Билет 1)Предмет и важность изучения макроэкономики. Предмет макроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1)Предмет и важность изучения макроэкономики. Предмет макроэкономики.



Билет 1)Предмет и важность изучения макроэкономики. Предмет макроэкономики.

Макроэкономика входит в систему экономических наук; составная часть экономической теории.

Специфика:

1. Макроэкономика изучает закономерности функционирования народного хозяйства в целом.

2. Макроэкономика изучает общенациональное состояние экономических отношений в производстве, распределении …

3. Макроэкономика систематизирует знания, которые касаются экономики в целом.

Макроэкономические модели – инструмент макроэкономики.

Макроэк. модель не абсолютная, не исчерпывающая, т.е. не дает единственного ответа и решения (дает целый ряд решений).

Макроэкономика отличается от микроэкономики: Микроэкономика связанна с деятельностью отдельных субъектов, изучает механизм принятие решений, на уровне отдельных экономических субъектов. Макроэкономика – все в совокупности.

Макроэкономическая теория и макроэкономика.

Эти понятия и тождественны, и – нет. Они не тождественны, когда макроэкономика, как хозяйство в целом, а тождественны, когда макроэкономика, как наука.

Различают нормативную и позитивную части макроэкономической теории в рамках анализа.

Нормативная теория изучает идеальное (желаемое) состояние объекта. Позитивная теория изучает реально протекающее состояние экономических процессов (корректирует желаемое состояние).

Экономическая политика, а высший уровень – макроэкономическая политика – целенаправленная деятельность государства, направленная на создание благоприятных условий для принятия экономическими субъектами грамотных решений.

· Денежно-кредитная (монетарная) политика гос-ва.

· Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

· Политика в области занятости и безработицы.

· Инвестиционная политика и т.д.

Имеют место всевозможные потери и неразумные решения (не рациональные).

Рис. 1.1. Модель макроэкономического кругооборота

Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение.

Известно, что все товары и услуги имеют как вещественное, так и денежное содержание. Поэтому макроэкономический кругооборот имеет натурально-вещественное (против часовой стрелки) и денежное (по часовой стрелке) движение.

Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, производящие необходимые обществу товары и услуги. Фирмы находятся в тесной взаимосвязи как с покупателями товаров и услуг, так и с движением ресурсов. Эти взаимосвязи реализуются на рынке товаров и услуг и рынке факторов производства (ресурсов).

Отправным моментом экономического оборота являются домашние хозяйства, которые для реализации своих потребностей предлагают в качестве ресурсов производства труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Вместе с тем домашние хозяйства представляют и конечный продукт экономического оборота, его конечную цель.

Домашние хозяйства платят государству налоги, а от него получают заработную плату и трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, пособия и т. д.).

Фирмы также платят государству налоги (налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.) и получают от него платежи в виде субсидий, дотаций, кредитов, оплаты государственных заказов и др.

В макроэкономической теории различают следующие модели кругооборота:

§ в закрытой экономике (отсутствует сектор «остальной мир»);

§ в открытой экономике (предусматривается участие сектора «остальной мир»). Этот сектор связан с экономической системой тремя способами: через импорт товаров и услуг, через экспорт товаров и услуг и через международные финансовые операции.

Билет 6) Система национальных счетов как макроэкономическая модель экономического оборота.Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

--измерение объемов производства за определенный промежуток времени

--выявление существующих тенденций в экономике

--организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций), Национальное богатство, Сальдо внешней торговли.

СНС — своеобразная модель экономики, используемая для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

СНС — наиболее совершенный и распространенный балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и их результатов. Она основана на единых принципах ведения учета и статистики на всех уровнях хозяйствования, в совокупности определяющих национальное счетоводство, и является завершающей его стадией.

В основе национального счетоводства лежит характеристика процессов создания, распределения, перераспределения и использования дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Каждой стадии воспроизводственного цикла – производству продуктов и услуг и связанным с этим процессом образованию доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию – соответствует счет или группа счетов.

Счета являются счетами потоков, т.е. в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла – от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов бухгалтерского учета (системы счетов с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи, бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество – способность количественно отражать не статистические величины, а процессы, происходящие в рамках экономического оборота.

Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предопределяющих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика метода национального счетоводства заключается, во-первых, в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов, во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как процессы пополнения ресурсов или их использования.

Ряд счетов начинается со счета производства. Результатом производства является выпуск товаров и услуг. Разница между выпуском и промежуточным потреблением называется добавленной стоимостью и представляет собой сумму первичных доходов, созданных в экономике в результате производства.

