Правила регулирования структуры денежной массы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила регулирования структуры денежной массы



Делить денежную массу на , , , необходимо, если нужно обеспечить государственное регулирование объема денежной массы и не допускать непредвиденной инфляции (рост цен).

При обращении денег важно не только количество абсолютно ликвидных денег М1, но и то количество денег М2, которое быстро может превратиться в М1. Также и М3 может при некоторых условиях стать средством платежа М1.

С помощью распределения денежной массы на агрегаты Центральный банк РФ оказывает влияние на денежную массу М1, повышая ее илиснижая (или сдерживая ее рост).

Правило: если деньги уходят в банковскую систему на срочный вклад или в бюджет, денежная масса М1 уменьшается, деньги покидают сферу обращения М1.

Если ЦБ РФ повысил процент ставки, по которой проводится кредитование банков, в свою очередь коммерческие банки поднимают процент ставки по срочным вкладам.

Людям (вкладчикам) стало выгодно делать срочные вклады — М2 повышается, а М1 уменьшается — инфляция сдерживается.

На срок вклада деньги ушли в распоряжение банковской системы (- М2).

Коэффициент монетизации

Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации, равный

.

Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он показывает, насколько валовый продукт обеспечен деньгами (или сколько денег приходится на рубль ВВП).

В развитых странах коэффициент монетизации достигает 0,6, а иногда близок к единице. В России этот показатель едва достигает 0,1.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке.

Банковские резервы делятся на обязательные и избыточные.

Обязательные резервы — это резервы, которые коммерческие банки держат в центральном банке по его требованию. Центральный банк обязывает коммерческие банки создавать рассматриваемые резервы главным образом в следующих целях: как страховой резерв, обеспечивающий гарантии вкладчикам банка; в качестве инструмента регулирования центральным банком денежной массы.

Избыточные резервы — это резервы, которые коммерческие банки хранят в центральном банке по собственному усмотрению, добровольно, помимо обязательных резервов. Для коммерческих банков они являются активами, которые они в любой момент могут использовать для проведения своих операций. Избыточные резервы коммерческого банка включают: наличные деньги в его кассе; средства на корреспондентском счете коммерческого банка в центральном банке и размещенные в депозиты в центральном банке. Избыточные резервы могут образовываться у коммерческого банка из-за увеличения притока вкладов, снижения объема выдаваемых ссуд, уменьшения нормы обязательного резервирования, получения кредита центрального банка и т.д. Коммерческий банк сам определяет оптимальный объем избыточных резервов. Недостаток резервов приводит к тому, что банк начинает испытывать затруднения при проведении своих операций. Слишком большой объем избыточных резервов отрицательно сказывается на прибыли банка, так как эти средства в основном не приносят дохода.

Итак, средства, составляющие денежную базу, частично находятся на руках у населения в виде наличности, частично — у банков в виде их резервов, находящихся на счетах в центральном банке.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R.

MB = C+R, где MB – денежная база, С – наличность, R – резервы.
Ms=C+D, гдеМs – предложение денег,С – наличность,D – депозиты до востребования или вклады.
Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег (Ms) к денежной базе (МВ):

M = MS / MB =>MS = mMB

Денежная база MB=M0+R (резервы) –деньги повышенной мощности.

m = MS/MB – денежный мультипликатор

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность - депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы - депозиты rr (норму резервирования):

M = MS / MB = (C+D)/(C+R)

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

m = (cr+1) / (cr+rr)

гдеcr = C/D, rr = R/D

Величина сг определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение гг зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

- первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального Банка перед населением ибанковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

- последующее изменение предложения денег через процесс "мультипликации" в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Билет 16) Спрос на деньги: сущность, виды, факторы. Различные подходы к определению количества денег в обращении в экономической теории. Деньги и денежное обращение. Деньги выступают важнейшим элементом рыночной экономики, а денежный и финансовый рынок – основными макроэкономическими рынками, наряду с рынком благ и рынком труда.
Деньги (денежная масса) и ценные бумаги (прежде всего, акции) являются основными видами финансовых активов общества.

Основными функциямиденег считаются следующие:

-Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, вфизике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

-Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолеваютвременны́е и пространственные ограничения при обмене.

-Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

-Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

-мировые деньги – используются для обслуживания мирового рынка.

Денежный рынок представляет собой систему отношений между банковской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющими на них спрос

Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент.

Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «покупается» подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.

Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в сво-ем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину данного актива (платежных средств (кассу)). Иначе спрос на деньги называется спросом на реальные денежные (кассовые) остатки. Держание кассы лишает ее собственника доходов от тех видов имущества, которые он может купить на лежащие в кассе деньги, т.е. держание кассы связано с альтернативными затратами.

К факторам спроса на деньги относятся:
- уровень дохода,
- скорость обращения денег,
- ставка процента,
- уровень цен (фактор номинального спроса на деньги).
Классическая теория связывает спрос на деньги (L) с реальным доходом.
Кейнсианская теория считает основным фактором спроса на деньги ставку процента. Согласно кейнсианцам хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками, которые равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход.
Чем выше процент, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.

КЛАССИЧЕСКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ СПРОСА НА ДЕНЬГИ основана на трех постулатах:

а) причинности (цены зависят от массы денег);

б) пропорциональности (цены изменяются пропорцио­нально количеству денег);

в) универсальности (изменение количества денег оди­наково влияет на цены всех товаров). Непосредственной причиной генезиса количественной теории денег была так называемая «революция цен», совер­шившаяся в Европе в XVI-XVII вв. в результате ввоза дешевого южноамериканского золота и серебра, что вызвало быс­трый рост цен товаров,

Классическая количественная теория спроса на деньги, как и всякая теория, постоянно развивалась, что приводило ее к определенной модификации. 3начительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги: MV = PY

где М — количество денег в обращении; V — скорость обра­щения денег; Р — уровень цен (индекс цен); Y — объем вы­пуска. Преобразуя уравнение, получим: MD = PY / V где MD — величина спроса на деньги.

Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную те­оретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности: M = kRP где М — количество денежных единиц; R — общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; F’ — цена произведённой продукции; k — коэффициент, обратный скорости обращения денег, т. е. k = 1/ V.

Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассо­вые остатки (РКО) можно представить:

(M/P)D = kY

(M/P)D = Y/V

Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется:

а) величиной дохода;

б) скоростью обращения денег.

Отсюда классиками был сделан вывод, получивший на­звание классической дихотомии, — представление наци­ональной экономики в виде двух обособленных друг от дру­га секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, кото­рое только обслуживает движение этих потоков, не оказы­вая на них непосредственного влияния.

Отсюда следует, что изменение денежной массы в стра­не не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.

Классики под спросом на деньги понимали только транс­акционный спрос,т. е. спрос для совершения сделок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.018 с.)