На последующее развитие восточно-христианского Предания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На последующее развитие восточно-христианского Предания



 

Рассмотрев взаимосвязь между Симеоном и Преда­нием, поставим в заключение еще один вопрос: как са­мо Предание оценило Симеона и какова была судьба его духовного наследия?

Уже при жизни Симеон пользовался широкой из­вестностью, и, несмотря на то, что его учение оспари­валось официальными кругами, у него было много по­следователей и учеников. Нам неизвестно, когда он был канонизирован и имел ли место какой-либо специаль­ный акт его канонизации (что маловероятно), но со­вершенно несомненно, что его почитание как святого началось вскоре после его смерти; посмертные чудеса, описанные Никитой, должно быть, еще более способст­вовали его популярности. Никита, который сам был вы­дающимся богословом и церковным деятелем середины XI века10, сделал все, что было в его силах, для того личность и сочинения его наставника были должным образом оценены в широких кругах христиан11. Никита сделал не меньше для популяризации духовного насле­дия Симеона Нового Богослова, чем Симеон — для распространения культа своего наставника, Симеона Студита. На примере Симеона Студита, Симеона Ново-

 

 

______________________________________

10 См. анализ его богословия и мистицизма в: Völker. Praxis, 456-489. Отмечалось, что в своем богословии Никита гораздо больше зависит от Дионисия, чем от Симеона; несмотря на то, что он высоко чтит Симеона, он никогда ни цитирует его в своих богословских трактатах: Darrouzes. SC 81, 34ff.

11 Об осуществленном им издании сочинений Симеона см.: Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон и Никита. О написанном им "Житии Симеона" см. Hausherr. Mystique, XV-XXXVII.

 

 

 

 

____________________ Заключение _____________________

го Богослова и Никиты Стифата мы видим, как идея преемственности духовного опыта воплощается на практике — идея, которую столь горячо отстаивал Си­меон Новый Богослов. "Золотая цепь" святости не пре­рвалась после его смерти.

На протяжении девяти веков, которые прошли со времени жизни Симеона, след его влияния был всегда различим в Восточной Церкви, хотя до недавнего вре­мени это влияние ограничивалось главным образом мо­нашескими кругами. О Симеоне вспоминали всякий раз, когда в Восточной Церкви, особенно в среде ее мо­нашества, начинался период духовного подъема: сам этот факт говорит о много-. Влияние Симеона можно проследить и в грекоязычном, и в славянском мире. Отметим некоторые ключевые моменты.

Симеон подготовил возрождение мистицизма в иси-хастскую эпоху12. Его имя было известно в Византии уже в тринадцатом веке, преддверии исихазма13. В этот период Никифор Уединенник составил свое слово "О хранении сердца", куда включил многие святоотеческие тексты, в том числе некоторые отрывки из сочинений Симеона14.

Другой текст, который станет очень важным для исихастов, "Метод священной молитвы и внимания"15,

 

 

__________________________

12 Ср. Lot-Borodine. Cabasilas, 183-184.

13 О предшественниках исихазма в этот период см.: Меуеп-dorff. Palamas, 56-71; Idem. Study, 13-27.

14 Критического издания этого сочинения не существует. Текст, изданный в PG 147, представляется неполным: в него входит лишь одно место, взятое у Симеона. Некоторые руко­писи, однако, в частности Vind. theol. 274 и Вагос. 69, содер­жат более двадцати заимствований у Симеона; см. Darrouzes. SC 51-bis, 116-119. Рукописные версии Слова содержат цита­ты главным образом из Глав Симеона, а также из Гимна 21-го; некоторые места идентифицировать невозможно (в том числе и то, которое приведено в версии PG).

15 Мы говорили о нем во Введении.

 

 

 

 

____________________ Заключение___________________

именно в XIII веке получил широкое распространение: в монашеское предание он вошел под именем Симеона. Этот краткий трактат содержит, как мы уже упомина­ли, описание "психосоматических" методов концентра­ции ума в сердце. Каково бы ни было авторство тракта­та, вполне симптоматично, что монахи XIII столетия приписали этот трактат именно Симеону: его уже тогда считали одним из великих учителей молитвы.

