Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона



Симеон очень часто цитирует Библию и ссылается на нее. Ученые обнаружили в опубликованных к на­стоящему времени трудах Симеона 1036 прямых и кос­венных ссылок на Ветхий Завет и 3764 — на Новый. Первое число включает 458 ссылок на Псалтирь, 184 — на Бытие и 63 — на Исход; второе — 858 ссылок на Евангелие от Матфея, 684 — от Иоанна, 439 — от Лу­ки, 138 — от Марка, 122 — на Первое послание апо­стола Иоанна и 1403 — на послания апостола Павла49.

__________________________________________

49 Статистика заимствована у Х.Тернера, который, в свою очередь, использовал указатели в издании SC ("Христиансие источники"), сделав к ним весьма небольшие дополнения: см. Turner. Fatherhood, 39—42. Если верить этой статистике, то некоторые книги Ветхого Завета Симеон никогда не цитиру­ет Книгу Руфь, 1 и 2 Книги Ездры, Плач и Книгу Пророка

 

 

 

________________________ Глава 1 ________________________

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что Евангелия гораздо более других частей Библии влекли к себе Симеона (2119 ссылок): это и понятно, ведь Си­меон часто подчеркивал, что в Евангелиях говорит Сам Господь50. Христоцентризм Симеона заставляет его снова и снова обращаться к посланиям апостола Павла. Частое же обращение к писаниям апостола Иоанна Бо­гослова объясняется их мистической глубиной: в них присутствуют любимые темы Симеона, такие как виде­ние Бога, Бог как свет, Бог как любовь. Что касается Псалтири, для Симеона было весьма естественно цити­ровать ее потому, что псалмы широко использовались в богослужении, и каждый монах знал их наизусть51. Книга Бытия цитируется так часто потому, что Симеон отдельно комментировал историю Адама и Евы в ее связи с воплощением Господа5*.

Цитируя Библию, Симеон очень редко приводит биб­лейские тексты с буквальной точностью; гораздо чаще он их пересказывает или перефразирует. Очевидно, это объясняется тем, что он цитирует по памяти, что обыч­но для древне-церковных писателей. Вот пример из 21-го Гимна:

Но один взывает и всем проповедует,

Что одного ремня или ремешка

Обуви он не может развязать (Лк. 3:16).

Другой же, когда взошел на третье небо

И после того взят был в рай... говорит:

_______________________________________________________

Иеремии, Книгу Пророка Авдия, Книгу Пророка Софонии, Книгу Пророка Аггея.

50 Ср. Cat. 15, 125; Cat. 22, 237-238; Cat. 29, 52-55, и др.

51 Х.Тернер отмечает 27 ссылок на 50-й псалом: см. Turner. Fatherhood, 40. Вспомним, что этот псалом читается в монастырях не реже четырех раз в день: он входит в чинопоследование утрени, третьего часа, повечерия и полунощницы.

52 Eth. 1 и 2 посвящены объяснению первых трех глав Книги} Бытия.

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

Я слышал глаголы, которых не могу изречь (2 Кор. 12:4);

Обитает же Бог в неприступном свете (1 Тим. 6:1 б)53.

Приведенный текст содержит три цитаты, причем ни одна из них не является дословной. Можно было бы подумать, что такая неточность объясняется необходи­мостью вправить библейский текст в раму определенно­го поэтического размера, однако это не так: тот же спо­соб цитирования мы встречаем и в прозаических произ­ведениях Симеона.

Только в одном случае Симеон склонен приводить буквальные цитаты — когда он подбирает отрывки из Библии для иллюстрации своих собственных мыслей: такой способ цитирования был широко распространен в аскетической литературе. Например, в 11-м Нравствен­ном Слове он буквально цитирует три отрывка из Иезекииля (34:2-5; 34:10; 33:6), направленные против недос­тойных священнослужителей. Можно подумать, что столь длинные отрывки, да еще из книги, не часто чи­таемой в Церкви, были выписаны им из рукописи, а не процитированы по памяти; однако Симеон ошибочно приписывает их Иоилю, а не Иезекиилю: это может оз­начать, что у него не было перед глазами манускрип­та54. В 4-м Нравственном Слове, рассуждая о любви, Симеон приводит подборку библейских текстов на эту тему: одни тексты приведены точно, другие (и их боль­шинство) — в пересказе. Более того, рядом с прямыми ссылками мы находим множество аллюзий, общее число которых составляет 31 на 109 строк (одна аллюзия на каждые 3-4 строки)55. При чтении этого отрывка у нас

_________________________________________

53 Hymn 21, 280-291.

54 См. Eth. 11, 670-690.

