Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона
Симеон очень часто цитирует Библию и ссылается на нее. Ученые обнаружили в опубликованных к настоящему времени трудах Симеона 1036 прямых и косвенных ссылок на Ветхий Завет и 3764 — на Новый. Первое число включает 458 ссылок на Псалтирь, 184 — на Бытие и 63 — на Исход; второе — 858 ссылок на Евангелие от Матфея, 684 — от Иоанна, 439 — от Луки, 138 — от Марка, 122 — на Первое послание апостола Иоанна и 1403 — на послания апостола Павла49. __________________________________________ 49 Статистика заимствована у Х.Тернера, который, в свою очередь, использовал указатели в издании SC ("Христиансие источники"), сделав к ним весьма небольшие дополнения: см. Turner. Fatherhood, 39—42. Если верить этой статистике, то некоторые книги Ветхого Завета Симеон никогда не цитирует Книгу Руфь, 1 и 2 Книги Ездры, Плач и Книгу Пророка
________________________ Глава 1 ________________________ Приведенные цифры свидетельствуют о том, что Евангелия гораздо более других частей Библии влекли к себе Симеона (2119 ссылок): это и понятно, ведь Симеон часто подчеркивал, что в Евангелиях говорит Сам Господь50. Христоцентризм Симеона заставляет его снова и снова обращаться к посланиям апостола Павла. Частое же обращение к писаниям апостола Иоанна Богослова объясняется их мистической глубиной: в них присутствуют любимые темы Симеона, такие как видение Бога, Бог как свет, Бог как любовь. Что касается Псалтири, для Симеона было весьма естественно цитировать ее потому, что псалмы широко использовались в богослужении, и каждый монах знал их наизусть51. Книга Бытия цитируется так часто потому, что Симеон отдельно комментировал историю Адама и Евы в ее связи с воплощением Господа5*. Цитируя Библию, Симеон очень редко приводит библейские тексты с буквальной точностью; гораздо чаще он их пересказывает или перефразирует. Очевидно, это объясняется тем, что он цитирует по памяти, что обычно для древне-церковных писателей. Вот пример из 21-го Гимна: Но один взывает и всем проповедует, Что одного ремня или ремешка Обуви он не может развязать (Лк. 3:16). Другой же, когда взошел на третье небо И после того взят был в рай... говорит: _______________________________________________________ Иеремии, Книгу Пророка Авдия, Книгу Пророка Софонии, Книгу Пророка Аггея. 50 Ср. Cat. 15, 125; Cat. 22, 237-238; Cat. 29, 52-55, и др.
51 Х.Тернер отмечает 27 ссылок на 50-й псалом: см. Turner. Fatherhood, 40. Вспомним, что этот псалом читается в монастырях не реже четырех раз в день: он входит в чинопоследование утрени, третьего часа, повечерия и полунощницы. 52 Eth. 1 и 2 посвящены объяснению первых трех глав Книги} Бытия.
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ Я слышал глаголы, которых не могу изречь (2 Кор. 12:4); Обитает же Бог в неприступном свете (1 Тим. 6:1 б)53. Приведенный текст содержит три цитаты, причем ни одна из них не является дословной. Можно было бы подумать, что такая неточность объясняется необходимостью вправить библейский текст в раму определенного поэтического размера, однако это не так: тот же способ цитирования мы встречаем и в прозаических произведениях Симеона. Только в одном случае Симеон склонен приводить буквальные цитаты — когда он подбирает отрывки из Библии для иллюстрации своих собственных мыслей: такой способ цитирования был широко распространен в аскетической литературе. Например, в 11-м Нравственном Слове он буквально цитирует три отрывка из Иезекииля (34:2-5; 34:10; 33:6), направленные против недостойных священнослужителей. Можно подумать, что столь длинные отрывки, да еще из книги, не часто читаемой в Церкви, были выписаны им из рукописи, а не процитированы по памяти; однако Симеон ошибочно приписывает их Иоилю, а не Иезекиилю: это может означать, что у него не было перед глазами манускрипта54. В 4-м Нравственном Слове, рассуждая о любви, Симеон приводит подборку библейских текстов на эту тему: одни тексты приведены точно, другие (и их большинство) — в пересказе. Более того, рядом с прямыми ссылками мы находим множество аллюзий, общее число которых составляет 31 на 109 строк (одна аллюзия на каждые 3-4 строки)55. При чтении этого отрывка у нас _________________________________________ 53 Hymn 21, 280-291. 54 См. Eth. 11, 670-690. 55 Eth. 4, 528-636. Это еще не самая высокая частота цитирования: в 25 строках Cat. 20, 110-135 редакторы нашли около 20 библейских аллюзий, в 25 строках Cat. 28, 69-94 — более
_________________________ Глава I _________________________ складывается впечатление, что Симеон снова цитирует по памяти.
