Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые переводы творений преподобного СимеонаСтр 1 из 20Следующая ⇒
Нового Богослова…………….…………………………………………….…………...…....….503 Главы богословские, умозрительные и практические........................505 Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена обители св. Мамаса Ксирокеркского, сто глав практических и богословских..............................505
Его же другие двадцать пять глав умозрительных и богословских...........................536
Его же другие сто глав практических и богословских………………………………….545
Послание об исповеди.............................................................................................................................579
Избранные Гимны в стихотворном переводе.............................................597 Кто есть монах, и какое его делание, и на какую высоту созерцания взошел этот [святой отец]..........................................................................................................................597
Четверостишия о любви к Богу........................................................................................599
Моление Богу. И о том, как [святой Симеон], соединяясь с Богом и видя славу Божию, приходил в изумление...........................................................................................601
О том, что смерть, к сожалению, касается и весьма крепких......................................603
Здесь отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Павлу и Стефану…………………………….……….604
Учение с богословием, где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании…………………………………………………………………………….………..608
Изъявление благодарности за Божьи дары. И как пишущий это отец испытывал на себе действия Святого Духа. И поучение, изреченное от лица Бога, о том, что нужно делать, чтобы получить спасение спасающихся…………………………………..……..617
О том, что те, которые уже здесь через причастие Святого Духа соединились с Богом, будут и после смерти пребывать с Ним. С теми же, которые не таковы, произойдет противоположное................................................................................................621
Что означает быть "по образу", и о том, что человек справедливо считается образом Первообраза. И что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, и потому, став причастником Святого Духа, он бывает богом по усыновлению и благодати, будучи познаваем только теми, в ком действует Святой Дух…............631
О точнейшем богословии и о том, что не видящий славу Божию хуже слепых........646
О том, что возлюбивший Бога ненавидит мир...................................................................651
Путь к созерцанию Божественного света………………………………………………....652
Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божьих.......................................653
Таблица соответствий................................................................................................................669 Сведения об авторе......................................................................................................................675
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Вниманию читателя предлагается второе издание книги известного российского богослова и патролога игумена Илариона (Алфеева), посвященной одному из величайших Отцов Православной Церкви — преподобному Симеону Новому Богослову. Успех первого издания этой книги, а также других монографий о. Илариона, посвященных Отцам Церкви, показал, что интерес к наследию Святых Отцов у русского православного читателя не только не угасает, но, наоборот, с каждым днем возрастает. Книги о. Илариона, написанные на высоком научном уровне, но в то же время доступные широкому читателю благодаря ясности стиля и простоте языка, получили заслуженное признание как широкой читающей публики, так и Священноначалием Русской Православной Церкви. Эти книги, сказал о них Постоянный член Священного Синода, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, "написаны богословом, который владеет языком подлинника, который читает и переводит тексты, а потому способен понимать нюансы богословской мысли авторов. Очень важно, что это написано современным языком и для современников. Эти книги помогают нам на общекультурном уровне принять и понять Святоотеческие писания". Данная книга является переводом диссертации о. Илариона, написанной на Богословском факультете Оксфордского университета под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) и опубликованной издательством Oxford University Press в 2000 году. Уместно будет привести здесь слова епископа Каллиста о своем ученике: "Игумен Иларион (Алфеев) учился у меня на Богословском факультете Оксфордского Университета. Летом 1995г. он был удостоен степени доктора философии за диссертацию на тему «Преподобный Симеон
Новый Богослов и православное Предание». Во время своего пребывания в Оксфорде о. Иларион работал с исключительной продуктивностью. Он — ученый с выдающимся потенциалом. Его докторская диссертация написана на необычайно высоком уровне, и ее горячо приветствовали оппоненты на защите. Она полностью заслуживает того, чтобы быть опубликованной в виде книги. О. Иларион — оригинальный ученый, который в своих исследованиях открывает новые горизонты". Помимо собственно исследования о преподобном Симеоне, книга содержит переводы некоторых его сочинений, сделанные о. Иларионом. Эти переводы, также частично публиковавшиеся ранее, получили высокую оценку специалистов. В частности, перевод "Глав богословских, умозрительных и практических" преподобного Симеона был охарактеризован С.С.Аверинцевым как работа "профессионально выполненная" и "радующая своим качеством". По мнению профессора Московской Духовной Академии д-ра К.Е.Скурата, стиль переводов о. Илариона "лаконичен, ясен, тверд, свидетельствует о том, что автор — не просто теоретик, но глубоко церковный священнослужитель, черпающий вдохновение в молитве, духовном опыте". Не сомневаемся в том, что, знакомясь с настоящей книгой, читатель согласится с приведенными оценками ученых, чье дело продолжает в своих исследованиях по патристике игумен Иларион.
