Каждый ход должен выполняться только одной рукой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый ход должен выполняться только одной рукой.



4.2. Только при своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав “я поправляю”).

Статья 4.2 может использоваться только для корректировки положения сме-щённых фигур. В случае, если соперник не присутствует за доской и если арбитр присутствует, игрок должен проинформировать арбитра, прежде чем он начнёт поправлять фигуры на шахматной доске.

4.3. За исключением случая, приведённого в Статье 4.2,если игрок при своём ходе коснулся на шахматной доске с намерением сделать ход или взять фигуру:

a. одной или нескольких своих фигур, он должен сделать ход той фигурой, до которой дотронулся первой, если такой ход разрешён Правилами,

b. одной или нескольких фигур соперника, он должен взять ту фигуру, до которой дотронулся первой, если взятие её разрешено Правилами,

с. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру соперника своей фигурой или, если это не разрешено Правилами, сделать ход первой тронутой фигурой, которой разрешено ходить, или взять первую тронутую фигуру, которую разрешено взять. Если нельзя установить, тронул ли игрок первой свою фигуру или фигуру соперника, считается, что своей фигуры игрок коснулся раньше фигуры соперника.

4.4. Если игрок при своём ходе,

a. коснулся своего короля и ладьи, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход разрешён Правилами;

b. намеренно коснулся ладьи, а затем своего короля, рокировка в сторону этой ладьи во время этого хода не разрешается, и должна быть применена Статья 4.3 а;

с. намереваясь сделать рокировку, коснулся короля, а затем и ладьи, но рокировка с этой ладьёй не разрешена, игрок должен сделать другой, разрешённый ход королем, (который может включать рокировку с другой ладьёй). Если у короля нет разрешённого хода, игрок может сделать любой разрешённый ход;

d. превращает пешку, выбор фигуры завершён, когда эта фигура коснулась поля превращения.

4.5. Если ни одна из тронутых в соответствии со Статьями 4.3 и 4.4 фигур не может сделать ход или быть взятой, игрок может сделать любой разрешённый ход.

4.6. Действие превращения пешки может быть выполнено различными способами:

а. не обязательно ставить пешку на поле превращения,

b. удаление пешки и установка новой фигуры на поле превращения может осуществляться в любом порядке.

Если на поле превращения стоит фигура соперника, она должна быть взята.

4.7. Если при разрешённом ходе или в качестве части разрешённого хода фигура поставлена на поле, она не может пойти на другое поле на этом ходу.

Ход считается сделанным в случае:

a. взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это новое поле, отпустил руку от этой взятой фигуры;

b. рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи, поставленной на поле, ранее пересеченное королём. Когда игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок уже не имеет права сделать какой-либо другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это разрешено Правилами.

Если рокировка в эту сторону не разрешена, игрок должен сделать другой разрешённый ход своим королем (который может включать рокировку с другой ладьёй). Если король не имеет разрешённого хода, игрок может сделать любой разрешённый ход;

c. превращения пешки, когда игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения, и пешка удалена с доски.

4.8. Игрок теряет право заявлять о нарушении соперником любой из Статей 4.1 – 4.7, как только он коснется фигуры с намерением её перемещения или взятия.

4.9. Если игрок не может передвигать фигуры, для выполнения этой операции ему может быть предоставлен помощник, который должен быть одобрен арбитром.

Если арбитр замечает нарушение Статьи 4, он всегда должен немедленно вмешаться. Он не должен ждать заявления о нарушении от игрока.

Статья 5: Завершение партии

5.1 а. Игрок, который поставил мат королю соперника, выигрывает партию. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший матовую позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

b. Игрок, соперник которого заявляет, что он сдается, выигрывает партию. Это немедленно заканчивает игру.

Игрок может сдать партию различными способами: - остановить часы, - объявить о сдаче партии, - опрокинуть короля, - протянуть руку сопернику, - подписать бланк партии и т.д. Все эти возможности могут быть неправильно поняты. Поэтому необходимо прояснять ситуацию. Игрок, который не хочет продолжать игру и прекращает её, не объявив о сдаче или не уведомив арбитра, поступает невежливо. Он может быть оштрафован по усмотрению Комиссии Арбитров за неспортивное поведение.

