Учение преподобного Симеона о Священном Писании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение преподобного Симеона о Священном Писании



 

Как истинный представитель восточного монашества Симеон унаследовал от своего окружения глубокую лю­бовь к Писанию и прекрасное знание его. Понимание места Писания в жизни христианина у Симеона в об­щем соответствует Традиции. Как и многие другие пи­сатели-аскеты, он говорит о пользе, получаемой от чте­ния Писания христианами, в особенности монахами:

Ибо мы имеем большую нужду в том, чтобы... ис­следовать Писания. Пользу, получаемую от них, явил нам Сам Спаситель, сказав: Исследуйте Писания (Ин. 5:39)31.

Ничто другое так не полезно для души, избравшей [своим занятием] размышлять о законе Господнем

______________________________________

31 Cat. 3,278-281. 72

 

 

Преподобный Симеон и Священное Писание ______

день и ночь (Пс. 1:2), как исследование Писаний. Ибо в них сокрыто разумение Духа благодати...32

Чтение Писания должно быть непременно включено в ежедневные занятия каждого монаха. Помимо участия в службах, на которых Писание читается ежедневно, Симеон советует молодым монахам три раза в день за­ниматься чтением у себя в келлии33: после утрени, по­сле завтрака ("возьми книгу и прочти немного") и пе­ред вечерней молитвой ("возьми книгу и прочти две-три страницы")34. Как пишет Никита Стифат, сам Симеон постоянно читал Писание, особенно перед утреней и Литургией, а также с раннего вечера до полуночи35.

Настаивая на необходимости чтения Писания, Симе­он особенно подчеркивает, что только то чтение полез­но, которое сопровождается исполнением прочитанного. Во время чтения необходимо "вглядываться в себя, рас­сматривая и изучая свою душу, как в зеркале"3". В данном случае Симеон следует учению Марка Подвиж­ника о необходимости прилагать все, написанное в Библии, к самому себе. Библия — это послание, адре­сованное каждому читателю персонально; она не из тех книг, которые читают, чтобы потом блеснуть эрудици­ей37.

Вот почему Симеон всегда отрицал такой подход к Писанию, который мы сегодня называем историко-критическим. Для него Библия — не объект критиче-

_____________________________

32 Eth. 12, 1-5.

33 Термин άνάγνωσις (чтение) в святоотеческой литературе обычно означает чтение текстов Священного Писания, в осо­бенности чтение псалмов: См. Lampe. PGL, 99.

34 Cat. 26, 73; 249; 273.

35 Житие 26, 19 — 27, 3; 27, 11-15.

86 Cat. 31, 29-31.,

37 Cat. 4, 338-341.

______________________ Глава l ________________________

ского анализа, но результат пророческого вдохновения, пролагающего путь к еще более глубокой вере:

 

Оставим теперь тщетные и бесполезные споры... Но лучше послушаемся Владыку, так говорящего: Исследуйте Писания. Исследуйте, но не любопытствуйте о многом. Исследуйте Писания, но не уст­раивайте споров по поводу внешнего [содержания] Писаний. Исследуйте Писания, чтобы научиться от­носительно веры, надежды и любви38.

Симеон подвергает уничтожающей критике светских ученых, дерзающих браться за толкование Писания, не имея в душе Божественной благодати:

 

Когда, не получив в чувстве и знании благодати Духа... я бесстыдно бросаюсь истолковывать богодухновенные Писания и возлагаю на себя достоинст­во учителя на основании одного лишь лжеименного знания, неужели Бог так и оставит это без суда и не потребует с меня ответа по этому поводу. Конечно же так не будет!39

____________________________________________________________________-

3 8 Легко заметить разницу между интересом к библейской критике у Оригена и советом Симеона избегать дискуссий по поводу "внешнего" смысла текста. Тем не менее оба автора сходятся в том, что главное — концентрировать свое внима­ние на "внутренних" задачах Писания. Более того, на прак­тике Симеон очень часто обсуждает значение отдельных биб­лейских слов и выражений, показывая тем самым и свое вни­мательное отношение к "внешнему" смыслу текста.

3 9 Eth. l, 12, 469476. Термин ψευδώνυμος γνώσις, унаследо­ванный от апостола Павла (1 Тим. 6:26), использовался в раннехристианской анти-гностической литературе. У Симеона этот термин, применявшийся во II веке к еретикам-гностикам, используется по отношению к "внешнему" (эллинистическому) знанию вообще.

