Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экклезиологические воззрения
ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Стремление выявить у Отцов экклезиологические темы обусловлено желанием современных исследователей найти в святоотеческом Предании ответы на сегодняшние дискуссионные вопросы'. Наша работа не преследует подобные цели, а потому мы не будем пытаться в систематическом виде изложить пат-ристическую экклезиологию и сравнить с ней экклезио-логию преподобного Симеона. Необходимо помнить о том, что в патристическую эпоху учение о Церкви вообще не разрабатывалось систематически. Лишь отдельные экклезиологические вопросы обсуждались теми или иными авторами — главным образом, в контексте тех проблем, с которыми эти авторы сталкивались. Так например, Киприан Карфагенский развивал свои экклезиологические взгляды в контексте полемики с "исповедниками" и Новацианом. Во времена Симеона, очевидно, тоже обсуждались некоторые экклезиологические проблемы, возникшие еще в иконоборческий период и сфокусированные вокруг вопроса о роли иерархии в жизни Церкви. Некоторые свои сочинения, в частности, Послания, Симеон посвятил обсуждению этих предметов. В своих эккле-•иологических воззрениях Симеон в целом основывает-
_________________________ 1 Murray. Symbols, 239.
______________________ Глава VIII ______________________ ся на взглядах богословов ранней Церкви, однако некоторые его идеи порождены монашеской средой, в которой он вращался, и связаны с жизнью современной ему византийской Церкви. В настоящей главе мы будем говорить о том, как Симеон понимал природу Церкви, иерархический принцип в ней и церковные таинства.
Церковь и спасение
Общеизвестно, что никто из восточных Отцов не сделал четкого догматического определения того, что представляет из себя Церковь; не сделали этого и Вселенские Соборы2. Лишь некоторые экклезиологические идеи получили развитие в трудах Отцов Церкви: они в совокупности и составляют то, что принято называть святоотеческой экклезиологией3. Эти идеи можно кратко суммировать в следующих четырех пунктах. Во-первых, в самый ранний период существования христианской Церкви, против любых возможных ересей и расколов, был сформулирован принцип: salus extra eccle-siam non est, "вне Церкви нет спасения"4. Во-вторых, были определены некоторые свойства Церкви: согласно
_______________________________ 2 См. Florovsky. Bible, 57-58; Evdokimov. Currents, 26. 3 Примечательно, что основополагающие идеи восточной экклезиологии были выражены великими богословами II столетия, в частности, Игнатием и Иринеем. Все дальнейшее развитие экклезиологической мысли основано на их идеях; см.: Durell. Church, 24-29, 202-254. Среди современных общих работ, посвященных патристической экклезиологии, важное значение имеют следующие: Bardy. Theologie (Clement — Irenee); Idem. Theologie (Irenee — Nicee); Bouyer. Eglise, 213-627; Idem. Incarnation; Delehaye. Ecclesia; Congar. Eglise; Hertling. Communio; Mason. Conceptions; Mersh. Christ; Plumpe. Mater; Zizioulas. Being. 4 Ср. Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина, 3, 5 [306]; Киприан. Послание 73, 21 [794-795]; 4, 4 [475-476] и др.
____Экклезиологические воззрения преподобного Симеона________ Символу веры, она является "Единой, Святой, Соборной и Апостольской"5. В-третьих, к Церкви были приложены некоторые образы и метафоры, такие как "тело Христово"6, "невеста Христова"', "матерь верных"8, "рай", "Ноев ковчег", "храм", "виноградник", и пр.9; на основе этих образов были созданы определенные экклезиологические концепции. Наконец, утвердилось учение о Церкви в двух измерениях: земной, "странствующей" Церкви, и "небесной" Церкви века грядущего10. Все эти аспекты традиционной экклезиологии присутствуют у Симеона. Он безусловно считает Церковь небесную, которую отождествляет с эсхатологическим Царством, единственным местом спасения:
Отделенные же от Божественного тела, то есть от Церкви И от лика избранных, скажи, Куда они пойдут? В какое царство? В каком месте, ответь мне, они надеются вселиться?
______________________________________________ 5 Текст Никео-Цареградского Символа веры см. в АСО 2, 1,2, [80]; Hahn. Bibliothek, 30. 6 См. Bouyer. Eglise, 333-371; Mersh. Corps; Wingren. Man, 159-170, и др. 7 Bouyer. Eglise, 601-654. 8 См. Delehaye. Ecclesia, 33-128; Bouyer. Eglise, 655-670. 9 cm. Murray. Symbols (где рассматриваются традиционные образы Церкви: исследование посвящено в основном Афраату и Ефрему Сирину, но затрагивает святоотеческое Предание в целом). См. также статью Брюнэ в DSp 4, 384-401; ср. Lampe. PGL, 430-432.
10 См. Murray. Symbols, 239-276. Выражение "странствующая Церковь" — западного происхождения; Августин называет Церковь "странницей в чужой стране": О граде Божием, 18, 61 [650]. Впрочем, это выражение соответствует Евр. 13:14 ("не имеем здесь постоянного града"; ср. также Евр. 11:13; 1 Пет. 2:11) и общему экклезиологическому подходу восточных Отцов: ср. Послание к Диогнету, 5, 2 [62]. Ср. также Ириней Лионский. Против ересей, 4, 21, 3 [683].
______________________ Глава VIII ______________________ Ибо, конечно, и рай — лоно Авраамово, И всякое место упокоения принадлежит спасающимся11.
Симеон указывает на свойства Церкви, а именно на ее единство и святость, говоря, что она есть "единое тело... нетленное, непорочное, без какого бы то ни было порока"12. Соборный, вселенский, космический аспект Церкви Симеон подчеркивает, когда называет Церковь "миром прекрасным" (κόσμος ωραίος)13, "миром Божиим" (κόσμος του Θεοϋ)14, "миром вышним" (κόσμος ό άνω)15, или "превысшим сего мира миром Церкви первородных"16. Апостольский аспект Церкви показан в тех местах, где Симеон говорит об апостольском преемстве иерархии17. Говоря о Церкви, Симеон использует и богатый язык образов, на которых и строит свои экклезиологические концепции:
Мне кажется, что Церковь Христова есть мир украшенный (κόσμος ώροήσμένος) и сам весь человек18, в котором, как говорится, обитает и ходит Бог... Мы знаем также, что она называется телом Христовым и невестой... Ибо как Христос есть глава Церкви и Бог, так Он Сам бывает храмом для нее, как, в свою очередь, и сама Церковь стала храмом Его и миром прекрасным... Церковь есть тело Христово и невеста
_________________________________ 11 Hymn 42, 158-163. 12 Hymn 42, 146. Букв, "без всякой морщины". 13 Eth. 1, 7, 24. 14 Eth. 1, 7, 37. 15 Eth. 1,8, 1-2. 16 Eth. 1,8, 13. См. сравнение мира и Церкви у Максима Исповедника: Мистагогия, 2 [668 С-669 D]. 17 См. следующий раздел настоящей главы. 18 См. сравнение Церкви и человека у Максима Исповедника: Мистагогия, 4 [672 В] и 7 [681 С-684 А]. Ср. Thunberg. Man, 122-123.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.028 с.) |