Словарь терминов, используемых в правилах игры в шахматы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь терминов, используемых в правилах игры в шахматы



Число после наименования термина – номер пункта Правил, в котором впервые появляется этот термин.

алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием символов от a до h и цифр от 1 до 8 при обозначении полей на доске 8x8.

анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью опреде-ления наилучшего продолжения.

арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил со-ревнования.

белые: 2.2. 1. Белыми называются 16 фигур или 32 поля светлого цвета. 2. При печати это также относится к игроку белыми фигурами.

бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.

блиц: B. Игра, где у каждого игрока время на обдумывание равно или меньше 10 минут.

быстрая игра перед окончанием партии: G.1. Заключительная часть игры, в которой игрок должен сделать неограниченное количество ходов за ограниченное время.

быстрая игра (рапид): A. Игра, в которой время на обдумывание у каждого игрока составляет больше 10 минут, но меньше 60 минут.

вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.

взятие на проходе:. См. объяснение в Статье 3.7d. В нотации на русском языке обозначается В.П.

взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом удаляется с доски. См. также взятие на проходе 3.7d. Обозначается символом “х”.

вмешательство: 12.7. Вовлечение посторонних в происходящую игру с тем, чтобы повлиять на результат.

время опоздания: 6.7.а. Заранее установленное время, на которое игрок может опоздать без штрафа.

выиграть обычными средствами: G.3. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.

горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.

демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.

диагональ: 2.4. Прямая линия, проходящая через квадраты одного и того же цвета от одного края доски до другого.

дополнительное время: 6.3 b.Количество времени (от 2 до 60 секунд), добавляемое игроку перед каждым ходом с самого начала. Это может быть или в режиме задержки, или в накопительном режиме.

доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.

завершенный ход: 6.2а. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.

запечатанный ход: E. В случае если игра откладывается, игрок должен запечатать свой следующий ход в конверт.

заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.

зрители: Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.

игра за шахматной доской: введение. Данные Правила игры в шахматы распространяются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.

игровая зона: 11.2. Единственное помещение, в котором игроки должны находиться во время игры.

игровой зал: 11.2. Помещение, в котором играются партии соревнования.

классическая игра: G3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока составляет, по крайней мере, 60 минут.

комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также помещение, выделяемое отдельно на чемпионатах мира, в котором игроки могут расслабиться.

контроль времени: 1. Регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов и 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапливаемых секунд, начиная с первого хода. 2. Говорят, что игрок прошёл контроль времени”, если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.

королевский фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ко-роль.

лёгкая фигура: Слон или конь.

мат: 1.3. Сокращенное название шахматного мата.

монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.

нажать часы: 6.2а. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.

накопительный режим (режим Фишера): Режим, при котором игрок перед каждым ходом получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд).

нападение: 3.1. Говорят, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

на усмотрение арбитра: В Правилах описано много случаев, когда арбитр должен исполь-зовать свое суждение.

неразрешённый ход: 3.10b. Ход, который не разрешен данными Правилами.

невозможное положение: 3.10c. Положение считается невозможным, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.

ничейная позиция: 5.2b. Позиция, в которой ни один игрок не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых ходов.

ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.

нулевое время опоздания: 6.7a. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.

обжалование: 11.10. Как правило, игрок имеет право обжаловать решение судьи или органи-затора.

обмен: 3.7е. При продвижении пешки на последнюю от игрока горизонталь она обменивается на любую, кроме короля, фигуру того же цвета.

объяснение: 11.9.Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.

ограниченные возможности: 6.2e. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять определенные действия при игре в шахматы.

организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.

откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.

очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встре-чается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.

падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.

патовая позиция: 5.2a. Положение, в котором игрок не имеет разрешённого Правилами хода, и его король не находится под шахом.

период времени: 8.6. Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное количество ходов или все ходы в течение определенного времени.

повторение ходов: 5.2d. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.

поле превращения: Поле, на которое перемещается пешка, когда она достигает последней от своей исходной позиции горизонтали.

положение о соревновании: 6.7a. В Правилах игры в шахматы есть различные варианты про-ведения соревнований. Положение о соревновании должно установить, какой вариант прове-дения соревнований выбран.

помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь плавному течению соревнований различными способами.

потеря права: 4.8. Потеря права сделать заявление или ход.

