Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От аллегории к мистической типологии
Симеон критически относился к тем, кто "дурно аллегоризирует" (άλληγοροΰσι κακώς) Священное Писание, "относя к будущему то, что сказано о настоящем, и понимая сказанное о будущем так, как будто это уже произошло и происходит каждый день"104. Однако Симеон говорил это по поводу отдельных случаев чрезмерного увлечения аллегорическим методом, когда буквальный смысл Писания полностью игнорировался. Что же касается аллегорического метода вообще, то Симеон без сомнения признавал его необходимым компонентом экзегезиса. Следуя традиции, восходящей к александрийской школе, Симеон широко использовал аллегорию в своих толкованиях Писания. В трудах Симеона мы будем различать два основных вида аллегории. К первому виду мы отнесем те аллего- __________________________ 103 Eth. 3, 123-129. 104 Сар. 2, 21.
_____ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ рические толкования библейских текстов, которые не имеют прямой связи с собственной духовной жизнью Симеона; ко второму виду — те, что связаны с его мистическим опытом. Первые более традиционны и встречаются главным образом в прозаических произведениях Симеона, особенно в его Нравственных Словах; вторые — более самобытны и, хотя их можно найти во всех произведениях Симеона, они особенно характерны для его Гимнов. Конечно, между этими двумя видами аллегории трудно провести четкую границу: Симеон часто начинает с первого, а потом переходит ко второму (но не наоборот). Примеры первого вида — это, в частности, такие аллегорические толкования ветхозаветных образов и событий, которые объясняются влиянием александрийской традиции или прямым заимствованием из нее, в основном через церковное богослужение. Ноев Ковчег — символ Богоматери, а Ной — прообраз Христа105. Престарелый Исаак, который не смог узнать своего сына Иакова — символ духовной слепоты106. Египет символизирует "тьму страстей"107, или мирскую _________________________________________________ 105 Eth. 2, 4, 9-19. Сравнение Ноя с Христом мы находим у Иустина Философа: Диалог с Трифоном, 138, 1-2. Позже оно встречается у многих других церковных писателей: см. Lampe. PGL, 931. Ноев Ковчег рассматривается как символ Девы Марии у Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Иоанна Эвбейского: см. Ефрем Сирин. Сочинения, III, 529 В; Иоанн Дамаскин. 2-я Беседа на Рождество Богородицы, 7 [PG 99, 689 В); Иоанн Эвбейский. Слово на Зачатие Пресвятой Богородицы, 4 [1464 В — 1465 А]. Ср. также воззвание к Богоматери в Каноне Иосифа Песнописца, песнь 5 "Радуйся, Пренепорочная, от потопа греховнаго мир спасшая".
106 Eth. 9, 415-426. Такое толкование образа Исаака не является общепринятым: традиционно он считался прообразом Христа или Церкви. См. Lampe. PGL, 676. 107 Cat. 6, 138-139; Cap. 1, 78. "Тьма египетская" как у церковных писателей, так и в литургических текстах рассматри-
________________________ Глава I ________________________ жизнь вообще108. Однако тьма, упомянутая в 17-м псалме (слав. "И мрак под ногама Его... И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных") обозначает плоть Христа109. Земля обетованная и сосуд с манной — прообразы Девы Марии110. Моисей в облаке на вершине горы Синай — символ духовного восхождения к Богу и созерцания Бога111. Образы Нового Завета тоже могут быть истолкованы как аллегории. Иисус, Моисей и Илия в момент Преображения Господня представляют Святую Троицу, а "три кущи", которые хотел построить Петр, символизируют ______________________________________ вается как символ духовной темноты и злобы. Григорий Нисский аллегорически толкует ее как "тьму злобы", в которую людей "приводят злые дела": О жизни Моисея, II, 81 [73]. Ср. ирмос "Воду прошед яко сушу и египетского зла избежав". 108 Hymn 18, 133-222, см. также схолию к Hymn 18, 130 в SC 174, 85. Ср. высказывание Аввы Маркелла: "Поспешим спастись бегством от плотской жизни, как Израиль убежал из египетского плена"; Иоанн Мосх. Луг духовный, 152 [3021 В]. 109 Eth. l, 12, 104-133. Толкование впервые предложено Оригеном: "«селение» — это телесная природа, в которой Бога видит мир"; Фрагменты толкований на Псалмы, 17, 12 [1221 В]. 110 Eth. 2, 5, 8-21. Ср. аналогичное толкование в Акафисте, икос 6: "Радуйся, пище, манны приемнице... Радуйся, земле обетованная..." 111 Образ Моисея рассматривался, начиная с Филона Александрийского, как символ истинного мистика; такая интерпретация стала традиционной для христианской богословской мысли: см. Malherbe — Ferguson. Introduction, 5-6. У Симеона образ Моисея не занимает такого центрального места, как у Оригена, Григория Нисского и Дионисия Ареопагита; тем не менее иногда Симеон обращается к этому образу, когда говорит о мистической жизни.
