Б.3. «Стратегический менеджмент» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б.3. «Стратегический менеджмент»



Учебно-методический комплекс по ДИСЦИПЛИНе

Б.3. «Стратегический менеджмент»

(наименование учебной дисциплины с шифром из учебного плана)

Уровень основной образовательной программы: Бакалавриат

Направление 080200.62 Менеджмент

Профиль Общий

Форма обучения: очная

Курс, семестр__4 курс, 7 семестр__

Факультет (институт) - Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

 

Кафедра менеджмента

 

Барнаул


При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

 

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "бакалавр"),утвержденный Министерством образования и науки РФ «____» _______ 20__ г., приказ № ___.

2) Учебный план подготовки бакалавра по направлению 080200.68 Менеджмент

одобренный Ученым советом ФГБОУ ВПО «АлтГУ» «____»_________2012_г., протокол №__

 

Введено в действие приказом от «____» ____________ 2012 г., протокол № _____

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины одобрен на заседании кафедры менеджмента «__3__»__марта__ 2012 г.

 

 

Заведующий кафедрой ________________________________________ О.В. Кожевина

 

 

Разработчики:

доцент   _____________________ (подпись) Н.А. Джумиго  
старший преподаватель _____________________ (подпись) Е.Е. Крук

 

 

Председатель методической комиссии МИЭМИС:

Доцент _____________________ (подпись) Г.А. Булатова  

 


Содержание:

1. Организационно-методический раздел………………………………………...4

1.1. Цель курса………………………………………………………………………...4

1.2. Задачи курса………………………………………………………………………4

1.3. Методическая новизна курса…………………………………………………....5

1.4. Место стратегического менеджмента в типологии управления……………....5

1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………….5

2. Программа теоретической части курса………………………………………..7

2.1. Разделы, темы и краткое содержание…………………………………………...7

2.2. Программа семинарских занятий……………………………………………...16

2.3. Контрольные вопросы по курсу «Современный стратегический анализ».....33

2.4. Темы рефератов и указания по их выполнению……………………………...41

2.5. Вопросы к экзамену по дисциплине «Современный стратегический анализ»…………………………………………………………………………………….....46

2.6. Контрольный тест по дисциплине «Современный стратегический анализ»……………………………………………………………………………….............48

2.7. Глоссарий………………………………………………………………………..56

3. Тематический план курса «Современный стратегический анализ»…..…90

3.1. Распределение видов занятий и учебных часов по темам…………………...90

3.2. График самостоятельной работы студента……………………………………90

4. Формы промежуточного и итогового контроля……………………………..91

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………….91

5.1. Основная и дополнительная литература………………………………………91

5.2. Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы………………………………………………………………………………………94

5.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины……………...95

5.4. Рекомендуемые образовательные технологии………………………………..95

Практические ситуации по курсу «Стратегический менеджмент»………...96

 

 


Организационно-методический раздел

Цель курса

Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Курс стратегического менеджмента является основополагающим для формирования у руководителей и специалистов знаний и умения видеть перспективы развития организации, определять ее миссию и цели, находить варианты реализации принятых стратегических решений. Поэтому целью курса является формирование у студентов теоретических, приобретение практических навыков и эффективного их применения в области стратегического управления организацией в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.

Задачи курса

Актуальность изучения проблем стратегического управления определена происходящими в отечественной экономике рыночными переменами. В настоящее время в хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 года, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти.

Поэтому руководители новых компаний, как и руководители многих государственных предприятий, подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов предприятия и его работников.

Быстрые изменения внешней среды также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению на отечественных предприятиях.

Необходимость становления стратегического менеджмента в отечественной практике обуславливается также происходящими интеграционными процессами.

Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Крупные компании рассматривают мир как единое целое, где стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления.

Поэтому для российской практики в области стратегического менеджмента сегодня особенно важны следующие задачи:

· изучение и развитие теоретических основ стратегического менеджмента, а также новых практических разработок, характерных для стран с развитой экономикой;

· адаптация теоретических и практических методов стратегического менеджмента, сложившихся в этих странах, к российской специфике;

· разработка, апробация и внедрение в широкую практику оригинальных, максимально учитывающих особенности условий и менталитета России, подходов в теории и практике менеджмента.