В период наивысшего расцвета византийского иси-хазма — в XIV веке — творения Симеона читались и переписывались весьма широко: именно от этого време­ни до нас дошли многочисленные рукописи его сочине­ний. Предшественник Григория Паламы, Григорий Си-наит, ссылается на сочинения Симеона περί ησυχίας και προσευχής ("ο безмолвии и молитве"), в первую очередь имея в виду "Метод"16. Григорий Палама, великий ви­зантийский писатель-мистик, чье богословие во многих отношениях можно рассматривать как продолжение учения Симеона, почти не упоминает его имя17, хотя очень пространно цитирует более ранних Отцов — Гри­гория Богослова, Дионисия Ареопагита, Максима Испо­ведника. Единственное убедительное объяснение этому можно найти в том факте, что Григорий, вовлеченный в многолетнюю полемику со своими оппонентами Вар-лаамом и Акиндином, сознательно ограничивал выбор своих ссылок теми Отцами, которые являлись авторите­тами не только для него, но и для его противников. Од-

 

 

__________________________________________

16 О безмолвии и молитве, 1 [72]; 11 [79].

17 Ср. Meyendorff. Study, 155: "Что касается христоцентризма [Симеона], его евхаристической духовности и его богосло­вия света, то в данных аспектах своего учения Палама, несо­мненно, многим обязан этому великому мистику XI века, на которого он, однако, почти никогда не ссылается". Некоторые следы влияния Симеона можно также усмотреть в учении Паламы о боговидении и обожении; на паламитское же уче­ние о молитве оказал несомненное влияние "Метод", припи­сываемый Симеону.

 

 

 

_____________________ Заключение ___________________

нако есть в "Триадах" Паламы одно весьма примеча­тельное место, где Григорий говорит о Симеоне как вы­разителе того же Предания, к которому принадлежит он сам:

 

Ты ведь читал "Житие" Симеона Нового Богосло­ва, почти вся жизнь которого... была чудом... так что если бы кто назвал его творения писаниями жизни (συγγράμματα ζωής), не погрешил бы против правды... [Следуют имена некоторых позднейших писателей]. Ты знаешь, что все они и многие другие их предше­ственники, современники и последователи одобряют это Предание (τκχράδοσιν)18 и увещевают держаться его...19

 

После падения Константинополя в 1453 году наслед­ником византийской традиции стало Великое княжество Московское; на несколько веков именно Москва стано­вится центром восточно-христианского мира20. Но уже за сто лет до окончательного исчезновения Византий­ской империи с политической карты мира, в середине XIV столетия, влияние византийского исихазма на рус­скую духовность было очень велико. Именно в это вре­мя (которое иногда называют периодом "второго южно­славянского" влияния на русскую цивилизацию) многие исихастские тексты, включая сочинения Симеона Но­вого Богослова, были переведены на славянский язык и стали известны в монашеских и светских христианских кругах Руси21. О большом значении Симеона для рус­ского читателя этого периода наглядно свидетельствует значительное количество рукописей славянского пере-

 

 

___________________________

18 Имеется в виду исихастское учение о схождении ума в сердце при молитве.

19 Триады, 1,2, 12(404-405].

20 Ср. Ware. Church, 102.

21 Ср. Meyendorff. Russia, 119-124.

 

 

 

_____________________ Заключение _____________________

вода сочинений Симеона в различных библиотеках ми­ра22. Славянская версия Симеона содержит главным образом его Гимны; наших предков более всего вдохно­вило это самое мистическое по содержанию и самое оригинальное по форме из всех сочинений Симеона23.

На основе того факта, что множество славянских ру­кописей сочинений Симеона дошло до нас от XIV-XV веков, можно предположить, что с этого времени Симе­он стал одним из самых читаемых на Руси византий­ских авторов24. В отличие от поздней Византии, где древние Отцы Церкви считались более авторитетными, чем позднейшие писатели (ср. Григория Паламу, кото­рый предпочитал ссылаться именно на древних авто­ров), на Руси такого предпочтения древним Отцам не оказывали, и Симеон пользовался равным авторитетом и равной популярностью с великими Отцами первых веков христианства.

Как справедливо указал о. Иоанн Мейендорф, невоз­можно объяснить возрождение монашества на Руси в XIV-XV веках вне контекста ее связей с Византией25.

 

 

___________________________________

22 Описание некоторых рукописей XIV-XV вв. см. в: Леонид (Кавелин), архимандрит. Сведения I, 4; II, 133; Иосиф, ие­ромонах. Опись, 87, и др. О славянских кодексах болгарского происхождения см. Стоянов — Кодов. Опис, 237 и др.

