Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 43) Средства и методы государственного вмешательства в экономику. Границы государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор экономики. Государственная финансовая система.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство стремится расширить свое влияние в экономике, проникая в следующие сектора:
· Предоставление благ, имеющих общественно-значимый характер. Сюда относятся не только общественные блага, но также здравоохранение, образование, наука, общественный транспорт, энергетика, инфраструктура и т.д. · Отрасли экономики, напрямую связанные с выполнением государством своих функций. В частности отрасли ВПК, отрасли связанные с внутренней безопасностью, а также, например, юридический бизнес, в котором часть услуг предоставляется юристами на службе государства. · Отрасли, связанные с природными ресурсами. Причем речь идет не только об общих ресурсах, но и о многих других видах ресурсов, разработка которых становится монополией государства. · Природопользование и загрязнение окружающей среды. · Отрасли в которых возможно саморазрушение (или нестабильность) рынков. · Другие отрасли, вмешательство в которые определяется политической конъюнктурой. · Нередко проникновение государства не ограничивается вышеперечисленными отраслями, но затрагивает и смежные с ними отрасли.
В любой отрасли, в которую государство вмешивается, оно может применять различные методы контроля и влияния. Приведем примерный перечень мер воздействия государства на некоторую отрасль экономики, начиная с наиболее мягких, рыночных мер:
· Предоставление информации участникам рынка. · Сертифицирование и лицензирование деятельности. · Создание государственных резервов, которые снижают колебания рыночных цен. · Использование государственных резервов для поддержания некоторых из потребителей, например неимущих. · Поддержка некоторых или даже всех производителей за счет · Создание государственных предприятий, которые конкурируют на рынке с частными предприятиями. · Контроль цен. · Монополизация рынка государством. · Монополизация производства и построение распределения благ на нерыночных принципах, т.е. полная подмена рынка государством.
Государственное регулирование экономики через налоги и ставки амортизационных отчислений с основного капитала имеет границы: бюджетные, вытекающие из пределов возможного отказа от бюджетных доходов; социальные, связанные с готовностью физических и юридических лиц мириться с налоговым гнетом; границы прибыльности, определенные ростом издержек производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность государственного регулирования экономики через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал только в том случае участвует в осуществлении государственной программы, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он мог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они ограничены.
Перечисленные границы государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства носят относительный характер. В этих границах государственное регулирование экономики продолжает развиваться и доказывать в самых разных обстоятельствах свою эффективность, необходимость поддержки и в определенной степени вмешательства со стороны государства. Государственный сектор экономики— совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:
1) государственный бюджет; (Ведущее звено. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (НД). Через это звено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.)
2) местные бюджеты; (В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги - подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.)
3) государственный кредит; (представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.)
4) специальные внебюджетные фонды; (Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению - для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.)
5) государственное страхование; (Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.)
6) финансы государственных корпораций. (Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946-1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства - железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.111 (0.006 с.) |