5.2.a. Партия заканчивается вничью, если у игрока, который должен ходить, нет разрешенного хода, а его король не находится под шахом. Говорят, что партия закончилась “патом”. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший патовую позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

b. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых Правилами ходов. Говорят, что партия пришла к “ничейной позиции”. Это немедленно заканчивает игру, при условии, что ход, создавший эту позицию, был выполнен в соответствии со Статьей 3 и Статьями 4.2 – 4.7.

c. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя соперниками во время игры. Это немедленно заканчивает игру.

d. Партия может закончиться вничью, если на шахматной доске по крайней мере трижды возникла или возникнет одинаковая позиция (см. Статью 9.2).

e. Партия может закончиться вничью, если по крайней мере последние 50 последовательных ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры (см. Статью 9.3).

Лучшим способом закончить игру является запись результата на бланках партий (если они есть) (см. Статью 8) и подпись бланков обоими игроками. Таким образом формируется юридический документ. Но даже и в таком случае может произойти ошибка. Иногда случалось, что оба игрока подписывали бланки с ничейным результатом партии, хотя на самом деле выиграли белые (см Статью 8.7 о такой ситуации).

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Статья 6: Шахматные часы

6.1. “Шахматными часами” называются часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, соединенными между собой так, что в одно и то же время может работать только одно из них.

В Правилах игры в шахматы термин “часы” означает одно из двух таких устройств. Каждое устройство снабжено “флажком”.

“Падение флажка” означает, что время, отведенное игроку, закончилось.

Некоторые цифровые часы показывают "" вместо флажка.

6.2.a. Во время игры каждый игрок, сделав свой ход на шахматной доске, должен оста-новить свои часы и пустить часы своего соперника (то есть, говорят, что он должен нажать свои часы). Это “завершает” ход. Кроме того, ход считается завершенным, если:

(1) ход заканчивает игру (см. Статьи 5.1.a, 5.2.a, 5.2.b, 5.2.c, 9.6а, 9.6b и 9.7) или

(2) игрок сделал свой следующий ход, в случае, если его предыдущий ход не был завершён.

Игрок должен иметь возможность нажать свои часы после сделанного хода, даже после того, как соперник сделал свой следующий ход. Время между выполнением хода на шахматной доске и нажатием часов рассматривается как часть времени, отведенного игроку на ход.

Иногда возникает такая ситуация: Игрок делает ход и, прежде чем он остановил свои часы, его соперник делает ход. В этой ситуации игрок по-прежнему имеет право остановить свои часы и пустить часы соперника.

 

Игра может продолжаться более одного периода. Требования об установленном в каждом периоде количестве ходов и дополнительном времени на каждый ход для каждого периода должны быть указаны заранее. Эти параметры не должны меняться во время турнира.

b. Игрок должен нажимать свои часы той же рукой, которой он сделал свой ход. Запрещено игрокам держать палец на кнопке или рычаге часов или “нависать” над ними.

Игрок сдвинул несколько фигур; в этой ситуации соперник держит палец на кнопке часов для того, чтобы не дать игроку нажать свои часы. В соответствии с настоящей Статьей это запрещено.

с. Игроки должны правильно обращаться с шахматными часами. Запрещается нажимать часы с силой, ускорять их ход, нажимать часы, прежде чем сделан ход, или ударять по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 12.9.

d. Поправлять фигуры разрешено только игроку, чьи часы идут.

e. Если игрок не может пользоваться часами, для выполнения этой операции он может предложить помощника, который должен быть допущен арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. Часы игроков с ограниченными возможностями не корректируются.

Обычно из времени игрока, которому нужен помощник, вычитается 10 минут. В случае игрока с ограниченными возможностями уменьшение времени не проводится.

6.3 а. При использовании шахматных часов каждый игрок должен завершить минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или игрокам может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все эти требования должны быть установлены заранее.

b. Там, где это возможно, время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени, отведённому для следующего периода.

В режиме задержки времени оба игрока получают выделенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает “фиксированное дополнительное время” на каждый ход. Обратный отсчёт основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В случае если игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от доли использованного фиксированного дополнительного времени.