55 Eth. 4, 528-636. Это еще не самая высокая частота цитиро­вания: в 25 строках Cat. 20, 110-135 редакторы нашли около 20 библейских аллюзий, в 25 строках Cat. 28, 69-94 — более

 

 

_________________________ Глава I _________________________

складывается впечатление, что Симеон снова цитирует по памяти.

Хотя Библия была для Симеона постоянным источ­ником вдохновения, сами библейские тексты редко служили отправной точкой для развития его мысли: го­раздо чаще ее приводило в движение желание Симеона выразить свои собственные идеи, а библейские образы использовались для раскрытия этих идей. Ниже приве­ден пример описания "мистической погони" за Богом, который прекрасно иллюстрирует данный тип цитиро­вания:

Я отнюдь не обратился вспять,

Совершенно не обленился

И не ослабил бег...

Но всей силой моей

И изо всей мочи

Я взыскал Того, Кого не видел.

Я осматривал дороги

И заборы — не явится ли Он где-либо.

Обливаясь слезами,

Я спрашивал всех,

Когда-либо видевших Его...

Пророков, апостолов и Отцов...

Я просил их сказать мне,

Где они когда-либо видели Его...

И когда они мне сказали это,

Я побежал изо всей силы...

И я полностью увидел Его,

И Он всецело соединился со мною...56

Симеон здесь описывает свой собственный опыт, од­нако внешняя форма повествования заимствована из Песни Песней (3:2-4). Ученые считают, что на Симеона, в противоположность другим мистикам, Песнь Песней

_________________________________________________

24 аллюзий, и наконец в 27 строках Cat. 28, 245-271 — не менее 28 аллюзий.

56 Hymn 29, 81-129.

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

не оказала существенного влияния, поскольку он редко ссылается на эту книгу57. По нашему мнению, однако, все мистики, которые пытались толковать или просто использовали Песнь Песней (в том числе Ипполит Рим­ский, Ориген, Григорий Нисский, Феодорит), тоже не столько были увлечены буквальным смыслом этой кни­ги, сколько использовали ее текст и ее образный строй для описания собственного "неописуемого" опыта: язык же Библии служил им для того, чтобы придать этому опыту форму, согласованную с библейским откровени­ем. Симеон чаще предпочитает непосредственное опи­сание мистического опыта: вот почему он обычно не нуждается в том, чтобы прибегать к языку и образам Песни Песней. Вообще же Симеон цитирует библей­ские тексты в той мере, в какой они отражают его лич­ный опыт58.

Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона

Симеон не был экзегетом в том смысле, в каком мы используем это понятие, говоря об Оригене или Иоанне Златоусте. Как правило, он не занимался объяснением библейских текстов стих за стихом; имеется всего не­сколько библейских текстов, которые он подверг точно­му и последовательному толкованию. Среди них — два

_________________________________________________

57 См. Turner. Fatherhood, 41.

58 См. Hussey. Learning, 210. См. также у Ж.Даррузеса обоб­щение метода цитирования, используемого Симеоном: "Симеон производит впечатление человека, который не чита­ет текст или фразу во всей полноте: он хватает одно слово, один образ, и этого достаточно для его поэтического и образ­ного духа: эта черта резко отличает его от многих византий­ских комментаторов и компиляторов... Цитируя Библию, он Ищет в ней не чужие мысли, но отголоски своей собственной внутренней жизни"; Darrouzes. SC 51, 33-34.

 

________________________ Глава I ______________________

"ключевых" новозаветных текста: Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12) и Пролог к Евангелию от Иоанна. Стоит рассмотреть, как Симеон объяснял эти тексты, и срав­нить его толкование с классическими толкованиями александрийской и антиохийской школы для того, что­бы выяснить, что в его интерпретации принципиально ново, а что заимствовано у предшественников и являет­ся данью традиции.