_____ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ тело, душу и дух (Мф. 17:4)112. Блудница, пришедшая ко Христу с алавастровым сосудом мира (Лк. 7:37-38), символизирует отшельника, который должен любить Иисуса и омывать Его ноги слезами покаяния113. Пребывание апостолов в комнате с закрытыми дверьми (Ин. 20:19) символизирует жизнь отшельника в своей келье114. Дочь женщины хананеянки (Мф. 15:22) — это образ души, которая нуждается в исцелении Иисусом115. А мытарь, оставивший свой ящик с деньгами и последовавший за Иисусом (Мф. 9:9), символизирует грешника, который отверг сребролюбие и начал духовную жизнь во Христе116. Порой Симеон использует более развитые и сложные образы, например, образ человеческого тела, который использовал и апостол Павел. В 4-м Нравственном Слове Симеон объясняет, как следует понимать слова "в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13), приводя в качестве примера тело человека: две стопы символизируют веру и смирение; голени, колени и бедра символизируют труды воздержания; "части тела, которые нуждаются в прикрытии" обозначают непрекращающуюся молитву ума и "сладость, которую дает излияние слез"; нервы — это огонь, горящий в душе, которая __________________________________ 112 Eth. 15, 41-52. Интересный и редкий пример трихотомии человека у Симеона. Само это толкование оригинально: ср. Veniamin. Transfiguration, 243-244. 113 Eth. 15, 28-31. Традиционный в святоотеческой литературе пример покаяния. Ср. Амфилохий Иконийский. Сочинения, 114-116. Ср. также в Великом Каноне Андрея Критского, песнь 8: "Слезную Спасе сткляницу, яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая". 114 Eth. 15, 74-79. 116 Eth. 2, l, 44-46. Ср. в Великом Каноне Андрея Критского, песнь 9: "Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веры слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися". 116 Eth. 2, 1, 44-46. Ср. Григорий Богослов. Песнопения исторические, 12 [1182 А].
________________________ Глава I ____________________ стремится к созерцанию Господа (дается цитата из Пс. 25:2: "разжзи утробы моя и сердце мое"); желудок вместе с прочими внутренними органами сравнивается с "духовной мастерской, в которой трудится душа". Далее следует перечень других частей тела с указанием их символического значения; заканчивает его голова, которая символизирует любовь117. На наш современный вкус подобная аллегория может показаться противоестественной и малопривлекательной, но для византийского уха она звучала весьма изящно и поэтично118. Следующий пример показывает, как несколько уровней аллегории соединяются в одном толковании, в котором кроме того присутствует и уровень текстуальной (буквальной) интерпретации. Вернемся к 1-му Нравственному Слову Симеона. Изложив ветхозаветную типологию Христа и Девы Марии, он обращается к толкованию Мф. 22: 2-4 ("Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего"). Эта притча — о Боге Отце и Боге Сыне, утверждает Симеон; Бог Отец сделал брачный пир для Сына Своего:
Но мысль о величии снисхождения [Его] приводит меня в исступление... Ибо Он приводит Ему в качестве невесты дочь того, кто восстал против Него и совершил прелюбодеяние и убийство... — Давида, сына Иессеева, который убил Урию и прелюбодействовал с его женой. Его дочь, пренепорочную, говорю, ___________________________________ 117 Eth. 4, 369-585. 118 Ср. описание частей человеческого тела в Hymn 15, 141-174. Ср. также интересную, хотя и не прямую, параллель из сирийской традиции — объяснение мистического значения членов Тела Христа в анонимном трактате (с неустановленной датой): Graffiti. Explication, 263-277.