ОТ АВТОРА Настоящая книга представляет собой русский перевод диссертации, задуманной и написанной на английском языке. Перевод основной части текста выполнен Е.Л.Майданович и отредактирован мною. Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность Елене Львовне за нелегкий труд, за который я сам вряд ли бы взялся. При написании этой работы моим научным руководителем был епископ Диоклийский Каллист (Уэр), которому я глубоко признателен за многообразную научную и духовную поддержку во время моих занятий в Оксфорде. Считаю своим долгом поблагодарить монаха Силуана (Лэйка), прочитавшего первый вариант этого труда и сделавшего много ценных замечаний, а также общину монастыря св. Иоанна Крестителя в Эссексе за постоянную поддержку. Не могу не вспомнить с благодарностью и основателя обители — блаженнопочившего Старца архимандрита Софрония (Сахарова), который не только благословил меня на ученые труды, но и успел незадолго до своей кончины прочитать мои переводы текстов преподобного Симеона. Выражаю признательность о. Гавриилу Бунге, д-ру Себастиану Броку и о. Роберту Тафту. Каждый из них помог мне на разных этапах работы. Я благодарен покойному профессору Панайотису Христу: от него я получил фотокопию рукописи Уа1оресИ 667, которой пользовался при работе над греческим текстом "Слова аскетического" Симеона Студита. В качестве предисловия к русскому изданию считаю своим долгом сделать несколько замечаний и предупреждений. Прежде всего, хотел бы предупредить читателей, знакомых с моими ранее опубликованными монографиями о святителе Григории Богослове и о преподобном Исааке Сирине, что настоящий труд, переведенный с английского, стилистически заметно отличается от этих монографий. Читать эту книгу, по-видимому, будет труднее, чем те, что были в оригинале написаны на русском языке.
Кроме того, поскольку в Оксфордском Университете, где писалась настоящая работа, существует жесткий лимит слов, который диссертанту не позволяется превысить, в настоящей
работе налицо некоторая перенасыщенность цитатами, сносками и ссылками, оставленными без подробного комментария. Невозможностью превысить установленный лимит обусловлено и то обстоятельство, что к именам цитируемых в тексте работы Отцов Церкви я не прибавляю титулы "святой", "святитель", "преподобный" и т.д. Еще одно замечание касается цитат из произведений Отцов Церкви. При переводе настоящей работы на русский язык Е.Л.Майданович воспользовалась существующими русскими изданиями творений Отцов, однако некоторые тексты на русском языке обнаружить не удалось. Редактируя перевод, я, в свою очередь, сверял цитаты с оригиналом (за исключением кратких ссылок и аллюзий) и переводил их заново; в некоторых случаях, однако, мне не удалось найти оригинал, который ранее, при написании английского текста работы, был мне доступен. Сравнив с оригиналом большинство цитат из творений Симеона и других Отцов, я все же оказался не в силах провести заново работу по сверке всех имеющихся в этой работе ссылок на источники. Говоря о древне-церковных писателях, я предпочитаю наименования, принятые в православном Предании, тем, что используются в научной литературе: например, Макарий Египетский (а не Псевдо-Макарий, или Макарий-Симеон), Дионисий Ареопагит (а не Псевдо-Дионисий). Для работы, темой которой является православная Традиция, было бы неестественно использовать нетрадиционные наименования. Такое употребление имен, однако, не имеет отношения к вопросу о подлинности творений того или иного автора. Наконец, хотел бы отметить, что настоящая работа была в своем первоначальном английском варианте адресована западным читателям, которые, как правило, весьма немного знают о православном Предании: этим в значительной степени обусловлены стиль и общая апологетическая направленность работы. Богатство и разнообразие православного Предания рассматривается мною изнутри самого Предания, но аргументы в защиту Предания, которые приводятся в настоящей книге, рассчитаны преимущественно на тех, кто находится вне его. Надеюсь, что это разъяснение поможет русскому читателю воспринять настоящий труд с учетом того контекста, в котором он был написан.