23 Например, рукопись МДА 3 (49) включает Слова Огласи­тельные 26; 6; 8; 2; 4; Мистическую молитву; Гимны 3; 4; 5; 6; 7; 13; 14; 28; 36; 37; 43; 46; 47; 56; 57; извлечения из Глав.; отрывки под названием "О молитве"; "Метод"; другие извлечения из Глав [см.: Леонид (Кавелин), архимандрит. Сведения I, 4]. Тот же самый набор сочинений Симеона, в том же порядке, мы находим и в других славянских кодексах [см. Описание Моск. Синод., И, 2, 434-4471.

24 Мы никак не можем согласиться с А.Ласкарисом, который говорит (на каком основании?): "Трудно поверить, чтобы Си­меон занимал какое-то особое место в России": Lascaris. Lib­eration, XXXI.

25 Meyendorff. Russia, 132.

 

 

 

 

______________Заключение___________________

Один из главных возобновителей монашества на Руси, преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) состоял в переписке с Константинопольским патриархом Фило-феем Коккиным, одним из вождей исихастского движе­ния26. Сергия иногда называют "первым русским мис­тиком"27: во всяком случае, он — первый, чья жизнь была пронизана мистикой огня и света до такой степе­ни, что в этом отношении его можно сравнивать с Си­меоном Новым Богословом28. Жизнь Сергия совпала со временем, когда сочинения Симеона получали распро­странение среди славян. Не удивительно, что они стали весьма популярны в среде учеников Сергия: некоторые из самых древних славянских рукописей Симеона, да­тируемые XIV и XV столетиями, хранились в библиоте­ке Троице-Сергиевой Лавры29.

Другое подтверждение влияния Симеона на русскую духовность мы находим в том, что на его творения по­стоянно ссылаются ведущие представители двух проти­востоящих монашеских групп — так называемые "стяжатели" и "нестяжатели", которые противостояли друг другу на Соборе в 1503 года30. Большая часть цер­ковной иерархии, созванной в этом году на Собор, под­держала точку зрения Иосифа Волоколамского (1439-1515) и "стяжателей", но истинным продолжателем исихастской традиции был именно глава "нестяжате-

 

______________________________

26 Ср. Тихонравов. Жития, 44-45.

27 Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 109.

28 Его жизнеописатель Епифаний Премудрый сообщает о многих случаях, когда Божественный огонь являлся видимым образом Сергию и его ученикам: однажды ученик увидел огонь, исходящий от его благословляющей руки; в другой раз огонь зримо сошел в чашу, когда Сергий совершал Литургию. Говорится и о том, что Сергий имел видения Божественного света свыше: ср. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 100.

29 Ср. Прохоров. Литература, 320-321.

30 О самой полемике см. Behr-Siegel. Nil.

 

 

 

_____________-Заключение____________________________

лей", Нил Сорский (ок. 1433-1508)31. В своем учении он делал акцент на внутреннем молитвенном опыте, от­речении и удалении от мира32; в борьбе за возврат мо­нашества к своим первоначальным корням Нил обра­щался к "Преданию Евангелия, апостолов и Отцов"33. Неудивительно, что в поисках святоотеческих паралле­лей своему учению Нил часто обращался к Симеону Новому Богослову, наряду с такими авторами как Ио­анн Лествичник, Исаак Сирин и Макарий Египетский. Нила Сорского весьма привлекал мистицизм Симеона; так, среди множества цитат из Симеона в монастыр­ском "Уставе" Нила есть и отрывок из Гимна 13-го:

 

О, чудо!.. Вижу свет, которого не вмещает мир, и, сидя в келлии, вижу внутри нее Творца мира, и бе­седую с Ним, и люблю Его, и питаюсь единым бого-ведением и, соединившись с Ним, превосхожу небе­са... Господь меня любит и в Самого Себя приемлет, и в объятиях скрывает... Невидимый для ангелов и Неприступный существом мне видится и с моим со­единяется существом...34

______________________________________

31 Ср. Meyendorff. Russia, 273. Относительно влияния иси-хазма на Нила см.: Davids. Nil.

