлена на рис. 6, рис. 7, рис.8.

Рис. 6. Когнитивные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Рис.7. Эмоциональные копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Рис.8. Поведенческие копинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению

Таким образом, мы видим, что клпинг-стратегии подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению в определенных случаях имеют специфические отличия.

Выводы по второй главе

Нами было проведено исследование, направленное на изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению. В исследовании приняли участие 32 ученика 9 классов МБОУ «СОШ №1» в возрасте 14-15 лет.

В исследовании использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применись опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

В результате эмпирического исследования нами были достигнуты следующие результаты:

1. По результатам опросника А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) среди 32 испытуемых был выявлен 21 % подросток, имеющий склонность к делинквентному поведению.

2. С помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма мы изучили копинг-стратегии подростков.

3. С помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма мы изучили копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению.

Заключение

В настоящее время является актуальным вопрос изучения копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению. Это определяется насыщенностью социума различными социальными рисками, порождающими нестабильность и стрессогенность как внешней, так и внутренней стороны жизни подростка.

Подростковый возраст для человека является одним из самых долгих, сложных и ответственных периодов, который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В силу эмоциональной нестабильности и общей незрелости личности подростковый период считается самым подверженным к различным видам неблагоприятного влияния социума. Одним из таких влияний выступает делинквентность подростковой среды.

Сегодня в России под делинквентностью понимается поведение личности, которое выходит за рамки устоявшихся в конкретном обществе норм права и которое является уголовно наказуемым в крайних своих проявлениях.

Одной из причин выбора подростками делинквентного пути считается непродуктивность выбора копинг-стратегии – стратегии совладания с критическими ситуациями. В психологии под копинг-стратегиями понимаются

способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией.

В ходе эмпирического исследования, мы установили, что делинквентность подростковой среды действительно является актуальной проблемой, так как из 32 испытуемых выявлено 7 подростков с выраженной склонностью к делинквентному поведению. Так же мы установили, что копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению отличаются от копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, недостаточной продуктивностью.

Таким образом, в результате исследовательской работы мы:

1. Провели теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике.

2. Выявили наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью опросника А.Н.Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению).

3. Изучили копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

4. Сделали соответствующие обобщения и выводы.

 

Список литературы

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. - № 1. – 3-18 с.

2. Антонова Л.Н., Ахренов В.Н., Ткачева Т.Н. Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 32 с – виды делинквенции.

3. Басов М. Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М. – 1975 г. – 327 с.

4. Василюк. Ф. Е. Успешность переживания / Ф. Е. Василюк // Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ. 1984. – 492 с.

5. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 266 с.

6. Гарбер А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – 17-19 с.

7. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993. – 124 с.

8. Гилинский Я.И. «Отклоняющееся поведение» как социальное явление. – Человек и общество. Вып. VII. Л., 1971 – 116 -156-163 с.

9. Грановская. Р.М. Совладание – осознанные защитные стратегии // Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская. И.М. Никольская. - СПб.: Знание. 1999. – 196 с.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912. - 387 с.

11. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 г. – 253 с.

12. Ильин. Е.П. Различия в копинг-стратегиях (преодолевающем поведении) и в использовании защитных механизмов / Е.П. Ильин // Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. 2004. – 491 с.

13. Ковальчук М. А., Тарханова И. Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация; Владос-Пресс, КДУ – Москва, 2013 г. – 286 c.

14. Козлов Н.И.// Делинквентное поведение//Энциклопедия практической психологии//16 марта 2015 года// – 184-187 с.

15. Колесникова Г. И., Котова А. Б., Петрулевич И. А. Девиантное поведение для студентов вузов; Феникс - Москва, 2010 г. – 128 c.

16. Королев В.В. Психиатрия детского возраста – М., 1979 г. – 482 с.

17. Кривонос Г.А., Позднякова У.С. Делинквентное поведение. Делинквенты. Криминальное поведение//Психологическое обозрение// № 12, 2009 г. – 34-39 с.

18. Куликов. Л.В. Преодоление трудных жизненных ситуаций / Л.В. Куликов // Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. - СПб.: Питер. 2004 г. – 325-334 с.

19. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. Лит., 1984 г. – 320 с.

20. Либин Д., Либина А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998 г. - 117 с.

21. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000 г. – 483с.

23. Нартова-Бочавер. С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. –-1997 г. - № 5. – 20-30 с.

24. Онуфриева В. В., Константинова А. С. Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. – 2016. – №6. – 701-709 с.

25. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». – 2009 г. – 319 с.

26. Сибгатуллина. И.Ф.Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами образования / И.Ф. Сибгатуллина. Л.В. Апакова. Л. Д. Зайцева // Прикладная психология. – 2002 г. -№ 5-6. – 98-105 с.

27. Симатова О.Б. Профилактика зависимого поведения у детей: учебно-метод. пособие / Чита: ЗабГГПУ, 2007 г. – 152 с.

28. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. – Бишкек – СПб.,1994. – 320 с.

29. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. – 336 с.

30. Сулейманова С.Т. диссертация на тему: Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе// Пенза – 2006 г. – 193 с.

31. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 406 с.

32. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002 г. – 120 с.

33. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие.Южно-Российский Гуманитарный Институт, Ростов-на-Дону. – 2006 г. – 352 с.

34. Ялтонский. В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: дис. канд. психол. наук: В.М. Ялтонский 19.00.04. – Л.. 1996 г. – 148 с.

35. Folkman. S. An analysis of coping in a middle-age community sample / S. Folkman. R.A. Lasarus // Journal of Health and Social Behavior. - 1980. - Vol. 21. -P. 219-239.

36. Haan. N. Coping and defending. Process of self-environment organization / N. Haan. - New York: Akademic Press. 1977.

37. Lazarus. R.S. Psychological stress and the Coping in Aging / R.S. Lazarus // American Psychologist. - 1983. - Vol. 38. - P. 245-254.

38. Moos. R.H. The crisis of physical illness / R.H. Moos. V.D. Tsu // Coping with physical illness. - N.Y.. 1977. - P. 3-21.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Изучение копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению

 

 

Выполнил: ст.гр. ПЛО-13

Коваленко А.Н.

Научный руководитель:

к. психол. н., доцент кафедры

психологии образования

О.Б. Симатова

 

Чита-2016

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению.. 8

1.1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности 8

1.2. Копинг-стратегии как психологический феномен. 12

1.3.Психологические особенности подросткового возраста как фактор риска делинквентного поведения. 17

1.4. Особенности копинг-стратегий подростков. 22

Выводы по первой главе. 25

II Глава. Изучение копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.. 29

2.1. Методы исследования. 30

2.2. Результаты исследования. 32

2.3. Обсуждение результатов исследования. 36

Выводы по второй главе. 38

Заключение. 39

Список литературы.. 41

 

 

Введение

Актуальная проблема в психологии, в контексте которой проводилось исследование. Исследование проводилось в контексте проблемы копинг-поведения.

Копинг-поведение – это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности [5, 17]. Основной категорией копинг-поведения выступают копинг-стратегии. Копинг-стартегии – это собирательное понятие, которое объединяет различные способы взаимодействия со сложной, стрессовой ситуацией [23, 21].

В нашем исследовании рассматривается проблема особенностей копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, и копинг-стратегий подростков, не имеющих поведенческих проблем, в аспекте ситуационного подхода, который понимает копинг-стратегии как динамический процесс, и определяет их как совокупность когнитивных и поведенческих усилий личности, направленных на снижение влияния стресса.

Делинквентное поведение - это поступки и действия конкретного лица, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, которые угрожают благополучию других людей или социальному порядку и в крайних своих проявлениях уголовно наказуемы [11, 203].

Изучением проблемы копинг-стратегий занимались как зарубежные исследователи: A. Billings, S. Folkman, N. Haan, R.C. Kessler, R.S. Lazarus, R.H. Moss и др., так и отечественные ученые: Л.И. Анциферова, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Р. М. Грановская, А.В. Либина, А.М. Матюшкин, С.К. Нартова-Бочавер, М.А. Одинцова, С.Б. Семичев и др.

Изучением делинквентного поведения занимались такие зарубежные ученые как Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, А. Коэн, а так же такие отечественные психологи как А.Е. Личко, В.Н. Иванов, А.В. Хомич, А.И. Кравченко, В.В. Ковалев.

В исследовании рассмотрены труды по изучению психо-возрастных особенностей подросткового возраста. Они представлены в работах Л.С. Выгодского, А.Е. Личко, В.С. Мухиной О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной.

Актуальность исследования.

