Экклезиологические воззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экклезиологические воззрения



ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ

ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

Стремление выявить у Отцов экклезиологические темы обусловлено желанием современных ис­следователей найти в святоотеческом Предании ответы на сегодняшние дискуссионные вопросы'. Наша работа не преследует подобные цели, а потому мы не будем пытаться в систематическом виде изложить пат-ристическую экклезиологию и сравнить с ней экклезио-логию преподобного Симеона. Необходимо помнить о том, что в патристическую эпоху учение о Церкви во­обще не разрабатывалось систематически. Лишь от­дельные экклезиологические вопросы обсуждались теми или иными авторами — главным образом, в контексте тех проблем, с которыми эти авторы сталкивались. Так например, Киприан Карфагенский развивал свои эккле­зиологические взгляды в контексте полемики с "исповедниками" и Новацианом.

Во времена Симеона, очевидно, тоже обсуждались некоторые экклезиологические проблемы, возникшие еще в иконоборческий период и сфокусированные во­круг вопроса о роли иерархии в жизни Церкви. Неко­торые свои сочинения, в частности, Послания, Симеон посвятил обсуждению этих предметов. В своих эккле-•иологических воззрениях Симеон в целом основывает-

 

 

_________________________

1 Murray. Symbols, 239.

 

 

 

______________________ Глава VIII ______________________

ся на взглядах богословов ранней Церкви, однако неко­торые его идеи порождены монашеской средой, в кото­рой он вращался, и связаны с жизнью современной ему византийской Церкви. В настоящей главе мы будем го­ворить о том, как Симеон понимал природу Церкви, ие­рархический принцип в ней и церковные таинства.

 

Церковь и спасение

 

Общеизвестно, что никто из восточных Отцов не сделал четкого догматического определения того, что представляет из себя Церковь; не сделали этого и Все­ленские Соборы2. Лишь некоторые экклезиологические идеи получили развитие в трудах Отцов Церкви: они в совокупности и составляют то, что принято называть святоотеческой экклезиологией3. Эти идеи можно крат­ко суммировать в следующих четырех пунктах. Во-первых, в самый ранний период существования христи­анской Церкви, против любых возможных ересей и рас­колов, был сформулирован принцип: salus extra eccle-siam non est, "вне Церкви нет спасения"4. Во-вторых, были определены некоторые свойства Церкви: согласно

 

_______________________________

2 См. Florovsky. Bible, 57-58; Evdokimov. Currents, 26.

3 Примечательно, что основополагающие идеи восточной экклезиологии были выражены великими богословами II столе­тия, в частности, Игнатием и Иринеем. Все дальнейшее раз­витие экклезиологической мысли основано на их идеях; см.: Durell. Church, 24-29, 202-254. Среди современных общих работ, посвященных патристической экклезиологии, важное значение имеют следующие: Bardy. Theologie (Clement — Irenee); Idem. Theologie (Irenee — Nicee); Bouyer. Eglise, 213-627; Idem. Incarnation; Delehaye. Ecclesia; Congar. Eglise; Hertling. Communio; Mason. Conceptions; Mersh. Christ; Plumpe. Mater; Zizioulas. Being.

4 Ср. Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина, 3, 5 [306]; Киприан. Послание 73, 21 [794-795]; 4, 4 [475-476] и др.

 

 

____Экклезиологические воззрения преподобного Симеона________

Символу веры, она является "Единой, Святой, Собор­ной и Апостольской"5. В-третьих, к Церкви были при­ложены некоторые образы и метафоры, такие как "тело Христово"6, "невеста Христова"', "матерь верных"8, "рай", "Ноев ковчег", "храм", "виноградник", и пр.9; на основе этих образов были созданы определенные экклезиологические концепции. Наконец, утвердилось учение о Церкви в двух измерениях: земной, "странствующей" Церкви, и "небесной" Церкви века грядущего10.

Все эти аспекты традиционной экклезиологии при­сутствуют у Симеона. Он безусловно считает Церковь небесную, которую отождествляет с эсхатологическим Царством, единственным местом спасения:

 

Отделенные же от Божественного тела, то есть от Церкви

И от лика избранных, скажи,

Куда они пойдут?

В какое царство?

В каком месте, ответь мне, они надеются вселиться?

 

______________________________________________

5 Текст Никео-Цареградского Символа веры см. в АСО 2, 1,2, [80]; Hahn. Bibliothek, 30.

6 См. Bouyer. Eglise, 333-371; Mersh. Corps; Wingren. Man, 159-170, и др.

7 Bouyer. Eglise, 601-654.

8 См. Delehaye. Ecclesia, 33-128; Bouyer. Eglise, 655-670.

9 cm. Murray. Symbols (где рассматриваются традиционные образы Церкви: исследование посвящено в основном Афраату и Ефрему Сирину, но затрагивает святоотеческое Предание в целом). См. также статью Брюнэ в DSp 4, 384-401; ср. Lampe. PGL, 430-432.

10 См. Murray. Symbols, 239-276. Выражение "странствующая Церковь" — западного происхождения; Августин называет Церковь "странницей в чужой стране": О граде Божием, 18, 61 [650]. Впрочем, это выражение соответствует Евр. 13:14 ("не имеем здесь постоянного града"; ср. также Евр. 11:13; 1 Пет. 2:11) и общему экклезиологическому подходу восточных Отцов: ср. Послание к Диогнету, 5, 2 [62]. Ср. также Ириней Лионский. Против ересей, 4, 21, 3 [683].

 

 

______________________ Глава VIII ______________________

Ибо, конечно, и рай — лоно Авраамово,

И всякое место упокоения принадлежит спасающимся11.

 

Симеон указывает на свойства Церкви, а именно на ее единство и святость, говоря, что она есть "единое тело... нетленное, непорочное, без какого бы то ни было порока"12. Соборный, вселенский, космический аспект Церкви Симеон подчеркивает, когда называет Церковь "миром прекрасным" (κόσμος ωραίος)13, "миром Божиим" (κόσμος του Θεοϋ)14, "миром вышним" (κόσμος ό άνω)15, или "превысшим сего мира миром Церкви пер­вородных"16. Апостольский аспект Церкви показан в тех местах, где Симеон говорит об апостольском преем­стве иерархии17.

Говоря о Церкви, Симеон использует и богатый язык образов, на которых и строит свои экклезиологические концепции:

 

Мне кажется, что Церковь Христова есть мир ук­рашенный (κόσμος ώροήσμένος) и сам весь человек18, в котором, как говорится, обитает и ходит Бог... Мы знаем также, что она называется телом Христовым и невестой... Ибо как Христос есть глава Церкви и Бог, так Он Сам бывает храмом для нее, как, в свою очередь, и сама Церковь стала храмом Его и миром прекрасным... Церковь есть тело Христово и невеста

 

_________________________________

11 Hymn 42, 158-163.

12 Hymn 42, 146. Букв, "без всякой морщины".

13 Eth. 1, 7, 24.

14 Eth. 1, 7, 37.

15 Eth. 1,8, 1-2.

16 Eth. 1,8, 13. См. сравнение мира и Церкви у Максима Ис­поведника: Мистагогия, 2 [668 С-669 D].

17 См. следующий раздел настоящей главы.

18 См. сравнение Церкви и человека у Максима Исповедника: Мистагогия, 4 [672 В] и 7 [681 С-684 А]. Ср. Thunberg. Man, 122-123.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.140.179 (0.028 с.)