Евангельским блаженствам Симеон посвящает два Огласительных Слова: второе и тридцать первое. В 31-м Слове дается последовательное, но краткое объяснение каждой Заповеди блаженства, причем все они рассмат­риваются как следующие одна за другой ступени лест­ницы духовного совершенствования59. Понимание бла­женств как лестницы напоминает нам Григория Нис­ского60, однако Симеон соединяет это понимание с иде­ей Марка Подвижника о Евангелии как зеркале внут­ренней жизни человека (см. выше). Подчеркивается практическая сторона блаженств, как у Иоанна Злато­уста в его 15-й Беседе на Матфея-Евангелиста, где блаженства рассматриваются в качестве практического руководства к "истинной философии", то есть к истин­но христианской жизни.

У Симеона блаженство "нищих духом" (Мф. 5:3) ас­социируется с идеалом смирения и незлобия: никакие унижения и оскорбления не должны вызывать в чело­веке чувство обиды61. Такое понимание первой запове­ди блаженства является традиционным. "Я полагаю, что нищета духовная есть сознательное смирение", — говорит Григорий Нисский, ссылаясь на 2 Кор. 8:962. Ана-

____________________________________________

59 Cat. 31, 154-155: "и так, постепенно поднимаясь, с одной' f ступеньки на другую, как по лестнице..."

60 Ср. О Блаженствах, 2 [89).

61 Cat. 31,38-50.

62 О Блаженствах, 1 (82 и далее]. Ср. Василий Великий. Пра-1* вила краткие, 205 [1217 С].

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

логичный подход можно видеть и у Иоанна Златоуста, и у Макария Египетского63.

"Блаженны плачущие" (Мф. 5:4). Симеон подчерки­вает, что Господь не сказал "плакавшие", но "плачущие", то есть те, кто плачет постоянно: здесь от­ражено традиционное для монашества учение о непре­станном плаче64. И Григорий Нисский, и Иоанн Злато­уст настаивают на том, что здесь имеется в виду плач о грехах65. Согласно Григорию, основная причина этого плача состоит в "отпадении от Добра", которое есть Сам Господь и которое он сравнивает со светом: после грехопадения Адама люди стали слепы и вынуждены плакать о потере Божественного света66. Такое понима­ние чрезвычайно близко тому, что обычно говорит о причинах плача Симеон67.

"Блаженны кроткие" (Мф. 5:5). Как можно плакать каждый день и не сделаться кротким? Гнев погашается в душе плачем, как языки пламени — водой68. Это сравнение заимствовано у Иоанна Лествичника: "Как вода, мало помалу возливаемая на огонь, совершенно уничтожает его, так и слеза истинного плача угашает всякое пламя раздражительности и гнева"69. У Макси-

________________________________________

63 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [185 D — 187 E]; Макарий Египетский. Духовные беседы, \'2, 3(108-109].

64Cat. 31, 51-56.

65 Григорий Нисский. О Блаженствах, 3 [101]; Иоанн Зла­тоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [15 С].

66 О Блаженствах, 3 [103-104].

67 См., например, Hymn 11, 79-94, где Симеон описывает ви­дение света и последующую его потерю, о которой он будет "плакать, не переставая".

68 Cat. 31, 57-60.

69 Лествица, 8 [823 ВС]. Ср. Ориген. Толкование на Еванге­лие от Матфея, 81 [48].

 

 

_________________________ Глава I _________________________

ма Исповедника "отрицание похоти и гнева" есть сино­ним кротости70.

"Алчущие правды" (Мф. 5:6) — это алчущие Господа, потому что Господь есть правда, говорит Симеон71. В этом толковании Симеон близок Григорию Нисскому, который указывает, что "под именем правды Господь предлагает слушателям Самого Себя"72.

Обращаясь к следующей ступени, Симеон спрашива­ет: "Кто такие милостивые? (Мф. 5:8) Те ли это, кото­рые дают деньги и пищу бедным? Отнюдь". Милости­вые — это те, в чьей душе живет постоянное сострада­ние по отношению к бедным, вдовам и сиротам, и кто проливает теплые слезы о них. В качестве примера Си­меон ссылается на Иова: "Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?" (Иов 30:25)73. Как и Исаак Сирин, Симеон подчеркивает, что христианин должен иметь милостивое сердце74. Мило­сердие — это не отдельные акты благотворительности, это прежде всего постоянное внутреннее качество че­ловека: быть милосердным значит быть способным пла­кать о других75. Григорий Нисский также понимал под милосердием внутреннее качество: "Милосердие есть исполненное любви сострадательное расположение к тем, кто, страдая, переносит трудности... Это [распо­ложение] связано с печалью"76.

