E. Правило распределения цвета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E. Правило распределения цвета



Для каждой пары применяется (в порядке понижения приоритета):

E.1 Предоставить преимущество цвета обоим игрокам.

E.2 Предоставить более сильное преимущество цвета.

Мы хотим подчеркнуть, что, как ни странно, здесь не предусмотрено учитывать различия цвета (см. А.7) игроков! Например, давайте рассмотрим случай двух лиде-ров (перед последним туром) с историями цвета: 1: WWBWBW 2: BBWBWW Здесь у обоих игроков есть абсолютное преимущество цвета (являясь лидерами, их преимущества могут быть проигнорированы, чтобы избежать спуска); но у игрока № 1 есть разность цветов РЦ=+2, в то время как у игрока № 2 есть РЦ=0. Однако, два преимущества цвета одного и того же вида; следовательно, мы идем дальше к следующему правилу (E.3, см. ниже), и наконец назначаем игроку № 1 белый цвет! Мы хотим также отметить, что для правильного управления назначением цвета, когда один или оба игрока пропустили одну или более партий, нам часто нужно сравнение историй цвета с помощью правила C.04.2:D.3.

Е.3 Чередовать цвета по отношению к самому последнему туру, в котором они играли различным цветом.

E.4 Предоставить преимущество цвета игроку с более высоким рейтингом.

Мы хотим обратить особое внимание на этот пункт: при всех других равных условиях игрок с более высоким рейтингом получает не белый цвет, а его собст-венный предпочтительный цвет!

E.5 В первом туре все четные игроки в S1 получат цвет, отличающийся от цвета всех нечётных игроков в S1.

Вследствие этого правила для того чтобы определить цвета, назначаемые всем игрокам в первом туре, нам требуется назначить (по жребию) цвет только для одного игрока (обычно для игрока с наивысшим рейтингом).

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Жеребьёвка пятитурового турнира

По швейцарской голландской системе

(по Правилам ФИДЕ С.04, Таллин 2013)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта брошюра иллюстрирует шаг за шагом пример процедуры жеребьёвки для пятиту-

рового турнира по швейцарской системе с помощью программы жеребьёвки Dutch Swiss6 в надежде облегчить задачу тех, кто желает улучшить свои знания программы или побольше ознакомиться с ней.

В ходе Конгресса ФИДЕ 2011 г. в Кракове швейцарские правила для голландской системы были тщательно пересмотрены с целью сделать их более четкими и в то же время исключить некоторые возможные двусмысленности в толковании. Во время Конгрессов ФИДЕ 2012 г. в Стамбуле и 2013 г. в Таллине работа Комиссии программ и систем жеребьёвки ФИДЕ (ПСЖ) продолжалась в том же направлении. Во время этого процесса, который всё ещё продолжается, смысл правил жеребьёвки остаётся практически без изменений (а именно, формирование пар практически идентично тому, как это происходило по докраковским правилам), хотя формулировки, а также структура документов были изменены достаточно сильно.

Для того чтобы следить за примером, требуются только общие знания голландской системы, но желательно иметь под рукой копию правил. Чтобы помочь читателю в его работе, выше приведена текущая версия Правил с некоторыми пояснительными комментариями.

Обратите внимание: чтобы помочь читателю, текст содержит много ссылок на соответствующие Правила. Эти ссылки напечатаны курсивом в квадратных скобках "[ ]" - например, [C.04.2: B.1] относится к Руководству ФИДЕ, Том C: "Общие Правила и Рекомендации для турниров", Правила 04: "Правила ФИДЕ турниров по швейцарской системе", Раздел 2: "Общие правила обработки", пункт (В), параграф (1). Поскольку большая часть наших ссылок будет сделана на раздел C.04.3: 1: "Голландская система", мы будем просто указывать на рассматриваемую статью или раздел - например, [A.7.e] указывает на пункт (е) статьи (7) из раздела (А) этих Правил. Все правила можно скачать с веб-сайта ФИДЕ (www.fide.com).