 

 

Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Подобно александрийцам, Симеон различает в Писа­нии два уровня: внешний и внутренний, ιστορία и θεωρία, букву и дух. Но он не склонен видеть скрытый смысл в каждом отрывке, каждой фразе Библии. Он подчеркивает, что мы должны стараться распознать, ка­кие слова Иисуса или апостолов сказаны прямо и нуж­даются в буквальном объяснении, а какие сказаны "в притчах" и требуют проникновения в скрытый смысл40. Иногда он подвергает критике чрезмерную страсть к аллегориям, которая слишком далеко уводит от настоя­щего смысла Писания41.

Каким образом можно приобрести правильное пони­мание Писания? Симеон сравнивает Писание с домом, построенным "посреди светского и эллинистического знания", а правильное понимание Писания — с запер­тым сундуком, открыть который человеческий ум не в силах42. Есть два ключа к этому сундуку: исполнение заповедей и Божественная благодать. Первое — во вла­сти человека, второе — во власти Бога: есть некая συνεργεία (сотрудничество) человека с Богом в деле проникновения в скрытый смысл Писания. Когда замок открыт, мы получаем доступ к истинному "знанию" (γνώσις) и "откровение тайн, которые скрыты и спрята­ны за словами" Писания43.

Таким образом, тайна Писания открывается только тому, кто пытается осуществить написанное на практи­ке и кто получил Божественное откровение. Фактиче­ски Симеон вводит понятие истинного гностика, кото­рый обладает знанием, скрытым от большинства. Он цитирует слова Господа из греческой версии Книги

________________________________________

40 Eth. 3, 1-10; 70-80.

41 Ср. Сар. 2,21.

42 Cat. 24, 7-24.

43 Cat. 24, 41-62.

 

_____________________________ Глава I _____________________

Пророка Исайи: "Тайна Моя — Мне и Моим"44. У Гос­пода есть "свои" люди, которым открыт смысл Писания, и "чужие", от которых он скрыт:

Ибо Божественное, а также то, что относится к Божественному, передается на письме и прочитыва­ется всеми, но открывается оно только тем, кто го­рячо кается и кто через искреннее покаяние пре­красным образом очищается... Им открываются глу­бины Духа, и от них изливается слово Божественной мудрости и знания... Для прочих же все это остается неизвестным и сокрытым, и никоим образом не от­крывается Тем, Кто отверзает ум верных для уразу­мения Писаний45.

Многие, по словам Симеона, занимаются толковани­ем Писания, но не встречают Христа, Который говорит через него46. Речь идет о живом присутствии Христа в Писании: эта идея появилась еще у ранних Отцов, но у Симеона она приобрела личностную окраску. Для него присутствие Христа реально и конкретно: он чувству­ет и даже видит Его в процессе чтения. Вот почему так глубока его любовь к Писанию. В своих Гимнах он рас­сказывает о том, как он видит нетварный Божествен­ный свет, который приходит к нему "во время чтения и изыскания слов и исследования их сочетаний"47. Он утверждает также, что этот Божественный свет объясняет ему Писание, увеличивает его познания и научает его тайнам48.

_____________________________

44 Theol. l, 325. Ср. Ис. 24:16 в Септуагинте (редакция Лукиана).

45 Theol. l, 313-324.

46Eth. 15, 128-129.

47 Hymn 25, 5-11.

48 Hymn 18, 99-100.

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Таким образом, чтение Писания становится источни­ком мистического вдохновения. Мы можем выделить несколько ступеней, по которым, согласно Симеону, че­ловек поднимается на высший уровень постижения Пи­сания. На первой ступени следует читать текст Библии, обращая внимание на "слова и их сочетания", то есть, пытаясь понять буквальный смысл книги. На следую­щей ступени человек должен прилагать текст Писания к самому себе и исполнять написанное так, как если бы оно было обращено к нему лично. Чем точнее соблюда­ется Евангелие в жизни человека, тем глубже постиже­ние им "скрытого" смысла Писания. Наконец человеку является Сам Господь и благодатью Святого Духа через приобщение к Божественному свету он становится γνωστικός, то есть получает полное понимание и совер­шенное знание мистического смысла Писания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.018 с.)