Счета доходов являются центральными в этой системе счетов, связывая результат производства с процессами капиталообразования и изменения финансовых активов и пассивов. Счета доходов делятся на три группы. Смысл этого разделения в выделении трех основных этапов кругооборота доходов: образование, распределение и перераспределение и использование на потребление и сбережение.

Задача первой группы счетов доходов – выделить все доходы, связанные с производством, которое, конечно, понимается в широком смысле. Уже валовая добавленная стоимость представляет собой сумму доходов – оплату факторов производства, предоставленных в распоряжение внутренней экономики, плюс налоги на производство и продукты – доходы государства. В счете образования доходов эта сумма делится на три части: оплату труда наемных работников – трудовые доходы, налоги на производство и сумму остальных факторных доходов, которую называют прибыль, а для сектора домашние хозяйств – смешанный доход.

В счете распределения первичных доходов происходит выделение факторных доходов – доходов от собственности (проценты, дивиденды, рента, нераспределенная прибыль и т.д.). Сальдо первичных доходов, формирующееся как балансирующая статья этого счета и как основной итог этой первой группы счетов, представляет собой распределение валовой добавленной стоимости в соответствии с предоставленными факторами по институциональным секторам. Свой вклад в сальдо первичных доходов добавляет и «Остальной мир».

Счет распределения вторичных доходов показывает, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов, перераспределяя доход в соответствии с текущей социально – экономической политикой государства. В итоге получается располагаемый доход как максимальная сумма (скорее абстрактная, воображаемая), которую можно было бы использовать, не изменяя своих прежних наличных денег и финансовых активов.

Завершают группу счетов доходов счета использования доходов. Они показывают, какая часть дохода, находящаяся в распоряжении домохозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, пошла на потребление и сбережение. У остальных секторов располагаемый доход равен сбережению. Соотношение между потреблением и накоплением является очень важной характеристикой экономики.

Счет операций с капиталом показывает, что для экономики в целом сбережение равно капиталовложениям, т. е. валовому накоплению основного капитала и изменению запасов материальных оборотных средств.

Финансовый счет показывает, как на чистые кредиты или чистые долги влияет приобретение или ликвидация финансовых активов. В этом счете нет конечной балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому принятию финансовых обязательств. Тем самым заканчивается вся цепь операций, которая началась с производственной деятельности, отражавшейся на счете производства.

Своеобразной сводной таблицей является счет товаров и услуг. Как все счета, он состоит из двух частей; однако все его статьи взяты из других счетов. Он характеризует общий объем ресурсов, складывающихся из валового выпуска продуктов и услуг и импорта, и их использование на потребление — промежуточное и конечное, накопление основного и оборотного капитала, экспорт.

Таким образом, ядро модели СНС, предназначенной для интегрированного описания и системного анализа различных стадий процесса воспроизводства и взаимодействия экономических секторов в кругообороте материальных (в денежном выражении) и финансовых ресурсов, состоит из трех стандартных счетов – счетов основных экономических процессов: производства, потребления, накопления, а также счета «Остальной мир», который отражает внешние торговые и финансовые связи внутренней экономики и делает СНС замкнутой по построению.

Рис. 1.1 Показатели системы национальных счетов

Динамику основных макроэкономических показателей вычисляют посредством индексов (например, индекс физического объема ВВП, цен и др.). При этом используют сведенные индексы, индексы средних величин и другие индексы.

Коэффициент монетизации

Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации, равный

.

Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он показывает, насколько валовый продукт обеспечен деньгами (или сколько денег приходится на рубль ВВП).

В развитых странах коэффициент монетизации достигает 0,6, а иногда близок к единице. В России этот показатель едва достигает 0,1.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке.

Банковские резервы делятся на обязательные и избыточные.

Обязательные резервы — это резервы, которые коммерческие банки держат в центральном банке по его требованию. Центральный банк обязывает коммерческие банки создавать рассматриваемые резервы главным образом в следующих целях: как страховой резерв, обеспечивающий гарантии вкладчикам банка; в качестве инструмента регулирования центральным банком денежной массы.

