Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Копинг-стратегии как психологический феномен
На протяжении сотен лет остаются актуальными вопросы психической природы человека. Реалии современного мира, наполненного всевозможными социальными рисками, побуждают ученых определить, как человек справляется с тяжелыми, фрустрирующими для него ситуациями. В психологической науке решение этой задачи можно найти в изучении копинга, копинг-поведения и копинг-стратегий. Понятия копинг и копинг-поведение являются относительно новой категорией в зарубежной психологии, и до сих пор не сформировалось единого понимания его сущности. Впервые термин «coping» появился в науке 1962 году, когда Л.Мерфи, изучая особенности переживания детьми возрастных кризисов, предположила, что дети для совладания с кризисом используют определенные защитные механизмы, заложенные в структуре личности. Она определила копинг как стремление индивида решить определенную возникшую перед ним проблему [5, 17]. Согласно Л.Мерфи, с одной стороны это стремление является врожденной манерой поведения как рефлекс или инстинкт, а с другой - приобретенной как владение собой, сдержанность и склонность к чему - либо. Следовательно, копинг-поведение психолог определила как адаптивное поведение личности, направленное на решение конкретной проблемы. Сегодня, согласно С.К. Наротовой-Бочавер, в литературе существует три подхода к пониманию копинга и копинг-поведения [23, 21]. Согласно первому подходу, представленному автором неопсихоаналитического направления Н. Хаан, копинг и механизмы защиты – это две различных категории, которые основываются на тождественных эго-процессах, но отличаются полярностью направленности на продуктивную или слабую адаптацию. Поиск и осуществление личностью адаптивного ответа на стрессогенные требования социальной среды с учетом существующего опыта она рассматривает как копинг-процесс, порождающий особые защитные механизмы, позволяющие преодолеть проблемную ситуацию без искажения действительности или отказа от реальности [5, 18]. Второй подход раскрыт в работах A.G. Billings и R.H. Moos, которые рассматривают копинг как относительно постоянную предрасположенность (черту личности) отвечать на стрессовые события определенным образом. В рамках этого подхода выделяется три вида механизмов совладания с ситуаций, которые рассматриваются как копинг-стратегии. Копинг-стратегии первого вида нацелены на оценку и преодоление стресса, и выражаются в попытке человека определить значение ситуации и ввести в действие логический анализ, а так же когнитивную переоценку. Копинг-стратегии второго вида направлены на совладание со стрессом, и имеют цель модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса. Копинг-стратегии третьего вида нацелены на эмоции. Они выражаются в преодолении стресса и включают в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие [38, 7].
Наиболее разработанным и актуальным считается третий подход к определению сущности копинга. Его представителями являются когнитивные психологи R.S. Lazarus и S. Folkman, которые рассматривают копинг в русле совладания со стрессом как попытки преодоления состояния ущерба, угрозы или вызова, когда обычные или автоматические ответы трудно достижимы, а требования среды должны быть встречены новыми поведенческими решениями, либо старые поведенческие решения должны быть приспособлены к встрече с возникшими стрессорами [20, 19]. R.S. Lazarus различает два вида психологической реакции человека на стресс, это временное облегчение и непосредственные двигательные реакции. Процесс временного облегчения выражается в форме смягчения страданий, связанных с переживанием стресса. Непосредственные двигательные реакции являются ответом интрапсихическим, и выражаются в применении защитных механизмов, т.е. копинг-стратегий [37, 248]. В исследовании R.S. Lazarus и S. Folkman была представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Копинг-стратегии служат основой этой модели и, определяются как реакция личности на возникающую опасность с целью ее преодоления. Копинг-ресурсы относятся к сравнительно устойчивым характеристикам личности, служат поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом и способствуют расширению репертуара копинг-стратегий. Копинг-поведение - это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий [23, 24].
Авторами были выделены два направления (модуса) копинга – проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг. Первый связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации [23, 24]. То есть, копинг выражается в рациональном анализе проблемы, связанном с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации. Например, самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Эмоционально-ориентированный, или временно помогающий, копинг выражается в эмоциональной реакции на ситуацию. Включает в себя мысли и действия, которые направлены на облегчение стрессовой ситуации, а не на её устранение. R.S. Lazarus приводит такие примеры эмоционально-ориентированного копинга: употребление алкоголя, прием транквилизаторов, желание забыться во сне и др. В соответствии с направлениями действия копинга R.S. Lazarus и S. Folkman были выделены восемь основных копинг-стратегий, разделенных на четыре группы [1, 12]. В первую группу входят такие стратегии, которые подразумевают активные усилия человека по самостоятельному изменению сложившейся ситуации и оценку ситуации со стороны справедливости. Это такие стратегии как планирование решения проблемы (предполагают усилия человека по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы), конфронтация (агрессивные усилия человека направленные на изменение ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску), принятие ответственности (признание человеком своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения). Вторая группа копинг-стратегий подразумевает контроль человека за своим состоянием, решение проблемы посредством его изменения, и представлена самоконтролем (усилия человека по регулированию своих эмоций и действий) и положительная переоценкой (усилия человека по поиску достоинств существующего положения дел). Копинг-стратегии третьей группы подразумевают «уход», отказ человека от активного изменения ситуации или своего состояния, и выражаются в дистанцировании (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) и бегство-избегании (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы). В четвертую группу входит стратегия поиска социальной поддержки (обращение к помощи окружающих). Эта копинг-стратегия не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Помимо прочего, авторы данной классификации утверждают, что человек в стрессовых ситуациях может использовать не одну, а несколько копинг-стратегий, может использовать и проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг. Существуют и другие классификации видов копинг-стратегий, например, классификация П. Тойса. Он выделяет две группы копинг-стратегий – поведенческие и когнитивные [1, 16]. Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы, первая из которых объединяет ориентированные на ситуацию копинг-стратегии (прямые действия, поиск поддержки, «уход» от ситуации), вторая объединяет копинг-стратегии направленные на физиологические изменения (употребление алкоголя, спорт, другие физиологические методы), третья объединяет выражающие эмоционально-экспрессивные напряжение копинг-стратегии (катарсис, сдерживание и контроль чувств). Когнитивные стратегии так же подразделяются на подгруппы копинг-стратегий, направленных на ситуацию (анализ, принятие, придумывание разрешения ситуации), выражающих эмоции (фантазии о способах выражения чувств, мантра, молитва), направленные на эмоциональные изменения (переинтерпретация существующих чувств).
Некоторые теории копинг-поведения (Ильин Е.П., Куликов Л.В., Сибгатуллина И.Ф., Ялтонский В.М.) выделяют такие базисные стратегии как разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание. Расширенную классификацию копинг-стратегий предложил К. Гравер, который выделил группы копинг-стратегий активной адаптации к ситуации и пассивной адаптации [9, 162]. Активные стратегии направлены на непосредственное разрешение проблемы, это такие стратегии как «активный копинг», планирование, поиск активной общественной поддержки, положительное истолкование и рост, принятие. Пассивные стратегии так же могут способствовать адаптации человека к стрессовой ситуации, но они не являются активной направленностью на реальное решение проблемы и представлены стратегиями - поиск эмоциональной поддержки, подавление конкурирующей деятельности, сдерживание. Помимо прочего, К. Гравер выделяет ещё одну группу стратегий, которые не являются адаптивными, но помогают человеку совладать со стрессом, например, фокус на эмоциях и их выражение, отрицание, ментальное отстранение, поведенческое отстранение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.008 с.) |