Хотя Библия была для Симеона постоянным источником вдохновения, сами библейские тексты редко служили отправной точкой для развития его мысли: гораздо чаще ее приводило в движение желание Симеона выразить свои собственные идеи, а библейские образы использовались для раскрытия этих идей. Ниже приведен пример описания "мистической погони" за Богом, который прекрасно иллюстрирует данный тип цитирования: Я отнюдь не обратился вспять, Совершенно не обленился И не ослабил бег... Но всей силой моей И изо всей мочи Я взыскал Того, Кого не видел. Я осматривал дороги И заборы — не явится ли Он где-либо. Обливаясь слезами, Я спрашивал всех, Когда-либо видевших Его... Пророков, апостолов и Отцов... Я просил их сказать мне, Где они когда-либо видели Его... И когда они мне сказали это, Я побежал изо всей силы... И я полностью увидел Его, И Он всецело соединился со мною...56 Симеон здесь описывает свой собственный опыт, однако внешняя форма повествования заимствована из Песни Песней (3:2-4). Ученые считают, что на Симеона, в противоположность другим мистикам, Песнь Песней _________________________________________________ 24 аллюзий, и наконец в 27 строках Cat. 28, 245-271 — не менее 28 аллюзий. 56 Hymn 29, 81-129.
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ не оказала существенного влияния, поскольку он редко ссылается на эту книгу57. По нашему мнению, однако, все мистики, которые пытались толковать или просто использовали Песнь Песней (в том числе Ипполит Римский, Ориген, Григорий Нисский, Феодорит), тоже не столько были увлечены буквальным смыслом этой книги, сколько использовали ее текст и ее образный строй для описания собственного "неописуемого" опыта: язык же Библии служил им для того, чтобы придать этому опыту форму, согласованную с библейским откровением. Симеон чаще предпочитает непосредственное описание мистического опыта: вот почему он обычно не нуждается в том, чтобы прибегать к языку и образам Песни Песней. Вообще же Симеон цитирует библейские тексты в той мере, в какой они отражают его личный опыт58. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона Симеон не был экзегетом в том смысле, в каком мы используем это понятие, говоря об Оригене или Иоанне Златоусте. Как правило, он не занимался объяснением библейских текстов стих за стихом; имеется всего несколько библейских текстов, которые он подверг точному и последовательному толкованию. Среди них — два _________________________________________________ 57 См. Turner. Fatherhood, 41. 58 См. Hussey. Learning, 210. См. также у Ж.Даррузеса обобщение метода цитирования, используемого Симеоном: "Симеон производит впечатление человека, который не читает текст или фразу во всей полноте: он хватает одно слово, один образ, и этого достаточно для его поэтического и образного духа: эта черта резко отличает его от многих византийских комментаторов и компиляторов... Цитируя Библию, он Ищет в ней не чужие мысли, но отголоски своей собственной внутренней жизни"; Darrouzes. SC 51, 33-34.
________________________ Глава I ______________________ "ключевых" новозаветных текста: Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12) и Пролог к Евангелию от Иоанна. Стоит рассмотреть, как Симеон объяснял эти тексты, и сравнить его толкование с классическими толкованиями александрийской и антиохийской школы для того, чтобы выяснить, что в его интерпретации принципиально ново, а что заимствовано у предшественников и является данью традиции.
