Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона



Симеон считал ежедневное богослужение школой молитвы и духовной жизни. Он подчеркивает, сколь важно внимательно слушать каждое слово церковной службы. Наставляя новоначальных, Симеон пишет:

[ Монах] должен вставать в полночь прежде утре­ни и молиться установленной молитвой, и так после этого вставать вместе со всеми на славословие (δοξολογία) и внимательно и трезвенно все его про­водить, особенно внимая началу пения, то есть шестопсалмию, стихословию и чтениям неленостно, не расслабляясь телом, не переминаясь с ноги на ногу, не прислоняясь к стенам и колоннам, но должен он крепко сложить руки, ноги равно утвердив на зем­ле, не вертя головой туда и сюда, не рассеиваясь умом... Глаза и душа должны быть нерассеянными и внимать только псалмопению и чтению и силе вос­певаемых и читаемых слов Божественного Писания, насколько хватает сил, чтобы ни одно слово из него не прошло напрасно, но чтобы, насыщаясь всеми

_________________________________

40 Уже в IV веке Василий Великий связывал полунощницу с Псалмом 118: см. Правила пространные, 37, 5 [1016 В]. Ср. Lamb. Psalms, 57.

41 Cat. 26, 294-298.

42 Cat. 26, 20-27.

I

 

_______________ Глава И _________________________

ими, душа его пришла в умиление, смирение и Бо­жественное просвещение Духа Святого.

В этом тексте можно указать на несколько момен­тов. Во-первых, Симеон предписывает телесную дисци­плину, которая должна сопутствовать дисциплине ума: невозможно быть сосредоточенным, если тело в рас­слаблении. Может показаться неожиданным, что такой писатель-мистик как Симеон дает столь подробные практические указания относительно состояния тела, положения ног и рук.

Во-вторых, Симеон говорит об обуздании ума во время молитвы. Эта тема весьма характерна для аске­тических авторов. Иоанн Лествичник пишет: "Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произно­сим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу"44. Симеон по опыту знал, что существует прямая связь между собранностью ума во время службы в храме и способностью человека дости­гать мистического "восхищения к Богу".

В-третьих, Симеон указывает на то, что целью вни­мательного вслушивания в слова богослужения явля­ется достижение просвещения и единения с Богом45. Есть сходство между этими словами Симеона и одним из Оглашений Феодора Студита, где тот говорит о не­обходимости "внимательно вслушиваться в псалмопе­ние и прилежно следить за чтением", подчеркивая за­тем, что цель этого заключается в том, "чтобы Чистый узрел нас чистыми, дабы нам просветиться, а не пом­рачиться"46.

____________________________________

43 Cat. 26, 23-38.

44 Лествица, 28 [1132 D)

45 Ср. Василий (Кривошеий), архиепископ. Симеон, 82.

46 Большое Оглашение, I, 14.

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

Симеон говорит и еще нечто, унаследованное им от другого Студита — Симеона Благоговейного:

...Если возможно, пусть никто из вас не проходит последование47 и чтение без слез... Ибо, принуждая себя к тому, чтобы не провести без слез уставное последование церковное, ты привыкнешь к этому благу, и в самом стихословии и в тропарях, которые поешь, питается душа твоя, принимая в себя их Божественные мысли, и возвышается ум твой через произносимое к умопостигаемому, и, сладко плача, ты так пребываешь в церкви, словно на самом небе с вышними силами48.

Симеон Благоговейный в Слове аскетическом при­зывает монахов молиться со слезами49 и "никогда не причащаться без слез"50. Нижеследующие советы Си­меона-старшего прямо соответствуют тому, что Симе­он-младший говорит о присутствии на богослужении:

В собрании [церковном]... не переставай в со­крушении дерзновенно плакать, не обращая внима­ния на тех, кого это соблазняет или кто над этим насмехается... [Плакать] весьма полезно новона­чальным, особенно во время шестопсалмия, стихословия, чтения и Божественной Литургии51.

Молиться со слезами советуют многие аскетические писатели, но обычно они имеют в виду келейную мо-

___________________________________

47 Ακολουθία — термин, обозначающий церковную службу.

48 Cat. 26, 47-59.

49 См. Слово аскетическое, 5, и др.

50 Слово аскетическое, 24.

51 Слово аскетическое, 8.

 

 

_______________ Глава II _________________________

литву52. Симеон Благоговейный распространил этот совет на церковное богослужение, и Симеон Новый Богослов следовал его рекомендациям. Отметим, что Симеон считает "стихословие и тропари" средствами к приобретению слез и сокрушения: в этом явный кон­траст между его учением и упомянутым нами мнением, характерным для раннего монашества, о том, что "тропари и каноны" являются препятствием для дос­тижения сокрушения и слез.