Методическая новизна курса

В курсе автором рассмотрены теоретические и практические аспекты управления организацией на основе бизнес-процессов. Это позволило выдвинуть новые положения, оценки и рекомендации, отвечающие задачам коренной перестройки стратегического управления строительными организациями с региональными сегментами рынка на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

Требования к уровню освоения содержания курса

Изучение учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций (ПК): ПК-9 – способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений; ПК-15 – участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента; ПК-16 – способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации; ПК-30 – знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли; ПК-48 – умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· знать: основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды; методы оценки конкурентоспособности организации;

· уметь: сформулировать методологическую базу, опираясь на знание общей концепции и основные принципы стратегического менеджмента организации;

· владеть: методами формирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации.

Схема 1.

Глоссарий

Административный подход к менеджменту – подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией.

Анализ конкурентных преимуществ – комплексный анализ, имеющий своей целью выявление слабых и сильных сторон фирмы (страны), её возможностей и угрозы её положению на рынке. На основе полученных в ходе анализа прогнозных оценок устанавливаются цели и разрабатываются стратегии.

Анализ ресурсоёмкости объекта – анализ структурных, абсолютных, относительных и удельных показателей, характеризующих расход ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта с целью выявления факторов экономии ресурсов.

Анализ ретроспективный – метод изучения сложившихся в прошлом тенденций технического, социального, экономического развития объекта для формирования стратегии его развития.

Анализ риска – разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязей между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставление возможных потерь и выгод.

Анализ системный – исследование объектов как систем, совокупности взаимосвязанных элементов с применением системных принципов.

Анализ системы менеджмента – процесс исследования организационной структуры и системы управления на предмет их жизнеспособности, обеспечения конкурентоспособности фирмы в целях дальнейшего совершенствования и повышения эффективности их взаимодействия на результативность деятельности фирмы.

Анализ ситуации – изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.

Анализ сравнительный – сопоставление численных значений показателей анализируемого объекта со значениями базового периода (с другими периодами), с показателями других аналогичных объектов, с нормативным (эталонным) уровнем.

Анализ факторный – процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции, а также для её прогнозирования.

Антимонопольное законодательство – законодательство, ограничивающее монополии изготовителей, регламентирующее общие требования к товарам, их упаковке, экологичности, безопасности применения, организации торговли, контроль доли рынка, занятой данным изготовителем, порядок осуществления санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Бизнес – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли, другого результата, развития собственного дела.

Бизнес-модель – описывает совокупность управленческих рутин, понимание которых объясняет, как «спроектирован» бизнес фирмы для удовлетворения запросов её клиентов, каким образом скомбинированы её ресурсы, как идентифицируются целевые рыночные сегменты, каковы механизмы привлечения экономических выгод из её операций и в конечном счёте – как фирма управляет стоимостью. Бизнес-модель есть «архитектура бизнеса фирмы», состоящая из рутинизированных элементов её организационного механизма (нерутинизированные элементы которого – это, например, лидерство и креативность топ-менеджеров).

Бизнес-процесс – устойчивая совокупность периодически повторяющихся действий, выполняемых для достижения определённого результата.

Внешняя среда системы менеджмента – компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы.

Воспроизводственный подход к менеджменту – подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода к менеджменту являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды.

Воспроизводственный цикл товара – динамика сменяемости выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей товара в координатах времени и программы выпуска товаров каждой модели.

Выбор базового рынка подразумевает разбиение рынка на части, состоящие из потребителей со схожими потребностями и поведенческими или мотивационными характеристиками, и фокусирование на сегментах, создающих для фирмы благоприятные маркетинговые возможности.

Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжирование по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены: главная цель («вершина дерева»); подчинённые ей подцели первого, второго и т.д. уровней («ветви дерева»).

Динамический подход к менеджменту – подход, при применении которого объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связей и соподчинённости, проводится ретроспективный анализ за 5–10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Динамизм внешней среды фирмы – изменчивость факторов макросерды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, влияющих на её структуру и эффективность функционирования.

Дисконтирование – метод приведения будущих инвестиций к расчётному или текущему периоду с учётом ставки дисконта.

Долговечность – свойство товара сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. К показателям долговечности относятся, например, нормативный срок службы (срок хранения) товара, срок службы до первого капитального ремонта и др.

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее – определённого товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затрудняют доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет менее 65%, если установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара не превышает 35% (официальный термин).