Моей Матери ВВЕДЕНИЕ
Жизнь преподобного Симеона
Основным источником биографических сведений о преподобном Симеоне Новом Богослове является житие, написанное его учеником Никитой Стифатом спустя тридцать лет после кончины Симеона1. Никита придерживается основных правил классического византийского жизнеописания святого и развивает стандартные темы: его герой родился в благородном семействе; с раннего детства он добродетелен и серьезен, избегает детских забав; он посещает школу, но отвергает "языческую мудрость"; при поступлении в монастырь он отказывается от родового наследства; он борется с бесовскими искушениями и всегда побеждает; он совершает чудеса и исцеления. Все эти темы мы на-
________________________________ 1 Hausherr. Mystique, 1-128 (=Vie). Изложение жизни Симеона см. в: Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 15-58; Krivocheinee. SC 96, 15-54; Turneг. Fatherhood, 16-36; Moda. Christ, 105-120; McGuckin. Symeon (последний главным образом занят опровержением Никиты Стифата). Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы приводим лишь имя автора, сокращенное до одного-двух слов название сочинения, номер тома (если есть) и номер страницы. Ссылаясь на источники, мы приводим имя автора, сокращенное название сочинения, номер тома (книги, части), главы (раздела) и стиха (строки), а также, в квадратных скобках, номер страницы того издания, которым мы пользовались. Полностью имена авторов, названия их произведений и выходные данные использованных изданий приведены нами в Библиографии.
_______________________ Введение _______________________
ходим уже в "Житии преподобного Антония" (IV век), которое стало прототипом многих последующих житий святых2. Другой, еще более важный источник биографических сведений о Симеоне — его собственные писания: в отличие от творений большинства Отцов Церкви как более раннего, так и последующего периодов, все его творения носят явно выраженный автобиографический характер. Портрет Симеона, начертанный Никитой, отличается от образа, который вырисовывается при чтении сочинений самого Симеона. Произведение Никиты — скорее икона жизни Симеона, чем его биография: оно стилизовано и полно условностей3. Читая самого Симеона, не перестаешь удивляться полному отсутствию позы или стилизации, столь характерных для многих византийских писателей его времени, а также откровенности Симеона, необычной для византийской традиции: он излагает свой внутренний мистический путь ясно и исчерпывающе. Однако Симеон немного сообщает о внешних событиях своей жизни: в этом отношении приходится полагаться главным образом на сведения, сообщаемые Никитой4.
________________________________ 2 Его критический текст был издан в SC 400. Можно также сравнить "Житие Симеона", написанное Никитой, с "Житием преп. Феодора Студита", автором которого считается монах Михаил, см. PG 99, 113-232 (один вариант) и PG 99, 233-328 (второй вариант). 3 Ср. Krivocheine. SC 96, 16. 4 Тот факт, что Никита писал, стремясь реабилитировать Симеона, не является достаточным основанием для того, чтобы ставить под вопрос (как то делают некоторые современные ученые) достоверность "Жития" в целом. Говоря о Симеоне, Никита порой допускает явные противоречия, однако его произведение — единственное свидетельство человека, лично знавшего Симеона. Ясно, что в тех местах, где Никита расходится с Симеоном, предпочтение следует отдать Симеону. Но там, где современные ученые выдвигают противоречащие Ни-
______________________ Введение _______________________
Согласно хронологии И.Озэрра, Симеон родился в 949 году по Р.Х.5 Согласно другой хронологии, предложенной греческим патрологом П.Христу, дата рождения Симеона — 956 год6. Место рождения Симеона — се-