 

 

____________________________________

6 Голландская швейцарская система жеребьёвки, названная со ссылкой на её распространителя и разработчика голландского Международного Арбитра Geurt Gijssen, была принята ФИДЕ в 1992 г. Её правила закреплены в Руководстве ФИДЕ, доступном на www.fide.com.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Предварительный этап состоит в основном в подготовке списка участников. С этой целью мы сортируем всех игроков в порядке убывания очков7, рейтинга ФИДЕ и званий ФИДЕ8 [C.04.2: B]. Игроки, имеющие одинаковые очки, рейтинги и звания обычно сортируются в алфавитном порядке, если только положением о турнире явно не предусмотрен другой порядок сортировки.


Здесь мы сталкиваемся с нашей первой проблемой: Голландская система принадлежит к группе швейцарских систем с контролируемым рейтингом 9, что означает, что результаты жеребьёвки очень сильно зависят от рейтинга игроков; следовательно, чтобы получить надлежащую жеребьёвку тура, рейтинги игроков должны быть правильными, т.е., они должны правильно представлять силу каждого игрока. В связи с этим Правила требуют, чтобы мы тщательно проверяли все рейтинги, и если игрок не имеет рейтинга, делали оценку по возможности точнее [C.04.2: B.1]. Когда игрок имеет национальный рейтинг, но не имеет рейтинг ФИДЕ, мы можем преобразовать национальный рейтинг в эквивалентное значение - в некоторых случаях непосредственно, в других - с помощью соответствующих формул. Когда игрок не имеет никакого рейтинга, мы должны, как правило, оценивать его силу в соответствии с текущей практикой и национальными правилами.


После того как мы подготовили список, как указано выше, мы можем присвоить каждому игроку его стартовый номер, который на данном этапе является только предварительным. Если допускается подключение к турниру в последующих ту-рах дополнительных игроков, мы должны пересортировать список и, следовательно, назначить новые и отличные от предварительных стартовые номера [C.04.2: С.3].

В нашем турнире участвуют 14 игроков, правильно отсортированный в соответствии с [C.04.2:B] список которых показан справа.

Возможно, что из-за немного спорного (но тем не менее почти универсального) языкового соглаше-ния, говорят, что игроки, которые стоят первыми в этом списке (игроки "более высокого ранга") имеют наивысшие стартовые номера, в общем,

Стартовый номер Игрок Звание Рейтинг
  Алиса GM  
  Бруно IM  
  Карла WGM  
  Давид FM  
  Элоиза WIM  
  Финн FM  
  Джорджия FM  
  Кевин FM  
  Луиза WIM  
  Марко CM  
  Ненси WFM  
  Оскар -  
  Патриция -  
  Роберт -  

номер 1 выше, чем 14 … Это немного странно, но со временем это становится привычным.

Число туров устанавливается положением о турнире, и не может быть изменено после начала турнира. Мы можем отметить, что это число находится или должно быть в ___________________________________

7 Конечно, в начале турнира все игроки имеют ноль очков, если не используется ускоренная жеребьёвка.

8 Звания ФИДЕ в порядке понижения GM, IM, WGM, FM, WIM, CM, WFM и WCM, далее все игроки, не имеющие звания [C.04.2:B.2.c].

9 "Швейцарские Системы с Контролируемым Рейтингом" принадлежат к более общему классу "Контролируемые (или Отборочные) Швейцарские Системы", в которых начальный рейтинг-лист не является случайным или определённым по жребию, а сортируется в соответствии с заданными правилами.

тесной связи с количеством игроков, потому что в турнире по швейцарской системе можно с достаточными основаниями определить победителя, только если количество игроков N меньше или в крайнем случае равно 2 в степени Т, где Т - число туров: N ≤ 2T.

По приблизительному подсчёту каждый дополнительный тур позволяет правильно опре-делить ещё одну место в итоговой таблице: например, при 7 турах мы можем определить сильнейшего игрока (и, следовательно, игрока, который заслуживает того, чтобы выиграть) в лучшем случае среди 128 игроков, в то время как второе место мы сможем правильно выбрать только среди 64 игроков, и третье место – только, если в лучшем случае будет 32 игрока10. Таким образом, как правило, рекомендуется проводить на один или два тура больше теоретического минимума: например, для турнира с 50 игроками 8 туров являются достаточными, 7 – приемлемыми, тогда как, строго говоря, турнир с 6 турами (которые являются "едва достаточным минимумом" по отношению к количеству игроков) был бы нежелательным11.


