Сенсомоторное развитие детей с рождения до 3-х лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсомоторное развитие детей с рождения до 3-х лет



Рождаясь на свет, ребёнок открыт всему миру. В раннем возрасте малыш усваивает огромный объём информации. Путь ребёнка до 3-х лет – очень ответственный. Он трудный и радостный, в нём много разных встреч и открытий.

Крик новорожденного – первая его реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира. Чувственный мир безграничен, а возможности его познания у малыша не так уж велики. Ведь зрением, слухом, обонянием он лишь учиться владеть. Сенсорное развитие у грудного ребёнка идёт в ногу с моторным. Сенсо- – чувство, моторика – движение. Чем больше двигательных навыков приобретает малыш, тем шире становится диапазон познаваемого мира.

На 3-4-м месяце малыш начинает овладевать действиями хватания. Как только ребёнок оказывается в состоянии удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование с предметом формирует двигательный навык, происходит знакомство ребёнка и со свойствами вещей, что ведёт к развитию предметности и константности восприятия. Это существенно изменяет характер психической активности ребёнка.

Папам и мамам рекомендуется, чтобы первые игрушки-погремушки были сложной формы, яркие, из разного материала, звучащие. Это позволит развить концентрацию взгляда, слуха. Важен речевой ритм, который играет большую роль в формировании фонем, интонаций. Поэтому занятие ребёнка с игрушкой необходимо сопровождать комментариями.

В этот же период у грудничка развиваются слуховые дифференцировки. Малыш начинает различать звуки колокольчика, дудочки, интонации голоса (ласковый, грубый), отыскивает взглядом звучащий предмет. На первом году формируется слуховое и зрительное сосредоточение, оно имеет в отдельные возрастные периоды различную интенсивность: наибольшую – с 1-го по
6-й и с 9-го по 11-й месяцы.

К 6-ти – 8-ми месяцам возникает понимание речи взрослого. По словесной просьбе младенец может сделать такие простые движения, как подать руку, помахать «до свидания».

С взрослением движения ребёнка становятся более сложными. Малыш уже может трогать руками игрушку, брать, сжимать её, гладить и даже бросать. К движениям руки подключаются шея и весь корпус. С умением сидеть и ползать многие вещи становятся более доступными: до них можно добраться самостоятельно. Соответственно сенсорный опыт становится богаче. Яркоокрашенные, блестящие и «пищащие» предметы в первую очередь привлекают внимание ребёнка. Выразительность цветового окружения стимулирует эмоциональную сферу малыша и, как следствие, ещё большую двигательную активность (этими чудесными предметами ребёнок хочет завладеть). Издающие звук игрушки притягивают внимание (очень хороши в этом плане зверята, выполненные из материала по типу мягкого пластика или резины). С развитием моторных навыков руки (от крупных размашистых движений к точным мелким) появляется возможность развития тактильных ощущений кисти руки и пальцев. Поэтому очень важно, чтобы окружающие ребёнка предметы были бы разнородными по текстуре (шершавое, колючее, гладкое и т.д.) и фактуре (мягкое, твердое, пластичное). С увеличением навыков тактильных ощущений и развитием мелкой моторики стимулируется развитие речи ребёнка.

Основной фактор развития ребёнка раннего возраста – ходьба и овладение прямой походкой. При этом особенно развивается мышечное чувство, являющееся совместной функцией зрения, кинестезии и осязания, которое становится с одной стороны, мерой отсчёта расстояния, а с другой – определения положения предметов в пространстве.

Переход от грудного к раннему детству (от 1 года до 3-х лет) связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определённый способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в три этапа:

• установление связи предмета с его назначением. Это происходит в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого;

• использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года;

• более свободная связь действия с предметом.

В 3 года ребёнок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей, например, причёсывается палочкой вместо расчёски. Это является предпосылкой развития игры.