32 Конфликт возник по вопросу о монастырском землевладе­нии. Стяжатели подчеркивали общественное значение мона­стырей, пастырские нужды, помощь больным и бедным, странноприимство и устройство школ: ради всего этого мона­стырям нужны средства, собственные земли и крепостные. Нестяжатели, со своей стороны, выступали против превраще­ния монашества в социально-общественный институт, настаи­вали на необходимости сохранения монашеского идеала ни­щеты: см. Карташев. История I, 451-457.

33 Ср. Pares. Russia, 93.

34 Нил Сорский. Устав, 1, 2; ср. Симеон. Hymn 13, 57 и да­лее. По всей видимости, Нил цитирует по памяти, так как отрывок приведен с сокращениями. Среди других сочинений Симеона, которые цитирует Нил, — Hymn 4 и Cat. 4. Хотя

 

 

 

_____________________ Заключение _____________________

Будучи сам выдающимся мистиком и одним из вели­чайших борцов за сохранение чистоты монашеского предания, Нил Сорский находил опору в духовности Симеона, где акцент также ставится на внутренний опыт и видение Божественного света.

Менее ожидаемым может показаться то, что и в со­чинениях Иосифа Волоколамского, главы партии "стяжателей", встречается немало ссылок на Симеона. Иосиф тоже был выдающимся организатором монаше­ской жизни, но усилия свои направлял главным обра­зом на ее внешнюю сторону: его более всего заботило улучшение монастырской дисциплины, основанной на безусловном послушании всех иноков игумену35. По­этому его по преимуществу вдохновляли места, где Си­меон касается монастырской дисциплины. В "Духовном завещании" Иосиф несколько раз цитирует Симеона; в частности, он приводит рекомендации Симеона во вре­мя богослужения не опираться на столпы, не переми­наться с ноги на ногу, не сходить с места36. Мы видим, как различные стороны учения Симеона воспринимают­ся представителями разных (чтобы не сказать противо­положных) течений внутри русского монашества.

Если вернуться к грекоязычному миру, то здесь ин­терес к Симеону оживляется во второй половине XVIII века: это было вызвано возрождением монашества на

 

____________________________________

все эти сочинения Симеона существовали в славянских пере­водах, вполне возможно, что Нил читал некоторые из них по-гречески, поскольку учился этому языку на Афоне: см. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 170.

35 О его жизни и духовности см.: Spidlik. Joseph. Монастырь Иосифа располагал богатой библиотекой; многие ее рукописи содержали творения Симеона: см. Лихачев. Центры, 32, 78-79, 348-349 и др.

36 Духовная грамота [512-513]; ср. Симеон. Cat. 26, 23 и да­лее (приведено в Главе II нашей работы).

 

 

_____ Заключение ___________________

Афоне и во всей Греции. Множество монахов выступи­ло тогда за возврат к корням восточного христианства и святоотеческого богословия: лидеры движения получи­ли название "колливадов"37. Одним из важных пунктов их программы было возвращение к практике частого, по возможности ежедневного причащения. Симеон Новый Богослов с его особым евхаристическим благочестием и его призывом к напряженной мистической жизни вновь оказался в центре внимания. Некоторые его творения были включены в "Добротолюбие" — собрание свято­отеческих текстов о молитве и трезвении, изданное в 1782 году Макарием Коринфским (1731-1805) и Нико-димом Святогорцем (1748-1809)38.

Никодим Святогорец, один из видных членов движе­ния колливадов, весьма почитал Симеона и даже соста­вил службу в честь византийского святого39. Эта служ­ба — замечательный литургический текст, пронизанный темами Божественного света, огня и обожения:

 

Небесный яко воистину подобает имети язык хо­тящим восхвалити Симеона, небеснаго человека. Сей бо в Дусе зрением несредственне соединився Свято­му по естеству, свят по причастию бысть; Первому Свету свет вторый наречеся, и по существу Богу бог по благодати содеяся...40

Любве горя огнем в сердце твоем, весь во изступ-лении был еси и Богу единому всему, возлюбленно­му от тебе, срастворился еси, якоже един дух быти с Ним, священнейше41.

__________________________________

37 Ware. Church, 100.

38 О их жизни и учении см.: Cavarnos. Macarios; Idem. Ni-codemos.

39 См. Минея, март, 308-340.

40 Стихира на литии [Минея, март, 311].

41 Канон 1-й, песнь 5 [Минея, март, 322].