Предварительный этап заканчивается возможной подготовкой "карточек для жеребьёвки", очень полезного подспорья для проведения ручной жеребьёвки. Они являются своего рода персональной карточкой, заголовок которой содержит персональные данные игрока (ФИО, дату и место рождения, ID, звание, рейтинг и возможно дополнительные полезные данные) и, конечно, номер жеребьёвки игрока. Таблица карточки состоит из набора строк, по одной для каждого тура, в которых записываются все результаты жеребьёвки [соперник, цвет фигур, статус12 (подъём/спуск)], результат игры и набранные очки, коэффициент прогресса. Карточки могут быть изготовлены различными способами, при условии, что их можно легко читать и использовать.

Типичный пример карточки показан справа.

Основным преимуществом карточек для жере- бьёвки является то, что мы можем разложить их

(GM) MANZONI Alessandro 2650  
ITA 251260 ID 123456/ FIDE 890123

 

Тур Соперник Цвет Статус Рез-т Очки
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

на столе, легко и быстро сортируя их по рангу, перекладывая и спаривая их. Во всяком случае в настоящее время реальное использование карточек для жеребьёвки стало довольно редким, потому что от арбитра очень редко требуется проводить жеребьёвку вручную с нуля, но не редкость, когда несчастливый игрок просит подробно объяснить её, так что арбитр должен оправдать уже сделанную жеребьёвку (как правило, выполненную с помощью компьютерной программы).

___________________________________

10 Это верно всегда, если и только если игрок с самым высоким рейтингом заканчивает каждую игру победителем. На практике появление таких различных результатов, как объявление ничьей, штрафы и так далее, может изменить ситуацию.

11 Конечно, это всего лишь теоретическая точка зрения. На практике многие турниры состоят из 5 туров, потому что это лучшее, что можно предложить на выходные дни. Таким образом, определение игроков, которые закончат турнир в выигрышных позициях итоговой турнирной таблицы должно быть возложено на тай-брейк, который поэтому должен быть выбран с особой тщательностью.

12 См. раздел “Второй тур”.

После небольшой практики мы сможем дать такое объяснение непосредственно из тур-нирной таблицы, которая в данном случае должна содержать все необходимые данные, почти такие же, как на карточках для жеребьёвки. В этой статье мы тоже будем следовать этому второму методу.

Теперь мы должны путем жеребьёвки назначить цвет игроку13, как правило, участнику с наиболее высоким рейтингом из списка [A.7.c]. Для всех остальных игроков цвета, назначенные на первый тур [Е.5], будут автоматически чередоваться. После этого мы будем готовы, наконец, начать жеребьёвку первого тура. Давайте предположим, что хорошенькая девочка, не участвующая в турнире, вытащила для игрока номер 1 белый цвет.

ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ТУРА

Правила подготовки первого тура описаны несколькими различными способами в системах Лима, Дубова и в голландской швейцарской системе, но результаты жеребьёвки всегда одинаковы14. Далее список участников, упорядоченный как описано выше, разделяется на две подгруппы S1 и S2; первая включает в себя первую половину списка участников, округлённую вниз, тогда как вторая включает в себя вторую половину списка, округлённую вверх15 [A.6]:

S1 = [ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]

S2 = [ 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14] 16

Теперь мы спариваем первого игрока из S1 с первым игроком из S2, второго из S1 со вторым из S2 и так далее, получая таким образом (неупорядоченные) пары {1-8, 2-9, 3-10, 4-11, 5-12, 6-13, 7-14}. Так как это первый тур, и если нет какой-то особенной причины поступить иначе17, нет ничего для того чтобы остановить эту жеребьёвку, тогда для завершения процесса жеребьёвки нам нужно теперь просто присвоить каждому игроку соответствующий цвет фигур. Все игроки из S1, имеющие чётный номер жеребьёвки, должны иметь противоположный цвет по отношению ко всем игрокам, имеющим нечётный номер жеребьёвки [Е.5]. Таким образом, игроки 1, 3, 5 и 7 получают белый цвет, ранее предоставленный первому номеру, в то время как игроки 2, 4, 6 получают чёрный цвет.

