От аллегории к мистической типологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От аллегории к мистической типологии



Симеон критически относился к тем, кто "дурно аллегоризирует" (άλληγοροΰσι κακώς) Священное Писа­ние, "относя к будущему то, что сказано о настоящем, и понимая сказанное о будущем так, как будто это уже произошло и происходит каждый день"104. Однако Си­меон говорил это по поводу отдельных случаев чрез­мерного увлечения аллегорическим методом, когда бук­вальный смысл Писания полностью игнорировался. Что же касается аллегорического метода вообще, то Симеон без сомнения признавал его необходимым компонентом экзегезиса. Следуя традиции, восходящей к александ­рийской школе, Симеон широко использовал аллегорию в своих толкованиях Писания.

В трудах Симеона мы будем различать два основных вида аллегории. К первому виду мы отнесем те аллего-

__________________________

103 Eth. 3, 123-129.

104 Сар. 2, 21.

 

 

_____ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

рические толкования библейских текстов, которые не имеют прямой связи с собственной духовной жизнью Симеона; ко второму виду — те, что связаны с его мис­тическим опытом. Первые более традиционны и встре­чаются главным образом в прозаических произведениях Симеона, особенно в его Нравственных Словах; вто­рые — более самобытны и, хотя их можно найти во всех произведениях Симеона, они особенно характерны для его Гимнов. Конечно, между этими двумя видами аллегории трудно провести четкую границу: Симеон часто начинает с первого, а потом переходит ко второ­му (но не наоборот).

Примеры первого вида — это, в частности, такие ал­легорические толкования ветхозаветных образов и со­бытий, которые объясняются влиянием александрий­ской традиции или прямым заимствованием из нее, в основном через церковное богослужение. Ноев Ков­чег — символ Богоматери, а Ной — прообраз Хри­ста105. Престарелый Исаак, который не смог узнать своего сына Иакова — символ духовной слепоты106. Египет символизирует "тьму страстей"107, или мирскую

_________________________________________________

105 Eth. 2, 4, 9-19. Сравнение Ноя с Христом мы находим у Иустина Философа: Диалог с Трифоном, 138, 1-2. Позже оно встречается у многих других церковных писателей: см. Lampe. PGL, 931. Ноев Ковчег рассматривается как символ Девы Марии у Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Эвбейского: см. Ефрем Сирин. Сочинения, III, 529 В; Иоанн Дамаскин. 2-я Беседа на Рождество Богородицы, 7 [PG 99, 689 В); Иоанн Эвбейский. Слово на Зачатие Пресвятой Бого­родицы, 4 [1464 В — 1465 А]. Ср. также воззвание к Богома­тери в Каноне Иосифа Песнописца, песнь 5 "Радуйся, Пренепорочная, от потопа греховнаго мир спасшая".

106 Eth. 9, 415-426. Такое толкование образа Исаака не явля­ется общепринятым: традиционно он считался прообразом Христа или Церкви. См. Lampe. PGL, 676.

107 Cat. 6, 138-139; Cap. 1, 78. "Тьма египетская" как у цер­ковных писателей, так и в литургических текстах рассматри-

 

 

________________________ Глава I ________________________

жизнь вообще108. Однако тьма, упомянутая в 17-м псалме (слав. "И мрак под ногама Его... И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных") обозначает плоть Христа109. Земля обетованная и сосуд с манной — прообразы Девы Ма­рии110. Моисей в облаке на вершине горы Синай — символ духовного восхождения к Богу и созерцания Бо­га111.

Образы Нового Завета тоже могут быть истолкованы как аллегории. Иисус, Моисей и Илия в момент Преоб­ражения Господня представляют Святую Троицу, а "три кущи", которые хотел построить Петр, символизируют

______________________________________

вается как символ духовной темноты и злобы. Григорий Нис­ский аллегорически толкует ее как "тьму злобы", в которую людей "приводят злые дела": О жизни Моисея, II, 81 [73]. Ср. ирмос "Воду прошед яко сушу и египетского зла избе­жав".

