Билет 46) государственный долг: внутренний и внешний. Управление государственным долгом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 46) государственный долг: внутренний и внешний. Управление государственным долгом



 

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

§ кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

§ государственных ценных бумаг;

§ договоров о предоставлении государственных гарантий;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

§ Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

§ Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

§ Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

§ Унификация — объединение нескольких займов в один.

§ Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

§ Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

§ Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга

 

Билет 47) Бюджетная система страны: понятие и структура. Государственный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды. Основные источники доходов государственного бюджета. Расходы государственного бюджета.

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов и т. д.).

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

 

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

 

Внебюджетные фонды - э то государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) ФОМС.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством

Доходы формируются за счет

· налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

· неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

· доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

· военные;

· экономические;

· на социальные нужды;

· на внешнеполитическую деятельность;

· на содержание аппарата управления.

 

Билет 48) Денежно-кредитная политика и ее виды (экспансионистская и рестрикционная ДКП). Инструменты денежно-кредитной политики (экономические, административные). Передаточный механизм ДКП. Эффекты ДКП.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

первое направление называется политика денежно – кредитной экспансии. Оно предполагает стимулирование кредитной деятельности и увеличение денежного предложения, и проводится в условиях, когда главной проблемой в экономике считается экономический спад и сопутствующее ему увеличение безработицы. В данном случае государство через расширение денежного предложения должно стремиться понизить процентную ставку, а, следовательно, повлиять на увеличение спроса на инвестиции, тем самым содействуя расширению инвестиционной деятельности и преодолению экономического спада.

Второе направление называется политика денежно-кредитной рестрикции. Оно предполагает сдерживание кредитной деятельности и ограничение денежного предложения. Данная политика проводится в условиях, когда главной проблемой в экономике считается инфляция. Поэтому, ограничивая денежное предложение, государство стремится уменьшить параметры совокупного спроса и тем самым сдержать рост уровня цен.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые, т. е. административные, методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных, т. е. экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

— квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

— - введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;

— ограничение на открытие филиалов и отделений;

— лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации).Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих • — Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

 

Звенья передаточного механизма:

1) изменение величины реального предложения денег (М/Р)s в результате проведения ЦБ соответствующей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

 

Нарушение в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Эффект богатства (эффект Лигу): снижение уровня цен ведет к повышению реальной ценности денежных резервов домашних хозяйств, что, в свою очередь, стимулирует потребительские расходы.

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при снижении уровня цен уменьшается и процентная ставка, так как избыточные денежные ресурсы субъектов экономики уходят в сбережения. Вследствие уменьшения ставки процента инвестиционные расходы возрастают.

Эффект обменного курса (эффект Манделла — Флеминга): когда снижение уровня цен приводит к уменьшению ставки процента, инвесторы перемещают часть своих капиталов за границу, что обусловливает ослабление национальной валюты. Обесценение национальной валюты предопределяет удешевление отечественных товаров в сравнении с импортными и, следовательно, стимулирует чистый экспорт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.033 с.)