Пока душа не приобретет все названные выше ка­честв, она не сможет быть "чистой сердцем" (Мф. 5:9).»

______________________________

70 О молитве, 270-291 [42-44].

71 Cat. 31, 66-73.

72 О Блаженствах, 4 [122].

73 Cat. 31, 74-82.

74 Исаак Сирин. Слова подвижнические, 81 [306] = О совершенстве духовном, 74 [507].

75 Василий Великий. Правила краткие, 185 [1197 D] "Блажен плачущий о грешнике." Ср. Там же, 194 [1212 С],

76 О Блаженствах, 5 [126].

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

А душа, которая эти качества имеет, "везде созерцает Господа и соединяется с Ним"77. Здесь Симеон снова близок к Григорию Нисскому. Последний, рассуждая о возможности созерцания Бога, "Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16), предлагает учение о созерцании Бога в Его энергиях78. Максим Исповедник также отмечает мистический ас­пект данной заповеди блаженства:

 

Поэтому Спаситель говорит: Блаженны, чистые сердцем, ибо они Бога узрят — ведь Бог сокрыт в сердцах верующих в Него. Тогда они узрят Бога и сокровища, [сокрытые] в Нем, когда очистят себя че­рез любовь и воздержание; и тем яснее узрят, чем больше очистятся79.

Когда душа узрела Бога, между ней и Богом уста­навливается мир: человек становится "миротворцем" (Мф. 5:9)80. В противоположность Златоусту, который говорит о мире между людьми81, Симеон делает акцент на примирении с Богом.

Наконец, человек получает возможность "радоваться и веселиться", когда его преследуют (Мф. 5:10-12):

 

Ибо тот, кто явил достойное покаяние о своих прегрешениях и благодаря этому стал смиренным...

___________________________________

77 Cat. 31,97-98.

78 О Блаженствах, 6 [41].

79 О любви, 4, 72 [226]. Ср. Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, 86 [50]. Обратим внимание на разницу между этими авторами и Златоустом, который не видит никакого мистического измерения в Мф. 5:8, но утверждает, что Хри­стос говорил здесь о "мысленном созерцании, которое в на­шей власти", т.е. о воображении: Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 15, 1 [99].

80 Cat. 31, 100-107.

81 Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [190 В].

 

 

_________________________ Глава I _________________________

удостаивается ежедневного плача и становится крот­ким, от всей души алчет и жаждет Солнца правды и становится милостивым и сострадательным... Он становится миротворцем и удостаивается называться сыном Божиим. Такой человек способен, будучи го­ним и ударяем и оскорбляем... претерпеть все это с радостью и несказанным веселием...82

Беседа заканчивается описанием Господа, стоящего на верху лестницы: "Поднявшись туда, мы увидим Его, насколько это возможно человеку, и получим из Его рук Царствие Небесное"83. И снова вспоминаются за­ключительные строки "Толкования на Блаженства" Григория Нисского, где говорится, что Сам Господь есть награда тому, кто сумел подняться по лестнице Боже­ственного восхождения84.

Таким образом, толкование на Заповеди блаженства в 31-м Огласительном Слове Симеона демонстрируют его верность Традиции. Симеон здесь всего лишь напо­минает слушателям мысли, высказанные Святыми От­цами до него, и мы не находим в его интерпретации ни­чего нового. Однако он возвращается к Заповедям бла­женства еще раз во 2-м Огласительном Слове, где мы встречаем несколько иной вид экзегезиса. Здесь Симеон не перечисляет все Заповеди блаженства, а лишь оста­навливается на некоторых из них: само толкование, од­нако, представляется гораздо более самобытным. Глав­ная тема этого Слова — "животворная мертвость" (ζφοποιος νεκρωσις): это, безусловно, одна из любимых тем Симеона. Человек должен "отвергнуться себя" (Мф. 16:24) и умереть для мира, только после этого он может вступить на путь добра85. Намереваясь говорить

__________________________________________

82 Cat. 31, 126-138.

83 Cat. 31, 154-161.

84 О Блаженствах, 8 [170].