Преподобный Симеон и Священное Писание ______ Марию, пречистую и чистую Деву, привел [Ему] как невесту11. Затем, после описания Благовещения, когда произошел "мистический брак Бога" с человечеством, Симеон приглашает читателя более внимательно взглянуть на текст притчи. В греческом оригинале Евангелия царь устроил γάμοι ("брачные пиры", слав, "браки") для своего сына. Почему Иисус использует множественное число вместо единственного (γάμος)? — спрашивает Симеон, заостряя внимание на буквальном смысле рассматриваемого текста. "Потому что такой брачный пир всегда случается с каждым из верных и с сынами века сего". Притча, рассказанная Иисусом, — это также аллегория того мистического опыта, посредством которого человек заново рождается в Духе. Мы уже цитировали отрывок, в котором Симеон описывает, как человек может зачать и носить Бога, подобно Деве Марии. Это рождение Бога внутри нас, по Симеону, является и нашим мистическим обновлением, когда мы соединяемся с Божественным Словом, сочетаемся с Ним120. Хотя в 1-м Нравственном Слове Симеон и не говорит прялю о своем собственном мистическом опыте, такой опыт несомненно подразумевается: Симеон двигается от достаточно обобщенного типа аллегории к более личностному. Рассмотрим несколько отрывков, в которых библейский текст использован Симеоном для описания его собственного мистического опыта. Согласно нашей классификации, это аллегория второго вида. Как мы уже говорили, Симеон понимает Библию как книгу, в которой отражены взаимоотношения Бога с людьми. У каждого библейского персонажа своя связь с Богом, и ни один человек в Библии не остается нейтральным по отношению к Богу: каждый делает свой ______________________________________ 119 Eth. l, 9, 21-44. 120 Eth. l, 9, 74 — 10. 96.
_____________________ Глава l ____________________ выбор за Него или против Него. В одном случае взаимоотношения с Богом строятся на абсолютном доверии и послушании, как у Авраама; в другом — они представляют собой цепь грехопадений и раскаяний, заблуждений и возвращений, как у Давида; иногда же они заканчиваются полным отпадением от Бога, как у Иуды. Путь к Богу никогда и ни для кого не бывает легким; он может включать в себя многочисленные драматические повороты, сопряженные с глубокими страданиями, но в то же время он может позволить человеку достичь истинной благодати будущего века и узреть Господа еще в земной жизни, как это было дано святым подвижникам. Далее Симеон показывает, что его собственный мистический опыт соответствует опыту других: в подтверждение этого он приводит библейские параллели. Удивительный пример подобного толкования мы находим в 19-м Гимне, где вся Священная История рассматривается Симеоном как прототип его собственного опыта созерцания Бога в состоянии экстаза:
Кто перешел тот темный воздух, Который Давид называет стеной (Пс. 17:9), А Отцы назвали "житейским морем",121 Тот вступил в пристань, В которой он обретает всякое благо. Ибо там рай, там древо жизни, Там сладкий хлеб, там Божественное питие, Там неисчерпаемое богатство дарований. Там купина горит, не сгорая, И обувь тотчас с ног моих спадает. ____________________________________________ 121 Это выражение встречается у Оригена, Григория Нисского и других авторов: см. Ориген. Беседы на Иеремию, 18, 5, 22 [156]; Григорий Нисский. О жизни Моисея, II [74]. Однако Симеон, вероятно, имеет в виду следующий литургический текст: "Житейское море воздвигаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек".
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.03 с.) |