________________________________ ките гипотезы, мы скорее склонны отдавать предпочтение Никите. s Hausherr. Mystique, LXXXIXff. 6 Многие ученые пытались разрешить нелегкую проблему хронологии Симеона, но пришли к разным результатам. К.Холль утверждал, что Симеон родился между 963 и 969 гг., а скончался в 1041 или 1042 г.: см. Holl. Enthusiasmus, 23-26. Позднее И.Озэрр предложил иную хронологию, внеся исправления во многие вычисления Холля: см. Hausherr. Mystique, LXXX-XCI. Ныне общепринятой является хронология Озэрра, хотя ученые неоднократно ставили под вопрос и ее: см. Stathopoulos. Gottesliebe, 9ff.; Каждан. Замечания, 4-10; Χρήστου. Νικήτας, 9-11; Idem. Εισαγωγή, 12-24. Важнейшие аргументы против хронологии Озэрра следующие. 1) Она противоречит датировке "Жития Симеона", написанного Никитой: Никита указывает, что Симеон был священником в течение сорока восьми лет, а по Озэрру выходит, что он священствовал только сорок два года, с 980 по 1022. 2) Никита указывает, что когда Симеон Новый Богослов установил почитание Симеона Студита после смерти последнего, он получил на это одобрение от патриарха Сергия, после чего невозбранно праздновал память своего духовного отца в течение шестнадцати лет, пока не возник конфликт со Стефаном Никомидийским (Житие 72, 22-73, 15). Сергий занимал Константинопольский престол в 1001-1019 гг. Даже если он одобрил почитание Симеона Студита в 1001 году, конфликт и удаление Симеона Нового Богослова должны были случиться не ранее 1016 г., тогда как Озэрр датирует конфликт 1003-1005 гг., а удаление 1009 г. 3) Вычисления Озэрра основаны на предположении, что Николай II Хрисоверг, рукоположивший Симеона, занял Константинопольскую кафедру в 979 г., тогда как авторитетные византийские источники датируют это событие 984 г.: см. Gregoire — Orgels. Chronologie; ср. Ostrogorsky. History, 585. Если последняя дата верна и Симеон скончался в 1022 г., то продолжительность его служения в священном сане не составляла
_______________________ Введение _______________________
ление Галати в Пафлагонии. Родители Симеона, Василий и Феофана, были богатыми и влиятельными провинциальными аристократами. С одиннадцатилетнего возраста Симеон жил со своим дядей в Константинополе, где тот занимал видный пост при императорском дворе. Симеон обучался в "грамматической" (средней) школе, изучал тахиграфию (скоропись) и выработал, по свидетельству Никиты, прекрасный почерк, но отказался продолжить "внешнее образование" в риторике и философии7.
________________________________ ни сорока восьми, ни сорока двух лет. Хронология, выдвинутая П.Христу, более соответствует датам "Жития Симеона", написанного Никитой, поэтому не следует ее игнорировать. См., однако, возражения В.Грюмеля: Grumel. Chrysoberges, 253ff. Излагая жизнь Симеона, мы будем ссылаться на датировку по Озэрру и сразу же в скобках — на хронологию Христу. Житие 2, 23-26. Отметим разницу между Симеоном и Феодором Студитом, который, согласно его житию, "прошел всю философию, этику и догматику, диалектику и логику": см. Житие преп. Феодора Студита [117 С — 120 В]. Византийская система образования унаследовала основные принципы древней греко-римской традиции, а разделение византийского плана обучения на два этапа соответствовало подобному делению в поздней античности, где весь курс наук состоял из trivium (грамматики, риторики и диалектики) и quadrivium (арифметики, геометрии, музыки, математики). Некоторые византийские источники упоминают три стадии: так называемое προπαιδεία (начальное образование), παιδεία или εγκύκλιος παιδεία ("общее образование") и τελεώτερα μαθήματα (высшее, "совершенное" образование). Основными образцами для овладения грамотой и литературными навыками все еще служили произведения Гомера, Софокла, Еврипида и прочих древнегреческих писателей, так что византийские школьники по сути изучали язык, на котором не говорили уже многие поколения их предков: смотри Letnerle. Humanisme, 99-103, 302-303; Buckler. Education, 200-220; Mango. Byzantium, 125ff. Wilson. Scholars, 18ff. Культура Византии, 366-400.