 

 

 

_________________________ Заключение _________________________

Желания Божественная имел еси в сердце твоем, святе, яже суть Бога Свет неизреченный, отонудуже богоприятен и обожен весь был еси...42

В тот же период другой афонский монах, Дионисий Загорейский, спустя восемь лет после выхода в свет греческого "Добротолюбия" издал объемистый том тво­рений Симеона, куда вошел перевод его Слов и Глав на новогреческий язык, а также оригинальный текст Гим­нов43.

В контексте движения колливадов должно быть рас­смотрено влияние Симеона на отношение к Евхаристии в Православной Церкви. Именно в этот период в Грече­ской и в Русской Церкви получило свою окончательную форму "Правило ко святому причащению", которое включает в себя молитвы, надписанные именами Симе­она Метафраста и Симеона Нового Богослова. Стихи Метафраста привлекли составителей "Правила" посто­янным обращением к теме Божественного огня44. Что же касается Нового Богослова, то одна из молитв, на­чинающаяся словами "От скверных устен" и включен­ная в "Правило", носит его имя в заголовке: она со­ставлена из отдельных строк Гимнов Симеона45 и от­ражает наиболее характерные черты его учения о Евха­ристии: описание ее в терминах света и огня, учение о необходимости слез во время Литургии, об обожении человеческого естества, включая душу и тело, как след­ствии причащения, о причастности троическому свету:

 

Омый мя слезами моими,

Очисти мя ими, Слове...

__________________________________

42 Канон 2-й, песнь 8 [Минея, март, 327].

43 См. ΔΖ.

44 См. упоминание Симеона Метафраста в разделе об отно­шении Симеона Нового Богослова к Евхаристии (Глава II).

45 См. Введение.

 

 

 

 

____________ _Заключение______________________________

Но милостию сострастия

Тепле кающияся

И чистиши, и светлиши,

И света твориши причастники,

Общники Божества Твоего

Соделоваяй независтно...

Радуяся вкупе и трепеща,

Огневи причащаюся, трава сый,

И странно чудо,

Орошаемь неопально,

Якоже убо купина древле

Неопальне горящи46.

 

 

Одновременно с движением колливадов в Греции возрождение монашества происходило и в славянском мире: оно связано с именем Паисия Величковского (1722-1794), игумена Нямецкого монастыря в Молда­вии47. Его влияние было очень велико не только в Молдавии и Румынии48, но и в российских и малорос­сийских землях, где его ученики основали множество обителей49. Паисий, знавший греческий язык, перевел на славянский многие тесты древних подвижников и исихастов, в том числе Добротолюбие50 и избранные Слова Симеона Нового Богослова51. Весь корпус Гим­нов Симеона, а также его "Житие", написанное Ники-

 

_____________________________________

46 Канонник, 503.

47 О его жизни и духовной деятельности см.: Четвериков. Паисий; Hainsworth. Paisy (посвящено его учению о духов­ном руководстве); Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки, 347-364.

48 О его деятельности и влиянии здесь см.: Joanta. Roumanie, 161-218.

49 Среди последователей Паисия были старцы знаменитой Оптиной пустыни, которая оказала огромное влияние на ду­ховную жизнь в России: см. Концевич. Оптина.

50 Впервые издано в 1793 г.

51 Этот новый перевод двенадцати избранных Слов Симеона был издан Оптиной пустынью в 1852 году.

 

 

 

______________________ Заключение ______________________

той, были переведены на славянский язык в это же время52. Что касается русского языка, то полное собра­ние Слов Симеона на нем появилось только в конце XIX века53.

Говоря о духовном наследии Симеона, следует ска­зать не только о том, как читались, переводились и распространялись его творения: надо и в более широ­ком плане указать на то, какое продолжение в рамках восточной Традиции имел мистицизм света, характер­ный для Симеона и его последователей. Уже в новое время примеры русских святых показали, что тот ис­ключительный опыт, который был дарован Симеону, продолжает жить в Православной Церкви. Один из та­ких образцов — преподобный Серафим Саровский (1759-1833)54, в котором строжайший аскетический подвиг сочетался с исключительными мистическими дарованиями. О нем известно, что он всегда пребывал в радости, сиял Божественным светом, который порой был виден и его ученикам, когда старец преображался благодатью Святого Духа:

 

Представьте себе в середине солнца, — пишет один из его учеников, — в самой блистательной яр­кости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего... Вы слышите его голос, чувст­вуете, что он держит вас за плечи, но ни рук его не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко... "Что же чувствуете вы?" — спросил меня

__________________________________________-

52 См. Описание арх. Синод., 695-701.