1. Накопительный режим (режим Фишера): В этом режиме каждый игрок имеет основное время на обдумывание и получает фиксированное дополнительное время (прибавку) на каждый ход. Это прибавка присоединяется к основному времени на его первый ход до начала игры и сразу же после того, как он завершит каждый из своих последующих ходов. Если игрок завершает свой ход до истечения оставшегося времени этой прибавки, это оставшееся время будет добавлено к основному времени на обдумывание. 2. Режим Бронштейна: Основное отличие режима Фишера от режима Бронштейна заключается в управлении дополнительным временем. Если игрок не полностью использует дополнительное время, то в режиме Бронштейна неиспользованная часть дополнительного времени пропадает. 3. Режим задержки: Каждый игрок получает основное время на обдумывание. Когда игрок получает право на ход, часы не начинают отсчет в течение определенного периода (прибавки). По истечении этого периода часы начинают обратный отсчёт основного игрового времени.

6.4. Сразу же после падения флажка необходимо проверить выполнение требований Статьи 6.3 а.

Это означает, что арбитр (или игрок) должен проверить, совершено ли заданное минимальное количество ходов. Рассмотрим игру с условием 90 минут на 40 ходов и 30 минут до окончания партии. Обычно проверяется, сделано ли обоими игроками 40 ходов, только после падения флажка. Если в цифровых часах используется счетчик нажатий, тогда можно установить, сделано ли 40 ходов до падения флажка. Но если часы не отображают количество нажатий, это очень опасно, так как игрок может ошибиться. Использование цифровой доски также может помочь в определении количества сделанных ходов.

 

6.5. Перед началом партии арбитр должен решить, где будут установлены шахматные часы.

В личных соревнованиях шахматные часы, как правило, располагаются справа от игрока, имеющего черные фигуры. Шахматные доски должны быть установлены таким образом, чтобы арбитр мог сразу контролировать по возможности большее количество часов. В случае игрока левши арбитр может пересадить игроков на другую сторону шахматной доски. В командных соревнованиях члены одной команды обычно сидят в одном ряду. Тогда белые и чёрные фигуры располагаются поочерёдно, и часы устанавливаются аналогичным образом. Будьте внимательны! В командных соревнованиях довольно часто случается, что игрок нажимает часы своего соседа.

6.6. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые фигуры.

В небольших турнирах все часы пускает арбитр. В турнирах с большим количеством игроков арбитр объявляет о начале тура и заявляет, что включаются часы белых. После этого арбитр обходит игровое помещение, проверяя, что часы белых включены на всех досках.

6.7a. В положении о соревновании должно быть заранее установлено допустимое вре-мя опоздания на игру. Любой игрок, появившийся за доской после истечения допустимого времени опоздания, считается проигравшим партию, если арбитр не решит иначе.

Началом тура является момент, когда арбитр объявляет об этом. Если время опоздания нулевое, арбитр должен объявить о поражении отсутствующих игроков. Статья 8.d Турнирных Правил ФИДЕ гласит, что для соревнований с более чем 30 участниками в игровом помещении должно быть установлено большое цифровое устройство обратного отсчета времени тура. Для соревнований ФИДЕ с менее чем 30 участниками за пять минут и повторно за одну минуту до начала игры должно быть сделано соответствующее предупреждение.

b. Если в положении о соревновании установлено определенное, не равное нулю, время опоздания, и если ни один из игроков не присутствует к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет всё время, которое пройдет до его прибытия, если в положении о соревновании не указано другое, или арбитр не решит иначе.

Если время опоздания не нулевое, желательно, чтобы арбитр публично объявлял время начала тура и чтобы он записывал время начала тура. Если время опоздания не нулевое, например 30 минут, и по расписанию тур должен начаться в 15.00, но в действительности был начат в 15.15, то любому игроку, который не пришёл до 15.45, присуждается поражение.

6.8. Флажок считается упавшим, когда это замечает арбитр, или когда какой-либо игрок сделает обоснованное заявление об этом.

Флажок считается упавшим тогда, когда это было замечено, или когда об этом было заявлено, а не тогда, когда это физически произошло.

6.9. Если игрок не завершил предписанное количество ходов за отведенное ему время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, когда применяется одна из Статей 5.1a, 5.1b, 5.2a, 5.2b, 5.2c. Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока, просрочившего время, любой возможной серией разрешённых Правилами ходов.

6.10.а. Каждое показание шахматных часов считается окончательным, если только у часов нет какого-либо очевидного дефекта. Шахматные часы с очевидным де-фектом должны быть заменены арбитром, который должен принять наилучшее решение при определении времени, устанавливаемого на замененных часах.