С 1 года до 1,5 лет действия с предметами носят соотносящий характер. Ребёнок увлечённо раскрывает и закрывает коробки крышками, снимает или нанизывает кольца пирамидок, складывает матрёшки и т.д. К концу первого года ребёнок всё эмоциональнее отзывается на звуки, особенно на музыку. Движения под музыку становятся всё привлекательней. Предпочтение отдаётся произведениям, состоящим из двух частей: первая часть (спокойная) – малыш слушает, а на вторую (весёлую и быструю) – охотно откликается движениями, словно танцует. В этот период формируется становление цветоощущений. У девочек и мальчиков это происходит по-разному.
У девочек ощущение красного появляется в 14 месяцев, ощущение зелёного – в 16 мес., синего в
18 мес. У мальчиков этот процесс запаздывает на 2 месяца. Появление цветоощущения характеризуется несколькими периодами: до 14 мес. у девочек и до 16 мес. у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем появляется ощущение красного, спустя
2 месяца возникает ощущение синего цвета.

Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 месяцев цветоощущение нарастает медленнее. Заканчивается становление цветоощущения в 7.5 лет у девочек и в 8 лет - у мальчиков.

Таким образом, с 1,5 до 2-х лет родители могут смело заниматься обучением детей цветам, например с помощью игры «Положи шарик в свой домик». Содержание игры заключается в следующем: перед ребёнком стоят лотки красного и синего цветов. Мама или папа достаёт из мешочка или из коробки шарик синего или красного цвета, называя его, и предлагает малышу найти соответствующий домик, затем положить туда шарик. На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета (синий и красный или жёлтый и зелёный). По мере запоминания цветов игру усложняют: достают шарики обоих цветов и просят ребёнка взять синий или красный, с развитием речи просят показать и назвать цвет шарика.

Во 2-й половине второго года жизни действия с предметами начинают носить орудийный характер: ребёнок ест ложкой, насыпает песок совочком, пытается рисовать карандашом и т.д.
К двум годам малыш имеет довольно развитое музыкальное восприятие, устойчивый интерес к музыке. Поэтому родителям важно использовать эту тягу в эмоциональном и эстетическом развитии ребёнка. Необходимо, играя с ним, напевать куплеты, детские потешки, песенки. Вместе слушать музыкальные сказки. Дети этого возраста с удовольствием участвуют в пляске (особенно под пение взрослого и по его показу), легко вовлекаются в игровые ситуации: под плавную часть мелодии кошечка спит, а под весёлую – бегает или догоняет кого-либо; под грустную – плачет, под быструю - радуется.

На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка начинает формировать знаковая (символическая) функция сознания. Она позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Но этот процесс идёт не сам по себе, а с помощью взрослого. Память ребёнка непроизвольная и он ещё не умеет запоминать, поэтому задача взрослых чаще повторять действия, слова. Внимание малыша кратковременно, плохо переключается с одного на другое, ребёнок легко отвлекается. Сенсомоторное развитие совершенствуется.

Улучив подходящий момент, когда ребенок удерживает внимание на каком-то предмете, можно обратить его внимание на его форму и величину. В следующий раз сравнить этот предмет, например ведёрко, с таким же, но большего размера и другого цвета. В третий раз к ведёркам можно прибавить кубики или шарики (большие и маленькие) и предложить малышу разложить большие кубики в большое ведёрко, а маленькие – в маленькое. Постепенно от игры с шариками и кубиками можно переходить на их заменители – разноцветные кружочки и квадратики, предварительно ознакомив ребёнка с названиями форм этих предметов. Например, игра «Цветные конвертики». Мама заготавливает четыре конверта разного цвета и много кружочков и квадратиков той же цветовой гаммы из цветной бумаги. Ребёнку предлагается взять кружок или квадратик из общей кучи и, назвав его цвет, положить в соответствующий конвертик. Следующий этап - назвать и форму, и цвет.

В музыкальном развитии желательно, чтобы родители развивали у ребёнка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно малыш может узнать и запомнить, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котёнка – высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.