______________________ Введение _______________________
По словам Никиты, юный Симеон отказался от чести быть представленным братьям-императорам Василию и Константину Порфирородным и предпочел остаться в тени8. Тем не менее он был возведен в ранг спафарокубикулария и сделан членом синклита (государственного совета), почему и провел несколько лет при императорском дворе9. В одном из Гимнов Симеон так говорит о своей юности:
Родители не питали ко мне естественную любовь. Братья и друзья мои все насмехались надо мною... Сродники, посторонние и мирские начальники ________________________________ Отметим также, что даже среднее образование в целом было доступно в Византии далеко не каждому: как отмечает Лемерль, девять десятых населения были безграмотны: Lemerle. Eleves, 3 (ср., однако, более положительную оценку уровня грамотности в Византии у: Browning. Literacy, VII, 46-52). Большинство тех, кому образование было доступно, принадлежало либо к аристократии, либо к духовенству. 8 Житие 3, 1-9. 9 Житие 3, 9-11. В ранг спафарокубикулария обычно возводили евнухов: см. Bury. System, 122; Yannopoulos. Societe, 36; Oikonomides. Listes, 301-302. Некоторые ученые высказывают предположение, что Симеон мог быть оскоплен в детстве: смотри Turner. Fatherhood, 19; Morris. Saint, 44. Такое предположение, однако, не имеет под собой достаточных оснований, поскольку ни в "Житии", ни в творениях самого Симеона нет ясного указания на то, что он был скопцом. Никита упоминает, что евнухом был ученик Симеона Арсений (Житие 45, 4-5); если бы Симеон также был евнухом, Никита указал бы на этот факт: по византийским представлениям в этом не было ничего негативного (сравнение Симеон с евнухом в Житии 147, 6 относится к посмертному "ангельскому" состоянию Симеона). О том, что Симеон не был скопцом, свидетельствует, в частности, его аллюзия на ночное осквернение в Euch, l, 141-146.
_______________________ Введение __________________
Тем более отвращались от меня и не выносили видеть меня, Чем более [хотели] погубить меня со своими беззакониями. Часто я безгрешно желал славы, Но не нашел еще ее в настоящей жизни... Сколько раз желал я, чтобы люди любили меня, [И чтобы] я имел с ними близость и откровенность, Но из благомыслящих никто не выносил меня. Другие же, напротив, желали видеть и знать меня, Но я убегал от них как делателей зла... Добрые избегали меня из-за [моего] внешнего вида, Злых же я избегал по собственному произволению10.
Очевидно, что при всем своем внешнем благополучии, Симеон очень рано испытал большие внутренние страдания из-за одиночества, отсутствия друзей и своей неспособности удовлетвориться земными благами. Ранняя неудовлетворенность жизнью в миру побудила Симеона к чтению духовной литературы и к поискам святого человека, который стал бы его учителем. Это устремление Симеона не встретило одобрения окружающих, которые наперебой утверждали, что "ныне нет та-
_______________________________ 10 Hymn 20, 98-119. Что касается внешности юного Симеона, то она, вероятно, была вполне приятной. Никита говорит, что "Симеон отличался от других хорошей внешностью и приятным видом" (Житие 3, 1-2). В Cat. 22, которое считается автобиографическим, Симеон говорит о юноше Георгии, прототипом которого является сам Симеон, что он был "красив видом и имел что-то показное в своем облике, манерах и походке, так что некоторые даже имели о нем из-за этого дурные мнения" (Cat. 22, 24-27). Приведенные слова Симеона из 20-го Гимна можно понимать в том смысле, что "добрые" люди избегали его из-за его "показной" внешности (обладая аристократическими манерами и богатыми родственниками, близкими к императору, он выглядел молодым выскочкой), а "злые" обращали на него внимание лишь из-за его близости к высшим кругам общества.
