Изучение двигательной активности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение двигательной активности ребенка



 

Понятие двигательной активности (ДА)

Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Движение – естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности. Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма», а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.

Под двигательной активностью также понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности. Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п.

Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.

С позиций физиолога можно разделить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т.д.).

Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Нерегламентированная двигательная активность - объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Все эти движения произвольные, целенаправленные. Они удовлетворяют определенную потребность человека, представляя этап поведенческого акта. Оценивая ДА, мы не должны исключать и те движения, которые человек совершает непроизвольно (периодическое изменение позы, потягивания и др.). Между всеми формами движений имеется тесная взаимосвязь и взаимooбycлoвлeннocть.

Биологическое значение двигательной активности

Мышечная деятельность, осуществляя взаимодействие человека с окружающей средой, позволяет ему в процессе повседневной жизни вступать в контакт с природными факторами, создавать материальные ценности, необходимые для наилучшего приспособления к меняющимся условиям жизни. В процессе роста и развития ребенок осваивает различные двигательные умения и навыки, которые впоследствии служат основой для формирования разнообразных трудовых профессиональных навыков. Оптимальная ДА способствует развитию двигательных качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости, повышает физическую работоспособность (объем, продолжительность и предельную мощность работы). В процессе филогенетического развития двигательная деятельность обеспечивала выживание биологического вида. Современному человеку двигательные реакции необходимы для общения, они являются внешним проявлением трудового процесса и занимают одно из важных мест в жизнедеятельности организма.

Выполнение физических упражнений и других видов движений сопровождается функциональной активностью, которая вызывает специфические и неспецифические психофизиологические реакции. Специфические реакции характеризуются улучшением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях данного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях различной интенсивности. ДА детей является биологическим стимулом, способствующим морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию.

В процессе роста и развития активная деятельность скелетной мускулатуры является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в процессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма.

ДА вызывает и неспецифические психофизиологические реакции, которые обеспечивают устойчивость организма человека к действию неблагоприятных факторов (ионизирующая радиация, токсические вещества, гипо- и гипертермия, гипоксия, инфекции, различные патологические процессы). Оптимальная двигательная активность способствует адаптации организма человека к изменениям окружающей среды (климата, временных поясов, условий производственной деятельности и др.), долголетию, улучшает здоровье, повышает как учебную, так и трудовую активность. Ограничение же двигательной активности резко снижает адаптационные возможности организма и укорачивает жизнь.

Двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка, включая младший школьной возраст.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.007 с.)