Функции потребления и сбережения Дж.М. Кейнса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции потребления и сбережения Дж.М. Кейнса



Функция потребления. Дж.М. Кейнс исходил из того, что потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. Характер этой зависимости он выразил так: «Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». В алгебраической форме функция потребления, соответствующая «основному психологическому закону», записывается следующим образом:

C = Ca + Cyy; Ca > 0; 0 < Cy < 1, (1)

где Ca - величина автономного (независимого от текущего дохода) потребления; (оно осуществляется за счет сокращения имущества); Cy - предельная склонность к потреблению, которая показывает, насколько увеличится последнее при росте текущего дохода на единицу: Cy = C / y.

Отметим, что величина предельной склонности к потреблению сектора домашних хозяйств определяется не только индивидуальной склонностью к потреблению отдельных домашних хозяйств, но и распределением национального дохода между ними.

Домашние хозяйства принимают самостоятельные решения о направлении использования не всего, а только располагаемого дохода: yv = y - Tyy. Поэтому можно ввести понятие «предельная склонность к потреблению располагаемого дохода» и представить функцию потребления в виде

(2)

 

Рис. 2. Средняя и предельная нормы потребления   Выражения (1) и (2) эквивалентны при Из функции (1) следует, что при заданной склонности к потреблению с ростом дохода средняя норма потребления (доля его в доходе C / y) снижается (рис. 2): чем больше доход, тем меньше tg . Это указывает на то, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность перепроизводства: все меньшая часть созданной продукции потребляется домашними хозяйствами.

Функция сбережений

Рис. 3. Построение кейнсианской функции сбережений

 

Графическое построение функции сбережений показано. При вертикальном вычитании графика, представляющего сумму потребительских расходов и налогов [ C (y) + I (y)] из линии, построенной под углом 45о и представляющей доход y, получаем график функции сбережений S (y). Если потребление домашних хозяйств зависит не только от текущего дохода, но и от объема имущества , то функция сбережений выражается зависимостью с ростом размера имущества увеличивается потребление.

 

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

• уровень благосостояния, или величина богатства (wealth — ). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства (изменение которой в данном случае не должно обусловливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.

Воздействие изменения уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD;

• уровень текущего дохода (yield, income — F). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо);

• ожидания потребителей, которые включают:

ожидания изменения дохода в будущем (expected income — ) — если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо),

ожидания изменения уровня цен (expected inflation — ) — если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая инфляционная психология), что также ведет к увеличению совокупного спроса;

• налоги (taxes — Tx). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево;

• трансферты (transfers — Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы растут и совокупный спрос увеличивается, обусловливая сдвиг кривой AD вправо;

• уровень задолженности домохозяйств (debt — D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево);

• ставка процента по потребительскому кредиту (interest rate — R) — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту (при этом изменение ставки не должно быть обусловлено изменением уровня цен), который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг кривой AD влево).

Функция потребления имеет вид

где знаки "+" и "—" показывают соответственно прямую или обратную зависимость потребительских расходов от каждого фактора.

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

• ожидания инвесторов (фирм), которые связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (internal rate of return — IRR), т.е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, инвестиционные расходы сокращаются;

• ставка процента (interest rate — R) — чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, кривая AD сдвигается влево. И наоборот.

Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обусловливающим движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или спроса на деньги, происходящее не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора);

• величина дохода (yield — Y) — поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment);

• налоги (taxes — Тх) — рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево;

• трансферты фирмам (transfers — Tr) — они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос;

• технологии (technological progress — ) — появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо;

• избыточные производственные мощности — их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно;

• величина запаса капитала фирм — если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос.

Инвестиционная функция имеет вид



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.138.70 (0.013 с.)