Чтобы иметь возможность установить время на заменённых шахматных часах как можно точнее, желательно периодически проверять часы во время тура, например, каждые 30 минут, и записывать время и количество сделанных ходов. Это может быть особенно полезно при использовании режима с добавлением времени. Если шахматные часы должны быть заменены, желательно отметить эти часы, как дефектные, и держать их отдельно от работающих правильно часов.

b. Если во время игры будет обнаружено, что установка времени на одних или обоих часах была неправильной, игрок или арбитр должен немедленно остановить часы. Арбитр должен установить правильные показания на часах и, если необходимо, скорректировать время и счетчик ходов. При определении времени для новой установки часов он должен принять наилучшее решение.

Перед началом корректировки желательно записать все известные подробные данные обоих часов.

6.11. Если упали оба флажка, и невозможно установить, какой флажок упал первым, то партия:

a. должна продолжаться, если это произошло в любой период игры, кроме последнего;

b. заканчивается вничью, если это произошло в период игры, в котором должны быть сделаны все оставшиеся ходы.

Есть два типа шахматных часов: аналоговые и цифровые. Если используются цифровые часы, всегда ясно, какой флажок упал первым. Проблема может возникнуть только при использовании аналоговых шахматных часов. Поэтому рекомендуется использовать в турнире только один тип шахматных часов.

6.12а. Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

с. Решение о возобновлении игры должен принимать арбитр.

d. Если игрок остановил часы, чтобы обратиться за помощью к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у игрока какая-либо обоснованная причина для этого. Если у игрока нет обоснованной причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 12.9.

Игрок может остановить часы в случаях, когда он чувствует себя нездоровым или вмешательство со стороны своего соперника или зрителей. Посещение туалета не обязательно является обоснованной причиной для остановки часов. В случае если имеются медицинские основания, арбитр может решить иначе.

6.13. В игровом помещении разрешается использовать экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущую позицию на шахматной доске, ходы и количество сделанных ходов, и часы, показывающие также количество сделанных ходов. Однако игрок не может делать заявление, ссылаясь только на показываемую таким образом информацию.

Арбитр должен принимать во внимание, что информация, отображаемая таким образом, может быть неправильной.

Статья 7: Нарушения

7.1. Если произошло какое-либо нарушение, и фигуры должны быть возвращены в предшествующую нарушению позицию, то при определении времени, которое должно быть установлено на часах, арбитр должен принять наилучшее решение. Это включает в себя возможность не изменять показания часов. Арбитр также должен, в случае необходимости, скорректировать счетчик ходов на часах.

7.2.а. Если во время игры обнаруживается, что начальная позиция фигур была неправильной, игра должна быть прекращена, и должна быть сыграна новая партия;

Имейте в виду, что неправильная расстановка фигур обнаруживается во время, а не после игры. При этом не упоминается, кем и как была обнаружена ошибка. Если игра ведется на электронной шахматной доске, может случиться, что компьютер перестанет записывать ходы. В таких случаях оператор должен проинформировать арбитра, что что-то пошло не так, и арбитр обязан проверить, что случилось.

b. Если во время игры обнаруживается, что расположение шахматной доски противоречит Статье 2.1, то партия должна продолжаться, но возникшая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную шахматную доску.

7.3. Если партия была начата с переменой цвета фигур игроков, игра продолжается, если только арбитр не решит иначе.

В случае если нарушение было обнаружено достаточно рано, например, в течение первых пяти минут, и никаких разменов пешек или фигур не было сделано, то арбитр может решить начать игру сначала с правильными цветами фигур. Арбитр не должен начинать новую игру, если есть вероятность нарушить расписание турнира.

7.4. Если игрок сдвинет одну или несколько фигур на доске, он должен восстановить правильную позицию за счет своего времени. При необходимости игрок или его соперникдолжен остановить часы и обратиться за помощью к арбитру. Арбитр может наказать игрока, сдвинувшего фигуры.

В этом случае арбитр должен быть очень внимательным. Предположим, что ход игрока А, и идут его часы. В это время игрок Б сдвигает одну из своих фигур (случайно). Неправильно, если при этом игрок А пустит часы игрока Б. Конечно, если в результате действий игрока Б игроку А действительно созданы помехи, он должен остановить свои часы и часы соперника и вызвать арбитра. Эта статья должна применяться очень гибко.