85 Cat. 2, 1-34.

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

о Божественных заповедях, Симеон начинает с указа­ния цели христианской жизни, которая, по его словам, заключается в том, чтобы "найти Христа и узреть Его в Его красоте и привлекательности"86. Он показывает, что на самом деле узреть Господа — это кульминация всех Заповедей блаженства, которые представляют со­бою только средство для достижения этого:

 

Будучи всегда увлажняема и напаяема слезами... [душа] становится кроткой и неподвижной на какой-либо гнев, желает и вожделеет, с жаждой и алчбой, научиться законам Божиим. Так она становится ми­лостивой и сострадательной, делается благодаря всему этому чистой сердцем и удостаивается сама стать созерцательницей Господа и чисто видеть славу Его...87

Таким образом, начав с созерцания Господа как цели всех добродетелей, Симеон говорит только об этом и этим заканчивает. Единство данной беседы обусловлено не каким-либо внешним фактором (например, самим текстом Заповедей блаженства), но собственной кон­цепцией Симеона: текст служит всего лишь подтвер­ждением этой концепции. Другими словами, Симеон занят не последовательным объяснением текста, а раз­витием своей идеи: он останавливает внимание читате­ля лишь на тех словах, которые важны для него, игно­рируя все прочие. Наиболее значительной оказывается для него фраза "ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8), потому что именно это представляется ему вершиной лестни­цы, кульминацией всего духовного пути христианина.

Подобная же субъективность в выборе и толковании библейских стихов наблюдается в 10-м Нравственном Слове, где Симеон приводит объяснение Пролога Еван-

______________________________________

86 Cat 2, 68-70.

87 Сat! 2. 232-239.

 

 

 

__________________________ Глава I ____________________

гелия от Иоанна. Он буквально цитирует первые пять стихов и сразу же подчеркивает слово "свет". Отец, Сын и Святой Дух — единый Свет, сияющий во тьме. Бог присутствует везде, и тьма греха и материального мира не объяла Его. С самого начала истинный Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), присутствовал в мире, даже до того, как мир был создан, потому что мир предсуществовал в Бо­ге8«.

В Ин. 1:12-14 Симеон сосредотачивает внимание на одном стихе: "И мы видели славу Его". Объясняя этот стих, он говорит о духовном рождении и преображении человека в святом Крещении, когда человек становится светом в Свете и познает Того, Кто дал ему жизнь, по­тому что он видит Его"89. Не только Крещение, но и Евхаристия позволяют нам видеть Господа:

 

А что недостаточно нам для спасения одного Крещения, но что и приобщение Плоти Иисуса и Бо­га и честной Крови Его для нас более свойственно и необходимо, слушай следующее: И Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14). И что это бы­ло сказано о (Причащении), слушай Господа, гово­рящего теперь: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6:56). Ко­гда это произошло и мы были духовно крещены Пре­святым Духом и стали чадами Бога, и Воплощенное Слово вселилось в нас, как свет, через приобщение пречистого Тела и Крови Его, тогда увидели мы сла­ву Его, славу как Единородного от Отца. Когда мы были духовно рождены Им и от Него, и когда Он те­лесно вселился в нас... — в то самое время, в тот

______________________________

88 Cat. 10, 370-405.

89 Cat. 10,441-447.

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

самый момент, когда это произошло, мы увидели славу Его Божества...90

Таким образом, для Симеона все в Прологе Еванге­лия от Иоанна служит подтверждением его собствен­ных мыслей. Различие между ним и древними коммен­таторами Евангелия от Иоанна очевидно. Ориген посвя­тил первым семи стихам первой главы Евангелия от Иоанна два тома комментариев; он говорит главным об­разом о Божественном свете, но не столь личностно, как Симеон. Более того, Ориген проводит разграниче­ние между светом Отца и светом Сына, в то врем как Симеон настаивает на единстве света, исходящего от Святой Троицы91. Иоанн Златоуст в своих комментариях подчеркивает нравственную сторону евангельского рассказа: мистический аспект, как кажется, ему не осо­бенно интересен92. Кирилл Александрийский использует каждый стих Пролога для демонстрации равенства Сына Отцу, полемизируя с современным ему несторианством93. Никто из упомянутых трех комментаторов, толкуя Пролог, не говорит о соединении человека с Бо­гом, об опыте созерцания Божественного света или о Евхаристии как пути к такому созерцанию.