Евангельским блаженствам Симеон посвящает два Огласительных Слова: второе и тридцать первое. В 31-м Слове дается последовательное, но краткое объяснение каждой Заповеди блаженства, причем все они рассматриваются как следующие одна за другой ступени лестницы духовного совершенствования59. Понимание блаженств как лестницы напоминает нам Григория Нисского60, однако Симеон соединяет это понимание с идеей Марка Подвижника о Евангелии как зеркале внутренней жизни человека (см. выше). Подчеркивается практическая сторона блаженств, как у Иоанна Златоуста в его 15-й Беседе на Матфея-Евангелиста, где блаженства рассматриваются в качестве практического руководства к "истинной философии", то есть к истинно христианской жизни. У Симеона блаженство "нищих духом" (Мф. 5:3) ассоциируется с идеалом смирения и незлобия: никакие унижения и оскорбления не должны вызывать в человеке чувство обиды61. Такое понимание первой заповеди блаженства является традиционным. "Я полагаю, что нищета духовная есть сознательное смирение", — говорит Григорий Нисский, ссылаясь на 2 Кор. 8:962. Ана- ____________________________________________ 59 Cat. 31, 154-155: "и так, постепенно поднимаясь, с одной' f ступеньки на другую, как по лестнице..." 60 Ср. О Блаженствах, 2 [89). 61 Cat. 31,38-50. 62 О Блаженствах, 1 (82 и далее]. Ср. Василий Великий. Пра-1* вила краткие, 205 [1217 С].
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ логичный подход можно видеть и у Иоанна Златоуста, и у Макария Египетского63. "Блаженны плачущие" (Мф. 5:4). Симеон подчеркивает, что Господь не сказал "плакавшие", но "плачущие", то есть те, кто плачет постоянно: здесь отражено традиционное для монашества учение о непрестанном плаче64. И Григорий Нисский, и Иоанн Златоуст настаивают на том, что здесь имеется в виду плач о грехах65. Согласно Григорию, основная причина этого плача состоит в "отпадении от Добра", которое есть Сам Господь и которое он сравнивает со светом: после грехопадения Адама люди стали слепы и вынуждены плакать о потере Божественного света66. Такое понимание чрезвычайно близко тому, что обычно говорит о причинах плача Симеон67. "Блаженны кроткие" (Мф. 5:5). Как можно плакать каждый день и не сделаться кротким? Гнев погашается в душе плачем, как языки пламени — водой68. Это сравнение заимствовано у Иоанна Лествичника: "Как вода, мало помалу возливаемая на огонь, совершенно уничтожает его, так и слеза истинного плача угашает всякое пламя раздражительности и гнева"69. У Макси-
________________________________________ 63 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [185 D — 187 E]; Макарий Египетский. Духовные беседы, \'2, 3(108-109]. 64Cat. 31, 51-56. 65 Григорий Нисский. О Блаженствах, 3 [101]; Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [15 С]. 66 О Блаженствах, 3 [103-104]. 67 См., например, Hymn 11, 79-94, где Симеон описывает видение света и последующую его потерю, о которой он будет "плакать, не переставая". 68 Cat. 31, 57-60. 69 Лествица, 8 [823 ВС]. Ср. Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, 81 [48].
_________________________ Глава I _________________________ ма Исповедника "отрицание похоти и гнева" есть синоним кротости70. "Алчущие правды" (Мф. 5:6) — это алчущие Господа, потому что Господь есть правда, говорит Симеон71. В этом толковании Симеон близок Григорию Нисскому, который указывает, что "под именем правды Господь предлагает слушателям Самого Себя"72. Обращаясь к следующей ступени, Симеон спрашивает: "Кто такие милостивые? (Мф. 5:8) Те ли это, которые дают деньги и пищу бедным? Отнюдь". Милостивые — это те, в чьей душе живет постоянное сострадание по отношению к бедным, вдовам и сиротам, и кто проливает теплые слезы о них. В качестве примера Симеон ссылается на Иова: "Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?" (Иов 30:25)73. Как и Исаак Сирин, Симеон подчеркивает, что христианин должен иметь милостивое сердце74. Милосердие — это не отдельные акты благотворительности, это прежде всего постоянное внутреннее качество человека: быть милосердным значит быть способным плакать о других75. Григорий Нисский также понимал под милосердием внутреннее качество: "Милосердие есть исполненное любви сострадательное расположение к тем, кто, страдая, переносит трудности... Это [расположение] связано с печалью"76. Пока душа не приобретет все названные выше качеств, она не сможет быть "чистой сердцем" (Мф. 5:9).» ______________________________ 70 О молитве, 270-291 [42-44]. 