Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона
Нет необходимости подробно излагать учение Симеона о Евхаристии: его вполне систематически рассмотрел архиепископ Василий (Кривошеий) в своей монографии90. Поскольку нас прежде всего интересует связь Симеона с церковным Преданием, мы отметим лишь некоторые основные аспекты его понимания Литургии и Причастия, сравнив их с соответствующими аспектами учения его предшественников. Первое, на чем следует остановиться, это слова Симеона о том, что, причащаясь, человек должен созерцать Бога душевными очами и ощущать Его живое присутствие в освященных Дарах. Именно такой смысл вкладывает Симеон в слова о необходимости причащаться "с созерцанием и сознанием" (μετά θεωρίας και γνώσεως)91. Иначе говоря, Симеон настаивает на том, что Причастие должно сопровождаться мистическим опытом: Если оно совершается в чувстве и сознании (εν α'ισθήσει και γνώσει), то ты причащаешься достойно; а если не так, конечно же, ты ешь и пьешь недостойно. Если в чистом созерцании (εν θεωρία καθαρρ) ты приобщился того, чего ты приобщился, се, сделался ты достойным подобной трапезы; если же ты не стал достойным, ты не прилепишься [к Богу], отнюдь не соединишься с Богом. Итак, да не воображают приобщающиеся Божественных Тайн недос- __________________________________ 90 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 96-114. 91 Eth. 10, 774-775.
___________________________ ГлаваII __________________________ тойно, что благодаря им они просто так прилепляются и соединяются с невидимым Богом92. В самой идее сознательного причащения нет ничего необычного; она восходит к словам апостола Павла: "...Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11:28-29). Необычным в учении Симеона является то, что критерием "достоинства" названо "чистое созерцание", то есть мистический опыт видения Бога. Фактически, Симеон признает только такое причащение, которое сопровождается этим опытом. По его мнению, те, кто приобщается без мистического созерцания, питают лишь свое тело, но вовсе не душу93. Как ты можешь думать, — спрашивает Симеон, — что приобщился вечной жизни, если ты не чувствуешь, что начал жить жизнью небесной, что принял в себя хлеб всепросвещающий и пламенеющий огнем? Свет сияет тебе, но ты слеп; пламя согревает тебя, но ты холоден. "Так принимая [святые Тайны]... ты остаешься не принявшим [их], не вкусившим и совершенно ничего не имеющим в себе"94. Развивая эту идею, Симеон приходит к такому радикальному утверждению:
Если ядущие Его Плоть и пиющие Его Кровь имеют жизнь вечную... мы же, вкушая их, не чувствуем, что в нас происходит что-то большее, чем [при вкушении] чувственной пищи, и не принимаем в сознании иную жизнь, значит, мы приобщились простого хлеба, а не одновременно и Бога95. _____________________________ 92Eth. 14, 225-231. 93 Eth. 14, 242-247. 94 Eth. 14, 261-276. 95 Eth. 10, 760-764.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Подобные утверждения нечасто встретишь в святоотеческой литературе. Укажем, однако, на одну параллель. Григорий Нисский, говоря о Крещении, высказывает мнение о том, что, если человек принял это таинство в младенчестве, но в дальнейшей жизни не показал никакой перемены к лучшему, он был всего лишь омыт водой: Если баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстные нечистоты, напротив того, жизнь после тайнодействия сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу, не колеблясь, что для таковых вода остается водой, потому что в рождаемом отнюдь не обретается дар Святого Духа96. Таким образом, по мнению обоих писателей — Григория Нисского и Симеона Нового Богослова — принятие таинства, будь то Евхаристия или Крещение, предполагает, что Святой Дух будет "явлен" в том, кто принял таинство. Если за совершением таинства не следует такое явление Духа Святого, оно было совершено без пользы: вода остается простой водой и хлеб — простым хлебом97. Можно было бы из этого сделать вывод, что, по мнению Симеона, реальность таинства зависит не от самого таинства, но от духовного состояния того, кто его принимает. Такое якобы протестантское понимание таинства было бы логическим выводом из слов Симеона. Однако, как справедливо отмечает Ж.Даррузес, "богословие Симеона не есть логическая система"98. Разумеется, Симеон не доводит свою идею до ее логи-
________________________ 96 Большое огласительное слово, 40 [160-161]. 97 Ср наши замечания о Крещении в восприятии Симеона Нового Богослова в Главе VIII. 98 SC 122, 33.