7.5а. Если во время игры обнаружено, что был сделан неразрешённый Правилами ход, то должна быть восстановлена позиция непосредственно перед нарушением. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть установлена, партия должна продолжаться с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. К ходу, заменяющему неразрешённый ход, применяются Статьи 4.3 и 4.7. Затем партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

Если игрок передвинул пешку на самую дальнюю от себя горизонталь, нажал часы, но не заменил пешку на новую фигуру, такой ход считается неразрешённым Правилами. Пешка должна быть заменена на ферзя того же цвета, что и цвет пешки.

Прежде всего, очень важно, что нарушение должно быть обнаружено во время игры. После того, как игроки подписали бланки партии или иным способом стало ясно, что игра окончена, исправления невозможны. Результат партии не меняется. Кроме того, в случае, когда нарушение обнаружено во время игры, важно, чтобы игра была продолжена по возможности той фигурой, которой был сделан неразрешённый ход, или чтобы фигура, которая была взята, была взята другой фигурой.

b. После мер, принятых в соответствии со Статьёй 7.4.а, за первый сделанный игроком неразрешённый ход арбитр должен добавить его сопернику две минуты дополнительного времени; за второй, сделанный тем же игроком, неразрешённый ход арбитр объявляет о проигрыше партииэтим игроком. Однако партия заканчивается вничью, если позиция такова, что соперник не может поставить мат королю игрока любой возможной серией разрешённых ходов.

7.6. Если во время игры обнаружено, что какая-либо фигура смещена от своего правильного положения на доске, должна быть восстановлена позиция до нарушения. Если позиция непосредственно перед нарушением не может быть установлена, партия должна продолжаться с последней, восстановленной до этого нарушения, позиции. Затем партия должна быть продолжена с этой восстановленной позиции.

Желательно, что определение позиции, с которой должна быть продолжена игра, проходило под наблюдением арбитра.

Статья 8: Запись ходов

8.1 а. В процессе игры каждый игрок обязан вести точную запись своих ходов и ходовсоперника алгебраической нотацией (Приложение С) на бланке, предназначенном для этого соревнования, ход за ходом, по возможности ясно и разборчиво. Запрещается записывать ходы заранее, если только игрок не заявляет о ничьей в соответствии со Статьёй 9.2 или 9.3или не откладывает партию согласно Приложению E.1a.

b. Бланк партии должен использоваться только для записи ходов, показаний часов, предложений ничьей, вопросов, связанных с заявлениями, и другой относящейся к делу информации.

с. Если игрок желает, он может ответить на ход соперника прежде, чем запишет его. Он должен записать свой предыдущий ход, прежде чем сделает следующий.

d. Оба игрока должны записывать предложение ничьей на бланке символом ”=”.

е. Если игрок не в состоянии сам вести запись, то для записи ходов он может представить помощника, который должен быть допущен арбитром. Показания его часов должны быть скорректированы арбитром на справедливой основе. Для игрока с ограниченными возможностями корректировка часов не применяется.

Обратите внимание, что запрещено записывать ход заранее. Это допускается только в случае заявления о ничьей (Статьи 9.2 и 9.3) или при откладывании пар-тии. Разрешается записывать ходы парами (ход соперника и собственный ход), но перед выполнением следующего хода все предшествующие ходы должны быть записаны на бланке.

8.2. Арбитр должен видеть бланк для записи на протяжении всей партии.

В настоящее время не существует вообще никаких проблем с применением настоящей статьи. В прошлом, когда было разрешено записывать ход до того, как он будет сделан, некоторые игроки имели привычку закрывать следующий ход своей ручкой. Сейчас это происходит только тогда, когда соперник находится в цейтноте и не записывает ходы. Но тем не менее арбитр имеет полное право удалить ручку с бланка партии.

8.3. Бланки для записи являются собственностью организаторов соревнования.

Игрок не имеет права забрать оригинал своего бланка партии. По окончании игры он должен передать его арбитру, а у себя сохранить копию бланка (если она имеется)..

8.4. Если на определенном этапе контрольного периода времениу игрока остается на часах менее пяти минут, и ему не добавляется на каждый ход 30 или более секунд дополнительного времени, то в течение оставшейся части периода он не обязан следовать требованиям Статьи 8.1.