71 Cat. 31, 66-73. 72 О Блаженствах, 4 [122]. 73 Cat. 31, 74-82. 74 Исаак Сирин. Слова подвижнические, 81 [306] = О совершенстве духовном, 74 [507]. 75 Василий Великий. Правила краткие, 185 [1197 D] "Блажен плачущий о грешнике." Ср. Там же, 194 [1212 С], 76 О Блаженствах, 5 [126]. ______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ А душа, которая эти качества имеет, "везде созерцает Господа и соединяется с Ним"77. Здесь Симеон снова близок к Григорию Нисскому. Последний, рассуждая о возможности созерцания Бога, "Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16), предлагает учение о созерцании Бога в Его энергиях78. Максим Исповедник также отмечает мистический аспект данной заповеди блаженства:
Поэтому Спаситель говорит: Блаженны, чистые сердцем, ибо они Бога узрят — ведь Бог сокрыт в сердцах верующих в Него. Тогда они узрят Бога и сокровища, [сокрытые] в Нем, когда очистят себя через любовь и воздержание; и тем яснее узрят, чем больше очистятся79.
Когда душа узрела Бога, между ней и Богом устанавливается мир: человек становится "миротворцем" (Мф. 5:9)80. В противоположность Златоусту, который говорит о мире между людьми81, Симеон делает акцент на примирении с Богом. Наконец, человек получает возможность "радоваться и веселиться", когда его преследуют (Мф. 5:10-12):
Ибо тот, кто явил достойное покаяние о своих прегрешениях и благодаря этому стал смиренным... ___________________________________ 77 Cat. 31,97-98. 78 О Блаженствах, 6 [41]. 79 О любви, 4, 72 [226]. Ср. Ориген. Толкование на Евангелие от Матфея, 86 [50]. Обратим внимание на разницу между этими авторами и Златоустом, который не видит никакого мистического измерения в Мф. 5:8, но утверждает, что Христос говорил здесь о "мысленном созерцании, которое в нашей власти", т.е. о воображении: Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 15, 1 [99]. 80 Cat. 31, 100-107. 81 Беседы на Евангелие от Матфея, 15 [190 В].
_________________________ Глава I _________________________ удостаивается ежедневного плача и становится кротким, от всей души алчет и жаждет Солнца правды и становится милостивым и сострадательным... Он становится миротворцем и удостаивается называться сыном Божиим. Такой человек способен, будучи гоним и ударяем и оскорбляем... претерпеть все это с радостью и несказанным веселием...82 Беседа заканчивается описанием Господа, стоящего на верху лестницы: "Поднявшись туда, мы увидим Его, насколько это возможно человеку, и получим из Его рук Царствие Небесное"83. И снова вспоминаются заключительные строки "Толкования на Блаженства" Григория Нисского, где говорится, что Сам Господь есть награда тому, кто сумел подняться по лестнице Божественного восхождения84. Таким образом, толкование на Заповеди блаженства в 31-м Огласительном Слове Симеона демонстрируют его верность Традиции. Симеон здесь всего лишь напоминает слушателям мысли, высказанные Святыми Отцами до него, и мы не находим в его интерпретации ничего нового. Однако он возвращается к Заповедям блаженства еще раз во 2-м Огласительном Слове, где мы встречаем несколько иной вид экзегезиса. Здесь Симеон не перечисляет все Заповеди блаженства, а лишь останавливается на некоторых из них: само толкование, однако, представляется гораздо более самобытным. Главная тема этого Слова — "животворная мертвость" (ζφοποιος νεκρωσις): это, безусловно, одна из любимых тем Симеона. Человек должен "отвергнуться себя" (Мф. 16:24) и умереть для мира, только после этого он может вступить на путь добра85. Намереваясь говорить __________________________________________ 82 Cat. 31, 126-138. 83 Cat. 31, 154-161. 84 О Блаженствах, 8 [170]. 85 Cat. 2, 1-34. ______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ о Божественных заповедях, Симеон начинает с указания цели христианской жизни, которая, по его словам, заключается в том, чтобы "найти Христа и узреть Его в Его красоте и привлекательности"86. Он показывает, что на самом деле узреть Господа — это кульминация всех Заповедей блаженства, которые представляют собою только средство для достижения этого:
Будучи всегда увлажняема и напаяема слезами... [душа] становится кроткой и неподвижной на какой-либо гнев, желает и вожделеет, с жаждой и алчбой, научиться законам Божиим. Так она становится милостивой и сострадательной, делается благодаря всему этому чистой сердцем и удостаивается сама стать созерцательницей Господа и чисто видеть славу Его...87