Избыточные резервы — это резервы, которые коммерческие банки хранят в центральном банке по собственному усмотрению, добровольно, помимо обязательных резервов. Для коммерческих банков они являются активами, которые они в любой момент могут использовать для проведения своих операций. Избыточные резервы коммерческого банка включают: наличные деньги в его кассе; средства на корреспондентском счете коммерческого банка в центральном банке и размещенные в депозиты в центральном банке. Избыточные резервы могут образовываться у коммерческого банка из-за увеличения притока вкладов, снижения объема выдаваемых ссуд, уменьшения нормы обязательного резервирования, получения кредита центрального банка и т.д. Коммерческий банк сам определяет оптимальный объем избыточных резервов. Недостаток резервов приводит к тому, что банк начинает испытывать затруднения при проведении своих операций. Слишком большой объем избыточных резервов отрицательно сказывается на прибыли банка, так как эти средства в основном не приносят дохода.

Итак, средства, составляющие денежную базу, частично находятся на руках у населения в виде наличности, частично — у банков в виде их резервов, находящихся на счетах в центральном банке.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R.

MB = C+R, где MB – денежная база, С – наличность, R – резервы.
Ms=C+D, гдеМs – предложение денег,С – наличность,D – депозиты до востребования или вклады.
Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег (Ms) к денежной базе (МВ):

M = MS / MB =>MS = mMB

Денежная база MB=M0+R (резервы) –деньги повышенной мощности.

m = MS/MB – денежный мультипликатор

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность - депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы - депозиты rr (норму резервирования):

M = MS / MB = (C+D)/(C+R)

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D (депозиты) и получим:

m = (cr+1) / (cr+rr)

гдеcr = C/D, rr = R/D

Величина сг определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение гг зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

- первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального Банка перед населением ибанковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

- последующее изменение предложения денег через процесс "мультипликации" в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Билет 16) Спрос на деньги: сущность, виды, факторы. Различные подходы к определению количества денег в обращении в экономической теории. Деньги и денежное обращение. Деньги выступают важнейшим элементом рыночной экономики, а денежный и финансовый рынок – основными макроэкономическими рынками, наряду с рынком благ и рынком труда.
Деньги (денежная масса) и ценные бумаги (прежде всего, акции) являются основными видами финансовых активов общества.

Основными функциямиденег считаются следующие:

-Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, вфизике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

-Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолеваютвременны́е и пространственные ограничения при обмене.

-Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

-Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

-мировые деньги – используются для обслуживания мирового рынка.

Денежный рынок представляет собой систему отношений между банковской системой, создающей деньги, и субъектами экономики, предъявляющими на них спрос

Товаром на денежном рынке выступают сами денежные средства. Ценой является банковский процент.

Нужно отметить, что деньги – это особый товар, который не «продается» и не «покупается» подобно прочим товарам. Деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной в ставке процента.

Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в сво-ем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину данного актива (платежных средств (кассу)). Иначе спрос на деньги называется спросом на реальные денежные (кассовые) остатки. Держание кассы лишает ее собственника доходов от тех видов имущества, которые он может купить на лежащие в кассе деньги, т.е. держание кассы связано с альтернативными затратами.

К факторам спроса на деньги относятся:
- уровень дохода,
- скорость обращения денег,
- ставка процента,
- уровень цен (фактор номинального спроса на деньги).
Классическая теория связывает спрос на деньги (L) с реальным доходом.
Кейнсианская теория считает основным фактором спроса на деньги ставку процента. Согласно кейнсианцам хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками, которые равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход.
Чем выше процент, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги.

КЛАССИЧЕСКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ СПРОСА НА ДЕНЬГИ основана на трех постулатах:

а) причинности (цены зависят от массы денег);

б) пропорциональности (цены изменяются пропорцио­нально количеству денег);

в) универсальности (изменение количества денег оди­наково влияет на цены всех товаров). Непосредственной причиной генезиса количественной теории денег была так называемая «революция цен», совер­шившаяся в Европе в XVI-XVII вв. в результате ввоза дешевого южноамериканского золота и серебра, что вызвало быс­трый рост цен товаров,

Классическая количественная теория спроса на деньги, как и всякая теория, постоянно развивалась, что приводило ее к определенной модификации. 3начительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги: MV = PY

где М — количество денег в обращении; V — скорость обра­щения денег; Р — уровень цен (индекс цен); Y — объем вы­пуска. Преобразуя уравнение, получим: MD = PY / V где MD — величина спроса на деньги.

Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную те­оретическую модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности: M = kRP где М — количество денежных единиц; R — общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; F’ — цена произведённой продукции; k — коэффициент, обратный скорости обращения денег, т. е. k = 1/ V.

Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассо­вые остатки (РКО) можно представить:

(M/P)D = kY

(M/P)D = Y/V

Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется:

а) величиной дохода;

б) скоростью обращения денег.

Отсюда классиками был сделан вывод, получивший на­звание классической дихотомии, — представление наци­ональной экономики в виде двух обособленных друг от дру­га секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, кото­рое только обслуживает движение этих потоков, не оказы­вая на них непосредственного влияния.

Отсюда следует, что изменение денежной массы в стра­не не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели.

Классики под спросом на деньги понимали только транс­акционный спрос,т. е. спрос для совершения сделок.

Последствия-

ü Перераспределение доходов (Богатеют должники: берут кредит – возвращать меньше)

ü отставание цен госпредприятий от рыночных (изменение цен требует обоснования через вышестоящие организации; частники – выигрывают)

ü Скрытая конфискация денежных средств у населения

ü Ускоренная материализация денежных средств (покупка мебели, золота, дачное строительство)

ü Нестабильность и недостаточность экономической информации (полученные прогнозы быстро меняются)

ü Уменьшение объемов производства (растут издержки, падает покупательная способность, т.к. за повышенную цену меньше народу хочет покупать)

ü Падает конкурентоспособность отечественной продукции (снижение качества из-за роста цен на производственные факторы)

ü Соц. напряженность

ü Нарушение в денежных и кредитных системах (задержка з/п, неплатежи поставщикам ресурсов, бартер)

Антиинфляционная политика рассматривается как одно из первостепенных направлений государственного регулирования экономики.

В целом, антиинфл. политику можно разделить на активную политику, призванную ограничить обесценивание денег и повышение цен, а так же адаптивную политику, направленную на смягчение последствий инфляции. По характеру и темпам проведения антиинфл. политики различают шоковую терапию и градуирование. Шоковая терапия – предполагает резкое сокращение темпов роста денежной массы, проведение денежных реформ (девальвации, нуллификации, деноминации). Считается, что такая политика способна быстро остановить инфляцию в результате снижения инфляционных ожиданий. Политика градуирования – означает постепенное сокращение денежной массы. Она не вызывает глубокого спада в экономике, обострения безработицы и социальной напряженности. Однако инфляция может принять затяжной характер в результате сохранения «инфляционных ожиданий». В целях борьбы с инфляцией издержек применяют также политику цен и доходов. В рамках этой политики государство замораживает рост заработной платы и цен или косвенно ограничивает их увеличение. В результате инфляция в короткие сроки сокращается.

Борьба с монополизмом

ü Контроль за ценами и качеством продукций естественных монополий (ЖКХ, Энергосистемы)

ü Контроль за объединением предприятий и банков (антимонопольная служба)

ü Штрафные санкции

ü Разукрупнение предприятий и банков (нельзя разукрупнять естеств. монополии, т.к. цены на услуги мгновенно поднимуться)

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаях.

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики. В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума.

Монетарная политика

Стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным Банком предложения денег. Чтобы изменять предложение денег в обращении, Центральный Банк может изменять норму обязательных резервов для коммерческих банков, оперировать на открытом рынке, то есть продавать или покупать государственные облигации у населения, или же напечатать деньги

Преимущество монетарной политики состоит в том, что банковская система реагирует быстрее на монетарную политику, нежели на фискальную. Стимулирующая монетарная политика также выгодна не только населению, но и коммерческим банкам, поскольку при увеличении денежной массы банки могут выдавать больше кредитов

Как недостаток монетарной политики можно выделить то, что изменение предложение денег зависит не только от Центрального Банка, но и от рациональности коммерческих банков и поведения домохозяйств, что нередко делает монетарную политику более длительной по исполнению, чем фискальная

Операции на открытом рынке

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение учетной ставки

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

 

Билет 47) Бюджетная система страны: понятие и структура. Государственный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды. Основные источники доходов государственного бюджета. Расходы государственного бюджета.

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов и т. д.).

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

 

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

 

Внебюджетные фонды - э то государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) ФОМС.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством

Доходы формируются за счет

· налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

· неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

· доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

· военные;

· экономические;

· на социальные нужды;

· на внешнеполитическую деятельность;

· на содержание аппарата управления.

 

Билет 48) Денежно-кредитная политика и ее виды (экспансионистская и рестрикционная ДКП). Инструменты денежно-кредитной политики (экономические, административные). Передаточный механизм ДКП. Эффекты ДКП.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.108 с.)