108 Hymn 18, 133-222, см. также схолию к Hymn 18, 130 в SC 174, 85. Ср. высказывание Аввы Маркелла: "Поспешим спа­стись бегством от плотской жизни, как Израиль убежал из египетского плена"; Иоанн Мосх. Луг духовный, 152 [3021 В].

109 Eth. l, 12, 104-133. Толкование впервые предложено Оригеном: "«селение» — это телесная природа, в которой Бога видит мир"; Фрагменты толкований на Псалмы, 17, 12 [1221 В].

110 Eth. 2, 5, 8-21. Ср. аналогичное толкование в Акафисте, икос 6: "Радуйся, пище, манны приемнице... Радуйся, земле обетованная..."

111 Образ Моисея рассматривался, начиная с Филона Алек­сандрийского, как символ истинного мистика; такая интер­претация стала традиционной для христианской богословской мысли: см. MalherbeFerguson. Introduction, 5-6. У Симео­на образ Моисея не занимает такого центрального места, как у Оригена, Григория Нисского и Дионисия Ареопагита; тем не менее иногда Симеон обращается к этому образу, когда говорит о мистической жизни.

 

 

_____ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

тело, душу и дух (Мф. 17:4)112. Блудница, пришедшая ко Христу с алавастровым сосудом мира (Лк. 7:37-38), символизирует отшельника, который должен любить Иисуса и омывать Его ноги слезами покаяния113. Пре­бывание апостолов в комнате с закрытыми дверьми (Ин. 20:19) символизирует жизнь отшельника в своей келье114. Дочь женщины хананеянки (Мф. 15:22) — это образ души, которая нуждается в исцелении Иису­сом115. А мытарь, оставивший свой ящик с деньгами и последовавший за Иисусом (Мф. 9:9), символизирует грешника, который отверг сребролюбие и начал духов­ную жизнь во Христе116.

Порой Симеон использует более развитые и сложные образы, например, образ человеческого тела, который использовал и апостол Павел. В 4-м Нравственном Сло­ве Симеон объясняет, как следует понимать слова "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13), приводя в качестве примера тело человека: две стопы символизи­руют веру и смирение; голени, колени и бедра симво­лизируют труды воздержания; "части тела, которые нуждаются в прикрытии" обозначают непрекращаю­щуюся молитву ума и "сладость, которую дает излияние слез"; нервы — это огонь, горящий в душе, которая

__________________________________

112 Eth. 15, 41-52. Интересный и редкий пример трихотомии человека у Симеона. Само это толкование оригинально: ср. Veniamin. Transfiguration, 243-244.

113 Eth. 15, 28-31. Традиционный в святоотеческой литературе пример покаяния. Ср. Амфилохий Иконийский. Сочинения, 114-116. Ср. также в Великом Каноне Андрея Критского, песнь 8: "Слезную Спасе сткляницу, яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая".

114 Eth. 15, 74-79.

116 Eth. 2, l, 44-46. Ср. в Великом Каноне Андрея Критского, песнь 9: "Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веры слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися". 116 Eth. 2, 1, 44-46. Ср. Григорий Богослов. Песнопения ис­торические, 12 [1182 А].

 

 

 

________________________ Глава I ____________________

стремится к созерцанию Господа (дается цитата из Пс. 25:2: "разжзи утробы моя и сердце мое"); желудок вме­сте с прочими внутренними органами сравнивается с "духовной мастерской, в которой трудится душа". Да­лее следует перечень других частей тела с указанием их символического значения; заканчивает его голова, которая символизирует любовь117. На наш современный вкус подобная аллегория может показаться противоес­тественной и малопривлекательной, но для византий­ского уха она звучала весьма изящно и поэтично118.

Следующий пример показывает, как несколько уров­ней аллегории соединяются в одном толковании, в ко­тором кроме того присутствует и уровень текстуальной (буквальной) интерпретации. Вернемся к 1-му Нравст­венному Слову Симеона. Изложив ветхозаветную типо­логию Христа и Девы Марии, он обращается к толкова­нию Мф. 22: 2-4 ("Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего"). Эта притча — о Боге Отце и Боге Сыне, утверждает Симеон; Бог Отец сделал брачный пир для Сына Сво­его:

 

Но мысль о величии снисхождения [Его] приводит меня в исступление... Ибо Он приводит Ему в каче­стве невесты дочь того, кто восстал против Него и совершил прелюбодеяние и убийство... — Давида, сына Иессеева, который убил Урию и прелюбодейст­вовал с его женой. Его дочь, пренепорочную, говорю,

___________________________________

117 Eth. 4, 369-585.

118 Ср. описание частей человеческого тела в Hymn 15, 141-174. Ср. также интересную, хотя и не прямую, параллель из сирийской традиции — объяснение мистического значения членов Тела Христа в анонимном трактате (с неустановлен­ной датой): Graffiti. Explication, 263-277.