Жизненный цикл товара – включает следующие этапы: 1) стратегический маркетинг; 2) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 3) организационно-технологическая подготовка нового производства; 4) производство; 5) подготовка товара к функционированию; 6) эксплуатация и ремонты; 7) утилизация товара после отработки и замена новой моделью.

Закон конкуренции – объективный процесс «вымывания» с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения её удельной цены. Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены как отношение цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях. В первое время самой отстающей фирмой оказалась 1-я, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я, 4-я и 6-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель,а старую потребители не стали покупать, и фирма обанкротилась. Её место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию, и так далее.

Закон масштаба – закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции за счёт её унификации или реализации других факторов ведёт к снижению себестоимости продукции. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоёмкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.

Закон экономии времени – закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара. Тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта).

Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (официальный термин).

Идентификация продукта – процедура, посредством которой устанавливаются соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции) (официальный термин).

Иерархия потребностей – по теории Маслоу все потребности, направляющие поведение человека в обществе, можно расположить в виде следующей иерархической структуры: 1) физиологические; 2) безопасности и социальной защищённости; 3) причастности к чему-либо или кому-либо; 4) уважения, признания; 5) самореализации. Прежде чем потребность высшего уровня (в самореализации) станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной.

Имидж организации – её образ, складывающийся у клиентов, партнёров, общественности. Его основу составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак.

Имидж продукта – распространённое и достаточно устойчивое представление об отличительных либо исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов.

Инвестиции – вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные – это вложения средств в приобретение (аренду) земли, основных фондов и оборотных средств, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка ценных бумаг различных эмитентов.

Инвестиционный проект – совокупность документов, регламентирующих технические, экономические, организационные, правовые и другие аспекты планирования и осуществления комплекса мероприятий по вложению инвестиций.

Инновация – результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере по эффективному изменению объекта управления путём внедрения новшеств. Новшества могут оформляться в виде открытия, изобретения, патента, рационализаторского предложения, нового или усовершенствованного продукта, технологии, управленческого или производственного процесса, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарта, методики, инструкции, рекомендаций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Интеграционный подход к менеджменту – подход, нацеленный на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления; в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами управления по горизонтали.

Качество объекта – совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять конкретные потребности, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Качество проектно-конструкторской документации – степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя. Качество проектно-конструкторской документации определяется применением современных методов при её разработке, соответствием требованиям потребителей.

Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

Комплексный подход к менеджменту – подход, учитывающий технические, экономические, экологические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента в их взаимосвязи.

Конкурентная борьба – способы поведения конкурирующих фирм на рынке с целью реализации своих преимуществ.

Конкурентоспособность – способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.

Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Оценка степени конкурентоспособности фирмы заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, в выборе фирмы-лидера, которая должна обладать следующими параметрами:

1. соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребителей, удовлетворяемых с её помощью;

2. соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

3. соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Конкурентное преимущество имеет место, когда фирма осуществляет такую стратегию создания ценности и присвоения рент (используя свои ценные и редкие ресурсы и организационные способности), которая одновременно не может быть реализована никем из её нынешних и потенциальных конкурентов.

Показатели конкурентного преимущества:

  1. лидерство на рынке (сегменте рынка);
  2. растущая доля рынка;
  3. высокая прибыль по отношению к другим сегментам;
  4. высокая прибыль по отношению конкурентам;
  5. потребительский спрос (потребителя оценивают вас выше, чем конкурентов);
  6. более сильный, чем к конкурентов бренд;
  7. качество продукции выше, чем у конкурентов (за одинаковую цену);
  8. уровень обслуживания выше, чем у конкурентов (за одинаковую цену);
  9. любой другой источник, который вас дифференцирует и привлекает клиентов;
  10. издержки и цены ниже, чем у конкурентов (за одинаковое качество или обслуживание);
  11. степень удержания клиентов выше по отношению к другим сегментам;
  12. возможность сотрудничества с лучшими экспертами на рынке (без чрезмерной оплаты).

Конкурентоспособность ценной бумаги – способность ценной бумаги обеспечить коммерческий успех её владельцу в условиях конкуренции (дивиденды, проценты, ликвидность).

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (официальный термин). Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона «О защите прав потребителя».

Конкуренция недобросовестная – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (официальный термин).