Та же печать новаторства лежит и на многих других толкованиях Симеона. В 1-м и 2-м Нравственных Сло­вах он объясняет историю Адама и Евы с христологической и мариологической точек зрения. Учение о Христе как Втором Адаме и Деве Марии как Новой Еве ведет

_________________________________

90 Cat. 10, 441-447

91 Толкование на Евангелие от Иоанна, II, 133-174 [296-325].

92 Интересно, что он почти совсем не затрагивает тему света, Комментируя Ин. 1:5: см. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 5, 1-2 [54-55]. Контраст с Симеоном разите­лен

93 См. Беседы на Евангелие от Иоанна, 1, 1 — 1,8 [16-96].

 

 

 

_________________________ Глава I _________________________

свое начало от апостола Павла, Иустина и Иринея94; символизм восьмого дня, когда был сотворен рай, тоже вполне традиционен95. Однако само толкование звучит весьма оригинально, особенно когда Симеон говорит о мистическом браке Бога с человеком:

[Архангел Гавриил], сойдя, возвещает таинство Деве и говорит: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 1:28). И с этим словом сошло всецелое ипостасное, единосущное и совечное Слово Бога и Отца во чрево Девы и, наитием и содействием еди­носущного Его Духа, восприняло обладающую умом и душой плоть от чистых кровей Ее, и стало челове­ком. Таково, следовательно, невыразимое соединение и таков мистический брак Бога, и так произошел об­мен между Богом и людьми.96

Затем, отталкиваясь от буквального смысла Л к. 8:21, Симеон объясняет, каким образом люди могут стать ма­терью и братьями Христа и как Господь может родиться от святых:

Как во чрево Девы вошел Бог, Слово Отца, так и в нас самих Слово, Которое мы восприняли, обрета-

_____________________________________

94 Рим. 5:12-21; Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем, 100; Ириней Лионский. Против ересей, 3, 22, 4. См. также Danielou. Shadows, 11-21; Graef. Mary, 39ff. Ср. также статью М.Планка в DSp 4, 1779-1781.

95 Этот символизм известен еще из Послания Варнавы, 15, 8-9 [186-188], так же как из Иустина, Климента Александрий­ского, Оригена и других ранних Отцов: см. Lampe. PGL, 935; Darrouzes. SC 122, 182-183; Danielou. Bible, 262-275.

96 Eth. 1, 9, 55-64. Ср. взгляд на Деву Марию как "невесту" Христа у Ефрема Сирина (греч. версия): "Я также Твоя не­веста, потому что Ты безгрешен" [Сочинения, И, 429 E-F]. Ср. Graef. Mary, 57-58.

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание

ется, как семя... Итак, мы зачинаем Его не телесно, как Дева и Богородица Его зачала, но духовно, одна­ко сущностно; и в сердцах наших мы имеем Того, Кого зачала Чистая Дева97.

Во 2-м Нравственном Слове история прародителей тесно переплетается с толкованием Рим. 8:29-30. Симе­он говорит здесь о Божественном предопределении, до­казывая, что каждый человек предопределен ко спасе­нию. И хотя Симеон рассуждает на ту же самую тему, что и в 1-м Нравственном Слове, и объясняет тот же самый текст, содержание этих двух бесед различно. Мы видим, что он находит другие пути интерпретации того же рассказа, не повторяя ни свои мысли, ни мысли дру­гих комментаторов.

Эти примеры показывают, что, интерпретируя биб­лейские тексты, Симеон нередко следовал Традиции и не избегал использования идей своих предшественни­ков. Однако в толковании некоторых отдельных текстов Священного Писания он находил новые слова и новые мысли: именно в этих толкованиях его индивидуаль­ность проявилась с особенной яркостью.

От буквы к духу

Симеон не принадлежал к какой-либо школе толко­вания Священного Писания и не ограничивался исполь­зованием какого-либо одного экзегетического метода; в его трудах встречаются и буквальный, и аллегориче­ский подходы к тексту Писания. Подобно Оригену, он

_________________________________________

97 Eth. l, 9, 55-64. Ср. аналогичную мысль у Максима Испо­ведника: Толкование на Молитву Господню, 397-401 [50], а также у Макария Египетского: Великое послание, 18, 6, 12; ср. Там же, 27, 1, 7. С.Брок отметил сходство между этой мыслью Симеона и подобными идеями сирийских авторов VII-VIII вв'.: см. Brock. Mary, 58-59; Idem. Prayer, 137-138.

