Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теорія еліт та елітарної демократії.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848 – 1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моска (1858 – 1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на упорядочивающую роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М. Дюверже и др.) Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего итальянского правоведа Г. Моски «Теория правления и парламентское правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2 тома, 1886, 1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его «Трактате общей социологии» (1916), в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией. Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп – правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т. е. организованным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей видимости, не без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим классом, правящим классом. Парето в своем обосновании концепции правящей эли исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя, - высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы – правящую и неправящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой. Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если мы станем присваивать тому, кто превосходнейшим образом делает свое дело, индекс 10, а самому нерадивому 1 и поставим ноль полному неумельцу, то подобное разделение получит свою логику и оправдание. Область индексируемой деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который обманул многих и ещё не попал под карающий меч правосудия, тоже следует поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам, основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно влияет на правительственную политику. Остальные образуют неправящую элиту. Понятное дело, что известный шахматист или писатель – властитель дум также входят в элиту. Очень важное место в социологио-политической концепции Парето занимает толкование логического и нелогического поступка (поведения в широком смысле). По мнению Р. Арона, в уяснении этой проблемы сильно помогут наблюдения за поведением таких распространенных и типичных участников деловой современной жизни, как инженер и спекулянт. Инженер, если он не ошибается, ведет себя логично. Экономист и юрист, если не сильно завышают роль своих познаний, способны понять определенные формы поведения людей. И только социология имеет дело с людьми, которые обычно не ведут себя ни как деловитые инженеры, ни как осторожные спекулянты. Человек по природе своей существо хотя и рассудительное, но в своем практическом поведении нередко безрассудное. Наблюдая за его поведением, социолог должен выявить и учесть особую роль чувств и аффектов (страстей) в этом поведения Эта роль так велика и так постоянна в своем воздействии на поведение, что умственные построения выглядят удивительно переменчивыми, тогда как чувства относительно постоянными. Вот за эту постоянность все чувства и аффекты Парето отнес к особой категории компонентов в человеческом поведении и назвал их термином «резидуа» (буквально «остатки», т.е. то, что остается, выпадает в осадок). В отличие от чувств и аффектов умственные построения, т. е. аргументы и системы оправдания, а также идеологии, с помощью которых люди обычно маскируют свои страсти и тем самым придают своим поступкам или высказываниям вид обдуманных поступков, Парето именует «дериватами» («производные»). Все общества отличаются между собою во многом вследствие различий, коренящихся в природе своих элит. Это связано также с тем, что ценности мира сего распределяются неравномерно, а вместе с ними столь же неравномерно распределены престиж, власть или почести, связанные с политическим соперничеством. в результате меньшинство управляет большинством, прибегая к двум разновидностям приёмов и средств – силы и хитрости. С учётом такого толкования политические элиты подразделяются на два семейства, названия которых восходят к Макиавелли. Предпочитающие насилие именуются элитой львов, другие тяготеющие к изворотливости, - элитой лис. Самым важным событием в истории Парето считает жизнь и смерть правящего меньшинства. «История – согласно его крылатой формуле – кладбище аристократий» (Трактат общей социологии). Отсюда и другая его формула – «История обществ есть большей частью история преемственности аристократий». Правление элит из семейства львов – это правление радикальных меньшинств в условиях сильно бюрократизированной деятельности. Западноевропейские общества управляются, согласно Парето, плутократическими элитами («семейство лис»). «Проблема организации общества должна решаться не декларациями вокруг более или менее смутного идеала справедливости, - утверждал Парето, - а только научными исследованиями. Задача исследований найти способ соотнесения средств с целью, а для каждого человека – соотношения усилий истраданий с наслаждением, так чтобы минимум страданий и усилий обеспечивал как можно большему числу людей максимум благосостояния».
Поняття та ознаки права.
Право - усеосяжна міра волі, рівності і справедливості в суспільстві, що знаходить своє матеріальне вираження в нормах права, що встановлюються в межах своєї компетенції відповідними органами держави (соціологічна школа). (с) Ïðèçíàêè ïðàâà: a)ãîñóäàðñòâåííàÿ âîëÿ, âûðàæåííàÿ êàê çàêîí óñòàíîâëåííûé âëàñòüþ è ñîäåðæàùàÿ ìàñøòàá (ìåðó) ïîâåäåíèÿ ëþäåé â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ æèçíè îáùåñòâà; b)îáóñëîâëåííîñòü ýòîé ãîñóäàðñòâåííîé âîëè ìàòåðèàëüíûìè óñëîâèÿìè, êóëüòóðíûì óðîâíåì è èñòîðè÷åñêèìè òðàäèöèÿìè æèçíè íàðîäà, êîòîðîìó ïðèíàäëåæèò âëàñòü, âîïëîùåíèå â íåé åãî èíòåðåñîâ, öåëåé, öåííîñòåé; c)îáúåêòèâèçàöèÿ ýòîé âîëè â âèäå íîðìàòèâíûõ ïðåäïèñàíèé, ïîîùðåíèé, ðàçðåøåíèé, çàïðåòîâ, ôîðìîé êîòîðûõ ìîãóò áûòü çàêîí è äîãîâîð, ñóäåáíîå ðåøåíèå è àäìèíèñòðàòèâíûé ïðåöåäåíò, ñàíêöèîíèðîâàííûå òðàäèöèè è îáû÷àè; d)íàëè÷èå ñïåöèàëüíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îðãàíîâ îáåñïå÷èâàþùèõ ñîçäàíèå è ïðèìåíåíèå íîðì ïðàâà.  ëþáîì îáùåñòâå ñóùåñòâîâàíèå ïðàâà è åãî äåéñòâèå ñâÿçàíî ïðåæäå âñåãî ñ àâòîðèòåòîì ãîñóäàðñòâà; e)ïðåëîìëåíèå âñåõ îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùèõ ýëåìåíòîâ ïðàâîâîé ñèñòåìû â îáùåñòâåííîì è èíäèâèäóàëüíîì ñîçíàíèè, ñîäåðæàùèõ îöåíêó äåéñòâóþùèõ íîðì è èíñòèòóòîâ, îòíîøåíèå ê íèì, è ïðåäñòàâëåíèå î äîëæíîì, æåëàåìîì â ýòîé îáëàñòè.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.01 с.) |