Таким образом, начав с созерцания Господа как цели всех добродетелей, Симеон говорит только об этом и этим заканчивает. Единство данной беседы обусловлено не каким-либо внешним фактором (например, самим текстом Заповедей блаженства), но собственной концепцией Симеона: текст служит всего лишь подтверждением этой концепции. Другими словами, Симеон занят не последовательным объяснением текста, а развитием своей идеи: он останавливает внимание читателя лишь на тех словах, которые важны для него, игнорируя все прочие. Наиболее значительной оказывается для него фраза "ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8), потому что именно это представляется ему вершиной лестницы, кульминацией всего духовного пути христианина. Подобная же субъективность в выборе и толковании библейских стихов наблюдается в 10-м Нравственном Слове, где Симеон приводит объяснение Пролога Еван- ______________________________________ 86 Cat 2, 68-70. 87 Сat! 2. 232-239.
__________________________ Глава I ____________________ гелия от Иоанна. Он буквально цитирует первые пять стихов и сразу же подчеркивает слово "свет". Отец, Сын и Святой Дух — единый Свет, сияющий во тьме. Бог присутствует везде, и тьма греха и материального мира не объяла Его. С самого начала истинный Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), присутствовал в мире, даже до того, как мир был создан, потому что мир предсуществовал в Боге8«. В Ин. 1:12-14 Симеон сосредотачивает внимание на одном стихе: "И мы видели славу Его". Объясняя этот стих, он говорит о духовном рождении и преображении человека в святом Крещении, когда человек становится светом в Свете и познает Того, Кто дал ему жизнь, потому что он видит Его"89. Не только Крещение, но и Евхаристия позволяют нам видеть Господа:
А что недостаточно нам для спасения одного Крещения, но что и приобщение Плоти Иисуса и Бога и честной Крови Его для нас более свойственно и необходимо, слушай следующее: И Слово стало плотью и обитало с нами (Ин. 1:14). И что это было сказано о (Причащении), слушай Господа, говорящего теперь: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6:56). Когда это произошло и мы были духовно крещены Пресвятым Духом и стали чадами Бога, и Воплощенное Слово вселилось в нас, как свет, через приобщение пречистого Тела и Крови Его, тогда увидели мы славу Его, славу как Единородного от Отца. Когда мы были духовно рождены Им и от Него, и когда Он телесно вселился в нас... — в то самое время, в тот ______________________________ 88 Cat. 10, 370-405. 89 Cat. 10,441-447. ______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ самый момент, когда это произошло, мы увидели славу Его Божества...90 Таким образом, для Симеона все в Прологе Евангелия от Иоанна служит подтверждением его собственных мыслей. Различие между ним и древними комментаторами Евангелия от Иоанна очевидно. Ориген посвятил первым семи стихам первой главы Евангелия от Иоанна два тома комментариев; он говорит главным образом о Божественном свете, но не столь личностно, как Симеон. Более того, Ориген проводит разграничение между светом Отца и светом Сына, в то врем как Симеон настаивает на единстве света, исходящего от Святой Троицы91. Иоанн Златоуст в своих комментариях подчеркивает нравственную сторону евангельского рассказа: мистический аспект, как кажется, ему не особенно интересен92. Кирилл Александрийский использует каждый стих Пролога для демонстрации равенства Сына Отцу, полемизируя с современным ему несторианством93. Никто из упомянутых трех комментаторов, толкуя Пролог, не говорит о соединении человека с Богом, об опыте созерцания Божественного света или о Евхаристии как пути к такому созерцанию. Та же печать новаторства лежит и на многих других толкованиях Симеона. В 1-м и 2-м Нравственных Словах он объясняет историю Адама и Евы с христологической и мариологической точек зрения. Учение о Христе как Втором Адаме и Деве Марии как Новой Еве ведет _________________________________ 90 Cat. 10, 441-447 91 Толкование на Евангелие от Иоанна, II, 133-174 [296-325]. 92 Интересно, что он почти совсем не затрагивает тему света, Комментируя Ин. 1:5: см. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна, 5, 1-2 [54-55]. Контраст с Симеоном разителен 93 См. Беседы на Евангелие от Иоанна, 1, 1 — 1,8 [16-96].
