Организация медико-педагогического контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация медико-педагогического контроля



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................................................................................ 4

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ....................................................................................................................................................... 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР................................................................................................................................................................ 6

1 МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ............................ 6

1.1 Организация медико-педагогического контроля................................................................................................. 6

1.2 Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях...... 8

1.3 Диагностика физической подготовленности........................................................................................................... 9

1.4Сенсомоторное развитие ребенка.................................................................................................................................. 13

1.5 Осанка.............................................................................................................................................................................................. 18

1.6 Осанка как показатель физического развития................................................................................................... 22

1.7 Оценка состояния осанки в процессе развития детей........................................................................................ 22

1.8 Изучение двигательной активности ребенка........................................................................................................ 27

1.8.1 Понятие двигательной активности (ДА)......................................................................................................... 27

1.8.2 Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах......................... 29

2 МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И МЕТОДИКОЙ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....................................................................................................................................................................................... 31

2.1 Цель и задачи физического воспитания................................................................................................................... 32

2.2 Метод пульсометрии............................................................................................................................................................... 34

2.3 Физиологическая кривая занятия................................................................................................................................ 35

2.4 Физиологическое утомление, внешние признаки утомления.................................................................... 36

2.5 Гигиенические требования к одежде.......................................................................................................................... 38

2.6 Физкультурное оборудование.......................................................................................................................................... 42

3 ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ................................................................................................................................................................ 43

3.1 Подготовка воспитателя к практическим к занятиям................................................................................... 43

3.2 Практические умения, необходимые для проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях......................................................................................................................................................................................... 44

3.3 Самостоятельная работа обучающихся.................................................................................................................... 45

3.4 Педагогическая практика в детском саду.............................................................................................................. 46

3.5 Принципы и задачи организации научно-исследовательской деятельности учащихся........ 46

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ............................................................................................. 49

ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................................................................................... 51

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Медико-педагогический контроль в дошкольном учреждении. Организация медико-педагогического контроля. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях. Диагностика физической подготовленности.Сенсомоторное развитие ребенка. Осанка. Осанка как показатель физического развития. Оценка состояния осанки в процессе развития детей. Изучение двигательной активности ребенка. Понятие двигательной активности (ДА). Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах.

Медико-педагогические наблюдения за организацией и методикой проведения различных форм физического воспитания в дошкольном учреждении. Цель и задачи физического воспитания. Метод пульсометрии. Физиологическая кривая занятия. Физиологическое утомление, внешние признаки утомления. Гигиенические требования к одежде. Физкультурное оборудование.

Подготовка воспитателя к проведению практических занятий физической культурой с детьми. Подготовка воспитателя к практическим к занятиям. Практические умения, необходимые для проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях.

Самостоятельная работа обучающихся. Педагогическая практика в детском саду.

Принципы и задачи организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

 


ЛИТЕРАТУРА*

 

1. Барчуков И. С. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребёнка [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Барчуков И. С. - 2013 - http://lib.muh.ru.

2. Барчуков И. С. Основы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс]: рабочий учебник/ Барчуков И. С. - 2013 - http://lib.muh.ru.

3. Барчуков И. С. Подвижные игры и спортивные упражнения [Электронный ресурс]: рабочий учебник / Барчуков И. С. - 2013 - http://lib.muh.ru.

4. Барчуков, И. С. Обучение ребёнка двигательным действиям [Электронный ресурс]: рабочий учебник / Барчуков И. С. - 2012 - http://lib.muh.ru.

5. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник. / Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 208 c.—http://www.iprbookshop.ru/32062.— ЭБС «IPRbooks».

6. Синкевич Ю. С. Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания [Электронный ресурс]: рабочий учебник / Синкевич Ю.С. - 2012 - http://lib.muh.ru.

7. Соколова Л.А. Физическое воспитание детей 3–4 лет [Электронный ресурс]/ Соколова Л.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2012.— 152 c.—: http://www.iprbookshop.ru/26787.— ЭБС «IPRbooks»

8. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шебеко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 288 c.—: http://www.iprbookshop.ru/35552.— ЭБС «IPRbooks»

 


ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

1. Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

2. Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5).

3. Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).

4. Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Игры с водой

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

- наполнить бутылку до половины – она будет плавать;

- налить бутылку до верха – она будет тонуть;

- «фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

- тонет – не тонет;

- вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно – тепло – горячо.

Растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Игры с тестом способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздя, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, невзирая на устоявшиеся правила.

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.

Изделия можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то поделки прослужат долгое время.

Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета. «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики)

1. Делайте упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений
2-3 минуты (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4-6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.

3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды – прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Лепка

Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Особенно полезными будут уроки лепки для мальчиков.

Лепка – этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Аппликация

Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

Поделки из природных материалов: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток и другой бросовый материал.

На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:

- смешивание цветов и составление своей палитры;

- соединение деталей;

- изготовление плоских фигур;

- изготовление объемных фигур с помощью фольги;

- покрытие работ водяным лаком.

- сочетание изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.

 

Осанка

Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает стоя или сидя.

Осанка определяется и регулируется рефлексами позы, и отображает не только физическое, но и психическое состояние человека, и является одним из основных показателей здоровья.

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.

Правильная осанка у детей дошкольного возраста очень важна. Ведь при этом хорошо работают дыхательная, пищеварительная и сердечно-сосудистая системы.

Но если есть какие-то нарушения, то у ребенка может быть:

– затрудненное дыхание;

– головные и мышечные боли как следствие недостаточного притока крови и кислорода к клеточкам организма;

– повышенная утомляемость, усталость, плохое настроение.

В течение года родителям нужно осматривать своего ребенка 3–4 раза. Делается это во время купания, и не страшно, что обследование это не совсем квалифицированное. Ведь именно родители первыми могут заметить малейшие изменения. Такой осмотр врачи рекомендуют проводить с расстояния примерно 1,5 м - спереди, сбоку и сзади.

Спереди. Когда ребенок стоит лицом к Вам обратите внимание на:

– контуры и уровень расположения плеч (возможно одно чуть выше);

– форму грудной клетки. В идеале она должна быть широкой, «развернутой»;

– выгибание или уплотнения одной из сторон туловища;

– правильное положение стоп.

Поставьте их вместе, их внутренние поверхности должны полностью соприкасаться.

Сзади. Обратить внимание на:

– вертикальное положение головы (мочки ушей должны быть на одном уровне);

– линии шеи, плеч и спины.

Если все хорошо, то плечи должны быть слегка отведены назад, лопатки слегка выступают назад и в тоже время плотно прилегают к позвоночнику. Линия позвоночника хорошо видна при наклоне вперед.

Сбоку. Обратить внимание на контуры живота.

Выпученный или отвислый живот – у ребенка слабые мышцы брюшного пресса.

Среди начальных дефектов осанки у детей дошкольного возраста встречаются такие, как сутулость, круглая спина, вогнутая спина и сколиоз (рисунки 1–4).

 

 

Рисунок 1. Сутулость

 

Встречается у многих детей дошкольного возраста.

При этом позвоночник немного изогнут только в районе лопаток, плечи при этом приподняты. Занятия физическими упражнениями и подвижными играми быстро устраняют этот дефект.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия.

Слабые мышцы шеи и спины не могут удерживать голову и плечи в правильном положении. А еще привычка сидеть, согнувшись, ходить с опущенной головой может привести к сутулости и круглой спине. Плечи при этом опускаются вниз и вперед, голова и шея наклоняются вперед, немного западает грудная клетка, живот выпячен вперед, ноги в коленках чуть согнуты.

Вогнутая спина (лордотическая осанка).

 

Рисунок 2. Круглая спина (кифотическая осанка)

 

 

Рисунок 3. Вогнутая спина

 

 

Рисунок 4. Сколиоз

 

Лордотическая осанка - значительно увеличен поясничный лордоз, таз запрокинут кзади, живот отвисает, туловище часто отклонено назад.

Встречается редко, но все же встречается. При этом грудная клетка и таз подаются назад. Живот приобретает выпуклый вид. Сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе.