Однако, чтобы стать способным плакать во время богослужения, недостаточно лишь присутствовать в храме и вслушиваться в слова тропарей. Кто желает приобрести истинное сокрушение, тому следует испол­нять на деле все то, что он слышит в церкви:

Итак, хочешь ли никогда не причащаться без слез? Исполняй все, что каждый день поешь и чита­ешь, и тогда сможешь и это непрестанно совер­шать... Если ты будешь непрестанно, от всего серд­ца, со смиренномудрием и верой исполнять все, что читаешь или о чем слышишь, как читают другие... тогда не только вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18), но и когда ты ешь и пьешь, а часто и когда ' разговариваешь, поешь псалмы, читаешь, молишься и лежишь на постели, Божественный этот и неиз­реченный дар, придя, будет следовать за тобой во все дни жизни твоей53.

____________________________________________

52 Например, Иоанн Лествичник посвящает всю седьмую главу своей "Лествицы" "радостотворному плачу": он гово­рит о плаче перед сном и во время трапезы [805 AB], каж­дый вечер [805 В], "в городах и среди молвы" [816 С], "на всяком месте" [804 D], а также о "непрестанном плаче" [816 D]. Он, впрочем, в отличие от Симеона, не упоминает слезы в храме во время богослужения.

53 Cat. 4, 517-559.

 

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________

Рассматривая отношение Симеона к Священному Писанию, мы уже встречались с мыслью о необходи­мости исполнять все, о чем человек читает в священ­ных книгах. Теперь мы видим, как Симеон возвращает­ся к той же теме, говоря о богослужебных текстах, исполняемых в храме.

В Огласительных Словах Симеона есть еще не­сколько практических указаний относительно того, как монаху следует вести себя за богослужением. В част­ности, Симеон предписывает не выходить из храма прежде отпуста54. Он также говорит о поведении ка-нонарха (чтеца) в храме: тот, кому назначено возгла­шать песнопения за службой, должен делать это "не небрежно и нерадиво, но внимательно и трезвенно", словно в присутствии Самого Христа55.

В 30-м Огласительном Слове Симеон, дает наставле­ния, сходные с 26-м Словом: он также говорит здесь о необходимости внимания и сокрушения во время службы. Однако здесь упомянута еще одна деталь — а именно, что, внимая псалмам, следует "вспоминать также о келейной молитве"56. Можно предположить, что здесь Симеон имеет в виду практику непрестанной молитвы с повторением в уме краткой формулы, на­пример "Господи, помилуй". Как отмечает архиепископ Василий (Кривошеий), в сочинениях, несомненно при­надлежащих авторству Симеона, никогда не говорится о традиционной Иисусовой молитве в ее полной форме ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя"); предпочтение отдается ее сокращенным вариан­там; однако Симеон говорит о том, что в аскетической традиции называется κρυπτή μελέτη ("тайным поучени-

___________________________

54 Cat. 26, 61-62; Cat. 30, 197. Ср. Житие 28, 4-5.

55 Cat. 30, 210-213. Ср. наставления канонарху у Феодора

Студита: Большое Оглашение, I, 3, 3 и Ямбы, 10.

56 Cat. 30, 195-196.

 

________________________ Глава II _________

ем") или κρυπτή εργασία ("тайным деланием")57. Целью такого тайного повторения в уме краткой молитвы яв­ляется непрестанное памятование о Боге; такую мо­литву обычно практиковали между церковными служ­бами, чтобы не терять собранности ума и не забывать о присутствии Божием. Симеон считает, что монах должен творить эту молитву и во время служб, одно­временно внимая словам псалмов и песнопений.

Как высоко ни ценил Симеон богослужение в храме, он утверждал, что непрестанная молитва намного важ­нее:

Как главные заповеди содержат в себе все за­ключенные в них частные заповеди, так и главные добродетели собирают в себе все частные доброде­тели, заключенные в них... И непрестанно моля­щийся включил в это все, и уже не имеет нужды семь раз в день хвалить Господа (Пс 118:164) или вечером и утром и в полдень (Пс. 54:17) как уже исполнивший все, о чем мы молимся и поем соглас­но канону и в определенные времена и часы58.

В этих словах акцент делается на монашеском идеале "хождения перед Богом", то есть на полном по­священии всей жизни Богу: как чтение Священного Писания, так и присутствие на богослужении, в ко­нечном итоге, суть лишь средства для достижения этой цели.

_________________________________________________

57 См. Cat. 22, 278; Hymn 58, 355. Ср. Василий (Криво­шеий), архиепископ. Симеон, 79-82. О κρυπτή μελέτη см. Hausherr. Noms, 167-175.

58 Cap. 3, 100.

 

__________ Преподобный Симеон и богослужение __________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.012 с.)