_________________________ Глава I _________________________ свое начало от апостола Павла, Иустина и Иринея94; символизм восьмого дня, когда был сотворен рай, тоже вполне традиционен95. Однако само толкование звучит весьма оригинально, особенно когда Симеон говорит о мистическом браке Бога с человеком: [Архангел Гавриил], сойдя, возвещает таинство Деве и говорит: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 1:28). И с этим словом сошло всецелое ипостасное, единосущное и совечное Слово Бога и Отца во чрево Девы и, наитием и содействием единосущного Его Духа, восприняло обладающую умом и душой плоть от чистых кровей Ее, и стало человеком. Таково, следовательно, невыразимое соединение и таков мистический брак Бога, и так произошел обмен между Богом и людьми.96 Затем, отталкиваясь от буквального смысла Л к. 8:21, Симеон объясняет, каким образом люди могут стать матерью и братьями Христа и как Господь может родиться от святых: Как во чрево Девы вошел Бог, Слово Отца, так и в нас самих Слово, Которое мы восприняли, обрета- _____________________________________ 94 Рим. 5:12-21; Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем, 100; Ириней Лионский. Против ересей, 3, 22, 4. См. также Danielou. Shadows, 11-21; Graef. Mary, 39ff. Ср. также статью М.Планка в DSp 4, 1779-1781. 95 Этот символизм известен еще из Послания Варнавы, 15, 8-9 [186-188], так же как из Иустина, Климента Александрийского, Оригена и других ранних Отцов: см. Lampe. PGL, 935; Darrouzes. SC 122, 182-183; Danielou. Bible, 262-275. 96 Eth. 1, 9, 55-64. Ср. взгляд на Деву Марию как "невесту" Христа у Ефрема Сирина (греч. версия): "Я также Твоя невеста, потому что Ты безгрешен" [Сочинения, И, 429 E-F]. Ср. Graef. Mary, 57-58.
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ется, как семя... Итак, мы зачинаем Его не телесно, как Дева и Богородица Его зачала, но духовно, однако сущностно; и в сердцах наших мы имеем Того, Кого зачала Чистая Дева97. Во 2-м Нравственном Слове история прародителей тесно переплетается с толкованием Рим. 8:29-30. Симеон говорит здесь о Божественном предопределении, доказывая, что каждый человек предопределен ко спасению. И хотя Симеон рассуждает на ту же самую тему, что и в 1-м Нравственном Слове, и объясняет тот же самый текст, содержание этих двух бесед различно. Мы видим, что он находит другие пути интерпретации того же рассказа, не повторяя ни свои мысли, ни мысли других комментаторов. Эти примеры показывают, что, интерпретируя библейские тексты, Симеон нередко следовал Традиции и не избегал использования идей своих предшественников. Однако в толковании некоторых отдельных текстов Священного Писания он находил новые слова и новые мысли: именно в этих толкованиях его индивидуальность проявилась с особенной яркостью. От буквы к духу Симеон не принадлежал к какой-либо школе толкования Священного Писания и не ограничивался использованием какого-либо одного экзегетического метода; в его трудах встречаются и буквальный, и аллегорический подходы к тексту Писания. Подобно Оригену, он _________________________________________ 97 Eth. l, 9, 55-64. Ср. аналогичную мысль у Максима Исповедника: Толкование на Молитву Господню, 397-401 [50], а также у Макария Египетского: Великое послание, 18, 6, 12; ср. Там же, 27, 1, 7. С.Брок отметил сходство между этой мыслью Симеона и подобными идеями сирийских авторов VII-VIII вв'.: см. Brock. Mary, 58-59; Idem. Prayer, 137-138.
