Билет 44) Субъекты и объекты государственного регулирования экономики. Формы ГРЭ. Государственное программирование экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 44) Субъекты и объекты государственного регулирования экономики. Формы ГРЭ. Государственное программирование экономики.



 

Субъектами государственного регулирования явля­ются:

 

· носители;

· выразители;

· исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и ре­гиональным интересам.

 

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

 

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

 

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

 

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

 

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

 

· фирма;

· район;

· отрасль;

· сфера производства;

· национальная экономика;

· международные отношения.

важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей около – 10% общей численности лиц наемного труда.

 

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства осуществляется и через принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

 

Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей.

Программирование является важнейшей формой государственного регулирования экономики и разновидностью планирования. Его задача – обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.

 

Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, но в любом случае программа — это адресный, плановый документ, который может носить различной степени директивный или индикативный характер. Основным содержанием программы является четко поставленная цель, задачи и комплекс мероприятий: научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, производственных и других, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам исполнения и обеспечивающих достижение поставленных целей и задач наиболее эффективным путем.

 

В зависимости от содержания, объекта и направления действия программы бывают социально-экономическими, научно-техническими, производственно0экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, чрезвычайными и целевыми.

 

Национальные и региональные программы — это комплексные общехозяйственные программы, отражающие предпочтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

 

Чрезвычайные программы обычно являются краткосрочными и разрабатываются в критических ситуациях: в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Для их реализации широко используются средства административного регулирования. Примерами чрезвычайных программ могут быть Программа по восстановлению экономики Южной Кореи, Программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.005 с.)