правило 50 ходов: 5.2e. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

правило 75 ходов: 9.6b. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

превращение: 3.7e. Происходит, когда пешка достигает последней горизонтали от своей ис-ходной позиции и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.

предложение ничьей: 9.1b. Порядок, в соответствии с которым игрок может предложить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом =”.

размен: 1. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура взята соперником обратно. 2. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.

разрешенный ход: 1.2. Ход, при котором полностью выполнены все соответствующие требо-вания Статей 3.1 - 3.9.

режим Бронштейна: 6.3b. См. режим задержки времени.

режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3b. Оба игрока получают определенное основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает фиксированное допол-нительное время” на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начи-нается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополни-тельного времени использовано.

режим Фишера: См. накопительный режим.

результат партии: 8.7. Обычно результат партии 1-0, 0-1 или ½-½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой - 0 (Статья 12.9). Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили из-за неявки соперника), -/+ (черные победили из-за неявки соперника), -/- (не явились оба игрока).

рокировка: Перемещение короля к ладье. См. Статью 3.8b. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге - 0-0-0.

сдаюсь: 5.1b. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до мата.

сопредельная зона: 12.8. Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не являющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.

счетчик ходов: 6.10b. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.

усмотрение арбитра: В Правилах игры в шахматы около 39 случаев, в которых арбитр должен использовать своё суждение.

ферзевой фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ферзь.

фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.

флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчивается.

ход: 1.1. 1. Выражение “90 минут на 40 ходов” относится к 40 ходам каждого игрока. 2. Выражение “при своём ходе” относится к праву этого игрока сделать следующий ход.

ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.

ход сделан: 1.1. Говорят, что ход “сделан”, когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имеется, снята с доски.

часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.

черные: 2.2. 1. Черными называются 16 фигур и 32 поля темного цвета. 2. При печати это также относится к игроку черными фигурами.

честная игра: 12.2a. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недостаточно, он должен принимать решения по справедливости.

шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обозначается символом +”.

шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.

шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.

шахматный мат: 1.2. Нападение на короля, при котором он не может парировать угрозу. Обозначается символом ++” или “#”.

шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.

шахматы 960: F. Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и последней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.

штраф: Присуждение поражения из-за нарушения Правил.

штрафные санкции: Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9 в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.

я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.

 

 


 

ВИДЫ ТУРНИРОВ

Для жеребьёвки пар на шахматном турнире могут быть использованы следующие сис-темы:

Круговая система

В круговом турнире все игроки играют друг с другом. Поэтому в случае чётного коли-чества игроков число туров равно количеству участников минус один. При нечётном количестве участников число туров равна количеству игроков.

Для формирования пар и цвета фигур в каждом туре обычно используются таблицы Бергера (см. ниже Турнирные правила ФИДЕ. Приложение 1. Таблицы Бергера для кру-говых турниров).

Самой лучшей системой для игроков является двухкруговой турнир, потому что в такой системе все игроки должны играть две игры против каждого соперника, одну белыми фигурами, а другую черными. Но в основном для этого нет достаточно времени, и должны быть использованы другие системы.

Системы тай-брейка, которые используются для круговых турниров, см. в главе “Cис-темы тай-брейка".

Швейцарская система

В ФИДЕ для жеребьёвки используется пять различных швейцарских систем:

а. Голландская система

Это хорошо известная игрокам и организаторам турниров обычная швейцарская сис-тема для открытых турниров будет подробно описана ниже.

b. Система Лима

Жеребьёвка выполняется сначала от верхней очковой группы до средней группы, затем от нижней очковой группы до средней и, наконец, для средней группы.

с. Система Дубова

Игроки белыми сортируются в соответствии с их перфомансом, игроки чёрными в соот-ветствии с их рейтингом. Игрок с самым высоким перфомансом в очковой группе играет против игрока чёрными с самым низким рейтингом.

d. Система Бурштейна

Использовалась для Олимпиад до 2006 года, команды в очковой группе ранжируются в соответствии с их коэффициентом Бухгольца (или расширенным коэффициентом Бух-гольца), а затем первая по ранжиру команда играет против последней по ранжиру ко-манды, вторая по ранжиру команда против второй снизу команды, и так далее.

е. Система жеребьёвки Олимпиад, используемая с 2006 года

Подобна голландской системе для индивидуальных турниров, только с небольшими поправками для жеребьёвки команд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.032 с.)