________________________ Глава II ____________ ческого завершения; вернее, он вообще не касается темы действенности таинства, ибо действенность Евхаристии он никогда не ставит под сомнение". Как и у Григория Нисского, у Симеона речь идет о состоянии человека, участвующего в таинстве: хлеб остается просто хлебом для того, кто принимает его недостойно. Нельзя, однако, не согласиться с тем, что, настаивая на эмпирической природе соединения с Богом в Евхаристии, Симеон оставляет в стороне объективный аспект таинства100. Именно поэтому учение Симеона о Евхаристии вызывало недоумения у его противников. Другим пунктом евхаристического благочестия Симеона, вызывавшим возражения и недоумения, было его утверждение о том, что причащение должно всегда сопровождаться слезами. Как мы уже сказали, эту идею Симеон заимствовал у своего духовного отца; она подкреплялась также и его собственным опытом101. Проблема для его современников заключалась в том, что Симеон отказывался считать опыт слез во время _______________________________________ 99 Его уверенность в реальном присутствии Христа в освященных дарах подчеркивается следующим отрывком: "Когда полагается хлеб и вливается вино в знаменование Плоти и Крови Твоей, Слове, тогда там бываешь Ты Сам... и они поистине делаются Телом Твоим и Кровью, наитием Духа..."; Hymn 27, 55-59. 100 Darrouzes. SC 122, 32. 101 Симеон Новый Богослов и Симеон Студит — не единственные византийские авторы, которые усматривали связь между причащением и слезами. Можно припомнить по меньшей мере одну параллель из сочинения богослова более поздней эпохи: "Убедившись белее снега излиянием слез, прикоснись к святым дарам..."; Феогност. Главы о деятельности, созерцании и священстве, 18 [258]. См. также "Канон ко святому причащению", песнь 3: "Слезныя ми подаждь Христе капли, скверну сердца моего очищающия, яко да... прихожду... ко причащению Божественных даров Твоих" [Канонник, 485].
_________ Преподобный Симеон и богослужение _________ причащения явлением исключительным: то, что стало неотъемлемой частью его собственной мистической жизни, он был склонен считать нормой для всех христиан. В 4-м Огласительном Слове он описывает, как однажды, когда он зачитал группе монахов и мирян высказывание своего духовного отца "Без слез никогда не причащайся", слушатели его сказали в ответ с насмешкой: "В таком случае мы никогда не будем причащаться, но все останемся без Причастия"'02. Пораженный такой реакцией, Симеон развивает свое учение о том, что всякий, кто желает достичь истинного сокрушения и слез, легко приобретет их через исполнение заповедей Божиих (мы уже цитировали это место из 4-го Слова). На самом деле реакция слушателей Симеона представляется вполне естественной, если вспомнить, что в аскетической традиции слезы во время молитвы рассматриваются как дар Божий103. "Немногие имеют дар слез", — говорится в сочинении, приписываемом Афанасию Александрийскому104. Анастасий Синаит считает, что некоторые люди больше расположены к слезам, а другие — меньше, впрочем, каждый может получить дар слез посредством смирения105. Иоанн Лествичник признает, что некоторым людям не даются слезы106. По его словам, у одного человека могут быть слезы, а у другого — нет; последний должен сокрушаться о
__________________________________ 102 Cat. 4, 1-18. 103 Ср. Василий Великий. Правила краткие, 16 [1092 D]. Ср. также Chryssavgis. Ascent, 129-130; Hausherr. Penthos, 54; Leloir. Desert, 215-219; Sylvia Mary. Tears, 432. К теме слез и покаяния у Симеона мы вернемся в Главе IX настоящей работы. 104 Афанасий Александрийский. О девстве, 17 [272 С]. Об атрибуции этого сочинения см. Clavis II, 46. 105Вопросы, 105 [757 С-760 А]. 106 Лествица, 7 [809 D].