8.5.а. Если в соответствии со Статьёй 8.4ни один из игроков не обязан вести запись, то арбитр или его помощник должен постараться присутствовать при этом и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем оба игрока должны восстановить запись партии на своих бланках, используя записи арбитра или соперника.

Довольно часто случается, что во время цейтнота игрок спрашивает арбитра, сколько ходов ему осталось сделать до контроля времени. Арбитр никогда не дает никакой информации о количестве сделанных ходов, даже после того, как игрок или оба игрока сделали требуемое количество ходов. Арбитр начинает действовать только после падения флажка: он останавливает часы и даёт указание игрокам восстановить запись ходов на бланках. Только после того, как оба игрока восстановили свои записи, арбитр должен пустить часы игрока, который должен делать ход.

b. Если в соответствии со Статьёй 8.4только один игрок не обязан вести запись, он должен, как только его флажок упал, полностью восстановить запись партии на своем бланке прежде, чем сделает следующий ход на шахматной доске. Если при этом его очередь хода, он может воспользоваться бланком соперника, который должен возвратить перед выполнением хода.

Обратите внимание, что в этой ситуации арбитр не останавливает часы после падения флажка.

с. Если нет полной записи партии, игроки должны восстановить игру на второй шахматной доске под контролем арбитра или его помощника. Прежде чем начнется восстановление записи, арбитр должен сначала записать возникшую в партии позицию, показания часов, очередность хода и число сделанных/завершенных ходов, если эта информация доступна.

Восстановление записи должно происходить после того, как часы обоих игроков были остановлены. Её следует проводить вдали от шахматных досок игроков, так, чтобы не мешать другим игрокам.

8.6. Если записи партии на бланках не могут быть доведены до хода, показывающего, что игрок превысил отведенное ему время, то следующий сделанный ход будет считаться первым ходом в следующем периоде контроля времени, если не появятся доказательства, что ходов было сделано или завершено больше.

Предположим, что требуемое количество ходов до контроля времени - 40. Если можно было установить только 37 ходов, то следующий ход в записи будет 41-ым ходом; если можно было установить только 42 хода, и есть уверенность, что было совершено больше ходов, но точно неизвестно, сколько именно, то следующий ход будет считаться 43-им ходом.

8.7. По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указав результат партии. Даже если результат партии был указан неправильно, он остается в силе, если арбитр не решит иначе.

В тот момент, когда арбитр видит, что игра закончена, ему следует поспешить к этой доске и попросить игроков записать результат игры и подписать бланки партии. Арбитр должен немедленно проверить, что на обоих бланках указаны одинаковые результаты.

Статья 9: Ничья

9.1.а. В положении о соревновании может быть установлено, что игроки не могут соглашаться на ничью ранее установленного количества ходов или вообще без согласия арбитра.

Если в соревновании применяется это правило, то в приглашении игроков на турнир до их сведения должно быть доведено установленное количество ходов или отсутствие соглашения на ничью между игроками вообще. Желательно перед началом турнира повторно объявить правила турнира. Имейте в виду, что это правило применяется только для соглашения на ничью. Статьи 9.2, 9.3 и 9.6 остаются в силе на протяжении всей игры.

b. Однако, если положение о соревновании позволяет игрокам соглашаться на ничью, то применяется следующий порядок:

(1) Игрок, который желает предложить ничью, должен сделать это после выполнения своего хода на шахматной доске, но до нажатия часов. Предложение ничьей в любое другое время в течение игры остаётся в силе, но необходимо учитывать Статью 11.5. Такое предложение не может быть связано никакими условиями. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остаётся в силе до тех пор, пока соперник не примет или не отвергнет его устно, или не отклонит его, касаясь фигуры с намерением сделать ход или взять фигуру, или до тех пор, пока партия не завершится каким-либо другим путем.

(2) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке символом ”=”.

(3) Заявление о ничьей в соответствии со Статьями 9.2 или 9.3должно рассматриваться как предложение ничьей.