Занятия физическими упражнениями устраняют этот дефект.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника, напоминает букву «S».

При этом одно плечо приподнято, лопатки одна выше и дальше от позвоночного столба, а вторая - ниже и ближе к нему. Одна боковая сторона туловища выпуклая, а другая – западает, позвонки скручиваются вокруг своей оси, вследствие чего выпирают ребра или образуется горб.

Сколиозы первой степени устраняются, если заниматься лечебной физкультурой. Но иногда лечение занимает много времени и сил, поэтому при выявлении первых признаков срочно к врачу – ортопеду.

Помимо перечисленных признаков существуют и другие «сигналы», на которые родителям следует обратить внимание:

• если ребенок жалуется на боль в ногах, не хочет играть в подвижные игры, вялый;

• но самое главное – когда малыш сутулится, родителям следует обратиться в врачу.

Всем понятно, что предупредить заболевание значительно легче, чем его лечить. Такие средства как физические упражнения, подвижные игры способствуют формированию правильной осанки. На протяжении всего дошкольного периода ребенка нужно приучать:

• правильно сидеть на стуле и за столом;

• правильно ходить;

• спать в соответствующей позе.

Что означает «правильно сидеть за столом».

Малыша нужно приучать голову держать вертикально или слегка наклонив вперед, плечи ровно, локти свободно размещать на столе, туловище вертикально, ступни поставлены на пол.

Расстояние от поверхности стола до глаз 40–50 см. Когда ребенок кушает, рисует, рассматривает рисунки в книжке не допускать, чтобы сидя за столом малыш опирался на него грудью, поворачивал туловище боком, подгибал под себя ногу или обе ноги.

Желательно, чтобы у ребенка было свое «рабочее» место (стол, стул, полочка), где он мог бы заниматься. Освещение при этом должно падать на рабочую поверхность с левой стороны. На столе поставьте настольную лампу.

Во многих семьях дети могут подолгу смотреть телевизор, сидя при этом в неудобной позе. Родителям необходимо следить за этим и ограничивать просмотр телепередач. Спать в соответствующей позе.

Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать постоянно на одном боку могут привести к искривлению позвоночника, а сон «калачиком» - к круглой спине.

Врачи рекомендуют детям спать на кроватях с ровным, твердым, упругим матрацем и невысокой подушкой.

По мнению врачей, идеальная поза для сохранения осанки - засыпать на спине, держа руки поверх одеяла.

Если же ребенок любит спать на боку, доктора советуют молодым родителям быть очень внимательными, следить чтобы малыш не подтягивал ноги к животу, не сгибался калачиком и не укрывался одеялом с головой, часто переворачивать его в кроватке. Но заметим, что в большинстве случаев эта задача, к сожалению, трудновыполнима.

Осанка у детей дошкольного возраста укрепляется простыми физическими упражнениями, подвижными играми.

Понятие двигательной активности (ДА)

Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Движение – естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности. Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма», а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.

Под двигательной активностью также понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п.

Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.

С позиций физиолога можно разделить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т.д.).

Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Нерегламентированная двигательная активность - объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Все эти движения произвольные, целенаправленные. Они удовлетворяют определенную потребность человека, представляя этап поведенческого акта. Оценивая ДА, мы не должны исключать и те движения, которые человек совершает непроизвольно (периодическое изменение позы, потягивания и др.). Между всеми формами движений имеется тесная взаимосвязь и взаимooбycлoвлeннocть.

Биологическое значение двигательной активности

Мышечная деятельность, осуществляя взаимодействие человека с окружающей средой, позволяет ему в процессе повседневной жизни вступать в контакт с природными факторами, создавать материальные ценности, необходимые для наилучшего приспособления к меняющимся условиям жизни. В процессе роста и развития ребенок осваивает различные двигательные умения и навыки, которые впоследствии служат основой для формирования разнообразных трудовых профессиональных навыков. Оптимальная ДА способствует развитию двигательных качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости, повышает физическую работоспособность (объем, продолжительность и предельную мощность работы). В процессе филогенетического развития двигательная деятельность обеспечивала выживание биологического вида. Современному человеку двигательные реакции необходимы для общения, они являются внешним проявлением трудового процесса и занимают одно из важных мест в жизнедеятельности организма.

Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. ДА детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию.

В процессе роста и развития активная деятельность скелетной мускулатуры является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма.

ДА вызывает и неспецифические психофизиологические реакции, которые обеспечивают устойчивость организма человека к действию неблагоприятных факторов (ионизирующая радиация, токсические вещества, гипо- и гипертермия, гипоксия, инфекции, различные патологические процессы). Оптимальная двигательная активность способствует адаптации организма человека к изменениям окружающей среды (климата, временных поясов, условий производственной деятельности и др.), долголетию, улучшает здоровье, повышает как учебную, так и трудовую активность. Ограничение же двигательной активности резко снижает адаптационные возможности организма и укорачивает жизнь.

Двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка, включая младший школьной возраст.

 

 

Метод пульсометрии

 

Одним из оперативных показателей является частота сердечных сокращений (ЧСС), а методом её определения является пульсометрия.

Пульсометрия (от лат. pulsus — удар, толчок и греч. metreo — измеряю) — измерение частоты пульса.

Пульсометрию можно представить в виде блок-схемы, отображающей основное содержание этого метода (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5. Пульсометрия

Характеристики пульса

Пульс (от лат. пулсус – толчок) – толчкообразные, ритмичные смещения стенок артерий вследствие заполнения их кровью, выбрасываемой при систоле левого желудочка и устремляющейся к периферии.

Исследуя пульс, определяют прежде всего его частоту и ритм. Одновременно выявляется ряд свойств пульса, а именно: его наполнение, напряжение, состояние стенки сосуда и др.

Частота пульса - величина, отражающая число колебаний стенок артерии за единицу времени. В зависимости от частоты различают пульс:

– умеренной частоты 60-80 уд./мин;

– редкий, менее 60 уд./мин, называется брадикардия;

– частый, более 80 уд./мин, называется тахикардия.

Тахикардия – это учащённое сердцебиение.

Брадикардия (от греч. bradýs – медленный и kardía – сердце), уменьшение частоты сердечных сокращений ниже 60 ударов в 1 мин.

Ритмичность пульса - величина, характеризующая интервалы между следующими друг за другом пульсовыми волнами.

По этому показателю различают:

- ритмичный пульс - если интервалы между пульсовыми волнами одинаковы;

- аритмичный пульс - если они различны.

Аритмия - патологическое состояние, при котором происходят нарушения частоты, ритмичности и последовательности возбуждения и сокращения сердца.

Наполнение пульса - объем крови в артерии на высоте пульсовой волны. Различают:

- пульс умеренного напряжения;

- полный пульс - наполнение пульса сверх нормы;

- пустой пульс - плохо пальпируемый;

- нитевидный пульс - едва ощутимый.

Напряжение пульса - характеризуется силой, которую нужно приложить для полного пережатия артерии.

Различают:

- пульс умеренного напряжения;

- твёрдый пульс;

- мягкий пульс.

Гипертония – повышенное артериальное давление.

Гипотония - понижение артериального давления.

Высота пульса - амплитуда колебаний стенки артерий, определяемая на основе суммарной оценки напряжения и наполнения пульса.

Различают:

- пульс умеренной высоты;

- большой пульс - высокая амплитуда;

- малый пульс - низкая амплитуда.

Форма (скорость) - скорость изменения объёма артерии:

- пульс умеренной формы;

- скорый пульс;

- медленный пульс.

 

 

Физкультурное оборудование

Требования к физкультурному оборудованию:

• оборудование и инвентарь, используемые на участке и в помещении, должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики;

• размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Спортивная площадка и спортивный зал в каждом детском саду должны быть оборудованы всем необходимым. Физкультурная площадка должна иметь: яму с песком для прыжков в длину (размеры 4 ´ 4 м, глубина – 40 см); дуги для подлезания (высота 40–60 см); шведскую стенку (высота 2,5–3 м); бревно для равновесия (длина 5 м, высота 40 см); стойки для натягивания сетки (для игры в мяч, бадминтон); разные типы пирамид для лазания; дорожку для бега (длина 30 м); мишени разных типов; футбольное поле (длина 20 м, ширина 15 м).

