Диагностика физической подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика физической подготовленности



 

Умение контролировать уровень достигнутых ребенком результатов – необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состоянии здоровья и физической подготовленности воспитанников.

Тестирование позволяет выявить реальный уровень подготовленности ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которые будут наиболее адекватными.

Безусловно, глубокий и разносторонний анализ развития ребенка осуществляется специалистами соответствующего профиля. Данные методические рекомендации призваны вооружить интересующихся экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего педагогического труда. Предлагаемые здесь приемы и методы диагностики, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки.

Комплекс контрольных упражнений и тестов для определения уровня физической подготовленности

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта (таблица 2).

 

Таблица 2. Средние показатели скорости бега на 10 и 30 м

 

Дистанция Пол          
10 м с хода (с) М 3,5-2,8 3,3-2,4 2,5-2,1 2,4-1,9 2,2-1,8
Д 3,8-2,7 3,4-2,6 2,7-2,2 2,5-2,0 2,4-1,8
30 м со старта (с) М 11,0-9,0 10,5-8,8 9,2-7,9 8,4-7,6 8,0-7,4
Д 12,0-9,5 10,7-8,7 9,8-8,3 8,9-7,7 8,7-7,3

 

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях.

Скоростно-силовые способности плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг, стоя «ноги врозь», без шага вперед (таблица 3).

 

Таблица 3. Метание медбола (1 кг), стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
  119-157 97-153
  117-185 97-178
  187-270 138-221
  221-303 156-256
  242-360 193-311

 

Метбол - это утяжеленный мяч, предназначенный для занятий аэробными и силовыми упражнениями.

Скоростно-силовые способности нижних конечностей определяются по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»). Средние показатели представлены в таблице 4.

Таблица 4. Средние результаты прыжков (см)

 

Возраст, лет Пол В длину В высоту
с места с разбега с места с разбега
  М 47,0-67,6
Д 36,2-64
  М 53,5-76,6 14-18
Д 51,1-73,9 12-15
  М 81,2-102,4 118-139 20,2-25,8 36-42
Д 66-94 105-124 20,4-25,6 34-40
  М 86,3-108,7 139-170 21,1-26,9 42-54
Д 77,7-99,6 124-160 20,9-27,1 40-51
  М 94-122,4 170-190 23,8-30,2 54-60
Д 80-123 160-180 22,9-29,1 51-56

 

Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений, показывающих разные стороны развития ловкости.

Например: ловкость в беге (челночный, змейкой) (таблица 5).

 

Таблица 5. Результаты челночного бега 3 × 10 м и обегания препятствий (сек)

 

Возраст, лет Челночный бег 3 × 10 м Обегание препятствий
мальчики девочки мальчики девочки
  14,5 15,0 8,5 9,5
  12,7 13,0 7 2 8,0
  11,5 12,1 5,6 6,0
  10,5 11,0 5,0 5,5

 

Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Общая выносливость определяется скоростью пробегания длинных дистанций:

- для детей 5 лет - 90 м в среднем за 30,6-25,0 с;

- для детей 6 лет -120 м за 35,7-29,2 с;

- для детей 7 лет - 150 м за 41,2-33,6 с.

По времени пробегания дистанции 300 м:

- 6 лет, мальчики - 105,1-85,8 с;

- 6 лет, девочки - 107,2-84,2 с;

- 7 лет, мальчики - 97,3-81,2 с;

- 7 лет, девочки - 101,2-84,6 с.

В таблице 6 приведены некоторые показатели физической подготовленности, полученные опытным путем и помогающие определить различные стороны подготовленности. Показатели уровня физического состояния и развития детей (скоростно-силовые – 1,2; ловкость – 3,4; выносливость – 5; гибкость – 6).

Упражнения 1 и 2 определяют скоростно-силовые способности рук и туловища, соответственно.

Таблица 6. Некоторые показатели физической подготовленности

 

№ п/п Показатель Пол 5-6 лет 6-7 лет
  Ползание 6 м Д 18,4-15,1 14,6-13,9
М 17,7-11,3 13,1-10,8
  Пресс к-во раз за 30 с Д 10,8-12,7 11,5-15,
М 9,7-14,8 13,7-16,4
  Лазанье 3 м (с) Д 10,1-7,9 9,2-7,5
М 8,5-6,7 6,7-5,2
  Метание в мишень (очки из 25) Д 3,9-7,9 6,6-9,7
М 5,8-8,9 6,8-11,5
  Вис на согнутых руках (с) Д 19,9-23,4 15,6-25,3
М 14,2-21,8 21,4-30,3
  Наклон вперед сидя (см) Д 16,9-18,8 17,5-23,2
М 16,6-18,0 16,9-20,6

 

Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.

«Пресс» - поднимание туловища из положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.

Упражнения 3 и 4 определяют ловкость в лазании и ловкость в точности.

Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте
3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.

Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с пятью концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет пять бросков малым мячом (7-8 см), стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

Упражнение 5 – «вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук. Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.

По сигналу помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.

Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 6, № 6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя.

 

 

1.4Сенсомоторное развитие ребенка

 

Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.

Задачи сенсомоторного развития:

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие координации движения кистей рук;

– формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

– активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.018 с.)