53 Об этом издании и других русских переводах см. во Введе­нии.

54 Существует множество жизнеописаний этого известнейше­го русского святого, но самое полное собрание материалов, связанных с его именем: Серафим (Чичагов), архимандрит. Летопись.

 

 

 

_____________________ Заключение _____________________

отец Серафим... "Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не мо­гу". — "Что же еще чувствуете вы?" — "Необыкно­венную сладость и необыкновенную радость во всем моем сердце, теплоту необыкновенную и благоуха­ние55.

У нас уже был случай указать на разительное сход­ство между этим описанием беседы Серафима Саров­ского с Мотовиловым, во время которой святой преоб­разился и просиял Божественным светом, и тем, как Симеон Новый Богослов описывает телесное преобра­жение своего духовного отца Симеона Студита56. Не­возможно не привести здесь в качестве параллели к тому, что нам известно о Серафиме Саровском, описа­ние внешнего облика Симеона Нового Богослова в его "Житии", составленном Никитой Стифатом:

 

Кротость украшала его, жажда Божественной любви и правды, сострадание к ближнему... Его лицо всегда как бы сияло, он всегда был радостен благо­даря внутреннему радованию Святого Духа...57

Другой выдающийся пример — преподобный Силуан Афонский (1866-1938) и его ученик архимандрит Софроний (1896-1993)58 — показывает, что и в наше время православные монахи обладают тем же духовным и

 

_______________________________

55 Серафим Саровский. Беседа с Мотовиловым, 17-22 (в со­кращении).

56 См. Введение.

57 Житие 43, 1-10.

58 Силуан был простым монахом Свято-Пантелеимонова мо­настыря на Афонской горе; Православная Церковь недавно причислила его к лику. Софроний был его учеником в тече­ние четырнадцати лет; позднее он основал монашескую об­щину св. Иоанна Крестителя в Англии (Tolleshunt Knights, Essex).

 

 

 

_____________________ Заключение _____________________

мистическим опытом, каким обладал Симеон. Божест­венный свет, Божественная любовь, слезы и покаяние: вот центральные темы книги отца Софрония о Силуа-не59. Божественная благодать и покаяние, любовь ко всему миру и молитва за мир — вот лейтмотивы писа­ний самого Силуана60. Многих западных читателей книги "Старец Силуан" она поражает тем, что в сере­дине XX века монахи способны говорить о высочайших состояниях духовного совершенства не на основании академического изучения святоотеческой литературы, а из собственного опыта. Следующее место из книги о. Софрония очень ясно указывает на его близость к Си­меону:

 

Несозданный Божественный свет по природе сво­ей есть нечто совершенно отличное от света физиче­ского. При созерцании его прежде всего является чувство живого Бога, поглощающее всего человека... и не знает он тогда о себе — в теле ли он, или вне тела... Он духом видит Невидимого... Сам человек тогда пребывает во свете и уподобляется созерцае­мому свету... Несозданный свет, исходящий от бес­страстного Бога, своим явлением сообщает человеку богоподобное бесстрастие, которое составляет ко­нечную цель христианского подвига61.

 

Примеры Силуана и Софрония наглядно показывают, что идея Симеона о преемстве духовного опыта, пере­даваемого от наставника к ученикам, все еще находит воплощение на практике в православном монашестве. В этом отношении весьма характерен эпизод, рассказан­ный о. Софронием. В 1932 году русский монастырь на

 

_______________________________

59 См. Софроний, архимандрит. Силуан, особенно 75-80 (Божественный свет и бесстрастие).

60 См. Софроний, архимандрит. Силуан, 117-205.

61 Софроний, архимандрит. Силуан, 75-77.

 

 

 

_____________________ Заключение _____________________

Афоне, где жил преподобный Силуан, посетил западный ученый, доктор богословия. Он спросил инока, отве­чавшего за прием гостей, какие книги читают монахи. "Иоанна Лествичника, авву Дорофея, Феодора Студи-та... Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Ново­го Богослова... и других Отцов, имеющихся в Доброто-любии", — ответил инок. Доктор изумился: "Монахи ваши читают эти книги! У нас читают их только про­фессора". Позднее инок пересказал свой разговор Си-луану, который заметил: "Вы могли бы сказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и са­ми могли бы написать подобные им... Если бы эти кни­ги почему-либо пропали, то монахи написали бы но­вые"62.