Современное российское общество волнует ряд проблем, одной из которых выступает криминогенность подростковой среды. Многие годы государство различными средствами и способами пытается снизить уровень делинкветности несовершеннолетних к минимуму. В современной психологии любой тип дезадаптивного поведения, в том числе и делинквентное поведение, рассматривается в контексте теории копинг-поведения как сниженная способность справляться со стрессом. Исходя из этого, на наш взгляд, одним из эффективных методов предотвращения подростковой преступности может служить правильно организованный педагогический процесс, основанный на выявлении у рёбенка склонности к делинкветному поведению на ранней стадии и формирование у него правопорядочного мировозрения через преодоление защитных копинг-стратегий.

Таким образом, широкая распространенность делинквентного поведения среди молодёжи, омоложение контингента делинквентов, а так же низкая эффективность профилактических и коррекционных мероприятий в этом направлении делают проблему делинквентного поведения высоко актуальной и социально значимой.

Противоречие: известно, что копинг-стратегии личности могут препятствовать положительной коррекции личностных черт и поведения конкретного человека. Преодоление защитных копинг-стратегий и развитие других более адекватных реакций на стрессовые события помогают человеку усвоить социальные нормы и найти себе место в обществе. При этом изучение и коррекция копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению, на практике осуществляется недостаточно.

Цель: изучить особенности копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Объект исследования: копинг-поведение.

Предмет исследования: продуктивность и характер копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Гипотеза: известно, что копинг-стратегии являются результатом развития личности в целом и находят своё проявление в её поведении. В связи с этим, можно предположить, что копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению, будут характеризоваться недостаточной продуктивностью и ограниченностью репертуара.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по заявленной проблематике.

2. Выявить наличие склонности к делинквентному поведению у подростков с помощью опросника А.Н.Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению).

3. Изучить копинг-стратегии подростков, склонных к делинквентному поведению с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

4. Сделать соответствующие обобщения и выводы.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой данного исследования являются теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, состоящий в том, что категория сознания приобретает определённый научный смысл только в соотнесении с категорией деятельности и неотделима от неё (Леонтьев А.Н.), (Рубинштейн Л.С.); принцип детерминизма, сущность которого состоит в раскрытии закономерной и необходимой зависимости психических явлений от вызывающих их факторов (Рубинштейн Л.С.); дихотомический принцип, когда копинг-стратегии направлены на решение проблемы или изменения отношения к ней; принципы бихевиоризма; учения Выготского Л.С. (переживание как «единица анализа среды»).

В исследовании нами были рассмотрены работы зарубежных (Беккер С., Дюркгейм Э., Метрон Р., Коэн А.) и отечественных (Гилинский Я.И., Иванов В.Н., Ковалев В.В., Кравченко А.И., Личко А.Е., Хомич А.В.) авторов, посвященные исследованию феномена делинквентного поведения.

Также были рассмотрены работы отечественных психологов Л.С. Выгодский, А.Е. Личко, В.С. Мухиной, О.Б. Симатовой, Л.М. Шипициной, которые описали особенности подросткового возраста.

Изучены труды таких зарубежных ученых как R.S. Lazarus, А. Маслоу, S. Folkman, Н. Хаан, и таких отечественных исследователей как Е.Н. Туманова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтовский, посвященные изучению особенностей копин-стратегий. Ими были выделены основные подходы к пониманию данного понятия; механизмы защиты; классификации типов стратегий совладающего поведения; способы совладания со стрессовой ситуацией и т.д.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось в два этапа. На подготовительном этапе применялся метод теоретического анализа литературы, а так же осуществлялся подбор методов и методик, отвечающих задачам исследования. На этапе основного исследования использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которого применялись опросник А.Н. Орла «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению) и методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Исследовательская база. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1». Выборку составили 32 подростка, обучающихся в 9 классах, в возрасте 14-15 лет (средний возраст составил 14,6 лет), из них 17 – юноши и 15 – девушки. Все подростки имели примерно одинаковые социальные параметры семьи и образовательных условий.

Элементы научной новизны. Научная новизна исследования состоитв том,что была предпринята попытка определить особенности копинг-стратегий у подростков, склонных к делинквентному поведению. Исследование впервые проводилось на данной выборке испытуемых.

Теоретическая значимость исследования. С остоит в обобщении и систематизации данных научной литературы по проблеме копинг-стратегий подростков, склонных к делинквентному поведению.

Практическая значимость исследования. Данное исследование может быть использовано в составлении психологических программ для коррекции поведения подростков, склонных к делинквентному поведению.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

Глава I. Теоретико-методологические аспекты изучения склонности подростков к делинквентному поведению

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.184.170 (0.125 с.)