________________________ Глава I ________________________ временами очень внимателен к букве священного текста и показывает, как внешняя форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием. Рассмотрим несколько примеров. Объясняя Мф. 12:36 ("Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда"), Симеон говорит о том, что следует понимать под "праздным словом". Основное значение греческого слова αργός (праздный) — "без дела", "не делающий", "не сделанный" (а — отрицательная частица, έργον — "дело")98. Поэтому
праздное слово —...это не только бесполезное слое|: во, но и то, которое мы произносим прежде дела щ опытного познания. Ибо если я не презрел низмен*! ную славу и не отверг ее всем сердцем... но учу дру-, гих этому... то не является ли мое слово праздным^, не подкрепленным делами и потому тщетным?..99
Соответственно человек, который комментирует Писание, но не применяет на практике Божий заповеди будет осужден Господом как присвоивший себе достоинство учителя без Божией воли100. В толковании на Еф. 5:16 ("Дорожа временем, потому что дни лукавы", слав. "Искупующе время, яко дние лукави суть"). Симеон рассуждает о том, что значит "искупать время", используя для этого примеры из жизни купцов. Глагол εξαγοράζω ("искупать") означает "выкупать" или просто "покупать". Наша земная жизнь — время для купли-продажи. Некоторые торговцы быстро бегут на рынок, оставляя других позади, а по прибытии туда сразу начинают заключать сделки и получают прибыль. Другие, напротив, идут на рынок не __________________________________________________________ 98 Thayer. Lexcon NT, 72. 99 Eth. 1, 12, 461-468. 100 Eth. l, 12, 469-489.
______ Преподобный Симеон и Священное Писание ______ спеша, тратят время в болтовне с приятелями или в застольях и пьянстве и в результате остаются ни с чем. То же самое происходит и в духовной жизни. Продаются вечные ценности и вечная жизнь: цена включает перенесение скорбей и искушений, а также умерщвление плоти. Один человек использует малейшую возможность "выкупить время" через смирение, воздержание, трезвение и другие добродетели; другой — растрачивает свою жизнь попусту и остается ни с чем. В результате первый спасен, а второй — нет101. В своем толковании 2 Кор. 12:3-4 ("И я знаю о таком человеке... что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать") Симеон объясняет, что и для Иисуса Христа, и для апостола Павла характерно сокрытие мистического смысла под маской чувственных образов. В чем же тогда состоит, спрашивает Симеон, глубинный смысл термина ρήμα ("слово", слав, "глагол")? То ρήμα — это синоним термина о λόγος ("слово"); его внешнее значение — "слово, произносимое человеческими устами и воспринимаемое человеческими ушами". Следуют примеры из Мф. 8:8; Иов 2:9; Пс. 35:3. Однако πρώτη θεωρία ("исходное значение") данного термина есть Господь Иисус Христос, Который есть Слово Отца, а Святой Дух есть уста Отца. И как наше человеческое слово нельзя услышать, пока оно не будет произнесено устами, так и Слово Отца нельзя увидеть или услышать, пока оно не сообщено нам Святым Духом, когда Дух просвещает нас102. Следовательно, ...неизреченные глаголы, которые Божественный Павел, как он говорит, слышал, есть ни что иное, как... мистические и поистине невыразимые созерцания (θεωρίαι) через озарение Святым Духом, и сверхве- _____________________________ 101 Eth. 12, 1-157. 102 Eth. 3, 98-122.
___________________________ Глава I __________________________ ликолепные непознаваемые познания (άγνωστοι γνώσεις), то есть невидимые созерцания (αθέατοι θεωρίαι) сверхсветлой и сверхнепознаваемой славы и Божества Сына и Слова Божия.103 Итак, изучение буквального смысла библейских выражений приводит Симеона к их духовной интерпретации: эти выражения рассматриваются как символы мистической жизни человека. Мы помним, что Ориген и Максим Исповедник, так же как и другие древнецерковные писатели, широко пользовались подобным экзегетическим методом (см. выше). Толкование Священного Писания — это всегда путь, путешествие, αναγωγή ("восхождение"). Работа над текстом — первая ступень на этом пути, и нельзя достигнуть вершины, минуя эту ступень.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.596 с.) |