 

 

 

________________________ Глава I ________________________

временами очень внимателен к букве священного тек­ста и показывает, как внешняя форма каждого фраг­мента соотносится с его содержанием. Рассмотрим не­сколько примеров.

Объясняя Мф. 12:36 ("Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда"), Симеон говорит о том, что следует пони­мать под "праздным словом". Основное значение грече­ского слова αργός (праздный) — "без дела", "не делаю­щий", "не сделанный" (а — отрицательная частица, έργον — "дело")98. Поэтому

 

праздное слово —...это не только бесполезное слое|: во, но и то, которое мы произносим прежде дела щ опытного познания. Ибо если я не презрел низмен*! ную славу и не отверг ее всем сердцем... но учу дру-, гих этому... то не является ли мое слово праздным^, не подкрепленным делами и потому тщетным?..99

 

Соответственно человек, который комментирует Писание, но не применяет на практике Божий заповеди будет осужден Господом как присвоивший себе достоинство учителя без Божией воли100.

В толковании на Еф. 5:16 ("Дорожа временем, потому что дни лукавы", слав. "Искупующе время, яко дние лукави суть"). Симеон рассуждает о том, что значит "искупать время", используя для этого примеры из жизни купцов. Глагол εξαγοράζω ("искупать") означает "выкупать" или просто "покупать". Наша земная жизнь — время для купли-продажи. Некоторые торгов­цы быстро бегут на рынок, оставляя других позади, а по прибытии туда сразу начинают заключать сделки и получают прибыль. Другие, напротив, идут на рынок не

__________________________________________________________

98 Thayer. Lexcon NT, 72.

99 Eth. 1, 12, 461-468.

100 Eth. l, 12, 469-489.

 

 

______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______

спеша, тратят время в болтовне с приятелями или в застольях и пьянстве и в результате остаются ни с чем. То же самое происходит и в духовной жизни. Продаются вечные ценности и вечная жизнь: цена включает перенесение скорбей и искушений, а также умерщвление плоти. Один человек использует малейшую возмож­ность "выкупить время" через смирение, воздержание, трезвение и другие добродетели; другой — растрачивает свою жизнь попусту и остается ни с чем. В результате первый спасен, а второй — нет101.

В своем толковании 2 Кор. 12:3-4 ("И я знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать") Симеон объясняет, что и для Иисуса Христа, и для апо­стола Павла характерно сокрытие мистического смысла под маской чувственных образов. В чем же тогда состо­ит, спрашивает Симеон, глубинный смысл термина ρήμα ("слово", слав, "глагол")? То ρήμα — это синоним тер­мина о λόγος ("слово"); его внешнее значение — "слово, произносимое человеческими устами и воспри­нимаемое человеческими ушами". Следуют примеры из Мф. 8:8; Иов 2:9; Пс. 35:3. Однако πρώτη θεωρία ("исходное значение") данного термина есть Господь Иисус Христос, Который есть Слово Отца, а Святой Дух есть уста Отца. И как наше человеческое слово нельзя услышать, пока оно не будет произнесено уста­ми, так и Слово Отца нельзя увидеть или услышать, пока оно не сообщено нам Святым Духом, когда Дух просвещает нас102. Следовательно,

...неизреченные глаголы, которые Божественный Па­вел, как он говорит, слышал, есть ни что иное, как... мистические и поистине невыразимые созерцания (θεωρίαι) через озарение Святым Духом, и сверхве-

_____________________________

101 Eth. 12, 1-157.

102 Eth. 3, 98-122.

 

 

___________________________ Глава I __________________________

ликолепные непознаваемые познания (άγνωστοι γνώσεις), то есть невидимые созерцания (αθέατοι θεωρίαι) сверхсветлой и сверхнепознаваемой славы и Божества Сына и Слова Божия.103

Итак, изучение буквального смысла библейских вы­ражений приводит Симеона к их духовной интерпрета­ции: эти выражения рассматриваются как символы мистической жизни человека. Мы помним, что Ориген и Максим Исповедник, так же как и другие древнецерковные писатели, широко пользовались подобным экзе­гетическим методом (см. выше). Толкование Священно­го Писания — это всегда путь, путешествие, αναγωγή ("восхождение"). Работа над текстом — первая ступень на этом пути, и нельзя достигнуть вершины, минуя эту ступень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.596 с.)