Контроль – функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи данного явления или системы и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, формированию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Концепция маркетинга – концепция ориентации любой деятельности на потребителя. Субъект управления должен обеспечивать высокое качество выхода данной системы, который одновременно является входом другой системы — потребителя. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать и принимать меры по обеспечению высокого качества входа и только потом повышать качество процесса в самой системе. Если выход каждой системы будет высокого качества, то и качество глобальной системы будет высоким.

Координация – центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Это одна из наиболее сложных функций, выполняемых, как правило, менеджерами. Координация может осуществляться по выполнению любых работ, между любыми компонентами системы или внешней среды.

Корпоративная стратегия – документированные направления развития компании в целом и систематизированные суждения о способах реализации данных направлений.

Макросреда фирмы – совокупность компонентов, характеризующих отдельные сферы страны и оказывающих прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы.

К этим сферам относятся следующие: международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь, каждая сфера характеризуется множеством факторов (показателей).

Маркетинговый подход к менеджменту – подход, предусматривающий ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта и совершенствования управления; 3) экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

Матрица BCG – один из инструментов стратегического анализа, позволяющий провести анализ продуктового портфеля компании. При проведении данного вида анализа строится матрица, на которой позиционируются все бизнесы компании. По осям матрицы расположены «Привлекательность рынков» и «Конкурентный статус компании на этих рынках».

Матрица McKinsey (историческое название McKinsey/General Electric) – аналог матрицы BCG, при котором используется более сложный подход для оценки привлекательности рынков и конкурентного статуса компании на этих рынках. Данная методика была разработана из-за ограничений в применении матрицы BCG.

Международная деятельность фирмы – деятельность по экспорту и импорту товаров, капиталов, технологий, услуг, осуществлению совместных с другими странами проектов, сопровождающаяся интеграционными процессами в различных сферах и т. д.

Менеджер – предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на фирме.

Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Метод «Дельфи» – метод комплексного анализа альтернативных управленческих решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой высококвалифицированных в данной области специалистов с применением экспертных методов с целью отбора наиболее рационального для данной ситуации решения.

Метод индексный – метод прогнозирования, основанный на приведении значений показателей объекта в настоящем к будущему моменту при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Метод цепных подстановок – метод, который используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию путем последовательной подстановки фактического значения анализируемого фактора при сохранении остальных факторов на прежнем (плановом) уровне.

Метод определения цен – 1) на основе издержек и рентабельности товара; 2) на основе установления нормы прибыли; 3) на основе экспертной оценки качества товара и спроса на него; 4) на основе анализа динамики цен конкурентов; 5) на основе закрытых торгов; 6) математико-статистические методы.

Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и др., основанные на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементами затрат – с другой.

Методы экономико-математические – методы анализа и оптимизации, которые применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции – методы, основанные на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Микросреда фирмы – совокупность субъектов, оказывающих косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы, но не имеющих с фирмой прямых договоров (контрактов). Потенциальные поставщики, потребители относятся к микросреде фирмы, а конкретные поставщики, с которыми фирма заключила договоры, относятся к входу системы, потребители – к её выходу. Остальные поставщики, не выдержавшие конкуренции за место среди клиентов входа системы, оказывают на поставщиков фирмы конкурирующие воздействия и заставляют их повышать конкурентоспособность товаров и услуг. К субъектам микросреды фирмы относятся конкуренты поставщиков фирмы и прямые конкуренты фирмы, контактные аудитории, маркетинговые посредники.

Миссия – философия существования, стратегическая цель, принципиальное назначение организации, которыми она отличается от других организаций и в рамках которых определяет характер своих действий. Содержание миссии организации: 1) философия (базовые взгляды, принципы и ценности, система мотивов); 2) описание сферы деятельности, продукта организации; 3) цели организации (текущие и стратегические); 4) характеристика потенциала и технологий; 5) описание внутренней концепции, сильных сторон организации, ее конкурентных преимуществ, перспектив развития; 6) характеристика рынка, где работает организация; 7) описание внешнего образа (имиджа) организации.

Моделирование логическое – выявление горизонтальных и вертикальных причинно-следственных связей между главными факторами, характеризующими управленческие, экономические, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процессов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.

Моделирование физическое – воспроизведение объекта, чаще в уменьшенных размерах, с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого решения.

Моделирование экономико-математическое – описание процессов математическими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимодействия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого решения.

Модель – условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.069 с.)