Правильная последовательность предложения ничьи такова: 1. выполнение хода, 2. предложение ничьей, 3. нажатие часов. Если игрок отклоняется от этого порядка, предложение остается в силе, но на самом деле оно некорректно. В этом случае арбитр имеет право наказать игрока в соответствии со Статьёй 12.9. Предложение не может быть связано никакими условиями. Некоторые примеры: Игрок заставляет соперника принять предложение в течение 2 минут. В командном соревновании: ничья предлагается при условии, что другая партия в матче должна быть сдана или также закончиться вничью. В обоих случаях предложение ничьей имеет силу, но без приложенного условия. Что касается Статьи 9.1b.(3): Если игрок заявляет о ничьей, соперник имеет возможность договориться о ничьей непосредственно с ним. В этом случае арбитру не нужно проверять правильность заявления. Но будьте осторожны. Если есть ограничение на ничью (например: не допускаются соглашения на ничью ранее 30 ходов, выполненных обоими игроками), и заявление было подано до этого хода (например, после 28 ходов), то заявление должно быть проверено арбитром в любом случае, даже если соперник будет согласен на ничью.

9.2. Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своём ходе, когда одна и та же позиция, по крайней мере, в третий раз (не обязательно повторением ходов):

a. может возникнуть, если этот игрок сначала запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменён, и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или

b. уже возникла при ходе игрока, требующего ничью.

Позиции считаются одними и теми же тогда и только тогда, когда очередь хода у того же самого игрока, фигуры того же самого вида и цвета занимают те же поля, и разрешённые ходы всех фигур обоих игроков - те же самые. Поэтому позиции не одинаковы, если

(1) в начале рассматриваемой последовательности ходов пешка могла быть взята на проходе,

(2) король или ладья имели права на рокировку, но потеряли их после своего хода. Права на рокировку теряются только после того, как король или ладья сделали ход.

Желательно проверять правильность заявления в присутствии обоих игроков. Кроме того, целесообразно воспроизвести партию, а не принимать решение только с использованием записей на бланках. Если используются электронные доски, можно проверить заявление на компьютере.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по обоснованному заявлению игрока при своём ходе, если:

a. он запишет на своём бланке свой ход, который не может быть изменен, и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, который приведет к тому, что последние 50 ходов выполнены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры;

b. последние 50 ходов были завершены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

См. комментарии к Статье 9.2.

9.4. Если игрок касается фигуры, как описано в Статье 4.3, без заявления о ничьей, то согласно Статьям 9.2 и 9.3 он теряет право заявлять о ничьей на этом ходу.

Игрок теряет право заявлять о ничьей только на этом ходу. У него всегда есть возможность сделать новое заявление в течение партии, исходя из фактической позиции.

9.5. Если игрок заявляет о признании партии ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он или арбитр может остановить часы (см. Статью 6.12 а или 6.12 b).Игрок не может отказаться от своего заявления.

a. Если установлено, что заявление обоснованное, партия сразу заканчивается вничью.

b. Если установлено, что заявление необоснованное, арбитр должен добавить к оставшемуся у соперника времени на обдумывание две минуты. Затем партия должна быть продолжена. Если заявление было основано на предполагаемом ходе, то в соответствии со Статьями 3 и 4этот ход должен быть сделан.

 

Отмечается, что предполагаемый ход должен быть сделан, но если предполагаемый ход является неразрешённым, то другой ход должен быть сделан этой фигурой. Все остальные правила Статьи 4 также остаются в силе.

9.6. Партия заканчивается вничью, если возникает одна или обе следующие ситуации:

a. появляется одна и та же позиция, что и в Статье 9.2.b, при, по крайней мере, пяти последовательных попеременных ходах каждого игрока;

b. последние 75 ходов были выполнены каждым игроком без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры. Если последним ходом был поставлен мат, то он имеет приоритет.

9.7. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой мат не может быть поставлен любой возможной серией разрешенных ходов. Это немедленно заканчивает партию при условии, что ход, создавший эту позицию, был разрешённым Правилами.

В обоих случаях, описанных в Статьях 9.6 и 9.7, арбитр должен вмешаться и остановить игру, объявив партию ничьей.

Статья 10: Очки

10.1. Если положением о соревновании не установлено иное, то игрок, который выиграл партию, или победил благодаря штрафу, наложенному на соперника, получает одно очко (1), игрок, который проиграл свою партию или оштрафован, не получает очков (0), а игрок, сыгравший свою партию вничью, получает пол-очка (1/2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.066 с.)