Соперники каждого игрока из S1 получат по необходимости цвет, противоположный по отношению к своим оппонентам; таким образом, полное жеребьёвка будет иметь вид:

1: 1 ‐ 8 4: 11 ‐ 4 7: 7 ‐ 14

2: 9 ‐ 2 5: 5 ‐ 12

3: 3 ‐ 10 6: 13 ‐ 6

_________________________________

13 Некоторые арбитры, неверно истолковывая жеребьёвку, назначают цвет по своему усмотрению. Следует подчеркнуть, что Правила явно требуют проводить жеребьёвку (которая, кстати, может быть центром хорошей церемонии открытия).

14 Это неверно для системы Бурштейна, в которой мы имеем другой результат жеребьёвки первого тура.

15 Очевидно, что при нечётном количестве участников в S2 будет на одного игрока больше, чем в S1.

16 Поскольку для жеребьёвки имена несущественны, отныне мы будем указывать только собственные но-мера жеребьёвки игроков.

17 Например, в определённых соревнованиях могут быть особые правила или причины для того, чтобы исключить встречи в первом туре (первых турах) или вообще игроков или команд из одной федерации или клуба, но, конечно, такие случаи обычно происходят только в крупных международных турнирах, чемпионатах, на Олимпийских играх и так далее, в то время как в "нормальной" турнирной практике ничего подобного не происходит.

Перед публикацией жеребьёвки мы должны привести ее в порядок [C.04.2: D.9] в соответствии со следующими критериями: 1) очки игрока с более высоким рейтингом в паре, 2) сумма очков обоих игроков, 3) рейтинг игрока с более высоким рейтингом согласно стартовому списку [C.04.2: B]. В подавляющем большинстве случаев голландская система генерирует жеребьёвку уже в правильном порядке (но мы всегда хотим проверить).

Наконец, мы готовы опубликовать жеребьёвку. Но до этого мы хотим проверить её ещё раз снова и с крайней осторожностью, так как опубликованная жеребьёвка не может быть изменена [C.04.2: D.10] 18, за исключением случая, когда два игрока должны играть друг с другом снова.

В случае ошибки (неправильный результат игры, игра неправильным цветом, неправильный рейтинг...) корректировка повлияет только на жеребьёвку, которую ещё предстоит сделать, и только тогда, когда об ошибке сообщено к окончанию следующего тура, после которого она будет принята во внимание только с целью расчёта рейтинга [C.04.2: D.8], другими словами, в таком случае турнирная таблица будет включать неправильный результат, как если бы это было правильно!

Последнее, что нужно сделать (и это также может быть сделано в то время, когда все участники играют), это подготовить турнирный стенд, на котором мы будем размещать жеребьёвку и результаты каждого игрока. Если мы отказываемся от использования карточек для жеребьёвки, как мы сделали здесь, стенд должен также содержать любую другую соответствующую информацию, необходимую для подготовки жеребьёвки следующих туров.

Для каждой игры мы должны указывать, по крайней мере, соперника, цвет фигур и результат - выбор символов для этого свободен, пока они понятны, однозначны и постоянны. Здесь мы покажем каждую жеребьёвку с помощью группы символов, состоящих из стартового номера соперника, следом за ним буква, обозначающая цвет фигур (B для "чёрных", W для "белых"); далее, мы можем иметь некоторые дополнительные "полезные" символы, и, наконец, результат игры ("+", "=" или "-", с очевидным значением). Несыгранные партии обозначены "+ buy", "= buy" или "- buy" соответственно, в зависимости от того, являются ли они "победой", "ничьей" или "поражением". Так как мы не используем карточки для жеребьёвки, наш стенд будет также показывать набранные игроками очки, которые помогут нам при жеребьёвке (а также при подготовке промежуточных турнирных таблиц).

После сбора результатов всех партий мы можем приступить к жеребьёвке следующего тура.

  1 (0.0) ‐ 8 (0.0) 1-0
  9 (0.0) ‐ 2 (0.0) 0-1
  3 (0.0) ‐ 10 (0.0) 1-0
  11 (0.0) ‐ 4 (0.0) 1/2-1/2
  5 (0.0) ‐ 12 (0.0) 1-0
  13 (0.0) ‐ 6 (0.0) 0-1
  7 (0.0) ‐ 14 (0.0) 1-0

_________________________________

18 Но посмотрите в связи с этим также Справочник ФИДЕ 05: "Турнирные Правила ФИДЕ", Статья 5.c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.031 с.)