________________________ Глава II ________________________ том, что не имеет слез107. Лествичник также говорит, что Бог "учитывает силу нашей природы": одни люди "проливают малые капли слез с трудом, словно капли крови", а другие "без труда источают потоки слез"108. Симеон также говорит о "Божественном даре" слез109. Однако, в отличие от Иоанна Лествичника, он утверждает, что склонность к плачу и умилению зависит не от природных свойств, а только от доброй воли человека. Слезы — дар Божий, посылаемый тем, кто делами явил доброе произволение. Если мы не можем плакать, в этом наша вина110. Кто приобщается без слез, тот должен винить самого себя, ибо, если бы пожелал иметь их, он мог бы исполнить все заповеди Божий и получить дар плача и умиления. То, что другие Отцы воспринимали как идеал, Симеон считает нормой. Следующее, о чем надо упомянуть, — это описание Евхаристии с использованием образов света и огня, часто встречающееся у Симеона. Такой символизм традиционен для отношения к Евхаристии в Восточной Церкви: он находит отражение и в сочинениях Святых Отцов, и в богослужебных текстах. Симеон Метафраст, старший современник Симеона Нового Богослова, в своих молитвах перед причащением развивает тему огня, который не попаляет грешников, но очищает грех111. В "Каноне ко святому причащению" мы читаем: "Якоже огнь да будет ми, и яко свет Тело Твое, и Кровь Спасе мой пречестная, опаляя греховное ве- __________________________________ 107 Там же, 7 [805 С]; 7 [809 С]. 101 Там же. 7 [805 С]. 109 Cat. 4, 558. 110 Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 108-109. 111 Ср. Молитвы, 3 [224 В]; Ямбы, 1-3 [225 ВС]. __________ Преподобный Симеон и богослужение __________ щество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая поклонятися Божеству Твоему"112. Используя традиционную символику, Симеон развивает свое учение о Евхаристии в характерной для него мистической манере:
...Сам Хлеб, сходящий с неба и дающий жизнь миру... да будет тебе наслаждением и пищей, которой нельзя насытиться и которая не оскудевает. Вино же — не подобное этому видимому вину, но кажущееся вином, осознаваемое же как Кровь Христова, свет несказанный, сладость неизреченная, веселие вечное113. [Посредством святого Причастия] Ты делаешь меня, прежде помраченного, светом... Ты осияваешь меня сиянием бессмертия. Я изумляюсь и сгораю внутренне, желая поклониться Тебе"114. Свет есть Христос Иисус, Спаситель и Царь всего. Хлеб Его пречистой Плоти есть свет; чаша Его честной Крови есть свет115. Акцент, как видим, делается на мистическом просвещении Божественным светом через посредство Причастия. Мотив огня, сжигающего грешников, занимает здесь не такое значительное место, как в мо- _________________________ 112 Песнь 9 [Канонник, 489]. Этот Канон был написан, вероятно, после смерти Симеона. Ср. наши замечания в Заключении относительно влияния Симеона на евхаристическое благочестие в Православной Церкви. Ср. также: Феогност. Главы о деятельности, созерцании и священстве, 70 [269]: "Не очистив себя, не дерзай прикоснуться к святым таинствам, дабы не опалиться, подобно соломе, Божественным огнем и не погибнуть, как тает воск (Пс. 67:2)". 113 Eth. 14, 214-223. 114 Hymn 20, 27-31. 115 Theol. 3, 150-152. _______________________ Глава 11 _______________________ литвах Симеона Метафраста, где тема огня проходит как лейтмотив. Есть еще один аспект учения Симеона о Евхаристии, который коренится в святоотеческом Предании: его понимание Евхаристии в контексте учения об обожении (θε'ωσις), общего для всех Восточных Отцов116. Симеон понимает Причастие как полное единение со Христом, ведущее к преображению и обожению человека: Очистившись покаянием И потоками слез, Приобщившись, как Бога, Божественного Тела, Я тоже становлюсь богом Через это невыразимое соединение117. Симеон затем описывает соединение двух составных частей человеческой природы, то есть души и тела, с двумя естествами Христа'18. Речь идет о полном слиянии человеческого существа с Телом Христовым119. В Евхаристии, пишет Симеон, мы соединяемся со Христом таким же образом, каким Христос соединен со Своим Отцом120. Посредством причащения мы становимся сынами Небесного Отца и братьями Христа121. Сын Божий, Который воспринял от нас человеческую плоть, взамен дает нам Свое Божество посредством Своей обоженной плоти; благодаря такому "обмену" мы становимся сродниками (συγγενείς) ______________________________________ 116 Мы рассмотрим это учение подробнее в Главе IX нашей работы. 117 Hymn 30, 467-472. 111 Hymn 30, 474-488. 119 Eth. 2, 7, 167-200. 120 Eth. 3, 506-511. 121 Ср. Eth. 1. 3, 42-44; Eth. 2. 7, 200.
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ Его122. В каждом христианине, причащающемся святых Тайн, происходит таинство Воплощения Слова Божия: Ибо, принимая Дух Владыки нашего и Бога, мы становимся сопричастниками Его Божества и сущности; вкушая же всенепорочную Плоть Его, — я говорю о Божественных Тайнах, — мы поистине всецело делаемся сотелесниками Его и сродниками (σύσσωμοι αυτού και συγγενείς)123.
Не только душа, но и тело человека просвещается и преображается через его соединение с Богом; и мы совершенно уподобляемся Господу, делаемся из ветхих новыми и воскресаем из мертвых124. Интересную параллель к учению Симеона о всецелом единении со Христом в таинстве Евхаристии мы находим у Ефрема Сирина, который столь же реалистично выражает сходные мысли: По-новому Тело Его сплавилось с нашими телами, И Его честная Кровь влилась в наши жилы... И полнота Его с нашей сплавилась по Его милости125. Среди греческих Отцов подобное учение о всецелом соединении человека с Богом через причащение выражали (упомянем лишь троих авторов) Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский. _______________________________________ 122 Eth. l, 3,32-37. 123 Eth. l, 3, 79-86. Употребление термина апостола Павла σύσσωμος (ср. Еф. 3:6) стало традицией для святоотеческих текстов о Евхаристии. См. ниже цитаты из Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста. 124 Eth. l, 3, 91-112. 125 Гимны о девстве, 37, 2 [133]. О "евхаристическом реализме" Ефрема см. Yousif. Eucharistie, 288-294.