_______________________ Введение __________________
кого святого на земле"11. Однако Симеон продолжал поиск духовного отца, и в конце концов его усилия увенчались успехом. Заметим попутно, что полемика с теми, кто утверждал, что в его время невозможно достичь святости (таковых Симеон именовал "новыми еретиками")12, стала одной из главных тем его позднейших сочинений. Встреча с монахом Константинопольского Студийского монастыря, Симеоном Благоговейным13, который стал духовным отцом юного Симеона, оказалась решающей. Симеон Благоговейный был пожилым иноком; он не имел священного сана, но обладал глубоким духовным опытом: в его лице Симеон-младший обрел того, кого долго искал. Юный Симеон так любил своего учителя, что почитал его за святого и считал себя недостойным прикоснуться к его одежде или поцеловать место, где тот стоял во время молитвы14. Однажды старец дал ему на прочтение книгу преподобного Марка Подвижника (около V в.), в которой его особенно поразили три мысли — о необходимости следовать голосу совести15, исполнять заповеди Божий ради стяжания "даров Святого Духа"16 и искать внутреннего духовного гнозиса, который приобретается через молитву17. Юный Симеон принял слова святого Марка как руководство к немедленному действию. Он начал во всем слушаться голоса совести, исполнять заповеди Христовы и усердно молиться. Каждый вечер он, следуя внутреннему голосу, увеличивая свое правило: его мо-
________________________________ 11 Euch, l, 78-80. 12 Ср. Hymn 21, 302-304; Cat. 29, 137-150. 13 Мы будем подробнее говорить о личности Симеона Благоговейного в Главе III. 14 Житие 12,20-26. 15 О законе духовном, 69 [913 С]. 16 О думающих оправдаться делами, 57 [940 А]. 17 О законе духовном, 11 [908 А].
______________________ Введение ______________________
литвы стали продолжительными, внимательными и усердными, часто они сопровождались слезами. Именно в это время, стоя на ночной молитве, Симеон получил свое первое мистическое откровение, которое он описывает в 22-м Огласительном Слове, говоря о некоем Георгии, но имея в виду самого себя18:
Однажды, когда он стоял и произносил "Боже, милостив буди ми, грешному" скорее умом, чем устами, внезапно явилось сверху обильно Божественное осияние и наполнило все место. Когда это произошло, юноша перестал сознавать себя и забыл, был ли он в доме и находился ли под крышей. Ибо отовсюду видел он только свет... Всецело пребывая в нематериальном свете и, как казалось, сам сделавшись светом и забыв обо всем мире, он преисполнился слез, несказанной радости и ликования. Потом на небо взошел ум его и другой свет увидел — ярче того, который был поблизости. Неожиданно явился ему, стоя близ того света, вышеупомянутый святой и равноангельный старец...19
Когда видение кончилось, юноша пришел в себя, и вскоре возгласил петух: ночь прошла незамеченной20. Несмотря на такое явное видение свыше, Симеон ' еще довольно долго оставался в миру: период между первым посещением света и вступлением в монастырь он считал годами своего духовного падения21. В одном
________________________________ 18 Этот же эпизод рассказан Симеоном в Euch, l, 87-110 (на этот раз от первого лица) и Никитой в Житии 5, 1-31: оба текста подтверждают, что рассказ Симеона в 22-м Слове является автобиографическим. 19 Cat. 22, 88-100. Имеется в виду Симеон Студит. 20 Cat. 22.101-113. 21 Euch. 2, 41-46,
_______________________ Введение _______________________
из Гимнов Симеон говорит об этих годах в выражениях, весьма необычных для автобиографической литературы:
Я был убийцей22 — слушайте все!.. Я был, увы мне, и прелюбодеем в сердце, И содомитом на деле и в произволении. Я был блудником, магом и деторастлителем, Употребителем клятв и стяжателем, Вором, лжецом, бесстыдником, похитителем — горе мне! — Оскорбителем, братоненавистником, преисполненным зависти, Сребролюбцем, наглецом и совершителем Всякого другого вида зла. Да, поверьте, я говорю об этом правду Без притворства и без лукавства!
Подобных признаний мы не встретим даже в таких произведениях, как "Исповедь" Блаженного Августина. Понимать ли слова Симеона в буквальном или переносном смысле? Очевидно, что буквальное понимание в данном случае невозможно, хотя сам он и настаивает на его необходимости: "Если кто заподозрит, что я, может быть, написал ложь, подай ему прощение как Милосердный, ибо, не сознавая Твоего долготерпения, Спаситель... и услышав о непристойности дел моих, он справедливо вынес такое суждение, говоря: «Если справедливость безнаказанным оставила его, значит, нет суда!»"24 Позднейшие комментаторы Симеона склонялись к тому, чтобы воспринимать его слова из 24-го Гимна в переносном смысле: "Виждь глубину смирения
________________________________ 22 Ср. примечание Дионисия Загорейского: "Разумеется, [убийцей] души своей... ибо Отец понимает это мысленно, по причине крайнего смирения": ΔΖ, II, 14. 23 Hymn 24, 71-83. 24 Hymn 24, 103-110.