 

 

Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Марию, пречистую и чистую Деву, привел [Ему] как невесту11.

Затем, после описания Благовещения, когда произо­шел "мистический брак Бога" с человечеством, Симеон приглашает читателя более внимательно взглянуть на текст притчи. В греческом оригинале Евангелия царь устроил γάμοι ("брачные пиры", слав, "браки") для сво­его сына. Почему Иисус использует множественное число вместо единственного (γάμος)? — спрашивает Симеон, заостряя внимание на буквальном смысле рас­сматриваемого текста. "Потому что такой брачный пир всегда случается с каждым из верных и с сынами века сего". Притча, рассказанная Иисусом, — это также ал­легория того мистического опыта, посредством которого человек заново рождается в Духе. Мы уже цитировали отрывок, в котором Симеон описывает, как человек мо­жет зачать и носить Бога, подобно Деве Марии. Это рождение Бога внутри нас, по Симеону, является и на­шим мистическим обновлением, когда мы соединяемся с Божественным Словом, сочетаемся с Ним120.

Хотя в 1-м Нравственном Слове Симеон и не говорит прялю о своем собственном мистическом опыте, такой опыт несомненно подразумевается: Симеон двигается от достаточно обобщенного типа аллегории к более лично­стному. Рассмотрим несколько отрывков, в которых библейский текст использован Симеоном для описания его собственного мистического опыта. Согласно нашей классификации, это аллегория второго вида.

Как мы уже говорили, Симеон понимает Библию как книгу, в которой отражены взаимоотношения Бога с людьми. У каждого библейского персонажа своя связь с Богом, и ни один человек в Библии не остается ней­тральным по отношению к Богу: каждый делает свой

______________________________________

119 Eth. l, 9, 21-44.

120 Eth. l, 9, 74 — 10. 96.

 

 

_____________________ Глава l ____________________

выбор за Него или против Него. В одном случае взаи­моотношения с Богом строятся на абсолютном доверии и послушании, как у Авраама; в другом — они пред­ставляют собой цепь грехопадений и раскаяний, заблу­ждений и возвращений, как у Давида; иногда же они заканчиваются полным отпадением от Бога, как у Иуды. Путь к Богу никогда и ни для кого не бывает легким; он может включать в себя многочисленные драматиче­ские повороты, сопряженные с глубокими страданиями, но в то же время он может позволить человеку достичь истинной благодати будущего века и узреть Господа еще в земной жизни, как это было дано святым под­вижникам.

Далее Симеон показывает, что его собственный мис­тический опыт соответствует опыту других: в подтвер­ждение этого он приводит библейские параллели. Уди­вительный пример подобного толкования мы находим в 19-м Гимне, где вся Священная История рассматривает­ся Симеоном как прототип его собственного опыта со­зерцания Бога в состоянии экстаза:

 

Кто перешел тот темный воздух,

Который Давид называет стеной (Пс. 17:9),

А Отцы назвали "житейским морем",121

Тот вступил в пристань,

В которой он обретает всякое благо.

Ибо там рай, там древо жизни,

Там сладкий хлеб, там Божественное питие,

Там неисчерпаемое богатство дарований.

Там купина горит, не сгорая,

И обувь тотчас с ног моих спадает.

____________________________________________

121 Это выражение встречается у Оригена, Григория Нисского и других авторов: см. Ориген. Беседы на Иеремию, 18, 5, 22 [156]; Григорий Нисский. О жизни Моисея, II [74]. Однако Симеон, вероятно, имеет в виду следующий литургический текст: "Житейское море воздвигаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.03 с.)