_______________________ Глава II _______________________ Первый из них так говорит о единении причастника со Христом: "Приобщись Телу и Крови Христа, дабы стать сотелесным (σύσσωμος) и единокровным (σύναιμος) с Ним. Таким образом мы становимся хри-стоносцами (χριστοφόροι), когда Его Тело и Кровь подаются нам"126. Второй описывает нашу сопричастность Христу весьма реалистично: "Христос смешал Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, так что мы составляем нечто единое, как тело, связанное с главой... Тем, кто хочет не только видеть Его, но и взять Его в свои руки, Он дает вкусить Себя, зубами вкусить Его Плоти и теснейшим образом соединиться с Ним"127. Посредством такого единения человек становится сродником (συγγενής) Христа128. Приобщаясь Телу Христову, мы становимся не многими телами, но единым телом129. Что же касается третьего автора, Кирилла Александрийского, то он, размышляя на те же темы, пользуется подобными же выражениями: он говорит о "приобщении естества" человеческого к Богу13" и о "единстве естества" с Богом131, а также о том, что, причащаясь, мы становимся "сотелесниками" (σύσσωμοι) Христа132. Разница между цитированными авторами и Симеоном заключается в том, что последний обращает больше внимания на преображение и обожение человека через его соединение с Телом Христовым, тогда как первые подчеркивают само соединение. Что же касается темы обожения в контексте учения о Евхаристии, ______________________________________ 126 Слова тайноводственные, 4, 3 [136 ]. 127 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 46, 3 [260]. 128 Там же [26 Ц. 129 Беседы на 1-е Послание к Коринфянам, 24 [200]. 130 Беседы на Евангелие от Иоанна, 10, 2 [341 D]. 131 Беседы на Евангелие от Иоанна, 11,11 [556 D — 557 С]. 132 Там же [560 В].
__________ Преподобный Симеон и богослужение __________ то ее мы находим у Дионисия Ареопагита и особенно у Максима Исповедника. Последний пишет: Святым Причастием пречистых и животворящих Тайн [показывается] общность и тождество с Богом по сопричастности, воспринимаемые через наше подобие [Ему]; посредством причащения человек удостаивается стать из человека богом133. Если в учении Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского о Евхаристии просматривается тенденция к своего рода "натурализму" в понимании таинства, а в учении Дионисия и Максима — тенденция к "спиритуализации" этого понимания, то в учении Симеона мы находим некий сбалансированный синтез обеих тенденций. Упомянем также о том, что, хотя Симеон был, по-видимому, знаком с евхаристическим учением Дионисия и Максима, он все-таки был чужд ареопагитской традиции символизации всего литургического чина и каждого его элемента, включая даже сами освященные хлеб и вино134. Последним аспектом евхаристического благочестия Симеона, о котором следует упомянуть, является его представление о Евхаристии как о праздничной службе, хотя бы она и совершалась ежедневно. Выше мы ссылались на мнение А.Шмемана о том, что первоначальное значение Евхаристии как исключительного и праздничного богослужения было утрачено в ту эпоху, когда Литургию включили в ежедневный круг монастырского богослужения. Если подобная утрата и произошла в студийской традиции в целом, это, во всяком случае, не относится к таким ее великим представителям, как Феодор Студит и Симеон Новый Богослов. __________________________ 111 Мистагогия, 26 [704 D; 709 С]. 114 О литургическом символизме Дионисия см. Bornert. Commentaires, 169-178 (особенно 170-173).
_______________________ Глава U _______________________ Для последнего ежедневное совершение Литургии и ежедневное причащение никоим образом не означало превращение таинства в рутинный ежедневный обряд. Напротив, Симеон утверждает, что Причастие всю нашу жизнь превращает в Пасху, в переход из земного бытия в небесное: Если ты так празднуешь, так и святые Тайны принимаешь, вся жизнь твоя да будет единым праздником, и даже не праздником, но начатком праздника и единой Пасхи, переходом и переселением от видимого к умопостигаемому...135 Симеон возвращается к изначальному значению Литургии как освящения всей реальности и преображения времени. Жизнь человека, который "сознательно и ощутительно" принимает Христа в таинстве святого причащения, становится единой непрекращающейся Литургией, единым празднеством приобщения к Богу через соединение с Телом и Кровью Христа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.045 с.) |