_______________________ Введение _______________________
этого святого... — пишет комментатор XIII века25. — Ибо говорит он это, желая... в смирении сохранить в себе благодать Святого Духа"26. Как бы там ни было, ясно, что Симеон в молодости вел мирской образ жизни, хотя и не порывал общения с духовным отцом. Ему он и обязан своим окончательным исходом из мира. Симеону было около двадцати семи лет, когда он поступил послушником в Студийский монастырь27. Позднее он опишет свой исход в ярких красках, рассказывая о том, как старец, подобно Моисею, вывел его из египетского плена:
И сказал он: "Подойди, чадо, я отведу тебя к Богу". Я же от великого неверия ответил ему: "Какой знак покажешь ты мне, чтобы убедить меня?"... "Огонь, — сказал он, — разожги великий, дабы я вошел в него, И если не останусь неопаленным, не следуй за мною!" Слово это поразило меня, я сделал приказанное, И разожжено было пламя, а он встал внутрь [него]. Целый и невредимый, он и меня приглашал [туда]. "Боюсь, владыко, — сказал я. — Я — грешник". Он вышел [из огня], подошел ко мне и облобызал меня. "Чего ты боишься, — сказал он мне, —отчего ужасаешься и трепещешь? Велико и страшно это чудо,[но] ты большее этого увидишь". "Я в исступлении, — сказал я. — Господин, приблизиться не дерзаю к тебе... Ибо я вижу, что ты человек, превосходящий человека, И не дерзаю смотреть на тебя, которого огонь почтил".
________________________________ 25 Схолия сохранилась в рукописи Marcianus 494, которая датируется XIII веком. Рукопись содержит несколько схолий подобного рода. Й.Кодер считает, что они принадлежат не переписчику, а самому "главному редактору" произведений Симеона — Никите Стифату: см. Köder. SC 156, 68. 26 SC 174, 232 (схолия). 27 Krivocheine. SC 96, 23.
______________________ Введение ______________________
Привлекши меня ближе, он обнял меня И снова облобызал меня лобзанием святым...28 Что это: аллегория или рассказ о действительном событии? Подобные рассказы встречаются в житиях некоторых святых29. Во всяком случае, Симеон младший немедленно последовал за наставником: "Скорее! Бежим! — [сказал Моисей] — Так повелевает Бог!.." "Пойдем, господин, — сказал я, — я не разлучусь с тобою… " 30
Вступив в братию Студийской обители, Симеон ревностно предался аскетическим подвигам. Однако ему не суждено было долго пробыть в Студийском монастыре: игумена и братию смущала его, на их взгляд, чрезмерная привязанность к старцу Симеону Благоговейному. Отношение Симеона-младшего к Симеону-старшему было основано на полном послушании: он прислуживал своему учителю и не смел ни шагу сделать без его ука-
________________________________ 28 Hymn 18, 137-158. 29 Ср. рассказ о том, как некто пришел к авве Арсению и, заглянув в окно, увидел, что он стоит на молитве, весь объятый пламенем: Изречения пустынных отцов. Арсений, 27 [96 ВС]. Подобным же образом авва Иосиф "встал и простер руки к небу: персты его сделались подобными десяти возжженным светильникам, и он сказал: «Если хочешь, будь весь, как огонь»": Изречения пустынных отцов. Иосиф, 7 [220 D]. Ср. Памво, 1 [368 С] и 12 [373 А]; Сисой, 14 [396 ВС]; Силуан, 12 [412 С]; Феодор, 15 [193 AB]. Другой, гораздо более поздний пример — беседа преподобного Серафима Саровского (ум. 1833) с Н.А.Мотовиловым, когда лицо русского святого "просияло, как солнце" (см. цитату в Заключении к настоящей работе). 30 Hymn 18, 221-223.