Не эту ли мысль выражал Симеон Новый Богослов, когда говорил, что человек, сознательно стяжавший в себе Бога, уже не нуждается в чтении книг: он сам становится книгой, в которой записаны тайны Божий?63 Разумеется, ни Симеон, ни Силуан не предлагали в бу­квальном смысле оставить чтение Библии или свято­отеческой литературы: они просто подчеркивали, что целью такого чтения должен быть не академический интерес, а стремление приобщиться к тому опыту, ко­торым жили Отцы.

Прослеживая путь сочинений Симеона в Предании Восточной Церкви, мы видим, что "симеоновская нить" непрерывно тянется вплоть до наших дней. Тем не ме­нее до недавнего времени влияние Симеона было доста­точно ограниченным. Фактически только в наши дни Симеон становится одним из наиболее читаемых авто­ров во всем христианском мире. На Афоне, пережи­вающем период духовного оживления, сочинения Симе­она — настольная книга многих иноков. В России, где поворот к духовному обновлению также весьма очеви-

 

 

____________________________________

62 Софроний, архимандрит. Силуан, 32.

63 Сар. 2, 25.

 

 

 

____________________ Заключение _____________________

ден, к творениям Симеона обращаются как монахи, так и миряне. Симеон начинает становиться популярным и на христианском Западе.

Открытие Симеона в последние десятилетия нашего века в значительной степени вызвано трудами ученых, подготовивших критическое издание текста его творе­ний. Впервые влияние Симеона выходит за рамки вос­точно-христианского мира по мере того, как все более широкие круги на Западе знакомятся с его сочинения­ми. Но не случайность — то, что среди инициаторов критического издания Симеона был афонский монах, представитель православного Предания, архиепископ Василий (Кривошеий). Внутри этого Предания наследие Симеона является не просто предметом академических изысканий, но тем опытом, которым многие продолжа­ют жить. По слову современного богослова, "золотая I цепь душ, озаренных и преображенных пламенем любви ' Христовой, ведет от преподобного Симеона к Григорию ' Паламе... и к великим наставникам византийской духовности; она продолжается вплоть до наших дней"64.

Влияние Симеона с каждым годом возрастает. Всего г пятнадцать лет назад архиепископ Василий сожалел о том, что "никогда ни один храм не был посвящен его имени"65; ныне ему посвящают не только храмы, но и целые монастыри66. Симеон уже не тот "бедный святой", у которого, по греческой поговорке, "нет славо­словия"67: во многих местах возродилось почитание Симеона Нового Богослова и появились его иконы. Православное Предание усвоило литературное наследие Симеона в его целости: это служит наилучшим под­тверждением того, что наследие Симеона укоренено в

 

____________________________________________________________

64 Bobrinskoy. Cabasilas, 505.

65 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 354.

66 В частности, в Каламос Аттикис (Греция) построен мона­стырь преподобного Симеона Нового Богослова.

67 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 354.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________ Заключение _____________________

православном Предании. За пределами православного мира Симеона почитают как одного из величайших пи­сателей-мистиков, а его творения для многих становят­ся руководством к подлинно христианской жизни. Это именно то, к чему сам Симеон стремился и ради чего писал свои книги:

 

Блажен тот человек, который слышит эти слова, принимает их с верою и (исполняет] на деле. Он об­ретет великие блага, что превыше слова, ума и мыс­ли; он ублажит убогую руку мою, написавшую это, и прославит милосердного и многомилостивого Госпо­да, через скверный язык и нечистые и скверные уста [мои] предавшего это писанию как образец обраще­ния и покаяния и как безошибочный путь для тех, кто от всей души желает спастись и наследовать бу­дущее Царствие в Самом Боге и Спасителе нашем, Которому слава во веки. Аминь68.

12 марта 1995 г.

Память преподобного Симеона Нового Богослова

Оксфорд

 

 

__________________________________________

68 Cat. 23. 224-233.

 

 

 

Пустая страница

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

Пустая страница

 

БИБЛИОГРАФИЯ*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.222 с.)