Оборудование спортивного зала составляют: гимнастическая стенка (высота 2,5 м); гимнастическая доска (длина 2,5 м, ширина 20 см); гимнастическая скамейка (длина 3 м, высота 20, 25, 30 см); мишени разных типов; стойки и планки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.); тренажеры.

Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, прежде всего необходимо подобрать и объединить разные виды его в комплекты с учетом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе: в отдельном физкультурном зале детского сада, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате без спален и со спальными, раздевалкой, на физкультурной площадке, групповом участке и т.д.

В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1–5 единиц); набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное оборудование (лестница-стремянка, горка-скат, мостик-качалка); сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформировать детали комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием (специальные крючки, защелки, ленты); дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.); игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).

Очень важно предусмотреть удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Это достигается за счет смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных (навесных, приставных) пособий; объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики); перестановки пособий в различном пространственном расположении. Интересны приемы новизны, при которых физкультурное оборудование превращается в игровое. Так, например, летом на участке для этого достаточно воспользоваться обыкновенными тентами. Для их изготовления можно применять любую ткань (палаточную, хлопчатобумажную, фланелевую), желательно ярких расцветок. Чтобы быстро и удобно закрепить тент, к нему можно пришить пуговицы, завязки, ленточную тесьму, оформить сюжетной аппликацией, вырезать окошки. Стоит на лиану закрепить тканевую полоску, как дом, шалаш, палатка, театральная площадка и многое другое – готово.

Разные сюжеты можно обыграть на вертикальной и наклонной лестнице, обыкновенную лестницу превратить в ракету или космический корабль. Специальный тент-мишень устанавливается между двумя лестницами, деревьями, на турничке, надевается на скамейку, чурбачок. Если закрепить тент сверху или по бокам воротников, то это будет туннель, а может быть дом, гараж, зоопарк. Можно играть здесь в паровоз, автобус.

Рациональное использование физкультурного оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраста детей. В младших группах оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребенку свободного перехода от чисто двигательной деятельности к игровой и наоборот. Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий: во-первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом из пособий; в-третьих, развивая умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения; в-четвертых, объединяя детей в совместных движениях с одним пособием (скакалка, мяч, обруч на двоих).

Внося пособия в группу, необходимо расставлять их каждый раз несколько по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол, концами на два стула, наклонно, боком), дополнять основные пособия небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку – мяч, который подскажет ребятам новое движение); постепенно объединять разные пособия в комплексы (например, доска, несколько кубов, дуга располагаются в ряд в центре групповой комнаты и пр.).

Эффективно используя физкультурное оборудование, воспитатель обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность.

 

 

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ

Подготовка воспитателя к практическим к занятиям

Профессиональную подготовку специалиста по физическому воспитанию детей дошкольного возраста следует вести по трем направлениям.

Первое направление – собственная физическая и мотивационная готовность к профессиональной деятельности. Это предполагает оптимальную двигательную подготовленность студентов в области гимнастики, спортивных игр и упражнений, овладение системой знаний о физической культуре, а также формирование мотивационно-потребностной сферы будущих педагогов. Богатые возможности для формирования основ профессиональной компетентности будущих специалистов дают занятия по физической подготовке студентов. Чтобы научить дошкольников различным двигательным действиям, предусмотренным программой, педагог должен уметь сам выполнять все основные движения. При этом в процессе выполнения студентами легкоатлетических или гимнастических упражнений, участия в спортивных играх, их внимание должно акцентироваться на методике обучения детей данным упражнениям и играм. На занятиях по физическому воспитанию должно уделяться внимание умению подавать команды, руководить группой при различных построениях и перестроениях.

Второе направление предполагает получение студентами глубоких знаний об анатомо-физиологических, морфофункциональных и психологических особенностях дошкольников, знаний особенностей развития детей дошкольного возраста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.141 с.)