Точно так же можно обнаружить по звуку, по ритму, который прохлопывает или простукивает папа, кто идёт в гости – медведь или зайчик, лисичка или волк.

С 2,5 лет можно начинать приобщать ребёнка к изобразительной деятельности. В этом плане хороша техника пальчикового рисования. Для занятия нужно взять гуашь, развести её водой до густой консистенции и, прикасаясь пальцем по очереди то к листу бумаги, то к гуаши, нанести рисунок. Рисунок можно выполнять не только пальчиком, но и всей ладонью. Хорошо развивает мелкую моторику и координацию глаз-рука лепка из солёного теста. Главные задачи в этом возрасте – научить малыша разминать комочек теста и отщипывать от него кусочки.

Важно помнить, что обучение происходит постепенно, сначала взрослый делает всё сам, затем потихоньку начинает побуждать малыша к совместной деятельности, и лишь потом ребёнок выполняет всё самостоятельно.

Таким образом, к 3-м годам малыш уже многому научится и будет готов к самостоятельной деятельности.

Помочь ребенку в развитии восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры.

Игры с водой

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

- наполнить бутылку до половины – она будет плавать;

- налить бутылку до верха – она будет тонуть;

- «фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

- тонет – не тонет;

- вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно – тепло – горячо.

Растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Игры с тестом способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздя, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, невзирая на устоявшиеся правила.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.

Изделия можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то поделки прослужат долгое время.

Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета. «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики)

1. Делайте упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений
2-3 минуты (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4-6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Лепка

Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Особенно полезными будут уроки лепки для мальчиков.

Лепка – этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Аппликация

Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

Поделки из природных материалов: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток и другой бросовый материал.

На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:

- смешивание цветов и составление своей палитры;

- соединение деталей;

- изготовление плоских фигур;

- изготовление объемных фигур с помощью фольги;

- покрытие работ водяным лаком.

- сочетание изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.

 

Осанка

Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя.

Осанка определяется и регулируется рефлексами позы, и отображает не только физическое, но и психическое состояние человека, и является одним из основных показателей здоровья.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

Правильная осанка у детей дошкольного возраста очень важна. Ведь при этом хорошо работают дыхательная, пищеварительная и сердечно-сосудистая системы.

Но если есть какие-то нарушения, то у ребенка может быть:

– затрудненное дыхание;

– головные и мышечные боли как следствие недостаточного притока крови и кислорода к клеточкам организма;

– повышенная утомляемость, усталость, плохое настроение.

В течение года родителям нужно осматривать своего ребенка 3–4 раза. Делается это во время купания, и не страшно, что обследование это не совсем квалифицированное. Ведь именно родители первыми могут заметить малейшие изменения. Такой осмотр врачи рекомендуют проводить с расстояния примерно 1,5 м - спереди, сбоку и сзади.

Спереди. Когда ребенок стоит лицом к Вам обратите внимание на:

– контуры и уровень расположения плеч (возможно одно чуть выше);

– форму грудной клетки. В идеале она должна быть широкой, «развернутой»;

– выгибание или уплотнения одной из сторон туловища;

– правильное положение стоп.

Поставьте их вместе, их внутренние поверхности должны полностью соприкасаться.

Сзади. Обратить внимание на:

– вертикальное положение головы (мочки ушей должны быть на одном уровне);

– линии шеи, плеч и спины.

Если все хорошо, то плечи должны быть слегка отведены назад, лопатки слегка выступают назад и в тоже время плотно прилегают к позвоночнику. Линия позвоночника хорошо видна при наклоне вперед.

Сбоку. Обратить внимание на контуры живота.

Выпученный или отвислый живот – у ребенка слабые мышцы брюшного пресса.

Среди начальных дефектов осанки у детей дошкольного возраста встречаются такие, как сутулость, круглая спина, вогнутая спина и сколиоз (рисунки 1–4).