Введение _______________________
зания31. Игумен неоднократно высказывал пожелание, чтобы юный послушник отказался от руководства своего старца, но Симеон не соглашался на это, результатом чего стало его изгнание из монастыря32. Покинув Студийскую обитель, Симеон поступил в монастырь святого мученика Мамаса в Константинополе33, где был пострижен в монашество. Вот как Никита описывает жизнь Симеона в обители святого Мамаса: Он посвящает себя совершеннейшим деланиям добродетели и, все прочее оставив, предается только
________________________________ 31 Ср. Житие 12, 1-26. Наличие слуг было обычным явлением в византийских монастырях того периода; они служили монахам, подавали пищу и исполняли другие необходимые работы: см. Krausmuller. Stoudios, 74. Ср. упоминание слуги в Cat. 4, 290-299. 32 О причине изгнания Симеона из Студийского монастыря ничего точно неизвестно. Никита утверждает, что единственной причиной была зависть монахов (Житие 16, 3-5, 17-20; 21, 1; 22, 1), но возможно, что-то в духовном устроении Симеона Студита вызывало недовольство игумена. Кроме того, согласно студийской традиции, сам игумен обычно (хотя и не непременно) был духовным руководителем монахов. К этому вопросу мы вернемся в Главе III, где будем говорить о личности Симеона Студита и о роли игумена в студийской традиции. Здесь же нам хотелось бы лишь отметить, что ситуация, сложившаяся вокруг двух Симеонов, типична для всей истории духовного руководства на православном Востоке. Деятельность старцев часто вызывала враждебное отношение со стороны игуменов и представителей иерархии. Это было связано с тем, что старцы обычно жили в монашеских общинах, но у них были собственные духовные чада, между которыми связь была более тесной, чем между другими монахами. Таким образом, старцы порой создавали "общину в общине", что вызывало зависть со стороны прочих монахов и недовольство со стороны монастырского начальства. Об этом см., в частности, Концевая. Оптина пустынь, 9-10. 33 Об этом монастыре см. Janin. Geographie, 325-331.
________________ Введение _______________________
молитве, безмолвию и изучению Божественных Писаний и совершенным образом соединяется с Богом в созерцании света... Пищей же его ежедневной был животворящий Хлеб, которым он совершенно очищался, честная Кровь Христова, овощи и семена. Сохраняя ими жизнь тела своего, ничего другого во все дни недели, кроме воскресенья, он не принимал. В праздничные дни он участвовал в общей трапезе братии, опустив лицо и [пребывая] в непрестанном сокрушении, после чего, поблагодарив, восставал со всеми, убегал в келлию, запирал дверь свою и вставал на молитву. Затем, немного почитав, он принимал немного отдыха, преклонившись к земле, ибо не имел ни постели, ни одеяла, ни чего-либо иного потребного для тела... После чтения он занимался рукоделием, переписывая текст Божественных Писаний: он был великолепным писцом, и всякий, кто видел его письмена, исполнялся радости. Когда ударяли в било34, он незамедлительно вставал на Божественное псалмопение, и когда совершалось Божественное Приношение (αναφορά)... он предстоял на молитве и со слезами беседовал с Богом, пока священник не возносил хлеб. После сего, исполнившись Божественного огня, он принимал Пречистые Тайны и тотчас молча удалялся в келлию свою35.
Обратим особое внимание на то, что Симеон практиковал ежедневное причащение, сопровождаемое слезами. В этом он следовал древней монашеской тради-
________________________________ 34 В православных монастырях на Востоке монахов созывал на богослужение в храм не колокол, а деревянное било (во многих греческих монастырях такой обычай сохранился до сего дня). 35 Житие 24, 9 — 27, 9.
_______________________ Введение _______________________
ции36, а также совету своего духовного отца Симеона Благоговейного, который говорил: "Брат, никогда не причащайся без слез"37. Позднее, будучи игуменом, Симеон-младший старался возродить традицию ежедневного причащения; он также настоятельно указывал на необходимость причащаться со слезами. Обычай ежедневно причащаться со слезами Симеон сохранил до конца дней.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.588 с.) |