 

 

Рисунок 1. Сутулость

 

Встречается у многих детей дошкольного возраста.

При этом позвоночник немного изогнут только в районе лопаток, плечи при этом приподняты. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми быстро устраняют этот дефект.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия.

Слабые мышцы шеи и спины не могут удерживать голову и плечи в правильном положении. А еще привычка сидеть, согнувшись, ходить с опущенной головой может привести к сутулости и круглой спине. Плечи при этом опускаются вниз и вперед, голова и шея наклоняются вперед, немного западает грудная клетка, живот выпячен вперед, ноги в коленках чуть согнуты.

Вогнутая спина (лордотическая осанка).

 

Рисунок 2. Круглая спина (кифотическая осанка)

 

 

Рисунок 3. Вогнутая спина

 

 

Рисунок 4. Сколиоз

 

Лордотическая осанка - значительно увеличен поясничный лордоз, таз запрокинут кзади, живот отвисает, туловище часто отклонено назад.

Встречается редко, но все же встречается. При этом грудная клетка и таз подаются назад. Живот приобретает выпуклый вид. Сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе.

Занятия физическими упражнениями устраняют этот дефект.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника, напоминает букву «S».

При этом одно плечо приподнято, лопатки одна выше и дальше от позвоночного столба, а вторая - ниже и ближе к нему. Одна боковая сторона туловища выпуклая, а другая – западает, позвонки скручиваются вокруг своей оси, вследствие чего выпирают ребра или образуется горб.

Сколиозы первой степени устраняются, если заниматься лечебной физкультурой. Но иногда лечение занимает много времени и сил, поэтому при выявлении первых признаков срочно к врачу – ортопеду.

Помимо перечисленных признаков существуют и другие «сигналы», на которые родителям следует обратить внимание:

• если ребенок жалуется на боль в ногах, не хочет играть в подвижные игры, вялый;

• но самое главное – когда малыш сутулится, родителям следует обратиться в врачу.

Всем понятно, что предупредить заболевание значительно легче, чем его лечить. Такие средства как физические упражнения, подвижные игры способствуют формированию правильной осанки. На протяжении всего дошкольного периода ребенка нужно приучать:

• правильно сидеть на стуле и за столом;

• правильно ходить;

• спать в соответствующей позе.

Что означает «правильно сидеть за столом».

Малыша нужно приучать голову держать вертикально или слегка наклонив вперед, плечи ровно, локти свободно размещать на столе, туловище вертикально, ступни поставлены на пол.

Расстояние от поверхности стола до глаз 40–50 см. Когда ребенок кушает, рисует, рассматривает рисунки в книжке не допускать, чтобы сидя за столом малыш опирался на него грудью, поворачивал туловище боком, подгибал под себя ногу или обе ноги.

Желательно, чтобы у ребенка было свое «рабочее» место (стол, стул, полочка), где он мог бы заниматься. Освещение при этом должно падать на рабочую поверхность с левой стороны. На столе поставьте настольную лампу.

Во многих семьях дети могут подолгу смотреть телевизор, сидя при этом в неудобной позе. Родителям необходимо следить за этим и ограничивать просмотр телепередач. Спать в соответствующей позе.

Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать постоянно на одном боку могут привести к искривлению позвоночника, а сон «калачиком» - к круглой спине.

Врачи рекомендуют детям спать на кроватях с ровным, твердым, упругим матрацем и невысокой подушкой.

По мнению врачей, идеальная поза для сохранения осанки - засыпать на спине, держа руки поверх одеяла.

Если же ребенок любит спать на боку, доктора советуют молодым родителям быть очень внимательными, следить чтобы малыш не подтягивал ноги к животу, не сгибался калачиком и не укрывался одеялом с головой, часто переворачивать его в кроватке. Но заметим, что в большинстве случаев эта задача, к сожалению, трудновыполнима.

Осанка у детей дошкольного возраста укрепляется простыми физическими упражнениями, подвижными играми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.078 с.)